Декоративное искусство в нашей жизни. План урока ИЗО в 5 классе
5 класс. «Декоративное искусство в нашей жизни»
Цели деятельности учителя |
Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение. Формирование познавательного интереса детей к народному творчеству. Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству. |
Тип урока |
Урок-сказка, урок-инсценировка, интегрированный обобщающий урок - ИЗО + литература |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: научатся самостоятельно применять полученные в течение учебного года знания, представлять информацию в устной форме, систематизировать полученные знания. Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану; определять способы достижения цели. Личностные: проявляют интерес к новым видам деятельности, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; осознают свой мировоззренческий выбор; вырабатывают уважительное отношение к своим товарищам. |
Методы и формы обучения |
Викторина, игра, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая |
Образовательные ресурсы |
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского |
Оборудование |
мультимедиа-проектор, компьютер, изображения изделий Хохломы, Гжели, Дымково, карта сказочной страны, карточки – задания с кроссвордом, альбомы, простые карандаши, краски. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация, карточки-задания |
Основные понятия и термины |
Декоративно-прикладное искусство, промысел, геральдика, эмблема, народные праздники, народный костюм |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Органи-зационный момент |
Подго- товка уч-ся к уроку |
Учитель - На море, на окияне, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Будет сказываться с утра после обеда, поевши мягкого хлеба. (музыка, входит царь) Учитель – В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь Горох. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу – видеть будет. Царь собирает пир на весь мир, зовёт на пир князей да бояр и говорит им. Царь – Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привёз бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку – герою полцарства отписал. Учитель – И издал царь указ. Полетели гонцы во все стороны. И вызвались 15 добровольцев царю помочь. А кто они, давайте узнаем. |
Слушают учителя, ставят перед собой цель |
Фрон-тальная работа |
Регуля- тивные: определяют учебную цель, личност- ные: проявляют интерес к новым видам деятельности |
Системати-зация и стабилиза-ция знаний и умений |
Вопросы: Что такое декоративно – прикладное искусство? Декоративно – прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.) Что такое солярный знак? Солярный знак – знак, несущий в себе символику солнца Что такое дизайн? Дизайн – это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды. Что такое замалёвка? Замалёвка (подмалёвок) – широкой кистью набрасывается силуэт букета. Роспись ведётся без предварительного рисунка плотными красками. Что такое выправка? Выправка – заключительный этап серии сложных живописных операций. Что такое вышивка? Вышивка – искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Кто такая Берегиня? Берегиня – хранительница духа рода, посредник между Богом и человеком. Что такое орнамент? Орнамент – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы. Что такое промысел? Промысел – действие промышляющего что-либо, возможность заработать деньги помимо основного заработка. Бывают местные и отхожие, т.е. вне места постоянного жительства. Что такое керамика? Керамика – глиняная посуда, от греческого «керамос». Что такое герб? Герб – условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города. Что такое геральдика? Геральдика – искусство составления гербов. Что составляет основу герба? Основа герба – щит, как поле для изображения эмблемы. Какие пять форм щитов вы знаете? Пять форм щитов – итальянский, французский, варяжский, исландский, немецкий. Что такое эмблема? Эмблема – это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т.д. Учитель – И собрались тогда наши герои в три команды. И назвали их: «Хохлома» «Гжель» «Городец» И рассказали об этих промыслах. Учитель – И отправились они в путь. Видели, что на коней садились, а не видели, в кою сторону укатились… Ехали они близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехали день до вечера, красна солнышка до закату. И доезжают до росстаней, до трёх дорог. Лежит на росстанях плита – камень, на ней надпись написана: «РЕКА», «БОЛОТО», «ЛЕС». И кинули они жребий, кому в какую сторону путь держать. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы, делясь таким образом на три команды |
Индиви-дуальная |
Познава-тельные: закрепляют полученные знания; представляют информацию в устной форме Коммуника-тивные: соблюдают нормы коллектив-ного общения |
|
Творческая практичес-кая деятель-ность |
Репро-дуктив- ный |
1 задание: «РЕКА» Водяной – Здравствуйте, путники. Чтобы через реку перебраться, нужен плот – 5-10 брёвен. Назовите промыслы – ремёсла: Плотничество; Овчинный – выделка шкур и дубление овчины; Ковроткачество; Ткачество; Вязальный; Корзиноплетение; Разведение голубей; Мыловарение; Винокурение. «БОЛОТО» Лихо Одноглазое – Здравствуйте, чтобы болото перейти нужна гать – 5-10 плашек. Назовите промыслы – подработки: Пастушество; Перевозка грузов – чумачество, ломовой извоз; Землекопство – устройство колодцев, прудов, плотин; Синильный – покраска холстов, пряжи; Коновальный – лечение скота; Батрачество. «ЛЕС» Соловей Разбойник – Здорово, ребятушки. Чтобы через лес пройти, нужны 5 – 10 посохов. Назовите земледельческие промыслы: Рыболовство; Жиротопление; Бахчеводство; Цветоводство; Животноводство; Птицеводство; Пчеловодство. 2 задание: «ГОРЫ» Учитель – Близко ли, далеко ли, долго ли или медленно, вышли герои наши к горам. А горы те выше неба, длинные – за 10 лет не обойти и скалистые – не заберёшься. Но расступятся горы те, когда назовёшь, что такое масленица и перечислишь значение дней масленичной недели. Масленица (сырная неделя) – период с конца февраля до начала марта. Проводы зимы. Каждый день имел своё значение: Понедельник – встреча, гостей встречали. Вторник – заигрыши, начинались катания на санках. Среда – лакомка, стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Четверг – разгул. Пятница – «тёщины вечёрки», ходили к тёще на блины. Суббота – «золовкины посиделки», в этот день навещали сестёр мужа. Воскресенье – «прощёный день». Просили прощение, сжигали чучело масленицы, водили хороводы, играли в снежки, катались с гор. Учитель – И расступились горы, пропустили наших путешественников. Вышли они к синему морю. Далёко в море остров заветный. Плавает по морю один только корабль, всем не уместиться. А чтоб на корабль тот попасть, решить нужно три задачи, кто быстрее справится, тот первый и поедет. 3 задание: «МОРЕ» 1 задача: Древний Египет Дайте определение: схенти, калазирис, ускх. 2 задача: Древняя Греция Дайте определение: меандр, хитон, гиматий. 3 задача: Средние века Дайте определение: кота, камизо, барбет. Ответы: Схенти – набедренная повязка. Калазирис – прямая, длиной до лодыжек рубашка на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Меандр – орнамент в виде изогнутых пересекающихся под прямым углом линий. Хитон – нижняя одежда из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища или скреплённой на плечах двумя пряжками фибулами. Гиматий – прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7*4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Котта – верхняя мужская одежда без рукавов, с прорезями отороченными мехом - для рук Камизо – нижняя одежда с длинными рукавами. Барбет – широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок. Учитель – Быстро сказка сказывается да долго дело делается. Вот и попали наши герои на остров, где сад с яблоками молодильными растёт. Вокруг сада стена – 3 сажени вышиной, 2 сажени толщиной, у ворот стража – 33 богатыря. Чтобы с ними справиться, нужно дружными быть да сплочёнными. 4 задание: «САД» Решите кроссворд: «Народный костюм» Учитель – Вот и попали наши герои в сад, каждая команда взяла по яблоку и по кувшину с живой водой. Только вот как быстрее домой попасть, других опередить. Ведь на кону полцарства. 5 задание: «ВОЗВРАЩЕНИЕ» Нарисовать волшебную птицу, используя элементы узоров своей команды (Хохлома, Гжель, Городец), самая красивая – самая быстроходная. Практическая работа: выполнение рисунка волшебной птицы |
Работа в командах, работа с карточками, готовят Рабочее место и выполняют творческие задания Выполнение творческого рисунка. |
Коллек-тивная |
Познава- тельные: находят необходимую информацию, устанавливают аналогии Регуля- тивные: работают по плану, определяют способы достижения цели Личностные: осознают свои интересы и цели |
Итоги урока |
Выстав-ка работ. Подсчёт баллов.Оцени-вание. |
Учитель – Выпил царь живой воды, закусил яблочками молодильными и исцелился: по – прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок. Тут начался пир на весь мир, и я там была, мёд – пиво пила, да вот в рот не попало. А потому я вам про всё и рассказала. А царь велел тем, что первыми пришли полцарства отписать да пятёрки в журнал выставить, а других гонцов наградить подарками царскими и титул каждому присвоить княжеский. |
Рассматривание работ. |
Фрон-тальная |
Коммуника- тивные: понимают позицию другого, адекватно ведут себя в ситуации общения личностные: осознают свои эмоции, адекватно их выражают; осознают свой выбор, вырабаты-вают уважительное отношение к своим одноклас-сникам |