12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Москвина Надежда Васильевна31

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

   Для ребенка раннего возраста, впервые переступающего порог детского сада, открывается совершенно новый мир с неизвестным пространством, «чужим» окружением и непривычными отношениями. К этому новому, неизведанному нужно привыкнуть и каким-то образом приспособиться – адаптироваться[3,3].  Мы должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. По мнению Валерии Сергеевны Мухиной «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие». Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов является творческий стиль адаптации человека к своему окружению (творческий стиль, когда человек позитивно принимает среду и при этом старается активно изменять ее условия, приспосабливая их к себе и обретая необходимый физический и психический комфорт) [3,3]. Лыкова Ирина Александровна предполагает, «что дети раннего возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада». Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта.  

      В своей работе с детьми раннего возраста в период адаптации я использую разные игры и нетрадиционные техники рисования. Провожу в совместной деятельности взрослого с детьми в режимных моментах, особенно в утренние часы, когда дети расстаются с родителями. Одним из эффективных методов являются игры с тактильными и сенсорными коробочками. Детям очень нравиться играть с манкой, искать, что же там спрятано! Они быстро отвлекаются на предложенные им игры и легче расстаются с мамой.

      Сенсорная коробочка – это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста. Для создания коробочки можно использовать любую ёмкость: контейнер, таз небольшого размера, коробки, обклеенные однотонной бумагой. Наполнить такую коробочку можно любой крупой: манка, рис, греча и др. Также можно использовать мелкие предметы: игрушки от киндер-сюрприза, шары разного цвета, фрутокрышки, пуговицы. Можно применять совочки и формочки маленького размера, машинки, фигурки домашних и лесных животных. Важное условие при использовании сенсорной и тактильной коробочек – педагог всегда должен находиться рядом с малышом. Игры с сенсорной коробочкой успокаивают ребенка, вносят умиротворение и развивают фантазию. Помимо игр с мелким предметами, на манке можно порисовать. Особенной чертой игр с манкой (песком) является то, что манка (песок) имеет замечательное свойство – «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние

      Тактильная коробочка сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши. Мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.А в тактильной коробочке, когда дети открывают баночки из-под крема и находят там сюрприз – игрушку, эмоции у детей только положительные: у них проявляются удивление, восторг, познание нового. Дети с удовольствием исследуют содержимое коробки. Для того, чтобы у малышей не пропал интерес к коробке – периодически приходиться содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.  Тактильную коробку можно наполнить совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д. Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей (при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).

      Также малыши  с удовольствием рисуют пальчиками, ватной палочкой. Это тоже действенный метод при расставании малыша с мамой.

  Таким образом, использование сенсорной и тактильной коробочек и детского художественного творчества, способствует более успешной адаптации детей раннего возраста. Снятию эмоционального и мышечного напряжения; излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитию навыков взаимодействия детей друг с другом; развитию речи; развитию общей и мелкой моторики, координации движений; развитию игровых навыков, произвольного поведения. Успешное прохождение детьми адаптационного периода с легкой (33%) и средней (67%) степени адаптации.

Используемая литература:

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 . - М . : .Издательство Скрипторий 2003., 2007. - 80 с.

2. Кривенко Е.Е. Адаптационные игры для детей раннего возраста. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018, 80 с.

3. Лыкова И.А., Файзуллаева Е.Д. Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018, 96 с.

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика синтез, 2006 – 64 стр.

Интернет - источники

5.Библиотека электронной литературы. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Пантюхина Г. В. Печора К. Л. Голубева Л. Г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://litresp.ru/chitat/ru/П/pantyuhina-galina-valentinovna/deti-rannego-vozrasta-v-doshkoljnih-uchrezhdeniyah , свободный.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.