12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Авхадеева Раиса Ивановна4087
В профессии с августа 1976 года. Начала учителем математики, параллельно преподавая физику, черчение, химию. Учитель высшей категории. Последние 38 лет у меня только информатика с 5 по 11 класс. С 1.09.23 завершила деятельность педагога со стажем 47 лет
Россия, Иркутская обл., г. Тайшет
19

Урок-презентация «Устройства компьютера и их функции»



Цель урока: контроль знаний об устройствах, программном обеспечении и файловой системе компьютера.

Задачи урока:

  • контроль и систематизация знаний, необходимых для работы на компьютере, расширение знаний об истории появления компьютеров;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  • развитие познавательных интересов, навыков самоконтроля, публичного выступления.

Раздел программы: Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.

 

УМК: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса, §2.1-§2.4; РТ. № 71-119.

 

Оборудование: компьютер учителя, проектор, сетевой принтер, персональные компьютеры обучающихся, презентация 1, интерактивная презентация 2, смайлики.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы контроля: репродуктивный, частично-поисковый, интерактивные (компьютерный тест), устный и тестовый контроль знаний.

Технологии организации учебной деятельности: игровые, технология полного усвоения знаний, компьютерное тестирование.

Роль учителя: направляющая и контролирующая.

План урока

 

Этапы урока

Длительность

1.

Сообщение цели и плана работы на уроке

1 мин

2.

Устный контроль знаний

·      Исторический экскурс – 5 мин.

·      Фронтальный опрос – 15 мин.

20 мин

3.

Компьютерное тестирование

·      Инструктаж – 1 мин.

·      Тест – 9-10 мин.

·      Обсуждение процедуры тестирования – 2 мин

13 мин

4.

Физминутка

2 мин

5.

Рефлексия

5 мин

6.

Итог урока. Домашнее задание.

4 мин


Ход урока

 

I. Сообщение цели и плана работы на уроке.

 

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы с вами закончили изучение очередной главы учебника, которая называлась «Компьютер – универсальное устройство обработки информации». И что это значит?

Обучающиеся:

Это значит, что нам предстоит контрольная работа.

Учитель: Компьютером сейчас никого не удивишь. Обычный домашний прибор, вроде телевизора или телефона. Судя по всему, через несколько лет эти три прибора сольются в один. А когда-то они имели огромные размеры, и если все компьютеры собрать в одном месте, то получится целый город. Вот я предлагаю вам выполнить контрольную работу, но в необычной форме. Мы совершим экскурсию по городу Компьютер. А экскурсоводами будете вы сами, тем более, что каждая группа подготовила небольшие исторические справки.

Запускается презентация (Слайд 1)

Учитель: А теперь давайте уточним маршрут, я предлагаю вам такой (Слайд 2. План работы на уроке) По ходу урока заполняйте свой маршрутный лист, отмечая знаком «+» степень своего участвуя и что нового узнали.

II. Устный контроль знаний.


a)Исторический экскурс.

Учащиеся подготовили сообщения, и по очереди рассказывают об ученых, их изобретениях, устройствах компьютера. Для перехода по слайдам используются гиперссылки на кнопках. Всякий раз происходит возврат на слайд 2 для уточнения маршрута.

Учитель: Первый пункт нашей экскурсии – Исторический музей. В этом музее два зала

Слайд 3.

Обучающийся 1:

Зал №1.

В этом зале находится Разностная машина английского ученого Чарльза Бэббиджа, именно она является прототипом современного компьютера. Вот только построена она была лишь в 1991 году, т.к. технические возможности того времени не позволяли этого сделать. Тем не менее, в ней уже были все устройства, характерные для современных компьютеров: ввода – вывода, хранения и обработки информации. (При клике мышкой на фотографии машины появляется портрет первой программистки Ады Лавлейс). Первые программы для РМ разработала Ада Лавлейс, которая и считается первой программисткой.

Слайд 4. (Галерея портретов ученых, внесших существенный вклад в развитие компьютеров (Конрад Цузе, Джон фон Нейман, Сергей Александрович Лебедев)

Обучающийся 2:

Зал №2.

До 60-х годов в Европе было всего 2 работающих компьютера, первый из которых изобрел немецкий ученый Конрад Цузе, а второй – советский ученый Сергей Алексеевич Лебедев. Создателем схемы устройства современных компьютеров считается американский ученый Джон фон Нейман. И только в 80-х годах появились компьютеры, умещающиеся на столе. На слайде представлен компьютер Альтаир 8800 и портрет его разработчика Эда Робертса. Этот компьютер совсем не похож на те, к которым мы привыкли, потому что первые компьютеры умели только считать и результаты вычислений выводились на бумагу. Первый персональный компьютер с выводом информации не на бумагу, а на монитор, появился в 1975 году. На фото один из компьютеров фирмы IBM, который был выпущен в августе 1981 года.

Учитель : А сейчас посетим Компьютерный парк и познакомимся с компьютерами разных поколений.

Обучающиеся 3-4: Рассказ о поколениях ЭВМ.

Слайды 5-7.

Слайд 8.

Учитель: Как называются эти устройства? Когда они появились?

Обучающиеся:

1 – персональный компьютер

2 – ноутбук

3 – планшет

4 – гибрид ноутбука и планшета

5 – планшет и КПК

б) Фронтальный опрос.

Учитель: Отправляемся в Конструкторское бюро, попробуем сами восстановить структурную схему компьютера.

Слайд 9.

Подробные пояснения к работе со слайдом находятся в заметках к слайду. С данного слайда происходит переход на слайды 15-19. Каждый прямоугольник является гиперссылкой на страницу с соответствующим названием.

Учитель: Какие устройства скрыты за прямоугольниками? Охарактеризуйте принцип их действия. Все ли устройства вам знакомы?

Ответы обучающихся:

Устройства ввода: перфолента, клавиатура, микрофон, сканер, графический планшет и (незнакомое) устройство считывания информации с трехмерных объектов. (можно показать видеоролик)

Устройства вывода: принтер, монитор, колонки, наушники, плоттер и (незнакомое) трехмерный принтер.

Внутренняя память: ПЗУ и ОЗУ.

Внешняя память: магнитофонная кассета, дискета, винчестер, диск, флэш-память.

III. Компьютерное тестирование (включить таймер на 10 минут)

Учитель: Следующий пункт нашего маршрута Центр тестирования

Слайд 10.

Этот слайд отсылает учащихся на свои рабочие места с ПК в Центр тестирования, где они выполняют тест, составленный по материалам УМК Босовой Л.Л. Для тех учащихся, которые раньше закончат тест, можно предложить составить синквейн к одному из слов Компьютер, Процессор, Память, и отправить текстовый файл на принтер учителя.

Инструктаж

Учитель: На выполнение теста отводится 10 минут. После запуска презентации нажмите Ок. В тесте предлагаются задания разных типов: ввести ответ в текстовое поле, удалить лишний объект, выбрать правильный ответ, поставить в соответствие. На некоторых слайдах (не на всех) будут появляться однозначные числа, выписывайте их в свой маршрутный лист. На последнем слайде впишите в текстовое поле итоговое число, и прикрепите зеленый флажок на монитор, когда задание будет выполнено. Будьте очень внимательны!

Контрольное число 67896, если не совпадает первая цифра, значит, учащийся не знает определений, если последняя цифра не совпадает – не усвоил работу с масками файлов. Остальные цифры совпадут, так как стрелка перехода на следующий слайд не появится, пока обучающийся не найдет правильный ответ.

Учитель: Подведем итоги теста

Что в тесте понравилось или не понравилось, может быть удивило?

Удали лишнее

Назови одним словом

Найди правильный ответ

Системный блок

Маски файлов

Высказывания обучающихся.

Учитель: Оцените свою работу в маршрутном листе.

IV. Физминутка

По окончании теста со слайда 10 возвращаемся на слайд 2. И выбираем следующий пункт экскурсии – Гимнастический зал. Здесь предполагается выполнение упражнений для глаз, по возможности так же для кистей рук и плечевого пояса.

Слайд 12.

V. Рефлексия

Слайд 13.

В Развлекательном центре может быть всё, что угодно: сочинить или спеть частушку, открыть окно, выполнить приседания, прочитать стихотворение, нарисовать компьютер на доске с закрытыми глазами, разгадать загадку. Главное, создать комфортную обстановку.

Учитель: В Развлекательном центре  могут быть исполнены 3 ваших желания. Выбирайте

Учитель: Закончились наши развлечения. А сейчас выберите того смайлика, который соответствует вашему настроению.

Слайд 14

VI. Итог урока. Домашнее задание (творческое).

Слайд 24

Учитель:  Вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Компьютер, пора составить отчет. Продолжите предложения

Высказывания обучащихся

Учитель:  Мне очень понравилась ваша подготовка к сегодняшнему уроку, и думаю, что понравилась и вам. Желаю вам дальнейших успехов в освоении курса информатики и предлагаю выбрать по своему вкусу домашнее задание в электронном журнале.

Спасибо! Всем удачного дня!


 

Приложения

Презентация управляемая учителем


Презентация Экскурсия по городу Компьютер
PPTX / 6.01 Мб

Компьютерный тест. Интерактивная презентация с макросами


Презентация-тест Персональный компьютер
PPTM / 5.3 Мб


 


 

Маршрутный лист ___________________________________

 

 

Участвовал в обсуждении

Слушал и наблюдал за происходящим

Узнал новое

1.      Исторический музей

 

 

 

2.      Компьютерный парк

 

 

 

3.      Конструкторское бюро

 

 

 

4.      Тестирование

 

 

Запиши получившееся число

 

Оценка

5.      Развлекательный центр

 

 

 

6.      Гимнастический зал

 

 

 

7.      Развлекательный центр

 

 

 

8.      Отчёт об экскурсии

запиши справа своё мнение об уроке

 

 

 

 

 
Оцени уровень своих достижений по 5-тибальной системе _______________

 

Дополнительное задание:

Составь синквейн для одного из терминов: Компьютер, Память, Процессор.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.


Презентация к уроку

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Авхадеева Раиса Ивановна, 07.03.17 в 07:29 0Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги! Просмотрев сегодня свой материал, обнаружила, что не загрузила еще одну страницу, содержащую комментарий об итоговой оценке. Приношу свои и извинения и добавляю пояснения. По ходу теста ученики должны получить число 67896, несовпадение первой цифры сигнализирует о том, что ученик не знает определений, несовпадение последней цифры - что ученик не усвоил тему "Маски файлов". Остальные цифры совпадут, так как стрелка перехода на следующий слайд не появится до тех пор, пока не будет найдет правильный ответ. Тест оценивается всего двумя оценками "отлично" и "хорошо". Самая главная цель данного теста - это создание ситуации успеха для ученика
Савкина Юлия Камильевна, 13.05.21 в 18:21 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Интересный урок и идея применения презентаций
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.