План – конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание возвратных глаголов

2
0
Материал опубликован 23 May

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3»









План – конспект

урока по русскому языку

в 4 доп. классе


по теме:

Правописание возвратных глаголов





Учитель начальных классов:

Новохатняя Ольга Алексеевна

Квалификационная категория: высшая




2024– 2025 уч. г.


Тема: Правописание возвратных глаголов

Цель: Создание условий для ознакомления с понятием возвратные глаголы.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: познакомить с понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол), формировать умение различать возвратные и невозвратные глаголы.

Коррекционно-развивающая: развивать умение анализировать, выделять существенные признаки, рассуждать и делать выводы, способствовать развитию навыков самоконтроля учащихся.

Коррекционно-воспитательная: способствовать формированию познавательной мотивации, стремлению расширить свои знания по предмету.

Специальная: соблюдать санитарно-гигиенические требования специальной школы, в течение урока провести гимнастику для глаз, динамическую паузу, следить за ношением очков, за дозировкой зрительной нагрузки.

Формирование УУД:

Предметные: самостоятельное выделение, формулирование задач; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение: анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Личностные: развитие заинтересованности в приобретении новых знаний, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные: работа с учебником, развитие умения находить в нем нужную информацию.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.


Ход урока.

Самоопределение к деятельности

На доске слова: Каждый день жизнь прибавляет частичку мудрости.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Назовите глагол, дайте его характеристику (прибавляет – что делает? н.ф.- прибавлять, 1 спр., глагол употреблен в форме н.вр., 3 л, ед.ч., в предложении является сказуемым).

- Откройте тетради, запишите дату урока и вид работы (Седьмое мая., Классная работа).

- Запишите пословицу в тетрадь каллиграфическим почерком.

- Давайте сегодня станем чуточку мудрее.

2. Актуализация знаний и мотивация

- Прочитайте глаголы и сравните их.

на доске:

умывает – умывается

одевает – одевается

моет – моется

купает - купается

- Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в каждой паре?

Глаголы 1 столбика указывают, что действие совершается над кем-то или над чем-то, а глаголы 2 столбика – что действие совершается кем-то или чем-то над самим собой.

- Что придает глаголам второго столбика такое значение? Чем глаголы отличаются? (у глаголов 2 столбика добавляется суффикс – СЯ)

- Как могут называться такие глаголы?

3. Постановка учебной задачи

- Что мы сегодня должны узнать на уроке?

1). Узнать, как называются такие глаголы.

2). Какие значения они имеют. (Пока мы только предположили)

3). Как пишутся такие глаголы.

4. Открытие нового знания

- Запишем под диктовку 2 предложения.

Таня купает куклу.

Миша купается на речке.

- Что заметили? В чем различие глаголов? (глаголы отличаются по смыслу и при письме добавляется -СЯ)

Кто выполняет действие в 1 предложении? Во 2 предложении? (действие выполняет Таня, Миша)

- На кого оно направлено? (В 1 предложении оно направлено на другой предмет, на куклу, во 2 предложение действие возвращается к тому, кто его выполняет).

Гимнастика для глаз

Снимите очки, поморгайте, посмотрите вдаль и на кончик ручки, закройте глаза нарисуйте круг, восьмерку, откройте глаза и наденьте очки.


- Кто догадался как называются такие глаголы?

(Такие глаголы называются возвратными).

- Как глагол становится возвратным?

(К глаголу присоединяется суффикс –СЯ, он придает ему такой смысл, которого без него бы не было, т.е. возвращение действия).

- В чем особенность этого суффикса?

Готовясь к уроку, я нашла вот какую информацию:

Раньше суффикс – СЯ был самостоятельным словом, местоимением, и писался отдельно.

- Как вы думаете, какое это было местоимение? (местоимения «сам», «себя»).

- Давайте сделаем вывод: как различаются глаголы с –СЯ и без –СЯ по смыслу?

(Глаголы без суффикса -СЯ, обозначают действие переходящее на предмет, а глаголы с суффиксом -СЯ, обозначают действие переходящее на самого себя)

- Где можно найти ответ на вопрос: Как называется и как пишется такая форма глагола? (Правильно, в учебнике на 102 странице)

-Кто прочитает правило?

- Как называются такие глаголы?

- Назовите показатель возвратности глаголов. (суффикс – СЯ)

-Что нужно запомнить при написании возвратных глаголов в неопределенной форме? (перед суффиксом –СЯ пишется мягкий знак)

Физкультминутка

- Я вижу вы немного устали, давайте отдохнём. 

Слушайте внимательно слова физкультминутки, выполняйте действия, которые я назову.

Встали, сели,

Встали, сели,

Помахали, повертелись,

Потянулись, улыбнулись

И тихонечко присели.


-Назовите неопределенную форму глагола повертелись (повертеть, повертеться), потянулись (потянуть, потянуться).

5. Первичное закрепление

1). Прочитайте задание к упр.211

(задание выполняется в тетрадях)

Проверка (один ученик читает, записанные им глаголы)

2). Посмотрите на доску, прочитайте

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани…

-Кто автор этого произведения?

- Как оно называется?

(К. Чуковский «Мойдодыр»)

- Назовите глаголы (мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться)

- На что они оканчиваются?

- Есть ли лишний среди них? (нырять)

- Что общего у остальных глаголов (есть суффикс -СЯ)

- Выпишите возвратные глаголы, подчеркните мягкий знак, выделите суффикс –СЯ.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- У вас на столах карточки. Это самостоятельная работа. Каждый за нее получит оценку.

(Дифференцированное задание)

Карточка №1.

*Выпишите возвратные глаголы в неопределенной форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –ся.

Чтобы из ручья напиться, надо поклониться. Любишь кататься – люби и саночки возить. Станешь лениться – будешь с сумой волочиться.

Карточка №2.

*Спиши предложения, подчеркни возвратные глаголы в неопределенной форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом –ся.

Чтобы из ручья напиться, надо поклониться. Любишь кататься – люби и саночки возить. Станешь лениться – будешь с сумой волочиться.

- Прочитайте эти предложения.

- Кому не понятно задание?

- Молодцы. Сейчас обменяйтесь со своим соседом. Мы с вами проверим ваши работы.

- Отлично. Сверьте со слайдом и поставьте оценку карандашом.

7. Рефлексия деятельности

- Какие задачи мы ставили на уроке?

- Реализовали ли мы их?

- Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...

Было интересно ...

Было не понятно ...

Было легко …

- Молодцы. Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Дом.зад. с. 102 выучить правило

Гимнастика для глаз «Оптическая иллюзия»








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации