Конспект урока по русскому языку в 3–4 классе «Правописание глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№56»
Конспект интегрированного урока по русскому языку- литературе
4класс.
Педагог: Дьячкова Татьяна Валерьевна
Тема: «А почему так? Знакомство с особенностями правописания глаголов..»»
Педагог: Дьячкова Татьяна Валерьевна
Тип урока: Открытие новых знаний.
Вид урока: Интегрированный урок смешанного типа.
Цель:. Развитие речемыслительной деятельности учащихся в процессе овладения способами и приёмами работы с языковым материалом.Формирование основ речевых умений и системных знаний, обеспечивающих овладение письменной речью как одной из форм речевой коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
-- Заложить основы письменной речи, познакомив учеников с основными правилами написания глаголов неопределённой формы и гл. 3 лица мню и едю числа. и способами их применения в речевой практике.
- Изучать особенности индивидуального усвоения учениками языкового материала и вносить соответствующие коррективы в процесс обучения.
- Обеспечить осознанное и прочное усвоение учениками базовых терминов и понятий языка, составляющих обязательный минимум содержания образования.
- Обеспечить ученикам овладение основными программами действий по осуществлению, орфографического и синтаксического анализа на уровне обязательного минимума содержания образования.
.
Развивающие:
- Развивать и корректировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление) в ходе изучения языкового материала.
Воспитательные:
. Учить детей способам и приёмам преодоления трудностей учебного, личностного и коммуникативного характера, возникающих в процессе деятельности.
-Воспитывать трепетное отношение к русскому язык, литературе, живописи.
-Формировать пытливость, любознательность.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
-понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- составление алгоритма с выделением существенных признаков объекта ( знаково-символическая);
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепочки рассуждений, анализ утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;
- оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому и преодолению препятствий.
Методы : фронтальный
индив. работа---( анализ слов, нахождение лишнего)
работа в паре---( индив карточки. Отработка пройденного материала, сопоставление индив работы)
групповая работа--( составление алгоритма, защита его)
Оборудование и технические средства обучения: кпрезента.., портреты И.И. Левитана, и И.И. Козлова, репродукция картины « Вечерний звон», Ключевые слова: глагол, постфикс, правописание,возвратность, вопрос, неопределённая форма, глаголы 3лица, биография, сравнение, ожидание.
Рабочие материалы для обучающихся: . Индив. карточки., контрольные карты, листы для групповой работы, фломастеры, учебник, тетрадь.
Автор учебника: Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Планируемые результаты:
Практическое применение знаний о правописании глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица ед. и мн. числа в сочинении – рассуждении по картине И.Левитана« Вечерний звон» и стихотворении И.Козлова « Вечерний звон».
№ | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание Формирование УУД | |||||||||||||||||||||
1. | Организа ционный момент. | Эмоциональный настрой. Приветствие учащихся , гостей. Мотивирование к уроку. | Проверка готовности к уроку. | | |||||||||||||||||||||
2. 3. | Актуализация знаний. Постановка цели урока. Изучение нового материала. Подведение Итога урока. Дом задание. | Включить звучание колокольной звоницы. Что вы чувствуете? Как вы думаете, почему урок сегодня начинается с колокольного звона? Действительно, звучание колокола всегда- это оповещение. Колоколами сообщали радостную весть и с помощью его собирали на площадях, горе- звучание колокола. Вот и мы сегодня будем говорить о душевном состоянии, о чувствах, которые возникают у нас . Ожидание… Что мы ждём от сегодняшнего урока? Сегодня мы ещё познакомимся с творчеством писателя и художника. Узнаем, как колокольный звон связан с ними.
Раздаются инд. Карточки с отработкой необходимой орфограммы. Способа действий. Несколько учеников получают индив. Работу. Мы ожидаем , что они справятся с поставленной задачей. Посмотрите и проговорите, на какие правила были допущенны ошибки. Как их исправить? Помогать и контролировать будут Матвей,Настя, Алёна и Кирилл. Аня работает у доски. А мы с вами поработаем вместе. Демонстрация слайдов1-4.( последние три картинки- нахождение общего слова) Запишите словами названия картинок. Первый слайд- просто проговорить и записать слова, а четвёртое, пятое и шестое слова нужно, проанализировав рисунки, назвать слово, объединяющее их. Ещё раз внимательно посмотрите на слова, проговорите их и определите букву для минутки чистописания. Запись буквы на доске. Обратить внимание на правильность написания как самой буквы, так и соединения с другими буквами. - Придумайте мне слова со слогом ЦУ…Запишите их в тетрадь. Знакомство с новым словом ЦУБО( пластинка, соединяющая клинок и рукоятку). Демонстрация картинки( слайд № ) Спасибо! Оцените себя, как вы справились. Вновь обратимся к нашим словам, записанным на доске и в тетради . Исключите по одному слову, оставив на доске только два слова. Работаем в паре. Кто будет готов –рука. Молодцы! Одно из оставшихся слов льётся. Разбирается многозначность слова. С одним из значений Аня составила предлож. Молодцы!! Глядя на оставшиеся слова, сформулируйте нам всем тему сегодняшнего урока.
Мы уже встречались с правописанием таких слов. Что вы уже можете сказать? На доске по мере ответов уч-ся рисуется схем
? Ь Замечательно! Но у меня в душе забил колокол тревоги!!!! Учитель проговаривает слова. А как же слова {СИНИтся, рукавиТСЯ или ещё вариант синиться- рукавиться?} Значит нам , по ходу изучения темы , нужно ответить на вопросы ЧТО?писать ГДЕ? КАК? ПОЧЕМУ? Попробуйте в группе составить алгоритм написания этих сочетаний. Делается вывод. Необходимо проверить правильность наших выводов. Для этого прочитаем правило на стр.103 учебника. Обращаемся к записанным вопросам. Можем мы на них ответить. ? Возьмите контрольные таблицы.
Ваша задача заменит СС глаголом. Поставить + в нужном квадратике. Испытывает волнение Допустить ошибку Принять решение Чувствует радость Выражать удивление Приветствовать друг друга Испытывает страх Проверка. Демонстрация слайда. Молодцы! Большинство справились с работой, получили ощущение радости, удовлетворения! У кого сегодня не всё получилось, можете оставить свой вопрос на «парковке». Что общего в написании этих глаголов? Для чего нужны эти глаголы?( Включается вновь колокольный звон) Я предлагаю вам познакомиться с замечательным русским поэтом- переводчиков И. И. Козловым. Демонстрация портрета. Дополняется рассказ ученика. Знакомство со стихотворением « ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН». Рассказ учителя с демонст слайдов.( Воцерквлён, стих-это перевод Томаса Мура, биографично, Всеношное бдение, слепота, паралич) Чтение стихотворения. Прослушивание колокольного звона Нахождение ноток музыкальности в стих Анализ стихотворения , сравнение его с оригиналом на англ и русс. Языках. Нахождение наст, прошлого и будущего в стих. Обратите внимание на глаголы, заранее записанные на доске. НРАВИТСЯ ПЕРЕДАЕТСЯ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ ЗАДУМАТЬСЯ ЛЮБОВАТЬСЯ ДлЯ ЧЕГО ЭТИ ГЛАГОЛЫ? Попробуйте! Колок звон- очень уникален. Он никого не оставляет равнодушным . Что вы чувствовали, когда слушали его? Вот и на одного из величайших композиторов он произвел огром впечат. Алекс. Алябьев написал музыку к этому стих. Демонст слайда. Прослуш романса. И.И Левитан- всем известен . Что мы знаем о нём? Он написал картину с одноименным названием( пояснение термина) Демонст репродукции. Сравнение её с картиной « Тихая пристань! Рассказ о написании этих картин. Совместный анализ и разбор картины. ( Символично деление картины на три части: берег, река и монастырь, спрятанный в окружении зелени… Узкая тропинка- широкая дорога , перевозчик, чистота, тишина, звон…….) В своих тетрадях напишите сочинение – отзыв по картине « Вечерний звон», используя возвратные глаголы. НРАВИТСЯ ПЕРЕДАЕТСЯ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ ЗАДУМАТЬСЯ ЛЮБОВАТЬСЯ Прослушивание сочинений. Спасибо! У вас получились замечательные сочинения-рассуждения! В них вы высказали свои чувства, эмоции, которые возникли в результате рассуждений сегодня на уроке. Вы справились с применением правила правописания - тся и - ться в глаголах. На протяжении всего урока нас сопровождали колокола. Где-то они били тревогу, где-то радостно пели. Сейчас у меня в душе звучат колокола, символизирующие радость и удовлетворение от урока. Над чем нужно ещё поработать?( вопросы детей записывается на парковке). Подчеркнуть возвратные глаголы в вашем тексте. Выразительное чтение стихотворения. Спасибо за урок. | Ответы детей Ответы детей. Ответы детей Открытие новых тайн русского языка, повторение, удовлетворение проделанной работой. Радость. Индив работа. Контролёры подходят к своим « подопечным» Составляет из набора слов простое предложение, осложненное однородными членами предложенния. Запись слов в тетради. Один ученик работает у доски. На доске запись- СИНИЦА, РУКАВИЦА, ЛЬЁТСЯ, ЦАРСТВОВАТЬ, СТРЕМИТЬСЯ. Уч-ся проговаривают слова, выделяют общий звук [ц]. Дают характеристику звуку. Делают вывод, что на м/ч будем писать букву Ц. В тетради записывают букву Ц. Наиболее красивую выделяют зелёной пастой. Запись слов( отрабатывают каллиграфическое написание). На полях в тетради ребята напротив выполненной работы ставят нужный смалик. Сначала каждый ученик работает сам/но, потом сверяются в паре. Первое слово- Тридцать-числит.; синица( одуш. Сущ, рукавица- сущ. Царствовать- гл, оканч на ть. На доп. доске составлено предложение с одним из оставшихся глаголов. Колокольный звон льётся по руской земле, заполняет людские души. Дается уч-ся по цепочке развернутая характеристика предложения. « Правописание ТЬСЯ и ТСЯ» Нужно ориентироваться на вопрос. Это имена сущест. Они не отвечают на вопросы что делать? Что делает?Эти букосочетания пишутся только в глаголах! Работа в группе. Составление алгоритма Демонстрация выполненных работ на доске. Объяснение и защита. Проговаривается правило. Делают дополнение. « Мягкий знак не пишется в глаголах 3 лица ед. или мн. Числа» Работают в таблице. Заменяют СС одним глаголом, задают вопрос. Отмечают правильный вариант. волнуется ошибаться решиться радуется удивляться здороваться боится Проводят самоанализ. Сравнивают свой результат с готовым. Постфикс СЯ Передать свои эмоции. Один из учеников рассказывает кратко самые интересные моменты его биографии. Чтение стих на англ языке учеником , владеющим им. Фронтальный опрос учеников. Высказать Своё мнение. Стих. Заставляет задуматься о жизни, о быстротечности, изменчивости,. Смене одного периода другим. Ответы уч-ся. Слушание. Рассказ ученика. Его биогр Фронтальная работа. Запись сочинения под звон колоколов. Чтение и слушание Мы познакомились с творчеством И.И . Козлова, встретились ещё раз с картинами И.Левитана. Очень впечатлил колокольный звон, хочется ещё порассуждать о его влиянии. Васказывание детей. | Познавательные, коммун, личност Регулятив, познав. регул Познав.регулят. Познавательные сравнивать, анализировать. Самоанализ и самооценка своей деятельности Регулятивная, познав. познавательные Регулятивная Познавательные, коммун, Регулят. Познав., коммуник. Познавательные, коммун, Регулят. Познавательные, коммун, Регулят. Регул. познав. Познавательные, коммун, Регулят, личност Коммуник. Регул. Познавательные, коммун, Регулят, Познавательные, Регулят, личност Регулятив, познав Регул, познав Познавательные, личност, коммуник. Личнос, познав, комм Регулят, коммуникат Личност, познав. Коммуник, познав. Познав, Регул, коммуник, личност. Коммуникат. регул | |||||||||||||||||||||
3. | | | | |