Конспект урока по русскому языку «Обобщение по теме "Глагол"» (4 класс)
Конспект урока по русскому языку
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Учитель: Звягинцева Алина Викторовна
Тема: Обобщение по теме «Глагол»
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний
Цель: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи
Задачи:
Образовательные: повторить, что такое неопределённая форма глагола, времена глагола, спряжения, правописания безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами.
Развивающие: развивать у учащихся учебную самостоятельность, параллельное развитие устной и письменной речи; навыков контроля и самоконтроля, т.е. развитие навыков сотрудничества и контрольно-оценочных действий; орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; самостоятельность, активность; стремления к успеху в учебе, толерантность в процессе фронтальной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: Уметь определять время глагола, спряжение, правописание безударных личных окончаний глагола и частицы не с глаголами. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные: ставить учебную задачу, выполнять контроль и коррекцию результата своей работы на основе сравнения с эталоном. Познавательные: сравнивать выражения, находить сходства и отличия, выполнять действия по аналогии. Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологических высказываний. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Средства обучения: Учебник Русский язык. 4 класс 2 часть. Канакина В.П., Горецкий В.Г., компьютер, презентация, карточки.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
||
Мотивация к учебной деятельности. |
|||
-Здравствуйте, дети. -Скажите, как вы понимаете пословицу? Где труд, там и радость. |
Комментируют: -Работа приносит нам радость, особенно если результаты работы хорошие. |
||
2. Актуализация знаний. |
|||
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Индивидуальная работа по карточкам. — Подберите однокоренные слова к слову радость. На доске: радостный, радостно, радовать. — Что вы скажете про последнее слово? - Почему называется неопределенная форма? — А что может рассказать о себе глагол? Вспомните его характеристику. часть речи обозначает действие предмета отвечаю на вопросы: что дел а е т? ч т о с д е л а е т? и др. изменяюсь по временам, числам, лицам, родам (в пр. вр.) имею начальную форму — в предложении чаще бываю сказуемым - Уберите лишнее из нашей схемы. Что не относится к характеристике глагола? — Молодцы! Мы вспомнили характеристику глагола. - Какую задачу поставим на уроке? - Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по стране «Глагол» и так первая станция. |
Отвечают на вопросы: -Это глагол неопределенной формы, отвечает на вопрос что делать? имеет суффикс -ть. -У глагола в неопределенной форме нельзя определить время, число, лицо Формулируют учебную задачу. - вопросы, подлежащее Размышляют: закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи. |
||
3. Закрепление ранее изученного материала. |
|||
Станция Сказка «Глагол и его друзья» « Жил – был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую – нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит – сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастья искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде. Шли, шли они и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое. Позвали его с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в Предложении. Друзья с радостью согласились. С тех пор Глагол работает сказуемым. Существительное с Прилагательным тоже получили работу, улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?» - Ребята, о чем же эта сказка? Станция «Пропущенные буквы» – А сейчас прочитайте слова, вставьте устно пропущенные буквы. – Какое ещё задание можно выполнить с этими глаголами? - По какому основанию (признаку) мы можем разделить эти слова? Каждая группа отвечает устно, а затем в тетрадь запишите самостоятельно. Итак, 1-я группа запишет – по спряжению; 2-я группа – по временам; 3-я группа – по лицам; - Итог. Какое задание мы выполняли? На что оно было направлено? Оценивает работу учащихся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Станция «Здоровье» — Мы прибыли на станцию «Здоровье», здесь отдохнем и отправимся дальше. Я буду называть глаголы. Если «глагол-исключение» - приседаем, если глагол настоящего времени- встаем, поднимая руки вверх. Будьте внимательнее. |
Слушают сказку о глаголе и его друзьях - О том, что каждая часть речи приносит пользу - Группировку. - 1. По спряжению. 2. По временам. 3. По лицам. Вставляют пропущенные буквы: Выгоним, рисует, почистим, сажаем, теряет, готовит, засверкаем, пожелаем, синеет. Записывают в тетрадь, выделяя окончания. -Слышит, видит, отдыхает, рисует, готовит |
||
4. Самостоятельная работа с самопроверкой. |
|||
Организует выполнение самостоятельной работы. Станция «Улица спряжения» Цель: формировать умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов. - Выполните самостоятельно задание в карточках (по вариантам), вставляя нужную букву в глаголах и определяя спряжение. - Что сначала нужно сделать, чтобы определить спряжение? 1 вариант свяжем отдыхаешь танцуем зимуешь перебираем поймаешь рисуем 2 вариант платишь чуем мечтаешь усвоим загораешь синеет затянет - Какое умение мы формировали в этом задание? Оценивает отдельных учащихся. Организует взаимопроверку. - Обменяйтесь тетрадями. -Проверьте ошибки по эталону(слайд) -Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. -Поднимите те, у кого были ошибки. -Будьте внимательнее. (Первым 3, решившим правильно, ставит отметки.) |
Читают и осмысливают задание. Выполняют задание самостоятельно: - Поставить в неопределенную форму 1 вариант Связать – I спр.- свяжем Отдыхать – I спр. - отдыхаешь Танцевать – Iспр. - танцуем Зимовать – I спр. - зимуешь Перебирать – I спр. -перебираем Поймать – I спр. - поймаешь Рисовать – I спр. - рисуем 2 вариант Платить – II спр. - платишь Чуять – 1 спр. - чуем Мечтать – I спр. - мечтаешь Усвоить – II спр. - усвоим Загорать -I спр. - загораешь Синеть – I спр. - синеет Затянуть -I спр. - затянет - Умение правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов. Осуществляют самопроверку. Исправляют ошибки. |
||
5. Включение в систему знаний и повторений.. |
|||
Станция « НЕ» Объясните, как вы понимаете пословицу? Без труда вытащишь и рыбку из пруда. - Чего не хватает? -Ребята, а как пишется частица «не» с глаголом? Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - Послушайте задание. Запишите глагол «не вытащишь» разберите это слово, как часть речи. - Какую орфограмму глагола, мы повторили? -Откройте учебник на странице 115 упражнение 243. Прочитайте задание про себя. Выполните его самостоятельно. Станция «Время» - Время... Что это такое? Как вы это понимаете? - Что говорится в словаре о слова «Время»? Какие пословицы со словом «время» вы знаете? Дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени... глаголов. Инсценировка Учительница спросила Лентяйкина. — О каком времени я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются». Какое это время? Лентяйкин, не задумываясь, ответил: — Утро! — А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? В каком времени еще могут употребляться глаголы? На какие вопросы они отвечают? - Откройте учебник на странице 118 упражнение 251. Прочитайте задание про себя. - Спишите первые два абзаца. Выполним его письменно в тетради с комментированием у доски. - Итог. Спрашивает нескольких учащихся. |
- Частицы не Разбирают глагол, как часть речи - Написание частицы не с глаголами Выполняют задание самостоятельно -Часы, дни, сутки, года. - Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время — это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками. -Делу — время, потехе — час. Время — не птица, за хвост не поймаешь. Смотрят инсценировку, размышляют -В настоящем. - В прошедшем времени: что делал и? что сделали? В будущем времени: что сделают? что будут делать? Выполняют задание: указывают время, выделяют окончания |
||
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
|||
-Откройте дневники и запишите домашнее задание. Д/з: Вариативное домашнее задание: - Сочинить сказку для Глагола Глаголыча о глаголе. - Учебник страница 117 упражнение 248. Организует рефлексию учебной деятельности. -Что повторяли на уроке? – Да, мы с вами разгадали некоторые тайны русского языка, а значит? Стали умнее, счастливее! Закончим урок словами: Учите русский – годы кряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждет великая награда, И та награда – в нем самом! -Урок окончен. |
Участвуют в рефлексии |