Урок развития речи в 6 классе «Письмо другу в Интернет-сообществе»
Урок развития речи 6 класс
«Письмо другу в Интернет-сообществе»
Проблема отсутствия мотивации в среде школьников:
1. почему некоторые ученики «ничего не хотят»;
2. как вовлекать таких учеников в образовательный процесс;
3. почему случаются спады мотивации у тех, кто обычно активно участвует в занятии;
4. как учитель может работать с разными типами мотивации учеников.
Идея: погружение семиклассников в реальную жизненную ситуацию (это случилось с моим племянником Долгиным Данилом, не желающим жить в реальном мире, наполненном интересной деятельностью).
Цель: Формирование уровней мышления по Классификации Марцано.
Задачи:
1. Знакомство с ровесником из Перми (племянником учителя).
2. Формулирование проблемной ситуации: игровая зависимость школьника.
3. Написание письма другу.
1 этап Воспроизведение известной информации о компьютерной зависимости подростков.
2 этап Понимание. Создание единой формы письма: обращение к другу, рассказ о себе, проблемная ситуация-за и против, советы другу, прощание с другом.
3 этап Анализ. Выявление положительных и отрицательных факторов игрового действия.
4 этап Применение знаний. Написание письма другу.
Технологическая карта урока письма
Учитель | Глыбина Ирина Васильевна |
Класс | 6 |
УМК | УМК Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г. (5-9). |
Тема | Письмо другу в Интернете |
Цели | Организация письменной работы в форме письма |
Задачи | Задачи урока через планируемые результаты: Личностные: создать условия для развития у школьников положительного отношения к учебному труду; формировать умение адекватно оценивать свою работу. Предметные: развивать способность учащихся развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы; создавать текст письма другу. Метапредметные: Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; продолжить учить соблюдению правил работы в группе, отвечать на уроке, слушать и слышать. Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний, развивать творческое мышление. |
Вид учебной деятельности | Познавательная, практическая |
Образовательная форма | Фронтальная, индивидуальная |
Технологии | Технология проблемного моделирования, использование приёмов проблемно-диалогического обучения. |
Организация образовательной среды | Оборудование урока: портрет школьника –адресата писем. |
Содержательно-технологическая характеристика
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты, комментарии |
- Приветствуем всех, кто сегодня на уроке письма. | Создание ситуации успеха. Побуждение учащихся к плодотворной деятельности на уроке.
| Личностные УУД: самоопределение. Создание благоприятного психологического настроя. |
Сегодня мы с вами можем выступить в роли авторов писем моему племяннику Даниле , который живет в Перми, учится в школе №71. Все свое свободное время он проводит за компьютером. | На доске ребята отмечают плюсы и минусы компьютерной игры.
| Познавательные УУД: дети ориентируются в системе знаний. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других. Регулятивные УУД: формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели. |
-Ребята, а давайте вспомним, как оформляются письма. Расставьте на доске правильные компоненты плана письма. |
Ребята формулируют сами тему: Письмо Другу в интернете. | Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение. Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. |
Ребята, как суметь доступно и грамотно описать свои мысли в письме? | Дети сами составляют алгоритм работы над написанием письма другу. | Познавательные УУД: умение использовать необходимые знания для решения проблемы. |
Учитель готовит ребят к письменной работе в виде физминутки : напишите ручкой в воздухе имена своих друзей, близких. | Дети самостоятельно проводят физминутку.
| Личностные УУД: самоопределение. Соответствие здоровьесберегающего момента с тематикой данного урока. |
Открываем тетрадь. Работаем по плану. | Учащиеся создают тексты.
| Личностные УУД: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий. Регулятивные УУД: осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов. |
Приложение
Письма ребят, отправленные Данилу в личном сообщении в ВК
Ответ в Контакте: Мне очень приятно такое читать, спасибо.
Это моё увеличение, и мне нравится приводить время с друзьями там, так как в жизни у меня их почти нет. Надеюсь, все получится. (Долгин Данил)
Классификация Марцано: как составлять задания с учётом уровней мышления
Есть четыре уровня мышления, каждый из которых объединяет несколько групп мыслительных процессов.
Воспроизведение
Процесс мышления: узнавание информации как уже известной, правильной
Типовые формулировки задания: выберите подходящий вариант / отметьте неправильные утверждения / определите по изображению.
Воспроизведение по памяти
Типовые формулировки задания: приведите факт или пример / перечислите / назовите дату.
Выполнение простого действия или последовательности действий без серьёзных ошибок
Типовые формулировки задания: выполните простое действие / повторите простое действие / решите по простому алгоритму.
Пример: перед вами топографическая карта территории школы и окрестностей. Укажите, где находятся следующие объекты — магазин, трансформаторная будка, парк, детский сад, стадион, детская площадка.
2. Понимание
Получение общего представления — упорядочивание информации или действий, создание единой системы
Типовые формулировки задания: выделите составные части / опишите последовательность и взаимосвязь / объясните причины.
Пример: приведите все фрагменты текста, где рассказчик не верит в возможность искупления своей вины.
Схематическое представление информации или действий с помощью визуальных средств
Типовые формулировки задания: представьте информацию в виде схемы / диаграммы / модели / ментальной карты / логического дерева / иллюстрации.
3. Анализ
Нахождение сходств и отличий при выборе объекта
Типовые формулировки задания: найдите сходства или отличия / приведите аналогичный пример / выделите общие признаки.
Определение категории объекта на основании характерных признаков
Типовые формулировки задания: определите категорию или вид, тип, класс / выделите характерные черты данной категории или вида, типа, класса.
Пример: определите категорию физических законов, к которым относится закон Бернулли. Выделите признаки, которые позволяют отнести закон Бернулли именно к этой категории физических законов.
Выявление и анализ ошибок на основании определённых критериев
Типовые формулировки задания: оцените критически / проведите анализ ошибочных действий или проблемных мест и их последствий.
Пример: на этом коротком видеофрагменте вы увидите, как теннисист неудачно отбивает подачу. Прокомментируйте, какие ошибки допущены, на что они повлияли и как их избежать.
Формулирование общих принципов для выбора объектов и действий с ними
Типовые формулировки задания: сформулируйте общий принцип или правило / выявите закономерность / предложите умозаключение.
Прогнозирование и предположение рисков
Типовые формулировки задания: спрогнозируйте, что произойдет в этом случае / предположите, как проявляется данный принцип в этих условиях.
4. Применение знаний
Принятие решения — выбор из нескольких, как бы равнозначных, альтернатив
Типовые формулировки задания: оцените альтернативы и выберите наилучший способ действий или ситуации / займите позицию по вопросу.
Пример: подберите для каждой картины подходящее описание из перечня ниже, учитывая замысел художника и точность передачи эмоций от увиденного. Прокомментируйте свой выбор.
Решение проблемы с учётом разных условий и препятствий
Типовые формулировки задания: придумайте решение проблемы с учётом ограничений или условий / предложите вариант улучшения.
Пример: спроектируйте макет устройства, с помощью которого можно «собирать» воду в засушливых районах. Используйте для этого свои знания об эффекте лотоса.
Построение и проверка гипотезы при помощи моделирования и эксперимента
Типовые формулировки задания: постройте и экспериментально проверьте гипотезу / смоделируйте и проведите эксперимент.
Исследование вопроса — выяснение механизмов, последствий явления, а также научный поиск ответа на комплексный вопрос
Типовые формулировки задания: исследуйте причины, механизмы или последствия / предложите свой вариант ответа на комплексный вопрос.
Использованные источники
Дополнение к методическому пособию «Шкалирование учебных целей в персонализированной модели образования» под редакцией Е. И. Казаковой, М., 2019.
Материал Интернета https://vk.com/@courses_for_teachers-klassifikaciya-marcano-kak-sostavlyat-zadaniya-s-uchetom-uro