12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Елена Перфильевна201
Россия, Псковская обл., Чихачёво

5 класс. «Декоративное искусство в нашей жизни»

Цели деятельности учителя

Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение.

Формирование познавательного интереса детей к народному творчеству.

Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру и искусству.

Тип урока

Урок-сказка, урок-инсценировка, интегрированный обобщающий урок - ИЗО + литература

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся самостоятельно применять полученные в течение учебного года знания, представлять информацию в устной форме, систематизировать полученные знания.

Метапредметные: научатся определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану; определять способы достижения цели.

Личностные: проявляют интерес к новым видам деятельности, познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; осознают свой мировоззренческий выбор; вырабатывают уважительное отношение к своим товарищам.

Методы и формы обучения

Викторина, игра, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского

http://ru.wikipedia.org/wiki

Оборудование

мультимедиа-проектор, компьютер, изображения изделий Хохломы, Гжели, Дымково, карта сказочной страны, карточки – задания с кроссвордом, альбомы, простые карандаши, краски.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, карточки-задания

Основные понятия и термины

Декоративно-прикладное искусство, промысел, геральдика, эмблема, народные праздники, народный костюм


 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения (универсальные

учебные действия)

Органи-зационный момент

Подго-

товка

уч-ся к

уроку

Учитель - На море, на окияне, на острове Буяне стоит древо – золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Будет сказываться с утра после обеда, поевши мягкого хлеба.

(музыка, входит царь)

Учитель – В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь Горох. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко – помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу – видеть будет. Царь собирает пир на весь мир, зовёт на пир князей да бояр и говорит им.

Царь – Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привёз бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку – герою полцарства отписал.

Учитель – И издал царь указ. Полетели гонцы во все стороны. И вызвались 15 добровольцев царю помочь. А кто они, давайте узнаем.

Слушают учителя,

ставят перед собой цель

Фрон-тальная работа

Регуля-

тивные: определяют учебную цель,

личност-

ные:

проявляют интерес

к новым

видам деятельности

Системати-зация и стабилиза-ция знаний и умений

 

Вопросы:

Что такое декоративно – прикладное искусство? Декоративно – прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.)

Что такое солярный знак?

Солярный знак – знак, несущий в себе символику солнца

Что такое дизайн?

Дизайн – это придумывание, разработка новой, удобной для человека и красивой предметной среды.

Что такое замалёвка?

Замалёвка (подмалёвок) – широкой кистью набрасывается силуэт букета. Роспись ведётся без предварительного рисунка плотными красками.

Что такое выправка?

Выправка – заключительный этап серии сложных живописных операций.

Что такое вышивка?

Вышивка – искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей.

Кто такая Берегиня?

Берегиня – хранительница духа рода, посредник между Богом и человеком.

Что такое орнамент?

Орнамент – узор, в котором сочетаются и повторяются геометрические или растительные элементы.

Что такое промысел?

Промысел – действие промышляющего что-либо, возможность заработать деньги помимо основного заработка. Бывают местные и отхожие, т.е. вне места постоянного жительства.

Что такое керамика?

Керамика – глиняная посуда, от греческого «керамос».

Что такое герб?

Герб – условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города.

Что такое геральдика?

Геральдика – искусство составления гербов.

Что составляет основу герба?

Основа герба – щит, как поле для изображения эмблемы.

Какие пять форм щитов вы знаете?

Пять форм щитов – итальянский, французский, варяжский, исландский, немецкий.

Что такое эмблема?

Эмблема – это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т.д.

Учитель – И собрались тогда наши герои в три команды. И назвали их:

«Хохлома»

«Гжель»

«Городец»

И рассказали об этих промыслах.

Учитель – И отправились они в путь. Видели, что на коней садились, а не видели, в кою сторону укатились… Ехали они близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехали день до вечера, красна солнышка до закату. И доезжают до росстаней, до трёх дорог. Лежит на росстанях плита – камень, на ней надпись написана: «РЕКА», «БОЛОТО», «ЛЕС». И кинули они жребий, кому в какую сторону путь держать.

Слушают учителя, отвечают на вопросы,

делясь

таким

образом

на три

команды

Индиви-дуальная

Познава-тельные: закрепляют полученные знания; представляют информацию в устной форме

Коммуника-тивные: соблюдают нормы коллектив-ного

общения

Творческая практичес-кая деятель-ность

Репро-дуктив-

ный

1 задание:

«РЕКА»

Водяной – Здравствуйте, путники. Чтобы через реку перебраться, нужен плот – 5-10 брёвен. Назовите промыслы – ремёсла:

Плотничество;

Овчинный – выделка шкур и дубление овчины;

Ковроткачество;

Ткачество;

Вязальный;

Корзиноплетение;

Разведение голубей;

Мыловарение;

Винокурение.

«БОЛОТО»

Лихо Одноглазое – Здравствуйте, чтобы болото перейти нужна гать – 5-10 плашек. Назовите промыслы – подработки:

Пастушество;

Перевозка грузов – чумачество, ломовой извоз;

Землекопство – устройство колодцев, прудов, плотин;

Синильный – покраска холстов, пряжи;

Коновальный – лечение скота;

Батрачество.

«ЛЕС»

Соловей Разбойник – Здорово, ребятушки. Чтобы через лес пройти, нужны 5 – 10 посохов. Назовите земледельческие промыслы:

Рыболовство;

Жиротопление;

Бахчеводство;

Цветоводство;

Животноводство;

Птицеводство;

Пчеловодство.

2 задание: «ГОРЫ»

Учитель – Близко ли, далеко ли, долго ли или медленно, вышли герои наши к горам. А горы те выше неба, длинные – за 10 лет не обойти и скалистые – не заберёшься. Но расступятся горы те, когда назовёшь, что такое масленица и перечислишь значение дней масленичной недели.

Масленица (сырная неделя) – период с конца февраля до начала марта. Проводы зимы. Каждый день имел своё значение:

Понедельник – встреча, гостей встречали.

Вторник – заигрыши, начинались катания на санках.

Среда – лакомка, стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами.

Четверг – разгул.

Пятница – «тёщины вечёрки», ходили к тёще на блины.

Суббота – «золовкины посиделки», в этот день навещали сестёр мужа.

Воскресенье – «прощёный день». Просили прощение, сжигали чучело масленицы, водили хороводы, играли в снежки, катались с гор.

Учитель – И расступились горы, пропустили наших путешественников. Вышли они к синему морю. Далёко в море остров заветный. Плавает по морю один только корабль, всем не уместиться. А чтоб на корабль тот попасть, решить нужно три задачи, кто быстрее справится, тот первый и поедет.

3 задание: «МОРЕ»

1 задача: Древний Египет

Дайте определение: схенти, калазирис, ускх.

2 задача: Древняя Греция

Дайте определение: меандр, хитон, гиматий.

3 задача: Средние века

Дайте определение: кота, камизо, барбет.

Ответы:

Схенти – набедренная повязка.

Калазирис – прямая, длиной до лодыжек рубашка на одной или двух бретелях, оставляющая грудь открытой.

Ускх – воротник-ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

Меандр – орнамент в виде изогнутых пересекающихся под прямым углом линий.

Хитон – нижняя одежда из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища или скреплённой на плечах двумя пряжками фибулами.

Гиматий – прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7*4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами.

Котта – верхняя мужская одежда без рукавов, с прорезями отороченными мехом - для рук

Камизо – нижняя одежда с длинными рукавами.

Барбет – широкий венец с полотняной повязкой, охватывающий голову и подбородок.

Учитель – Быстро сказка сказывается да долго дело делается. Вот и попали наши герои на остров, где сад с яблоками молодильными растёт. Вокруг сада стена – 3 сажени вышиной, 2 сажени толщиной, у ворот стража – 33 богатыря. Чтобы с ними справиться, нужно дружными быть да сплочёнными.

4 задание: «САД»

Решите кроссворд: «Народный костюм»

Учитель – Вот и попали наши герои в сад, каждая команда взяла по яблоку и по кувшину с живой водой. Только вот как быстрее домой попасть, других опередить. Ведь на кону полцарства.

5 задание: «ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Нарисовать волшебную птицу, используя элементы узоров своей команды (Хохлома, Гжель, Городец), самая красивая – самая быстроходная.

Практическая работа: выполнение рисунка волшебной птицы

Работа в командах, работа с карточками, готовят

Рабочее

место и выполняют творческие задания

Выполнение творческого рисунка.

Коллек-тивная

Познава-

тельные:

находят

необходимую информацию, устанавливают аналогии

Регуля-

тивные:

работают

по плану,

определяют

способы

достижения

цели

Личностные: осознают

свои

интересы

и цели

Итоги урока

Выстав-ка работ. Подсчёт баллов.Оцени-вание.

Учитель – Выпил царь живой воды, закусил яблочками молодильными и исцелился: по – прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок. Тут начался пир на весь мир, и я там была, мёд – пиво пила, да вот в рот не попало. А потому я вам про всё и рассказала. А царь велел тем, что первыми пришли полцарства отписать да пятёрки в журнал выставить, а других гонцов наградить подарками царскими и титул каждому присвоить княжеский.

Рассматривание работ.

Фрон-тальная

Коммуника-

тивные:

понимают

позицию

другого,

адекватно

ведут себя

в ситуации

общения

личностные:

осознают свои эмоции, адекватно их выражают; осознают свой выбор, вырабаты-вают уважительное отношение к своим одноклас-сникам

Опубликовано в группе «Все красивое вокруг - это дело наших рук!!!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.