Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе «Письмо с фронта»
Цели урока:
- образовательная – углубить и расширить представления учащихся об эпистолярном жанре посредством знакомства с письмами времён Великой Отечественной войны, повысить интерес учащихся к эпистолярному жанру;
- развивающая – развивать коммуникативную и правописную компетентность учащихся, развивать их монологическую и диалогическую речь;
- воспитательная – воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому и любви к русскому языку.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Оборудование: доска, презентация, тексты стихотворений, карточки с вопросами.
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие учителя, гостей, настрой детей).
Учитель: здравствуйте, ребята! Садитесь. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас с вами присутствуют гости. Ребята, желаю вам на протяжении всего урока сохранить рабочий настрой. Предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение, подарить друг другу улыбки. Итак, посмотрели друг на друга, улыбнулись, и постараемся сохранить такое же хорошее настроение на весь день.
2. Определение темы и задач урока, мотивация учащихся (загадка, обращение к эпиграфу урока).
Учитель: а начнём мы наш урок с отгадывания темы. Итак, загадка.
Сбоку – марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица
Если захочешь –
За море умчится. (Письмо)
Учитель: верно, это письмо. А какую важную дату, юбилей какого события вся страна ожидает в этом году, в мае? (75 лет Победы в Великой Отечественной войне).
Учитель: в преддверии праздника Великой Победы мы не можем обойти вниманием тех, кто завоевал сегодняшний мир. Пока мы живём, обязаны помнить о тех, кто пал на поле боя, кто ценой своей жизни завоевал мирное небо над нашими головами. Но, согласитесь, наверное, не было бы побед без поддержки из тыла. Связь помогали держать письма.
Если сегодня спросить любого из вас, кто умеет писать письмо, вы удивитесь: «Зачем? Ведь можно гораздо быстрее связаться с близкими, родными, друзьями. Например, по телефону или послать СМС сообщение». Да. Это правда. Но нам, живущим в 21 веке, не ощутить той теплоты, нежных прикосновений, любви, которые хранят обычные, на первый взгляд, листки бумаги. А ведь какая это моральная поддержка, какая сила! Можете себе представить? Сегодня на уроке мы приблизимся к этим ощущениям, получим возможность прикоснуться к великим страничкам нашей истории.
Учитель: обратите внимание на эпиграф (эпиграф на доске, выразительно читает учитель).
От столов до подоконников
Почта вечно полным-полна,
Из квадратов и треугольников
Заливает её волна.
Под неслышный здесь грохот пушек,
Торопясь, с утра до темна
Сортируют двое девчушек
То, что пишет домой война.
Константин Михайлович Симонов
Учитель: как вы понимаете эти строчки? (Ответы учащихся). Итак, какова же тема сегодняшнего урока? Какова наша цель, как думаете? (Ответы учащихся). Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и классная работа (слайд № 1).
3. Актуализация знаний (лексико-орфографическая работа, словарная работа).
Учитель: итак, мы должны помнить о важности и значимости эпистолярного жанра. Что это за жанр такой? (Ответы учащихся, один ученик зачитывает определение понятия «эпистолярный», потом слайд № 2). Совершенно верно, давайте запишем определение этого понятия себе в тетради. (Эпистолярный жанр (от греч. epistole — письмо, послание) — один из жанров литературного произведения. Это текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений).
Учитель: проведём словарную работу (учащиеся по цепочке выходят к доске, устно объясняют лексическое значение слов и их написание). Конверт, адресат, корреспонденция, адресант, информация, обращение, посылка, здравствуйте, до свидания, благодарю.
Учитель: ребята, как вы думаете, для написания письма нужны какие-нибудь правила? (Ответы учащихся). Конечно нужны, давайте поподробнее из рассмотрим (слайд № 3, зачитывает ученик, комментарий учителя).
Правила написания письма:
- наличие обращения к адресату;
- вопросительные предложения о здоровье адресата, можно спросить, как идут дела, как настроение, выразить слова поддержки;
- выражение благодарности за внимание, оказанное к вам в прошлом письме;
- сообщение о новостях; можно поделиться своими проблемами, рассказать о своих успехах, но не огорчать адресата плохими вестями;
- тон письма - доверительный;
- вы должны быть искренни и честны;
- используется монологическая и диалогическая письменная речь.
4. Обобщение и систематизация знаний (мини-лекция учителя, работа с репродукцией картины).
Учитель: хорошо, вспомнили, молодцы! А сейчас мы с вами поговорим о самых важных письмах, письмах ВОВ… В ВОВ письма складывали треугольником, кто-нибудь знает почему? (Ответы учащихся, слайд № 4,5,6,7). По ходу моего рассказа попрошу вас делать заметки у себя в тетрадях.
Учитель: ребята, теперь вам понятно, почему в годы ВОВ письма складывали уголком или треугольником? (Ответы учащихся). Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины Александра Ивановича Лактионова «Письмо с фронта».
Учитель: как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»? Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она? С помощью какой цветовой гаммы передаёт художник это настроение? Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины? (Ответы учащихся).
Учитель: в своей картине «Письмо с фронта» художник А. И. Лактионов воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, композиция буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всём ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
5. Физкультминутка.
Учитель: устали? Давайте отдохнём. Попрошу вас встать и расслабиться. Руки опустили. Итак, если я называю слово, связанное с темой войны, вы опускаете голову вперёд и вращаете плечами вперёд. Если я называю слово, не связанное с темой войны, вы откидываете голову назад и вращаете плечами тоже назад. Готовы? Оружие, солдаты, телефон, враг, пушка, суффикс, потери, хоккей, фиалка, победа.
6. Применение знаний и умений (работа по группам с текстом).
Учитель: переходим ко второй части нашего урока. Дальше работаете вместе, по группам, затем отвечаете на вопросы, не забываем дополнять (учитель даёт время на работу, вопросы двум группам раздаются на карточках).
1 группа: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы всё, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Всё – сказка, всё в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поёшь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идёшь.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
(Эдуард Асадов, «Письмо с фронта).
Учитель: какова главная мысль стихотворения? О чём говорит в строках письма боец? (В его письме воспоминания о далёком беспечном детстве, о беззаботной школьной жизни. Эти воспоминания греют душу ему, и согреют матери, когда она прочтёт строки письма). Есть ли в этом стих-ии ноты сожаления, если да, то о чём сожалеет солдат? (Звучит сожаление о том, как беспечно воспринимал он в мирное время всё, что имел, и надеется, что вдвойне оценит это, вернувшись, непременно вернувшись с войны). О чём ещё говорит в своём письме боец? (Говорит о том, что в любых испытаниях с ним она – его ангел-хранитель – мама. Он верит в победу и это главное, что помогает выжить). Какие изобразительно-выразительные средства использует автор этого стихия? (Автор не называет пули их настоящими именами, а использует метафору «свинцовый ветер». От этого снаряды не становятся менее опасными, но так автору удаётся избежать упоминания смерти, тем самым снижая напряжение читателя. Автор использует лёгкие живые образы, сравнения. Например, говоря об огнестрельных орудиях, поэт сравнивает их со стадом слонов. Казалось бы, это совершенно неподходящий образ, ведь слоны не ассоциируются с жестокостью и насилием. Однако он точно передаёт отношение автора, который сохраняет оптимистичный настрой).
2 группа: Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой
(К. Симонов «Жди меня»)
Учитель: стихотворение "Жди меня" читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Какой приём использует автор? (Повтор. Ключевое слово здесь - "жди", повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге зависит жизнь и победа. Жди меня, в этом и заключается главная мысль стихотворения). Есть ли здесь метафора? («Жёлтые дожди» - метафора. "Жёлтые дожди" навевают мысли о листопаде. Автор таким образом описывает времена года, в частности осень). А другие изобразительно-выразительные средства? (Всем смертям назло - гипербола, с помощью которой Симонов усиливает экспрессию, эмоциональность стихотворения. Как никто другой - сравнение. Симонов использует сравнение, чтобы показать, что так может ждать только русская женщина).
7. Подведение итогов урока («три предложения»).
Учитель: (учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями). Итак, ребята, какой была наша цель? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было самым важным для тебя на уроке? Что такое фронтовые письма? (Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности).
8. Домашнее задание.
Учитель: молодцы! Таким образом, эпистолярный жанр – это труд души, обращённый к другому человеку. Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Дома я предлагаю вам написать письмо на треугольнике, который вы сделаете сами. Это может быть:
- письмо с фронта;
- письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны.
9. Рефлексия («продолжи фразу»).
Учитель: а теперь нам предстоит проверить, достигли ли мы поставленной цели, дать самооценку своей работы. Сейчас я попрошу вас посмотреть в карточки, которые лежат у вас на столах и выбрать одну фразу для ответа и продолжить её. (Ответы учащихся). Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Сегодня получают оценки… Желаю вам успеха. Спасибо за урок!
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Селиванова Галина Геннадьевна