Урок письма и развития речи в 7 классе по теме «Глагол. Закрепление»
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок « Письмо и развитие речи»
в 7 классе
Тема: Глагол. Закрепление.
Цель: Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.
Задачи: 1. Образовательные:
- обобщить знания учащихся о глаголе;
- активизировать использование полученных знаний;
- совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами существительными и личными местоимениями.
2. Коррекционные:
- развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;
- повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать обогащению, активизации словарного запаса.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интересы и любовь к предмету.
Оборудование: Раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, индивидуальные «карточки – помощницы» для слабых учащихся, сигнальные карточки ( + - ); учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы.
Ход урока.
Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет, что вы делаете на уроках.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю…
Отгадайте загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).
Мы поговорим о том, что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает. Будем выбирать глаголы из других частей речи и образовывать глаголы от данных слов.
- Ребята, с какой частью речи мы работали на прошлых уроках?
- Сегодня мы продолжим закреплять наши знания по теме «Глагол», потренируемся находить его в предложении, определять каким членом предложения он является.
-Кто мне скажет, что такое глагол? Чтоб вам проще было вспомнить, я раздам вам карточки, в которых вы допишете недостающие сведения.
-Петя С. Скажи нам , пожалуйста, что же такое глагол? (Все остальные ребята, сдают карточки на проверку.)
- Открываем тетради и записываем число и классная работа.
- Ребята, если я вам скажу – язык, рот, парты, ручка, карандаш, уши. Что вы поняли из этих слов? Ничего.
-А если, закрыли рты, сели за парты, достали ручку, открыли тетрадь, пишем.
Все понятно?
- О каких бы событиях мы не рассказывали друг другу, нам не обойтись без глаголов. Глагол занимает одно из главных мест в нашей речи. Вот и сейчас глаголы помогут нам вспомнить словарные слова.
II. Словарно – орфографическая работа.
- Итак, глаголы обозначают действие предмета, а как называется часть речи, которая обозначает предмет?
- Давайте образуем от глаголов однокоренные имена существительные и запишем их в тетрадь.
Мастерить – мастер
Продавать – продавец
Тренировать - тренер
- Что это за слова? ( Словарные; названия профессий )
- А теперь проверим, правильно ли вы написали словарные слова.
( Один ученик записывал словарные слова у доски, остальные в тетрадях.)
III. Найдите соответствия. (на доске)
Писала 3л., пр.вр., ж.р, ед.ч.
Танцую 3 л., пр.в, м.р.
Убежишь 3 л., пр.в., ср.р.
Вспомнил 2 л., буд.в., ед. ч.
Взошло 1 л., наст.в., ед.ч.
IV. Физ. минутка.
- Сейчас давайте поиграем в игру «Делай всё наоборот». Я вам буду называть действия, а вы будете выполнять противоположные по значению.
Сядьте, стойте, идите, откройте глаза, опустите руки, закройте глаза, поднимите руки, встаньте.
- Молодцы! А теперь я называю глагол и кидаю вам мячик, а вы называете противоположный по значению глагол и возвращаете мяч мне .
Молчать – ….. ( говорить )
Отдыхать - ….. ( работать )
Встречать - ….. ( провожать )
Лежать - ….. ( стоять )
Терять - ….. ( находить )
Ненавидеть - ….. ( любить )
Открыть - ….. ( закрыть )
- Молодцы! Немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.
- Мы не зря сейчас с вами выполняли эту физ. минутку. Она вам поможет выполнить следующее задание.
V. Упражнения на закрепление.
1. Работа с учебником.
Открываем страницу 229, смотрим упражнение 303. Катя М. читает задание.
Учащиеся работают в тетради. По очереди выходят к доске, записывают по предложению, подчеркивают глаголы, определяют время, число, лицо, род.
2. Упражнение в нахождении на слух глаголов.
- А сейчас послушайте стихотворение, попробуйте найти на слух и назвать глаголы.
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
3. Игра «Да – нет».
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Да – нет». Если мои утверждения верны, то поднимите зеленую карточку («да»), если неверны – то красную («нет»).
1) Глагол обозначает действие предмета.
2) Глагол отвечает на вопросы Кто? Что?
3) Глагол в предложении является подлежащим.
4) Глагол в предложении подчёркивается .
5) Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
6) Глагол в предложении подчёркивается ---------.
Молодцы!
4. Самостоятельная работа.
1) Игра «Образуй глагол»
Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.
Лётчик – летает Будильник – будить
отдых – отдыхает деление – делить
грызун – грызёт дружба – дружить
подкова – подковывает постель – постелить
свет – светит шалунья – шалить
шумный – шумит укус – укусить
чисто – чистит посылка – посылать
VI. Работа по карточкам.
- Ученик неправильно составил 3 карточки по теме «Время глагола», исправьте его ошибки, объяснив принцип составления карточки. Минута на обдумывание.
№1 №2 №3
Уплыл Говорят Купят
Играют Читают Посмотрят
Принесли Нарисуют Увидят
Написал Выполняют Гордятся
VII. Подведение итогов.
- О какой части речи мы говорили на уроке?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
VIII. Домашнее задание.
Страница 230, упражнение 305.
IX. Оценивание.
Глагол – это часть ____________, которая обозначает _________ _________________________ и отвечает на вопросы__________ ____________________________________________________.
|
Глагол – это часть ____________, которая обозначает ___________ _________________________ и отвечает на вопросы_____________ _______________________________________________________.
|
Глагол – это часть ____________, которая обозначает ___________ _________________________ и отвечает на вопросы_____________ _______________________________________________________.
|
Глагол – это часть ____________, которая обозначает ___________ _________________________ и отвечает на вопросы_____________ _______________________________________________________.
|
Глагол – это часть ____________, которая обозначает ___________ _________________________ и отвечает на вопросы_____________ _______________________________________________________.
|
Лётчик |
Будильник |
отдых |
грызун |
дружба |
свет |
укус |
посылка |