Урок-презентация «Устройства компьютера и их функции» (Информатика и ИКТ 8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Цель урока: контроль знаний об устройствах, программном обеспечении и файловой системе компьютера.
Задачи урока:
- контроль и систематизация знаний, необходимых для работы на компьютере, расширение знаний об истории появления компьютеров;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
- развитие познавательных интересов, навыков самоконтроля, публичного выступления.
Раздел программы: Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией.
УМК: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса, §2.1-§2.4; РТ. № 71-119.
Оборудование: компьютер учителя, проектор, сетевой принтер, персональные компьютеры обучающихся, презентация 1, интерактивная презентация 2, смайлики.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы контроля: репродуктивный, частично-поисковый, интерактивные (компьютерный тест), устный и тестовый контроль знаний.
Технологии организации учебной деятельности: игровые, технология полного усвоения знаний, компьютерное тестирование.
Роль учителя: направляющая и контролирующая.
План урока
|
Этапы урока |
Длительность |
1. |
Сообщение цели и плана работы на уроке |
1 мин |
2. |
Устный контроль знаний · Исторический экскурс – 5 мин. · Фронтальный опрос – 15 мин. |
20 мин |
3. |
Компьютерное тестирование · Инструктаж – 1 мин. · Тест – 9-10 мин. · Обсуждение процедуры тестирования – 2 мин |
13 мин |
4. |
Физминутка |
2 мин |
5. |
Рефлексия |
5 мин |
6. |
Итог урока. Домашнее задание. |
4 мин |
Ход урока
I. Сообщение цели и плана работы на уроке.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Мы с вами закончили изучение очередной главы учебника, которая называлась «Компьютер – универсальное устройство обработки информации». И что это значит?
Обучающиеся:
Это значит, что нам предстоит контрольная работа.
Учитель: Компьютером сейчас никого не удивишь. Обычный домашний прибор, вроде телевизора или телефона. Судя по всему, через несколько лет эти три прибора сольются в один. А когда-то они имели огромные размеры, и если все компьютеры собрать в одном месте, то получится целый город. Вот я предлагаю вам выполнить контрольную работу, но в необычной форме. Мы совершим экскурсию по городу Компьютер. А экскурсоводами будете вы сами, тем более, что каждая группа подготовила небольшие исторические справки.
Запускается презентация (Слайд 1)
Учитель: А теперь давайте уточним маршрут, я предлагаю вам такой (Слайд 2. План работы на уроке) По ходу урока заполняйте свой маршрутный лист, отмечая знаком «+» степень своего участвуя и что нового узнали.
II. Устный контроль знаний.
a)Исторический экскурс.
Учащиеся подготовили сообщения, и по очереди рассказывают об ученых, их изобретениях, устройствах компьютера. Для перехода по слайдам используются гиперссылки на кнопках. Всякий раз происходит возврат на слайд 2 для уточнения маршрута.
Учитель: Первый пункт нашей экскурсии – Исторический музей. В этом музее два зала
Слайд 3.
Обучающийся 1:
Зал №1.
В этом зале находится Разностная машина английского ученого Чарльза Бэббиджа, именно она является прототипом современного компьютера. Вот только построена она была лишь в 1991 году, т.к. технические возможности того времени не позволяли этого сделать. Тем не менее, в ней уже были все устройства, характерные для современных компьютеров: ввода – вывода, хранения и обработки информации. (При клике мышкой на фотографии машины появляется портрет первой программистки Ады Лавлейс). Первые программы для РМ разработала Ада Лавлейс, которая и считается первой программисткой.
Слайд 4. (Галерея портретов ученых, внесших существенный вклад в развитие компьютеров (Конрад Цузе, Джон фон Нейман, Сергей Александрович Лебедев)
Обучающийся 2:
Зал №2.
До 60-х годов в Европе было всего 2 работающих компьютера, первый из которых изобрел немецкий ученый Конрад Цузе, а второй – советский ученый Сергей Алексеевич Лебедев. Создателем схемы устройства современных компьютеров считается американский ученый Джон фон Нейман. И только в 80-х годах появились компьютеры, умещающиеся на столе. На слайде представлен компьютер Альтаир 8800 и портрет его разработчика Эда Робертса. Этот компьютер совсем не похож на те, к которым мы привыкли, потому что первые компьютеры умели только считать и результаты вычислений выводились на бумагу. Первый персональный компьютер с выводом информации не на бумагу, а на монитор, появился в 1975 году. На фото один из компьютеров фирмы IBM, который был выпущен в августе 1981 года.
Учитель : А сейчас посетим Компьютерный парк и познакомимся с компьютерами разных поколений.
Обучающиеся 3-4: Рассказ о поколениях ЭВМ.
Слайды 5-7.
Слайд 8.
Учитель: Как называются эти устройства? Когда они появились?
Обучающиеся:
1 – персональный компьютер
2 – ноутбук
3 – планшет
4 – гибрид ноутбука и планшета
5 – планшет и КПК
б) Фронтальный опрос.
Учитель: Отправляемся в Конструкторское бюро, попробуем сами восстановить структурную схему компьютера.
Слайд 9.
Подробные пояснения к работе со слайдом находятся в заметках к слайду. С данного слайда происходит переход на слайды 15-19. Каждый прямоугольник является гиперссылкой на страницу с соответствующим названием.
Учитель: Какие устройства скрыты за прямоугольниками? Охарактеризуйте принцип их действия. Все ли устройства вам знакомы?
Ответы обучающихся:
Устройства ввода: перфолента, клавиатура, микрофон, сканер, графический планшет и (незнакомое) устройство считывания информации с трехмерных объектов. (можно показать видеоролик)
Устройства вывода: принтер, монитор, колонки, наушники, плоттер и (незнакомое) трехмерный принтер.
Внутренняя память: ПЗУ и ОЗУ.
Внешняя память: магнитофонная кассета, дискета, винчестер, диск, флэш-память.
III. Компьютерное тестирование (включить таймер на 10 минут)
Учитель: Следующий пункт нашего маршрута Центр тестирования
Слайд 10.
Этот слайд отсылает учащихся на свои рабочие места с ПК в Центр тестирования, где они выполняют тест, составленный по материалам УМК Босовой Л.Л. Для тех учащихся, которые раньше закончат тест, можно предложить составить синквейн к одному из слов Компьютер, Процессор, Память, и отправить текстовый файл на принтер учителя.
Инструктаж
Учитель: На выполнение теста отводится 10 минут. После запуска презентации нажмите Ок. В тесте предлагаются задания разных типов: ввести ответ в текстовое поле, удалить лишний объект, выбрать правильный ответ, поставить в соответствие. На некоторых слайдах (не на всех) будут появляться однозначные числа, выписывайте их в свой маршрутный лист. На последнем слайде впишите в текстовое поле итоговое число, и прикрепите зеленый флажок на монитор, когда задание будет выполнено. Будьте очень внимательны!
Контрольное число 67896, если не совпадает первая цифра, значит, учащийся не знает определений, если последняя цифра не совпадает – не усвоил работу с масками файлов. Остальные цифры совпадут, так как стрелка перехода на следующий слайд не появится, пока обучающийся не найдет правильный ответ.
Учитель: Подведем итоги теста
Что в тесте понравилось или не понравилось, может быть удивило?
Удали лишнее
Назови одним словом
Найди правильный ответ
Системный блок
Маски файлов
Высказывания обучающихся.
Учитель: Оцените свою работу в маршрутном листе.
IV. Физминутка
По окончании теста со слайда 10 возвращаемся на слайд 2. И выбираем следующий пункт экскурсии – Гимнастический зал. Здесь предполагается выполнение упражнений для глаз, по возможности так же для кистей рук и плечевого пояса.
Слайд 12.
V. Рефлексия
Слайд 13.
В Развлекательном центре может быть всё, что угодно: сочинить или спеть частушку, открыть окно, выполнить приседания, прочитать стихотворение, нарисовать компьютер на доске с закрытыми глазами, разгадать загадку. Главное, создать комфортную обстановку.
Учитель: В Развлекательном центре могут быть исполнены 3 ваших желания. Выбирайте
Учитель: Закончились наши развлечения. А сейчас выберите того смайлика, который соответствует вашему настроению.
Слайд 14
VI. Итог урока. Домашнее задание (творческое).
Слайд 24
Учитель: Вот и подошла к концу наша экскурсия по городу Компьютер, пора составить отчет. Продолжите предложения
Высказывания обучащихся
Учитель: Мне очень понравилась ваша подготовка к сегодняшнему уроку, и думаю, что понравилась и вам. Желаю вам дальнейших успехов в освоении курса информатики и предлагаю выбрать по своему вкусу домашнее задание в электронном журнале.
Спасибо! Всем удачного дня!
Приложения
Презентация управляемая учителем
Презентация Экскурсия по городу Компьютер
PPTX / 6.01 Мб
Компьютерный тест. Интерактивная презентация с макросами
Презентация-тест Персональный компьютер
PPTM / 5.3 Мб
Маршрутный лист ___________________________________
|
Участвовал в обсуждении |
Слушал и наблюдал за происходящим |
Узнал новое |
1. Исторический музей |
|
|
|
2. Компьютерный парк |
|
|
|
3. Конструкторское бюро |
|
|
|
4. Тестирование
|
Запиши получившееся число
|
Оценка |
|
5. Развлекательный центр |
|
|
|
6. Гимнастический зал |
|
|
|
7. Развлекательный центр |
|
|
|
8. Отчёт об экскурсии запиши справа своё мнение об уроке |
|
Составь синквейн для одного из терминов: Компьютер, Память, Процессор.
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Авхадеева Раиса Ивановна
Савкина Юлия Камильевна