План кружка «Умелые руки» (Для детей 7-10 лет)
Рабочая ПРОГРАММА КРУЖКА
«УМЕЛЫЕ РУКИ»
(срок реализации 1 год)
Возраст детей с 7 до 10 лет
Количество детей - 8 человек
Руководитель: Запертова Татьяна Викторовна ,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Программа кружка «Умелые руки » рассчитана на детей с 7 до 10 лет, то есть со 2 класса по 4 класс.
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок, то есть четвёртому классу даётся более сложная работа, нежели малышам.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.
На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Для практической работы отводится большая часть времени – до 90%. Занятия провожу в классной комнате, в которой есть наглядные пособия, большой раздаточный материал, шкафы с образцами поделок. Комната проветривается, имеет нормативное освещение, отвечает санитарно- гигиеническим требованиям. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее – сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии.
Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка.
Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе.
Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.
На занятиях с детьми необходимо акцентировать внимание учащихся не на изготовление конкретной поделки, а на её конструктивном построении, общей закономерности устройства изделия этого типа, показать варианты, чтобы дети смогли бы дома самостоятельно сделать нужную поделку. Такой подход, как свидетельствует практика, значительно повышает интерес к знаниям. А это является главным отличием от уроков трудового обучения.
Занятия можно организовать по – разному, но нет необходимости в том, чтобы сначала выполнить все поделки из одного материала, потом из другого и т.д. Виды работ через несколько занятий желательно менять.
В кружке «Умелые руки» 8 человек. С таким количеством учащихся можно осуществлять индивидуальный подход, что заметно сказывается на эффективности обучения. Руководителю кружка надо опираться на те знания, умения и навыки, полученные в школе или дома, а также развивать их и совершенствовать.
В рабочей комнате у нас есть постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают сделанное, обсуждают изделия, выделяют наиболее интересные работы. Наиболее оптимальная продолжительность занятий для 1 класса 30 минут, а для 4 класса 40-60 минут.
Я руковожу кружком «Умелые руки» третий год и вижу результаты своего труда. Дети с радостью идут на кружок, с увлечением работают, своими отличными работами радуют учителя, родителей, бабушек, ветеранов войны и труда. Участвуют в конкурсах школы и конкурсах районного масштаба.
Имеют неплохие результаты. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.
Основные задачи образовательной программы кружка «Умелые руки»
следующие:
1.Развитие творческих способностей детей
2.Привитие детям интереса к искусству
3.Воспитание трудолюбия, художественного вкуса, умения
4.Совершенствование трудовых умений и навыков наблюдать, выделять
главное
Кружок «Умелые руки» проводится ежедневно в течение 40-60 минут.
Содержание работы кружка «Умелые руки»
№ | Содержание работы | Кол. час. | Литература | |
Раздел | Изделие | |||
1. | Экскурсия в природу | Сбор природного материала | 2 сентября | |
2. | Работа с овощами и фруктами | 1.Знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности. Изготовление «зверьков» из овощей и фруктов. | 5-9 сентября | Книжки о смешариках |
3. | Работа с бумагой и картоном | Изготовление домика | 12-16 сентября | |
4. | Работа с разными материалами | Изготовление машин (грузовых и легковых) | 19-23 сентября | |
5. | Работа с пластилином | Рельефное изображение животных и людей. | 26-30 сентября | Книжки – малышки с изображением животных |
6. | Работа с разными материалами | Изготовление светофора | 3-7 октября | |
7. | Работа с разными материалами | Оформление макета улицы | 10-14 октября | |
8. | Работа с разными материалами на тему «Мой край задумчивый и нежный» | Поделки из бересты | 17-21 октября | И.В. Черныш «Забавные поделки к праздникам» |
9. | Рассказ из истории бумаги «Оригами» | Изготовление зайчика, лисички, собачки, домика. | 24-28 октября | Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи» |
10. | Работа с бумагой | Оригами (деревья, гном, грибок) | 31окт.-4 ноябрь 7-11 ноября | Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи» |
11. | Работа с кожей | Изготовление салфетки с бахромой | 14-18 ноября | О.Чибрикова «Поделки из кожи своими руками» |
12. | Работа с пластилином | Лепка простых по форме овощей, фруктов из пластилина (по образцу). | 21-25 ноября | |
13. | Работа с соленым тестом | Лепка простых по форме овощей, фруктов из теста | 28.11-2 декабря | В.А Хоменко «Слоеное тесто» |
14. | Работа с соленым тестом | Лепка животных по выбору детей | 5-9 декабря | В.А Хоменко «Слоеное тесто» |
15. | Знакомство с видами швов. Работа с тканью | Изготовление мягкой игрушки (Осьминожек) | 12-16 декабря | Н. Денисова «Пушистики и мохнатики» |
16. | Работа с тканью и мехом | Аппликация зверей | 19-23 декабря | И.В. Черныш «Забавные поделки к праздникам» |
17. | Работа с природным материалом | Изделие из шишек (филин) | 26-30 декабря | И.В. Черныш «Забавные поделки к праздникам» с. 153 |
18. | Работа с перьями птиц | Аппликация птицы из перьев | 9-13 января | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.51 |
19. | Работа с нитками | Игрушки из помпонов | 16-20 января | Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов»с. 39 |
20. | Работа с тканью | Футляр- сувенир для ножниц | 23-27 января | Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» |
21. | Работа с тканью | Изготовление прихваток | 30.01-3 февраля | Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» |
22. | Работа с тканью | Цветы из капроновой ленты | 6-10 февраля | Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» |
23. | Работа с тканью | Панно-аппликация «Цыпленок» | 13-17 февраля | Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» С.139 |
24. | Работа с разными материалами | Изготовление железнодорожного туннеля | 20-24 февраля 27-2 марта | П.Бортон «Игрушки забавные и ужасные» с. 38-39 |
25. | Работа с разными материалами | Изготовление панно «Пчела над цветком» | 5-9 марта | П.Бортон «Игрушки забавные и ужасные» с.6-7 |
26. | Работа с тканью | Изготовление мягкой игрушки (Обезьянка) | 12-23 марта | Н. Денисова «Пушистики и мохнатики» С. 55-58 |
27. | Работа со спичечными коробками | Изделие: волк, заяц, лягушка | 26-30 марта | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.72 – 73 |
28. | Работа с пластмассовыми бутылками | Изготовление вазы | 2-6 апреля | |
29. | Работа с песком | Аппликация животных | 9-13 апреля | Г. И. Перевертень «Самоделки из разных материалов» с.50 |
30. | Работа с яичной скорлупой | Аппликация цветов | 16-20 апреля | А. Н. Гукасова «Внеклассная работа по труду». с.62 |
31. | Работа с разными материалами | Изготовление подарков ветеранам | 23-9 мая | |
32. | Самостоятельная творческая мастерская. | Самостоятельная творческая мастерская (по желанию детей). | май | |
Список литературы:
И.В. Черныш «Забавные поделки к праздникам»
Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи»
О.Чибрикова «Поделки из кожи своими руками»
В.А Хоменко «Слоеное тесто»
Н. Денисова «Пушистики и мохнатики»
Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов».
П.Бортон «Игрушки забавные и ужасные»
Г.И.Перевертень «Самоделки из текстильных материалов».
8