12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Столяр Светлана Витальевна591
Учитель русского языка и литературы в системе дистанционного обучения детей с ОВЗ
Россия, Коми респ., Сыктывкар
10

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Спряжение глаголов»



 

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

учителя структурного подразделения «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов» в ГОУ РК «РЦО»

Столяр Светланы Витальевны

Тема урока: Спряжение глаголов.

Форма проведения урока: Урок с применением дистанционных образовательных технологий для ребёнка-инвалида, находящегося на индивидуальном обучении.

Цель урока: Создать условия для повторения и закрепления знаний о глаголе как о части речи; организовать деятельность учащегося для усвоения нового понятия, спряжении глаголов.

Задачи урока:

Обучающая: формирование знания о спряжении глаголов; умение определять личные окончания глагола; продолжить формирование навыка изменять глаголы по лицам и числам; закрепление знаний об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли глагола; закрепление умения находить и использовать глаголы в тексте; научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию и определять спряжение глаголов по алгоритму.

Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности через решение логических задач; способствовать развитию устной и письменной речи, памяти, мышления, внимания и воображения учащегося; развивать наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, группировать, делать выводы.

Воспитательная: создание атмосферы доброжелательности между учителем и учащимся, стимулирование активного творческого труда, воспитывать уважительное отношение к изучению русского языка как учебного предмета, стремление к совершенствованию своей речевой практике.

Формирование УУД:

Личностные УУД:понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;

Познавательные УУД: выполняет универсальные логические действия (устанавливает аналогии и причинно-следственные связи, выстраивает логическую цепь рассуждений, относит объекты к известным понятиям; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Место проведения занятия: Государственное общеобразовательное учреждение «Республиканский центр образования», структурное подразделение «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми».

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материально-техническое обеспечение урока: Компьютер с ОС Мас с набором совместимого специального оборудования и предустановленных программ и приложений. Связь с обучающимися осуществляется посредством программы Skype, в режиме on-line.

Методическое и дидактическое обеспечение урока: электронное образовательное пространство в оболочке Моodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу «Русский язык 5 класс», мультимедийная презентация в формате Power Point по теме «Спряжение глаголов», файл с заданиями в формате .doc, учебник «Русский язык 5 класс»: учебник для образовательных учреждений/ М.М.Разумовская [и др.]; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа 2013.

Тип урока: комбинированный. Урок повторения и изучения нового материала.

 

Этап урока, его цель, методы и способы достижения данной цели

I. Организационный.

Цель: подготовка учащегося к продуктивной работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности, создать положительный эмоциональный настрой.

Критерии достижения цели: учащийся готов к уроку, положительно настроен на получение новых знаний.

Методы: словесный, наглядный.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

Приветствует ученика, обеспечивает положительный психологический настрой, готовит к общению на уроке.

- Здравствуй, Денис! Очень рада видеть тебя снова!

- Какое у тебя настроение?

 

- Ты готов к уроку? Тогда начнём. Я отправляю тебе файл с заданиями, получи его, пожалуйста. А пока внимание на экран...

Входит в Skype, включает видеосвязь, отвечает на приветствие учителя, готовит площадку для работы в электронном пространстве и на своём рабочем месте (тетрадь, ручка).

Принимает от учителя файл.

 

II. Актуализация знаний.

Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений и пробелов.

Критерии достижения цели: умение распознавать глагол среди других частей речи, умение ставить глагол в неопределённую форму, изменять глаголы по числам и лицам, определять время глаголов.

Методы: словесные, практические.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

Учитель предоставляет общий доступ к экрану, начало урока демонстрирует на своём экране.

 

 

 

- Посмотри на экран, прочитай стихотворение и назови часть речи, которую мы с тобой изучаем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давай вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Открой полученный файл и предоставь доступ к экрану.

- Продолжи предложения и выполни упражнения.

 

Задание 1. Глагол — это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … .

 

 

 

 

Карточка. Выдели глаголы.

Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.

 

 

 

 

 

Задание 2. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы.... .

Карточка. Выдели красным цветом глаголы в неопределённой форме.

Дополнительно: у остальных определи лицо.

Зовут, играем, ходить, пойти, выбежали, учить, плакать, пошёл, обойти, зажечь, собираете, дуем, прожить.

 

 

Задание 3. Глаголы изменяются прошедшем времени по..., а в единственном числе по.... В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по....

 

Приведи примеры (можно устно).

Ученик внимательно слушает учителя, смотрит на экран (он может увеличить его и включить режим «Во весь экран»).

 

Читает стихотворение:

-Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает, расскажет

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет.

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит,

Всё расскажет нам она.

-Речь идёт о глаголе.

 

Открывает файл в программе NeoOffice , включает демонстрацию экрана и приступает к выполнению заданий.

 

 

Дописывает предложения.

- ...действие предмета

- ...что делать? что сделать? и др.

 

Работает с карточкой.

- Писать, письмо, курица, сильный, едешь, сказать, езда, учительница, учить, ненавидеть, петь, песня.

Выделяет эти слова любым удобным для себя способом( цветом, заливкой, подчёркивает и др.).

- ...что делать? что сделать?

 

 

-Зовут (3 л.), играем(1 л.), ходить, пойти, выбежали (3 л.), учить, плакать, пошёл (3 л.), обойти, зажечь, собираете (2 л.), дуем (1 л.), прожить.

 

-...по числам

-...родам

-... числам и лицам

Приводит свои примеры.

Записи сохраняет в электронной тетради по русскому языку.

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель видит работу ученика на своём экране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Постановка проблемы. Подведение к теме урока.

Цели: через создание проблемной ситуации подвести к теме урока.

Критерии достижения цели: учащийся отвечает на наводящие вопросы и формулирует суть проблемы.

Используемые технологии: проблемное -диалогическое обучение.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

Учитель демонстрирует следующий слайд на своём экране через общий доступ.

-Ты продемонстрировал хорошие знания о глаголе. А всё ли мы знаем об этой части речи? Внимание на экран.

- Знаешь ли ты литературного героя Незнайку?

- Так вот. Он решил отправиться в кругосветное путешествие и обещал своему другу Васе Ошибкину писать СМС-сообщения. И вот что у него получилось. Прочитай, пожалуйста.

 

 

 

 

 

 

- Какая часть речи подчёркнута?

- Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания?

- Может, ты знаешь?

 

- Значит, мы должны помочь Незнайке разобраться в этом. Поможем Незнайке?

Вернёмся к его СМС в конце урока.

Закрывает демонстрацию экрана, его внимание сосредоточено на экране учителя.

 

- Знаю.

Читает текст со слайда.

- Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.

 

 

 

- Глагол.

- Незнайка не знает правило написания окончаний глаголов.

- Не знаю.

 

-Да, поможем.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

IV. Определение темы . Целеполагание.

Цели: обозначить тему урока, развивать у учащегося навык самостоятельно формулировать цели урока посредством наводящих вопросов.

Критерии достижения цели: учащийся самостоятельно формулирует цели урока.

Методы и приёмы: побуждающий диалог.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

- Прочти зашифрованное слово наоборот «ВОЛОГАЛГ ЕИНЕЖЯРПС»

 

- Совершенно верно. Тема урока «Спряжение глаголов». Открой рабочую тетрадь, запиши число и тему сегодняшнего урока.

 

- Так какую тему не знает Незнайка?

- Следовательно, над чем мы будем сегодня работать на уроке?

 

- А для чего нам нужно знать спряжение глаголов?

- СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.

 

Записывает число и тему урока в тетрадь.

 

- Он не знает спряжение глаголов.

- Изучать новое правило. Учиться определять спряжение глаголов..

- Чтобы правильно писать окончания глаголов.

 

Слайд 3

 

 

Слайд 4

V. Формирование новых знаний и умений.

Цели: организовать работу по выделению отличительных признаков глаголов I и II спряжения; развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.

Критерии достижения цели: учащийся указывает на отличия глаголов I спряжения от глаголов II, анализирует, делает выводы.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративные, практические, эвристическая беседа.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

1. Обратимся к теории.

- Так что же мы называем спряжением? Прочитай правило.

 

 

- Чем же они различаются? Разобраться в этом нам поможет таблица.

 

Учитель задаёт ряд вопросов, помогающих выявить отличительные признаки двух спряжений.

 

2. Работа с таблицей.

- Как ты думаешь, по какому признаку распределены слова в таблице?

- Чем отличаются слова в первых двух столбиках от двух последних?

- Что общего ты можешь отметить в словах каждой группы?

- Какая гласная является основной у первой группы?

- В какой форме стоят последние глаголы в каждом столбике?

 

 

- А у второй?

 

 

 

- Попробуй теперь всё сказанное объединить и сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Дело в том, что под ударением эти окончания различаются в произношении. А в безударном — не различаются. Их написание надо проверять.

- Как же определить спряжение глаголов по безударному окончанию? Для этого выполни задание (показывает его на слайде).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка по слайду 11.

 

- Сделай вывод, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению?

 

 

 

 

- Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

 

- Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов.

 

- Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы имеют 2 спряжения, I-е и II-е.

 

 

 

Ученик отвечает на вопросы и делает выводы.

 

 

- По спряжению.

 

- Окончаниями.

- Одинаковые гласные.

 

- Е

- 3 л. мн.ч. (Личные окончания этих глаголов имеют гласную Е, а в форме 3-го лица мн. ч. окончание -ЮТ).

- Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную И, а в форме 3-го лица мн. ч. - АТ, -ЯТ).

 

- Глаголы I спряжения имеют окончания

-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём),

-ете (-ёте), ут (-ют).

 

- Глаголы IIспряжения имеют окончания

-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

 

 

 

 

 

 

Выполняет задание в тетради. Записывает слова в два столбика, рядом с каждым записывает неопределённую форму.

1 спр.

2 спр.

Пишем -

рисуем -

полем -

пляшем -

Чертим -

чиним -

маним -

просим -

Выполняет задание самостоятельно (3 минуты)

 

 

 

 

- Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на -ИТЬ в неопределённой форме, относятся ко 2-му спряжению.

 

- Ставили в неопределённую форму.

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Физкультминутка.

Цели:снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося в продолжение урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечание

Проводит физкультминутку. (Гимнастика для глаз, разминка для тела).

- Предлагаю немного расслабиться и отдохнуть.

1. Посмотри вверх, вниз, направо,

налево, нарисуй глазами круг, затем первую букву своего имени, закрой глазки, открой, быстро поморгай.

2. Зажми руки в замочек, вытяни

вперед, теперь вверх, потянись к

солнышку.

Выполняет команды учителя.

 

VII. Закрепление новых знаний.

Цель: формирование умения определять спряжение глаголов и использовать его при выборе гласных в написании окончаний глаголов, закрепление полученных знаний на практике.

Критерии достижения цели: Ученик пользуется новым правилом, определяет спряжение глаголов и верно пишет окончания.

Методы:практические (письменные), интерактивные.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечание

- Вернёмся к нашей теме. Итак, ЗАПОМНИ! (Демонстрация слайда с правилом определения спряжения по инфинитиву).

- Чтобы правило запомнилось легче, предлагаю выучить шуточное стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Выполни задания.

Учитель закрывает общий доступ, отправляет ученику ссылки на интерактивные задания.

Задание 1. Выбери глаголы I спряжения.

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5

Задание 2. Выбери глаголы II спряжения.

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5

Задание 3. Вставь гласные в безударные личные окончания.

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sprjazenie_glagolov_5

 

Работа в презентации. Открывает слайд 14 на своём экране.

- Вернёмся к началу урока. Исправим СМС Незнайки.

Записывает окончания глаголов со слов ученика.

Читает шуточное стихотворение:

Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.

 

Открывает свой экран. Переходит по ссылкам и выполняет задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрывает общий доступ. Исправляет СМС.

Слайды 12 и 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.Оценивание.

Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов, самооценка обучающегося, выставление мотивированной оценки за урок.

Критерии достижения цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности, определение перспектив последующей работы.

Методы: словесные, практические, составление алгоритма действий.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечание

- Давай подведём итоги урока.

- Над чем мы сегодня работали? Что нового узнали?

- Как определить спряжение глаголов? Назови слова-исключения.

 

- Итак, для чего нам нужно знать спряжение глаголов?

 

- Давай составим алгоритм действий.

 

 

 

- Доволен ли ты своей работой?

- Было трудно, интересно?

 

 

- Учились определять спряжение глаголов.

- Проговаривает правила. Называет слова-исключения.

 

- Чтобы правильно писать их окончания.

 

Под руководством учителя проговаривает пошаговый порядок действий.

 

Ученик отвечает на вопросы. Анализирует свою работу, делится впечатлениями и самооценкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

IX. Объяснение домашнего задания. Оценивание.

Цель: доступно и понятно изложить суть домашней работы, объяснить способ его выполнения. Выставление мотивированной оценки.

Критерий достижения цели: качественное выполнение домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечание

Домашнее задание:

  1. Выучить стихотворение о спряжении глаголов.

  2. Выполни упражнение.

Отправляет файл с заданием и памятку «Алгоритм определения спряжения глаголов» и презентацию к уроку.

- Оценка за урок...

- До встречи на следующем уроке. Всего доброго!

 

 

 

 

 

Получает по Skype задания и памятку, а также презентацию к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список материалов, используемых на уроке:

  • электронное образовательное пространство в оболочке Моodle, его информационные образовательные ресурсы по курсу «Русский язык 5 класс»;

  • мультимедийная презентация в формате Power Point по теме «Спряжение глаголов»;

  • файл с заданиями в формате .doc;

  • учебник «Русский язык 5 класс»: учебник для образовательных учреждений/ М.М.Разумовская [и др.]; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа 2013.

Интернет-ресурсы:


Презентация к уроку
PPT / 610 Кб

Рабочий лист к уроку
ODT / 108.83 Кб

Алгоритм определения спряжения
DOC / 22 Кб

Домашнее задание
DOC / 11 Кб

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Светлана Лушникова (Кузнецова), 04.12.17 в 15:15 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за урок.Я сама веду дистанционные уроки русского языка в 5 классе. Мне кажется, вы так много даете материала за урок. У меня урок длится 35 минут. А у Вас , наверное, больше?
Столяр Светлана Витальевна, 15.01.18 в 00:20 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Светлана. У нас урок идет 45 минут. Данный материал вполне укладывается в это время. Это был открытый урок. И, конечно же, проводился с сильным учащимся. С другими ребятами я уже ход урока корректирую.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.