12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева ЕА87
Россия, Саратовская обл., Саратов
1

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) 8 класс «Мережка. Выполнение мережки «Кисточка»

6


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №6 г. Саратова».









ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

(ШВЕЙНОЕ ДЕЛО) 8 класс

«Мережка. Выполнение мережки «Кисточка»







Учитель профессионально-трудового обучения

Медведева Елена Александровна


















Тема урока: Мережка. Выполнение мережки «Кисточка»

Цель урока: Изучение и закрепление последовательности выполнения мережек «кисточка»

Задачи:

1. Образовательная: учить выполнять мережку «кисточка» на образце.

2.Коррекционная: коррекция устной связной речи, мыслительных операций;

коррекция мелкой моторики; развивать умения строить последовательное умозаключение через составление плана действий.

3. Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, привычку выполнять работу добросовестно и аккуратно; воспитывать самоконтроль, самооценку.

Наглядные пособия: выставка работ учащихся; раздаточный материал; изделия, отделанные мережкой, стенды с правилами безопасной работы с ножницами и иглой; пословицы и поговорки, написанные на доске («К большому терпению придёт и умение», «Была бы охота, будет ладиться и работа», «Не говори не умею, говори научусь», «Поспешишь – людей насмешишь» )

Оборудование и материалы: ткань, нитки, иголки, ножницы, наперсток, пяльцы, гладильная доска, утюг, ПК, проектор, презентация.

Тип урока: комбинированный (урок усвоения знаний, изучение трудовых приёмов)

Форма урока: традиционная.

Методы обучения:

словесный: повторение ранее пройденного материала, объяснение темы урока, последовательности выполнения мережки;

наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов;

практический: закрепление практических приёмов работы учащимися;

поисково-исследовательский: изучение нового материала, применение полученных знаний при выполнении практической работы.



Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие, контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

2 Повторение

Посмотрите на оформление нашей мастерской. Какие красивые работы выполнены ученицами. Здесь есть и ваши работы. Давайте вспомним, какие виды вышивки вы знаете? Как они выполняются?

Какие украшающие швы вы знаете? Найдите их в конвертах, лежащих на партах и назовите их. (Взаимопомощь, взаимоконтроль)

Что такое гладь?

Ответ: Гладь – это вышивка, при выполнении которой рисунок заполняется стежками, прилегающими друг к другу. Они образуют гладкую поверхность. Отсюда и название вышивки – гладь.

Каким способом можно перевести рисунок на ткань?

Ответ: Рисунок на ткань можно перевести с помощью копировальной бумаги.

Подведение итогов повторения: Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы.

3 Актуализация знаний. Формирование новых знаний.

Русская народная пословица говорит: «Красна птица пеньем, а девица умением» (Слайд 2)

Как вы считаете, что она обозначает? Объяснения учащихся.

Учитель читает стихотворение:

На горе-то стоит ёлочка,

Под горой стоит светёлочка,

Во высоком новом тереме,

Во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке

Тут сидела красна девица,

Во левой руке держала пяличко,

Во правой руке - иголочку

Она шила, красна девица,

И по плису, и по бархату,

По белому да коленкорчику

Она шила, красна девица,

По атласной алой ленточке

Шила девица приданое,

Да приданное немалое

/Фольклор из книги «Маленькие чудеса» составитель Н.В.Тарановская,

изд-во «Детская литература», Ленинград, 1981/

Крестьянская девочка сама готовила к своему совершеннолетию (13 – 15 годам) приданое. В её сундуке, к приходу сватов, накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, салфеток, головных уборов, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста сотканного её руками. (Слайд 3) На свадьбе, из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку, и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты. (Слайд 4) Но не только об этих качествах рассказывали рукотворные вещи. Их обилие, искусное исполнение, добротность, говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты и всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная, умелая хозяйка и заботливая жена. Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, плели кружева, вязали. Умение искусно вышивать на Руси, передавалось из поколения в поколение, и обучать ребёнка этому ремеслу начинали с 4-5 лет. В процессе работы, они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.

Вышивка - один из самых интересных и распространенных видов декоративно – прикладного искусства.

Вышивка играет большую роль в оформлении одежды изделий, украшающих наш быт. Благодаря умению вышивать, вы сможете обновить свою одежду, сделать ее нарядной, украсить и сделать многие полезные вещи – салфетку, наволочку на подушку, фартук, сувенир для подарка своим близким.


4 Новая тема. Вот сегодня и мы с вами будем заниматься вышивкой. Тема сегодняшнего урока Мережка Выполнение мережки «кисточка»


Мережка - это простейший вид строчевой вышивки. Для выполнения её из ткани выдёргивают несколько нитей по основе или утку, образуется прореженная полоса, на которой выполняют ажурные узоры, соединяя нити ткани в пучки различными способами. (Слайд 5)

- Какие изделия можно украсить мережкой?

Ответ: Мережкой можно украсить скатерть, постельное бельё, салфетки, полотенца, женские блузки, платья, детскую одежду (Слайд 6)

Ажурные узоры мережек бывают разнообразных видов – от простых узких до широких сложных, похожих на кружево. (Слайд 7)

Наиболее простые виды мережек: мережка «кисточка», мережка «столбик», мережка « раскол». (Слайды 8 )

- Найдем на образцах (Раздаточный материал в конвертах) мережку "раскол", "кисточка" "столбик" Как вы догадались? Словарь: мережка «кисточка», мережка «столбик», мережка « раскол».

Задание: записать словарные слова в словарь. (Коррекция памяти).

Анализ изделий отделанных мережкой в совместной беседе с опорой на презентацию и образцы различных изделий отделанных мережкой "кисточка" (Слайды 9,10), "столбик" (Слайд 11,12), «раскол» (Слайд13)

- Чем отличаются мережки друг от друга?

- Что надо сделать в первую очередь перед тем, как выполнять стежки? (Слайд 14)

Ответ: Нити продергиваются по утку или основе. Ширина полосы зависит от вида мережки.

- Как вы думаете, все ли ткани можно использовать для выполнения мережки? (Слайд 15)

Ответ: Для мережной вышивки используют белые или гладкоокрашенные ткани полотняного переплетения: Льняные, хлопчатобумажные, шелковые.

- Почему полотняного переплетения? / Раздать образцы ткани/.

- Рассмотрите и сравните образцы ткани. Выберите ткани, которые могут быть использованы для выполнения мережки.

Что же мы должны приготовить для работы, прежде чем начать вышивать?

Ответ: иглы, ткань, пяльцы, нитки. (Слайд 16 )

Вывод, оценка знаний и активности учащихся

5. Повторение правил техники безопасности при работе с иглой, с ножницами. /Рассказать по цепочке/

разобрать выполнение практической работы по технологической карте (Слайд 17)

рассмотреть рисунки мережки

спланировать работу выполнение мережки "кисточка" на образце.

6 Практическая работа

Во время практической работы - гимнастика для глаз (Приложение 1)

Целевой обход.

Инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом.

Проверка соблюдения правил посадки при работе.

Оказание помощи по выполнению мережки.

Рациональное использование времени учащихся.

Проверка соблюдения правил по Т.Б. во время практической работы


7Физкультминутка: Профилактика утомляемости на занятиях по швейному делу

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем вышивать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим.

Подтянулись на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас.

8 Итог урока:

Самооценка качества выполненной работы по вопросам:

Какую работу ты выполняла на уроке?

Соблюдала ли технику безопасности?

Испытывала ли трудности при выполнении практической работы?

Могла ли выполнить задание лучше?

Какую оценку ты себе поставишь? Почему ?

(Подключить учащихся к самоконтролю, самооценке, усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя)

Учитель даёт словесную оценку, фиксируя внимание на достоинствах и ошибках работ. Организует выставку работ на стенде

Вопросы по уроку:

1 Что представляет собой мережка?

2Какие ткани используют для выполнения мережки?

3Какие изделия украшают мережкой?

4Назвите простые виды мережки?


Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. Очень хочется чтобы навыки вышивки приобретённые на уроках труда пригодились вам в дальнейшей жизни и вы продолжили вышивать самостоятельно



Литература:

1.Швейное дело 7-8 класс 1993г под ред. Мозговая Г.Г., Г.Б. Картушина.

2. «Вышивка первые шаги » 1998г под ред. Максимова М.В., Кузьмина М.А.

Интернет-ресурсы:

http://s.photosight.ru/img/6/f6d/3870772_large.jpg

http://odinklik.com/sites/default/files/u49/2010/09/merezhka.jpg

http://roltd.narod.ru/iris/photo/kart5.jpg

http://rukodelnitsa.info/wp-content/uploads/2009/11/22-06-2309136.jpg

http://images- 4.moifoto.ru/big/1/85/1772440mfq.jpg ?1222803705

http://2.bp.blogspot.com/_SKAWy3y6VnE/SceAoTx3I0I/AAAAAAAACI4/k-Po9HrbpoY/s1600-h/Photo +693a.jpg

http://fotki.yandex.ru/users/idevda/view/202389 /?page=0

http://samodelki.com.ua/files/u4216/IMG_5213.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/864/55864782_10059.JPG

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//55/864/55864534_10058.JPG

http://vishivanochka.ru/wp-content/uploads/2010/05/61f0bf4cbb8b.jpg


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.