Конспект открытого урока изобразительного искусства в 4 классе «Каждый народ художник. Пустыня»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫБАЧЬЕВСКАЯ ШКОЛА» г. Алушта
Конспект открытого урока
изобразительного искусства
в 4 классе
«Каждый народ
художник. Пустыня»
Бышук Вера Владимировна,
учитель начальных классов
высшая категория
2017 год
Цели: сформировать целостное представление о природе пустынь и ее особенностях; создать условия для развития интереса к истокам природы разных народов.
Планируемые результаты:УУД
Познавательные:
общеучебные – – понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; грамотно и чётко выражают свои мысли;
логические – умение различать теплые и холодные цвета; анализ разных настроений в природе; определение особенностей художественных материалов и техники создания (приемов) произведений разных видов изобразительного искусства;
• регулятивные: управлять своими эмоциями и учебными действиями; проявлять реальные действия по выполнению поставленных заданий; соблюдать учебные и нравственные правила; анализировать свои мысли, действия, чувства;
• коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, интересно рассказывать о своих наблюдениях, впечатлениях, представлениях, согласовывать усилия по достижению общей цели и решению поставленной учебной задачи.
Предметные: формировать навыки работы с различными материалами; развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию;
Личностные – проявляют самостоятельность; способность к художественно-творческой (изобразительной) деятельности, эмоционально и эстетически воспринимают произведения изобразительного искусства, разные настроения в природе.
Задание : создать пейзаж пустыни в смешанной технике ( оттиск, аппликация) (индивидуальная , групповая работа).
Материалы для учащихся: ножницы, клей, цветная бумага, гуашь, кусочки губки.
Материалы для учителя:
зрительный ряд: презентация “Пустыня”, работы учащихся прошлых лет;
литературный ряд: Стихотворение Л.Никоновой «Чтобы этот мир не потускнел»
музыкальный ряд: фрагмент песни «Каракум» в исполнении ансамбля «Круг».
Тип урока: Постановка и решение учебной задачи
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно.
Чтение стихотворения
Чтобы этот мир не потускнел,
Надо сделать много ярких дел:
Превратить бесцветное – в цветное;
Прозу жизни – в нечто неземное;
Всё, что представляется привычным,
Вдруг увидеть в свете необычном.
Оживить скудеющие чувства
Ветерком наивного искусства.
И украсить бытия страницы
Золотыми перьями жар-птицы,
И в грядущем скрытие творенья
Озарить огнем воображенья.
И создать волшебные рисунки,
Чтоб в душе звучали счастья струнки.
И законы творчества освоить,
Чтобы царство красоты построить.
Это всё художнику подвластно.
Миссия творца всегда прекрасна.
Эти слова из стихотворения известной кузбасской поэтессы Любови Никоновой возникают в памяти, когда мы говорим о красоте, созданной природой и человеческими руками.
Изучение нового материала
Вступительное слово
Мы продолжаем с вами путешествовать по Земле в рамках темы «Каждый народ художник» и знакомиться с особенностями природы и архитектуры разных уголков нашей планеты.
- Давайте вспомним, где уже мы с вами побывали и чему научились?(Япония- рисовать сакуру и пагоду, особенности пейзажа страны. Народы гор и степей (Грузия, Абхазия, народы Севера)- жилища степных народов-юрта)
- А как вы думаете, куда сегодня мы продолжим путешествовать? ( ответы детей- предположение)
- Отгадайте загадку:
На север ли, восток,
На запад или юг
Идёшь, и всё – песок,
Один песок вокруг.
Там не видать зверей
И не цветут цветы,
Лишь ящериц и змей
Увидеть можешь ты. (автор: Курдюков Серж )
Безлюдное место,
Здесь мало осадков -
Песок, Миражи и,
Колодцев нехватка.
Тут Змеи, Верблюды,
И ветра картины.
Как люди назвали
Ландшафт тот? ... (Пустыня) (автор: Владимир-Георгий Ступников)
2. Просмотр мультимедийной презентации «Пустыня». Слайд 1
Музыкальный фон: Звучит фрагмент песни «Каракум» в исполнении ансамбля «Круг».
Слайд 2.
Пустыня – это особенный удивительный мир. Ни гор, ни камней, ни неровностей. Лишь гладкая впадина - лист бумаги, на котором можно было бы написать все книги этого мира. Самая большая пустыня мира – Сахара.
Слайд 3
Здесь образуются подвижные скопления песка – барханы, возникают пыльные бури.
Слайд 4
Жарко, нет воды, и степь превращается в пустыню. Среди раскаленных песков, твёрдых потрескавшихся солончаков с трудом продвигается караван.
Слайд 5
Усталым, страдающим от жажды путникам чудится сверкающий голубизной сказочный город. Но это лишь видение. Мираж.
Слайд 6
Но вот впереди действительно показывается райский уголок для путника – оазис. Оазис — расположенный около источника воды островок растительности посреди пустыни.
Слайд 7
Но растительность пустынь очень скудна. Верблюжья колючка, кактусы, саксаул, кустики травы…
Слайд 8-12 В пустыни особенная красота: загадочная и манящая. Многие художники писали картины, посвящённые пустыни.
Жан-Леон Жером «Оазис».
Бекасова Людмила «Верблюды».
Минкович Любовь « В пустыне»Альберто Пазини. Пустыня
Александр Феоктистов Пустыня
Физкультминутка.
III. Творческая практическая деятельность
Слайд 13
Создаём пейзаж в смешанной технике
Начинайте работать по следующему плану: Слайды 14-23
Подготовь картонные шаблоны, чтобы сделать принты дюн, и вырежи полоски из картона для пучков травы.
Обведи шаблоны на оранжевой бумаге (фоне). Прономеруй каждый элемент фона. Проведи изогнутую линию (склон) на верхней дюне.
Кусочком губки окрась в темно-коричневый всю обратную сторону картонного шаблона 3. Слой краски должен быть не слишком густым, чтобы получились полоски.
Прежде чем краска высохнет, приложи шаблон к нужному фрагменту на оранжево бумаге. У тебя получится центральная дюна. Снова нанеси краску на шаблон и сделай отпечаток еще раз.
Теперь сделай то же самое с шаблоном 2, но на этот раз поставь один отпечаток, чтобы коричневый оттенок получился более светлым.
Как нарисовать пустыню: Опусти второй кусочек губки в фиолетовую краску и покрой ею всю изначальную сторону шаблона 1. Приложи его к оранжевому фону.
На обороте шаблона 4 сделай светло-коричневые волнистые линии. Приложи шаблон к соответствующему фрагменту фона.
Окуни край картонной полоски в темно-зеленую краску и сделай кустики травы. Сверху поставь светло-зеленые и желтые отпечатки.
Обрежь бумагу по контуру барханов. Наклей их на бирюзовый лист. Подожди, пока клей высохнет. Пустыня на фоне чистого неба готова.
IV. Итог урока. Рефлексия Слайд 24
– Рассмотрите выполненную вами композицию и подумайте, что получилось лучше всего.
– Закончите предложения:
• Сегодня я узнал…
• Было интересно…
• Было трудно
Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Молодцы! Слайд 25
Интернет-ресурсы:
Стихотворение Л.Никоновой «Чтобы этот мир не потускнел» - http://licey27.ucoz.ru/Vosp_rabota/statya_direktora.pdf
Загадка о пустыне - http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/713-detyam-zagadki-o-prirode-pustynya.html
Бекасова Людмила. Верблюды - http://artnow.ru/ru/gallery/3/9980/picture/0/362892.html
Минкович Любовь « В пустыне»- http://artnow.ru/ru/gallery/3/5039/picture/0/99982.html
Альберто Пазини. Пустыня - https://artchive.ru/artists/63892~Alberto_Pazini/works/336845~Pustynja
Александр Феоктистов Пустыня - https://www.stihi.ru/2013/05/25/2115
Фон - http://i51.photobucket.com/albums/f379/Cgaf/348210920_c679958103_o.jpg
Клипарт кактус- http://www.abeka.com/BookImages/ClipArt/227412/150x150y160fx160fh-w/227412-Desert-Scene-with-cactus,-sun-and-rocks-color-png.png
Сахара - http://awesomeworld.ru/wp-content/uploads/2015/06/Sahara_1-650x488.jpg
Барханы - https://otvet.imgsmail.ru/download/56d8a3ac0c680469db3e1838c5f19a85_i-531.jpg
Песчаная буря - http://www.i-sonnik.ru/wp-content/uploads/2016/03/peschanaya-burya-tolkovanie-sonnika.jpg
Караван - http://foto-zverey.ru/verbljudy/verbljud-7.jpg
Мираж - http://chudesnyemesta.ru/wp-content/uploads/2016/03/Mirazh-v-pustyne-foto.jpg
Оазис - http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/121/941/121941076_oazis_ubari_liviya_1.jpg
Саксаул - http://www.reznoe.ru/upload/wysiwyg/1347185726_Haloxylon-01.jpg
Жан-Леон Жером «Оазис» - http://turambar.ru/files/-----_016wa29s.---------------.jpg
Кактусы пустыни - http://altering.ru/gallery/2012/usa91/content/images/large/IMG_3141.jpg
Уроки рисования. Как нарисовать пустыню. - https://www.drulber.ru/kak-narisovat-pustynyu