Конспект урока по письму и развитию речи «Имя прилагательное» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 11 December 2016

Повторение изученного по теме: «Имя прилагательное».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме : «Имя прилагательное»

Задачи:

1.Закрепить умения различать имена прилагательные, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.

2.Развивать внимание , память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь.

3. Привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи, совершенствовать культуру речи учащихся.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со схемами (работа в бригадах), правила работы в бригадах, алгоритм, карточки с домашним заданием, презентация, SMART доска.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей! 

Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора. 

Проверяется готовность к уроку, записывается число.

- Сегодняшний урок я хочу начать словами Ивана Сергеевича Тургенева: (слайд )

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»

-Как вы понимаете его смысл? (наш русский язык-могуч, велик, он создавался и совершенствовался веками, поэтому нужно любить и беречь его, то есть учить грамматику, правильно использовать , ценить его, как свою родину, ведь наш язык- это наше богатство и достояние.)

-Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием.

2.Сообщение темы и целей урока.

-Как звучит тема сегодняшнего урока вы узнаете разгадав загадку? (слайд )

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное». Запишите в тетрадь. (слайд )

-Сформулируйте задачу нашего урока!

-Какую задачу поставить перед собой каждый из вас?

-Молодцы!

-Мы приступаем к работе над задачей урока.

3.Актуализация опорных знаний

-Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним, что такое имя прилагательное. Я начинаю, а вы продолжаете:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это_______________,

отвечает на вопросы______________________,

которая обозначает________________________,

согласуется с____________________________ .

- Уточните, какие признаки предметов могут обозначать имена прилагательные.

(цвет, величина, вкус, запах, материал, характер, настроение, назначение и т.д.) (слайд )

Итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать в течение урока.

4.Игра «Определи значение и найди лишнее слово». (работа в бригадах)

-Вспомните правила работы в бригадах.(слайд )

- Определите значение прилагательных и найдите лишнее.

1 бригада

2 бригада

маленький, низкий, голубой, высокий- величина

Бумажный, худой, деревянный, золотой- материал

Кислый, сладкий, горький, ароматный - вкус

Книжный, чайный, деревянный, зимний- назначение

Белый, добрый, желтый, серый- цвет

Серьёзный, честный, вежливый, свежий- характер.

Проверка!

- Совместными усилиями делается вывод о том, что роль имени прилагательного в речи значительна: передают красоту, яркость, разнообразие окружающих предметов, делают речь выразительнее и точнее.

-Посмотрите внимательно на все имена прилагательные и скажите :

-Какое из перечисленных значений мы не использовали в нашей работе? ( настроение)

-Молодцы! А вот примеры таких прилагательных вы приведете после прочтения отрывка из стихотворения Ивана Бунина “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

5.Орфографическая минутка.

Зимним хол…дом п…хнуло
(На) п…ля и (на) л…са.
Ярким пурпуром зажглися
(Пред) з…катом н…б…са.

 

Настроение стихотворения слегка печальное. Оно посвящено природе.
Холодом пахнуло, ….

Роль прилагательного - придать стихотворению большую красоту.
Отрывок стихотворения понравился тем, что создал зимнее настроение и перенес в атмосферу волшебства и сказки.

1.Прочитайте четверостишье выразительно.

2.Какое настроение вызвало у вас это четверостишье? Почему?

3.Объясните , как вы понимаете значение слова пурпуром

-А как можно узнать значение слова? (Толковый словарь, интернет, у взрослых..)

-Прочитайте значение этого слова в словаре С.И. Ожегова .

пурпуром -к пурпурным относят гамму цветов, полученных при смешивании красного цвета с синим или фиолетовым


 

4.Итак, какая задача стоит перед нами?

5. Выполнение работы. ( 1 ученик у доски)

6.Какие орфограммы встретились?

7.Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

8.Найдите имена прилагательные выделите их окончания и определите род, число, падеж.

Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли? (Алгоритм)

-Ребята , о каком времени года говорится в этом четверостишье?

6.Минутка отдыха.

Цикл «Времена года. Зима» (А.Вивальди).

-Какое время года изображает музыка?

-Придумайте для неё название.

-Какую картину к этой музыке вы бы нарисовали?

- А какие краски вы бы использовали?

7. Работа по теме урока.

-Без какой краски мы не можем представить себе зиму? (Без белой краски)

-Какое окончание напишите у прилагательного? А как можно проверить безударное окончание прилагательного? Докажите!

-Запишите это словосочетание.

-Определите род, число, падеж прилагательного.

Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли? (Алгоритм)

8.Письмо по памяти.

-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.

- Отгадайте загадку:

Поле черно - белым стало, падает то дождь, то снег.

А еще похолодало - льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

О ноябре народ сложил много пословиц и поговорок, одна из них записана на доске.

-Прочитайте ее вместе.

-Как вы ее понимаете?

Ноябрь — последний месяц живой воды.

- Объясните правописание выделенных орфограмм.

-Еще раз прочитайте и запишите по памяти.

Проверка!

-Укажите падеж прилагательных.

7. Работа с учебником

Упражнение 112,с.86.

Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли? (Алгоритм)

8.Тест.

9.Домашнее задание.

Карточки

Вам предлагается два варианта , каждый из вас должен выбрать одно задание , которое он будет выполнять. ( 1 вариант более легкий, 2- сложнее).

ЗАДАНИЕ №1.

Составить словосочетания. Выделить окончания прилагательных.

Колючий (растение, кусты, слово, ежата).

Летний (солнце, настроение, деньки, платье).

Свежий (дыхание, овощи, новости, молоко).

Синий (море, глаза, просторы, покрывало).

ЗАДАНИЕ № 2 «Четвертый лишний».

В каждом ряду найди и убери лишнее слово. Докажи свой выбор.

Морской, соломкой, узкой, звонкой.

Ключей, колючей, горячей, могучей.

В летней, за баней, с ранней, с соседней.

9.Итог урока.

Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Какие знания закрепили об имени прилагательном ?

- Что такое имя прилагательное ?

-С какой частью речи согласуется?

-Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

-Как проверить правописание безударных окончаний прилагательных?

- Для чего прилагательные нужны в нашей речи?

-Справились мы с задачей нашего урока?

-Справились ли вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?

Закончи предложение:

Мне сегодня на уроке удалось …

Я и не подозревал …

Мне стало понятно …

А у меня сегодня не получилось …

- Кто у нас давал самые точные ответы и проявил самые лучшие знания

- Кто очень-очень старался и был молодцом?

Выставление оценок.

Наш урок я хочу закончить следующими словами Сергея Скачкова : (слайд )

«С благоговеньем прикасайся к тому, чем ты вооружён, твори светло и упивайся безбрежным русским языком. Воздушно лёгок, сочен, вкусен, суров и нежен, многолик,

во всех мелодиях искусен наш удивительный язык.»


 

-Ребята, благодарю вас за сотрудничество на уроке. Всем большое- большое спасибо! Урок закончен. Все свободны. Отдыхайте.


 

Приложение:

 

Карточка №1.

Выписать окончания имен прилагательных в четыре столбика

м.р., ж.р., с.р., мн.ч.

АЯ, ИЯ, УЯ, ИЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЕ, ЫЕ, ЫЙ, УЕ, ОЙ, ЕИ.

Карточка№ 2. «Найди ошибку и исправь».

Объясни, где нарушено согласование. ( роде, числе, падеже).

Озорная мальчишка;

по горной тропинкам.

Долгими зимних вечерами кот сладко дремлет у печки.

Карточка № 3. «Подбери общий признак к предметам»

Окончания проверяй вопросом.

Дружба__________, как сталь.

Богатырь __________, как дуб.

Ветер_____________, как мальчишка.

Солнышко__________, как мама.

« Тест»

1. Что обозначает имя прилагательное?

А ) признак предмета

В ) предмет

С ) действие предмета

Д ) качество предмета

2. В какой строке записано имя прилагательное?

А) радостный

В )ручьи

С) светит

Д )подснежник

3. Укажи строку, где имя прилагательное стоит во множественном числе.

А) холодная

В) интересное

С) увлекательный

Д) звонкие

4. В какой строке записано имя прилагательное, которое отвечает на вопрос КАКОЙ?

А) теплое

В )смелая

С )быстрый

Д )легкие

5. Какие слова являются близкими по значению?

А) узкий – широкий

В) аккуратный – старательный

С) веселый – грустный

Д) сладкий – горький

6. Сколько имен прилагательных в стихотворении?

Лежит круглый, золотистый

На тарелочке на чистой.

А) 2

В) 4

С) 3

Д) 5

7. С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

А) глагол

Б) имя существительное

В имя прилагательное

ЗАДАНИЕ №1.

Составить словосочетания. Выделить окончания прилагательных.

Колючий (растение, кусты, слово, ежата).

Летний (солнце, настроение, деньки, платье).

Свежий (дыхание, овощи, новости, молоко).

Синий (море, глаза, просторы, покрывало).

ЗАДАНИЕ № 2 «Четвертый лишний».

В каждом ряду найди и убери лишнее слово. Докажи свой выбор.

Морской, соломкой, узкой, звонкой.

Ключей, колючей, горячей, могучей.

В летней, за баней, с ранней, с соседней.

ЗАДАНИЕ №1.

Составить словосочетания. Выделить окончания прилагательных.

Колючий (растение, кусты, слово, ежата).

Летний (солнце, настроение, деньки, платье).

Свежий (дыхание, овощи, новости, молоко).

Синий (море, глаза, просторы, покрывало).

ЗАДАНИЕ № 2 «Четвертый лишний».

В каждом ряду найди и убери лишнее слово. Докажи свой выбор.

Морской, соломкой, узкой, звонкой.

Ключей, колючей, горячей, могучей.

В летней, за баней, с ранней, с соседней.


 

Правила работы в бригадах:
1.Вежливо обращайтесь друг с другом.
2.Выслушивайте мнение каждого.
3.Не перебивайте говорящего.
4.Доказывайте свои версии.
5.В бригаде ответы дает каждый.
6.Умеешь сам - научи другого.

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – это_______________,

которая обозначает________________________,

отвечает на вопросы______________________,

согласуется с____________________________,

в речи служит для______________________.

Маленький, низкий, голубой, высокий- _____________________________________

Бумажный, худой, деревянный, золотой- _____________________________________

Кислый, сладкий, горький, ароматный - _____________________________________


 

(цвет, величина, вкус, запах, материал, характер, настроение, назначение)

Книжный, чайный, деревянный, зимний- ________________________________________

Белый, добрый, желтый, серый-

________________________________________

Серьёзный, честный, вежливый, свежий- ________________________________________

 

(цвет, величина, вкус, запах, материал, характер, настроение, назначение)

Правила работы в бригадах:
1.Вежливо обращайтесь друг с другом.
2.Выслушивайте мнение каждого.
3.Не перебивайте говорящего.
4.Доказывайте свои версии.
5.В бригаде ответы дает каждый.
6.Умеешь сам - научи другого.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации