План работы педагога-психолога по сопровождению периода адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста
План работы педагога-психолога
по сопровождению периода адаптации
детей раннего и младшего дошкольного возраста
в 2018-2019 учебном году
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья и эмоционального благополучия детей, адаптация к условиям ДОУ
Задачи:
- Обеспечить психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через систему взаимодействия «педагог-родитель - ребенок».
- Выявить уровень адаптации детей.
- Провести консультации для родителей и педагогов по вопросам развития детей раннего возраста.
- Обеспечить повышение психологической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания ребенка.
Этапы адаптации |
Содержание деятельности |
||
с воспитанниками |
с родителями |
с педагогами |
|
Доаптационный Цель: формирование положительного настроя семьи на детский сад, снижение эмоциональной напряженности и тревоги родителей и педагогов. |
1. Организация совместной деятельности с воспитанниками ДОУ (по решению администрации организуются совместные прогулки вновь поступающих детей и воспитанников ДОУ). Месяц: июнь. |
1. Выступление на родительском собрании по теме: «Адаптация ребенка к новым социальнымусловиям» Месяц: Май. 2. Беседы с родителями с целью изучения семьи с целью прогноза адаптации. |
1. Организация консультаций по вопросам возрастного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Месяц:август. 2. Оказание помощи в организации благоприятной предметно – развивающей среды группы. Срок: август. 3. Составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребёнка. Срок: август. |
Адаптационный Цель: оптимизация условий и снижение психоэмоционального напряжения на основе изучения процесса адаптации. |
1. Организация приёма детей в группу в соответствии с примерным графиком. Месяц: август, 2. Реализация индивидуального подхода к ребёнку, учёт его актуальных потребностей и потребностей семьи, уровня психофизического развития. сентябрь, октябрь. 3. Психолого-педагогическое обследование детей Контроль нервно-психического развития детей. Консультирование семьи.
4. Коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми и их родителями. 1. Цикл развивающих занятий, способствующих снятию психоэмоционального напряжения и благоприятной адаптации детей к ДОУ. 2. Проведение игр на сплочение детей, создание положительного эмоционального фона. |
1. Наглядная информация в родительский уголок. 1.Анкетирование родителей «Мой ребенок».
2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам хода периода адаптации. Месяц: сентябрь, октябрь (по запросу). 2. Консультации по инициативе психолога с родителями детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и поддержке. Месяц: сентябрь, октябрь. 3. Изучение детско-родительских взаимоотношений (при тяжелой степени адаптации у ребенка). Месяц: октябрь. |
1. Беседы с воспитателями об особенностях работы с детьми раннего возраста. Месяц: сентябрь. 2. Совместное планирование организации детской деятельности в течение дня. Месяц: сентябрь, октябрь. 3. Беседы с воспитателями, испытывающими затруднения в период работы по адаптации детей. Месяц: сентябрь, октябрь. 4. Заполнение адаптационных листов. Месяц: август,сентябрь. 5. Прогнозирование уровня адаптации каждого ребенка и планирование психолого-педагогической помощи детям с тяжелой степенью адаптации. Месяц: сентябрь, октябрь. 6. Консультирование педагогов по сопровождению детей с тяжелой степенью адаптации. Срок: октябрь. |
Постадаптационный Цель: анализ и корректировка процесса адаптации в целом. |
Месяц: октябрь. 1. Регулярные совместные мероприятия для детей и родителей. Срок: ноябрь-май. |
Месяц: октябрь 1. Регулярные мероприятия с детьми. |
1. Диагностика эффективности процесса адаптации. Срок: ноябрь. 2. Профессиональная рефлексия воспитателей по итогам адаптационного периода. Срок: ноябрь. |