Технологическая карта урока русского языка «Возвратные глаголы» (4 класс)
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Ф. И. О. педагога: Макарова К.Н.
Предмет: русский язык
Класс: 4. Тема и номер урока в теме: Возвратные глаголы, урок № 138
Тип урока: урок изучения нового материала;
Цель: познакомить с понятием возвратные глаголы; развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Задачи:
учить распознавать возвратные глаголы;
обобщить знания о изменении глаголов;
воспитывать организованность, умение планировать свою деятельность для достижения результата.
Планируемые результаты
Предметные: -Обосновывать правильность написания изученных орфограмм. -Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов. -Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах |
Метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; - планировать действия в соответствии с поставленной задачей; - извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста. |
Личностные: - проявлять интерес к русскому языку; - выявлять причины успешности / неуспешности учебной деятельности. |
Межпредметные связи: чтение, тема «Работа над лексическим значением слова»
Ресурсы урока: учебник «Русский язык», 4 класс, 2ч., авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М., «Просвещение», 2013; рабочие тетради; интерактивная доска; презентация, разработанная учителем;»
ХОД УРОКА
Этапы урока, задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Задача: мотивация учения |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Прозвенел для нас звонок, Начинается урок! К нам без опоздания Приходи, старание! Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться! |
|
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Задача: закрепить полученные знания, вспомнить тему прошлого урока. |
Проверяет домашнее задание и выясняет, какие затруднения возникли при его выполнении |
Самопроверка текста упражнения (по образцу на слайде), Взаимопроверка правила; ответы учащихся на вопросы к упражнению друг другу и учителю |
Фронтальная и парная работа Упр. 206, Слайды презентации (образец текста для самопроверки; Разбор слова понюхаешь с ошибками). |
Развитие орфографической зоркости. Закрепить знания о глаголе |
Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные- самоопредление, оценивание Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками, формирование умения слушать и слышать. |
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Задача: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы |
1) Предлагает прочитать слова, сравнить, доказать, подумать, о чём пойдёт речь сегодня на уроке. 2) Задаёт вопросы: Чем похожи и чем отличаются слова глаголы в каждой паре? Что придаёт вторым глаголам такое значение Предлагает прочитать проблемный вопрос урока в учебнике |
Читают, анализируют, высказывают предположения о теме урока.
С опорой на проблемный вопрос урока и с помощью слов "помощников" формулируют задачи урока: 1 с особенностями возвратных глаголов; 2. умение записывать возвратные глаголы 3. словарный запас. |
Фронтальная работа Слова на слайде: Умывает-умывается Одевает – одевается. Учебник с.102, вопрос урока «Что такое возвратные глаголы?» Слова «помощники» (на слайде): 1.знакомиться с чем? 2. развивать, что? 3. обогащать, что? |
Распознавать различие форм глаголов; |
Логические: - анализ, сравнение, синтез. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА актуализация необходимых знаний Задача: подведение детей к самостоятельному выводу |
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в парах с упр.210 учебника по обобщению и уточнению представления о возвратных глаголах. Спрашивает, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся пишется мягкий знак? |
Работают в парах, читают задания. Планируют порядок действий. По информации в учебнике находят ответы. Представляют результаты. Обсуждают, уточняют, дополняют. Подводят итоги. |
Работа в парах Упр.210. |
Распознавать возвратные глаголы; выделять суффикс в возвратных глаголах. |
1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Организация познавательной деятельности Задача: проверка понимания способа действия. |
Организует совместную работу: задаёт вопросы к тексту: « О ком говорится в тексте? Что вы узнали о пуме? Найдите возвратные глаголы. Б) игра «Найди пару Спрашивает, как заменить словосочетание возвратным глаголом . |
А)Слушают, отвечают на вопросы к тексту записывают текст в тетрадь Б) по очереди выходят к доске, сопоставляют слова, аргументируя свои действия |
Фронтальная работа упр.212 Интерактивная доска с заданием «Найди пару» |
-находить основную мысль текста, возвратные глаголы; - объяснять написание изученных орфограмм; |
Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности - планирование учебного сотрудничества |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Задача: снятие утомляемости детей |
Организует выполнение гимнастики для глаз |
Выполняют гимнастику для глаз, повторяя движения за учителем |
Комплекс упражнений для снятия утомления |
Личностные: умение ориентироваться в пространстве |
|
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Задачи: Развитие умения распознавать возвратные глаголы, изменять их по лицам и числам; обогащение словарного запаса младших школьников; развитие памяти |
1) организует самостоятельную работу с упр.214, Предлагает выбрать форму работы –индивидуально или в парах 2) предлагает по памяти записать стихотворение. |
1) Читают задание. Проговаривают порядок действий. Выбирают форму работы. Обсуждают результаты. Дают самооценку. 2) читают задание. Планируют действия. Представляют и обсуждают результаты. Называют сходство и различие форм глаголов. |
Индивидуальная или парная работа (по выбору уч-ся) Упр.214 Упр.215 |
- делать вывод об изменении возвратных глаголов. - записывать текст по памяти. |
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные:- поиск и выделение необходимой информации- смысловое чтение- построение логической цепи рассуждения Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества |
КОНТРОЛЬ (Самопроверка) |
Организует самостоятельную индивидуальную работу с упр.61 рабочей тетради |
Читают и выполняют задание. По итогам фронтальной проверки дают самооценку. |
Самостоятельная индивидуальная работа Рабочая тетрадь, упр.61 |
Выделять суффикс в возвратных глаголах; изменять глаголы по лицам и числам. |
Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном |
ЭТАП РАЗЪЯСНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Предлагает ознакомиться упражнением для домашнего задания , и на выбор найти значение слова командир, либо составить с ним предложение. |
Читают задание. Комментируют порядок выполнения. |
Учебник с.103 упр.213; |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Познавательные: - самостоятельное формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов; - умение слушать и вступать в диалог; |
|
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Задача: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Предлагает уточнить тему и учебные задачи урока; определить, удалось ли их решить. |
Анализируют успешность учебной деятельности. Планируют дальнейшую деятельность. |
Слайд: -Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Какие глаголы называются возвратными? -На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? |
Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные:- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
|
РЕФЛЕКСИЯ Задача: сформировать личную ответственность за результаты своего труда |
Помогает оценить свою работу по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками. |
Проводят рефлексивный анализ своей деятельности на уроке. |
Слайд: Закончите фразы: На уроке я узнал… На уроке я учился… Мне было трудно… Мне понравилось… |
Достижение предметных результатов урока |
Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: -умение выражать свои мысл -оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Евгения Георгиевна