Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» для детей 5–6 лет
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда»
Согласовано: На педагогическом совете МОУ Детский сад № 254 Протокол №__ от «__» _________ 2016г |
Утверждаю: Приказ № ______ от «__» _________ 2015г. Заведующий МОУ Детский сад № 254 ____________ /Н. А. Манина/ |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
«Умелые ручки»
для детей 5 -6 лет
срок реализации 1 год
Составлена воспитателем
группы № 7
Янчук Мариной Владимировной
Волгоград, 2016г.
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека).
Учитывая, что все дети посещающие данную группу имеют ЗПР, то считаю приоритетной задачу развития активной речи детей, через тренировку мелкой моторики в рамках программы дополнительного образования «Умелые ручки», в которую включены продуктивные виды деятельности по пластилинографии, аппликации и оригами.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности.
«Аппликация» в переводе означает прикладывание, это создание рисунка путем приклеивания к основе кусочков бумаги. Специфика этих занятий позволяет получать знания о цвете и форме предметов, их величине, о композиции. Занятия аппликацией развивают у детей композиционные знания и умения.
Оригами – различные приемы и способы действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур (стороны, вершины, диагонали и т.д.).
Педагогической целесообразностью программы «Умелые ручки» является интеграция предметных областей знаний. Темы непосредственной образовательной деятельности тесно переплетаются с жизнью детей с опорой на тематический план логопедических занятий.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны, воспитываются тактильные и термические чувства пальцев.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, в ходе выполнения оригами и аппликации позволяют узнать её свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.
Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом).
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка средствами ручного труда.
Задачи программы:
Обучающие:
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать воображение, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В реализации данной дополнительной образовательной программы, рассчитанной на 1 год, участвуют дети 5-6 лет. Для успешного освоения программы оптимальная численность детей не должна превышать 7 человек. Образовательная деятельность проводится 2 раза в месяц, с октября по май, по 25 минут.
Общее количество образовательных ситуаций в год |
Количество организованных образовательных ситуаций в неделю |
Длительность образовательной ситуации |
Форма организации образовательного процесса |
||||
диагностические |
практические |
||||||
2 |
60 |
2 |
25 минут |
подгрупповая и индивидуальная работа. |
Методы и приёмы: Наглядный, практический, словесный, метод сенсорного насыщения и эстетического выбора, метод сотворчества, поисковых, игровых и творческих ситуаций.
Средства: пластилин, бумага и бросовый материал, стека, ножницы, кисточка, клей, салфетки (бумажная, тканевая), клеёнка для аппликационных работ, доска для лепки, технические средства, ИКТ.
Принципы построения и реализации программы:
Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
Принцип развивающего характера художественного образования;
Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Методы работы:
Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
Метод разнообразной художественной практики.
Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
Метод эвристических и поисковых ситуаций.
Метод игровых, творческих ситуаций.
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем. Именно наглядно-образное мышление является отличительной чертой детей дошкольного возраста, в связи с этим, очень действенно использование презентаций, наглядности, которые позволят педагогу, опираясь на знание особенностей детского мышления, привлечь их внимание к объяснению новой, достаточно сложной информации, внести в занятие сюрпризный момент.
Предполагаемый результат:
Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
Дети научатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь у ребенка разовьётся умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности и бумагой как художественного способа конструирования.
Работа с родителями
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение открытых занятий.
Формы подведения итогов реализации программы
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок детских работ.
Мониторинг развития.
Продолжительность диагностического периода: стартовая диагностика: октябрь; итоговая диагностика: май.
Качественная характеристика и показатель уровня сформированности мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
№ |
Уровень развития |
Качественная характеристика уровней |
Показатель уровня |
1 |
Высокий |
Ребёнок умеет точно передавать движения пальцев рук, быстрое и правильное находит позу; Свободно застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки. Выполнение движений происходит произвольно, выполняет упражнения синхронно, умеет переключаться с одного движения на другое, изменять положение рук. Умеет управлять своими движениями, движения рук координированы. Умеет удерживать позу определённое количество времени. |
I от 80 до 60 баллов |
2 |
Средний |
Ребёнок не умеет точно передавать движения пальцев рук, находит позу с увеличением времени. Ребёнок с трудом переключается с одного движения на другое, не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы, движение неловкое, с помощью другой руки. Движения рук не координированы. Не удерживает позу определённое количество времени. Застёгивает и расстёгивает пуговицы, шнурует ботинки, используя помощь взрослого. |
II от 59 до 35 баллов |
3 |
Низкий |
Ребёнок не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается, не умеет переключаться с одного движения на другое. Не умеет застёгивать и расстегивать пуговицы, не использует помощь взрослого. |
III от 34 до 0 баллов |
Методика проведения мониторинга.
№ |
Упражнение |
Результат |
1 |
Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1- обе руки вверх, 2- правая рука вверх, левая - на пояс, 3 – обе руки вперед, 4 – обе руки вниз. 1 – левая рука в сторону, 2 – обе руки на пояс, 3 –правая рука в сторону, левая – за спину, 4 – обе руки вниз. |
«высокий» - результат достигнут с 1 раза. (8-10 бала). «средний» - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа.(5-7 бала). «низкий» - результат, достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен. (1-4 бала). |
2 |
Повторять движения за исключением одного, «запретного» (руки на плечи). |
«высокий» - «запрет» не нарушается ребенком (8-10 бала). «средний» - «запрет» нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. «низкий» - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции. |
3 |
"Шофер". На столе раскладываются мелкие предметы на расстоянии 5-7 см друг от друга. Ребенок, передвигая фишку одним пальцем, должен «объехать» все препятствия, ничего не задев. |
«высокий» - ребенок выполнил задание самостоятельно, не ошибаясь. (8 – 10 бала). «средний» - ребенок задевает предметы. (7-5 бала). «низкий» - ребенок задевает все предметы, темп замедлен. (4 -1 бала). |
4 |
"Шнуровка". Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре, в определённой последовательности сделаны отверстия. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующее задание: протянуть нитку в каждое отверстие, начиная с верхнего правого угла. |
«высокий» - ребенок выполнил задание самостоятельно. Темп ускорен. (8-10 бала) «средний» - результат, достигнут со 2 раза. (7 – 5 бала). «низкий» - результат, достигнут с 3 раза после дополнительного повторения инструкции и дополнительного показа. (4-1 бала). |
5 |
"Разорви лист по линиям". Лист бумаги произвольно расчерчивается на части. Нужно разорвать его точно по линиям, двумя руками, пальцы правой и левой руки работают одновременно |
«высокий» - ребенок выполнил все задания, не прибегая к помощи взрослого. (8-10 бала). «средний» - у ребенка пальцы правой и левой руки работают не одновременно. (7-5 бала). «низкий» - результат, достигнут co 2-3 раза после дополнительного показа. Темп замедлен. У ребенка пальцы правой и левой руки работают не одновременно. (4-1 бала). |
6 |
"Перебираем крупу". Необходимы две пустые коробки и одна с крупными и мелкими бусинами. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части. |
«высокий» - ребенок разделил смесь на две части, не прибегая к помощи взрослого. (8-10 бала). «средний» - ребенок не полностью разделил смесь. (7-5 бала). «низкий» - ребенок не справился с заданием. Не разделил смесь на две части. Темп замедлен. (4-1 бала). |
7 |
«Попади в цель». На столе стоит корзина, а с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в корзину, а потом предлагает ребенку сделать так же. Шарики забрасывают попеременно правой и левой рукой. |
«высокий» - ребенок справился с заданием самостоятельно. Закинул шарик в корзину. (8-10 бала). «средний» - ребенок не точно попадает в корзину. (7-5 бала). «низкий» - ребенок не попал в корзину. Бросает шары только одной рукой. Темп замедлен. (4-1 бала). |
8 |
Работа с карандашом. - Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки. - Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки. - Вращение карандаша ладонями обеих рук. - Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.). |
«высокий» - ребенок выполнил все задания. Правильно держит карандаш. (8-10). «средний» - ребенок неправильно держит карандаш. (5-7 бала). «низкий» - ребенок не умеет правильно держать карандаш. Движения не точны. Темп выполнения замедлен. Результат достигнут с 4 и более раз после дополнительного показа. (4 -1 бала). |
Сводная таблица мониторинга развития мелкой моторики у детей с ЗПР.
№ п/п |
Упражнения |
Фамилия, имя ребенка |
||||||||||||||||||||||
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
|||||||||||||
1. |
Серия движений |
|||||||||||||||||||||||
2. |
«Запретное движение» |
|||||||||||||||||||||||
3. |
«Шофер» |
|||||||||||||||||||||||
4. |
"Шнуровка". |
|||||||||||||||||||||||
5. |
"Разорви лист по линиям". |
|||||||||||||||||||||||
6. |
"Перебираем крупу". |
|||||||||||||||||||||||
7. |
«Попади в цель». |
|||||||||||||||||||||||
8. |
Работа с карандашом. |
|||||||||||||||||||||||
Итоговый балл/ показатель развития |
* о – мониторинг в октябре, м – мониторинг в мае
Показатели развития.
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||||||||||||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
||||||||||||
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
о |
м |
||||||
Календарно-тематический план
Месяц |
Неделя |
Вид работы |
Тема |
Цель/ задачи |
Кол-во часов |
|
октябрь |
I № 1,2 |
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ |
1 |
|||
Конструирование из бумаги |
«Волшебные превращения бумажного квадрата». |
Познакомить детей с искусством оригами; показать разнообразие видов бумаги, ее свойств; закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон; учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат. |
1 |
|||
II № 3,4 |
Аппликация |
Вводное занятие, техника безопасности. |
Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой. |
1 |
||
Пластилино-графия |
"Грибы, грибочки выросли в лесочке". |
Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму |
1 |
|||
III № 5,6
|
Конструирование из бумаги |
«Грибок». |
Учить работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
1 |
||
Аппликация |
«Ежик» |
Учить детей создавать яркий образ; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. |
1 |
|||
IV № 7,8 |
Пластилино-графия |
«Гусеница на листочке» |
Учить прикреплять готовые формы к поверхности основы в определенном порядке (друг за другом); закреплять умение расплющивать пластилиновый диск на основу; развивать согласованность в работе обеих рук; закреплять навыки аккуратной работы с пластилином; активизировать речь. |
1 |
||
Конструирование из бумаги |
Ёжик |
Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. |
1 |
|||
ноябрь |
I № 9,10 |
Аппликация |
«Грузовик везет урожай овощей и фруктов» (коллективная работа) |
Учить определять содержание аппликации, совместно и творчески выполнять его, устанавливая взаимосвязи между разными предметами; радоваться результатам коллективной деятельности |
1 |
|
Пластилино-графия |
«Яблоки поспели». |
Вызвать у детей желание делать лепные картины. Продолжать работу над техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции |
1 |
|||
II № 11,12 |
Конструирование из бумаги |
|
|
1 |
||
Аппликация |
«Полосатый коврик». |
Учить работать ножницами, сжимать и разжимать кольца, нарезать полоски из прямоугольного листа бумаги, подбирать гармоничные цветовые оттенки, чередовать полоски разного цвета; составлять коллективную композицию. |
1 |
|||
III № 13,14 |
Пластилино-графия |
«Дождь – проказник». |
Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета. Обрабатывание приёма «скатывания». Добавление в композицию дополнительных изображений по желанию детей: травка, лужи, опавшие листья. Воспитание творческого восприятия окружающего мира. |
1 |
||
Конструирование из бумаги |
«Хлопушка». |
Учить делать игрушку на основе прямоугольника, складывать его пополам; тренировать в аккуратном и последовательном выполнении работы по схеме. |
1 |
|||
IV № 15,16 |
Аппликация |
«Цыпленок». |
Продолжать учить детей работать с бумагой, создавая объемную аппликацию, передавать в работе характерные черты цыпленка. |
1 |
||
Пластилино-графия |
"Гроздь винограда". |
Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы |
1 |
|||
декабрь |
I № 17,18 |
Конструирование из бумаги |
«Снежинка». |
Учить детей вырезать полоски из бумаги; складывать их гармошкой, соединять, развивать чувство композиции. |
1 |
|
Аппликация |
«Снеговик». |
Тренировать в умении вырезать круги разного размера; учить выполнять аппликацию в определенной последовательности; развивать мелкую моторику рук, воображение, усидчивость. |
1 |
|||
II № 19,20 |
Пластилино-графия |
«Ёлочка». |
Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином. |
1 |
||
Конструирование из бумаги |
«Шапка Деда Мороза». |
Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник». Вызвать у детей желание передать волшебство новогоднего праздника. |
1 |
|||
III № 21,22 |
Аппликация |
«Варежки для Снегурочки». |
Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество |
1 |
||
Пластилино-графия |
«Елочные шары на ветке». |
Уточнить знание детей о круглой форме предметов. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма, тренировать детей в раскатывании жгутиков. |
1 |
|||
IV № 23,24 |
Конструирование из бумаги |
Ёлочка
|
Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем. |
1 |
||
Аппликация |
«Конфетка». |
Учить нарезать квадраты путем складывания полосы в несколько раз, разрезать их по диагонали на два равных треугольника: активизировать понятия “вертикально”, “горизонтально”. |
1 |
|||
январь |
I № 25.26 |
Пластилино-графия |
«Кудряшки для овечки» |
Учить пользоваться круглой стекой для создания кудряшек у овечки; закреплять умение прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом; развивать согласованность работы обеих рук; воспитывать навык аккуратной работы с пластилином; актуализировать словарь (овечка, белые кудряшки, шерсть – шерстка). |
1 |
|
Конструирование из бумаги |
«Мышка» |
Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге. |
1 |
|||
II № 27.28 |
Аппликация |
«Белочка». |
Упражнять в вырезывании круга; учить вырезать овал путем срезания углов прямоугольника, последовательно наклеивать части задуманного образа на бумагу; учить доводить начатое дело до конца. |
1 |
||
Пластилино-графия |
«Веселый клоун». |
учить детей выполнять изображение клоуна нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии; развивать чувство цвета; воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой. |
1 |
|||
III № 29.30 |
Конструирование из бумаги |
Колобок . |
Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками |
1 |
||
Аппликация |
«Строим дом». |
Формировать умение выполнять работу в определенной последовательности; упражнять в умении аккуратно наклеивать готовые формы; развивать эстетические чувства. |
1 |
|||
IV 31,32 |
Пластилино-графия |
«Снежинка». |
Учить лепить детей плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных колбасок. Развивать мелкую моторику, конструктивные способности. |
1 |
||
Конструирование из бумаги |
«Зайчик» |
Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание. |
1 |
|||
февраль |
I № 33,34 |
Аппликация |
«Цветные мячики». |
Учить вырезать круги из квадратов, срезая углы, разрезать получившиеся круги на полукруги, составлять круг из полукругов разного цвета, аккуратно работать с клеем и бумагой; развивать эстетическое восприятие. |
1 |
|
Пластилино-графия |
"Яблоки на тарелочке" |
Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие. |
1 |
|||
II № 35,36 |
Конструирование из бумаги |
«Самолетик». |
Продолжить учить делать игрушку на основе прямоугольника, дополнять ее способом аппликации, активизировать понятие “симметрия”. |
1 |
||
Аппликация |
«Подарок для Мурки». |
Закрепить приемы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник). Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур, Учить детей нетрадиционным способам: сжатие, скручивание бумаги. |
1 |
|||
III № 37,38 |
Пластилино-графия |
«Самолет летит». |
Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. |
1 |
||
Конструирование из бумаги |
«Солдатская пилотка». |
Продолжать учить складывать из бумаги, проглаживать все сгибы. Принести детям радость от примерки пилоток. |
1 |
|||
IV № 39,40 |
Аппликация |
«Машина». |
Закреплять умение складывать машину из геометрических форм и знакомых предметов. Развивать воображение, чувство ритма и цвета. |
1 |
||
Пластилино-графия |
«Зимующие птицы. Снегири». |
Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. |
1 |
|||
март |
I № 41,42 |
Конструирование из бумаги |
«Кошка». |
Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
1 |
|
Аппликация |
«Сумочка». |
Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. |
1 |
|||
II № 43,44 |
Пластилино-графия |
«Весна. Душистая мимоза». |
Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. |
1 |
||
Конструирование из бумаги |
«Сова». |
Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращаться в исходное положение. Делать надрезы по линии сгиба. Сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами. |
1 |
|||
III № 45,46 |
Аппликация |
«Натюрморт». |
Совершенствовать технику вырезания по контуру (фруктов и ягод, вазы для фруктов). Подвести детей к пониманию, что красивый натюрморт получается при сочетании разных цветов, форм. Формировать аппликативные умения детей. Развивать творчество детей. |
1 |
||
Пластилино-графия |
«Перелётные птицы. Лебеди». |
Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. |
1 |
|||
IV № 47,48 |
Конструирование из бумаги |
«Лиса» |
Продолжать учить детей слушать устные инструкции педагога. Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой |
1 |
||
Аппликация |
«Овечки». |
Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение; учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме; развивать творческое воображение; развитие мелкой моторики рук. |
1 |
|||
апрель |
I № 49,50 |
Пластилино-графия |
«Пароход».
|
Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии. |
1 |
|
Конструирование из бумаги |
«Волк» |
Продолжать учить детей сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков к верху наискосок. Закрепить умение приклеить голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. |
1 |
|||
II № 51,52 |
Аппликация |
«Космический корабль летит к звездам». |
Учить вырезать космический корабль, складывая прямоугольник пополам; украшать его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных светил |
1 |
||
Пластилино-графия |
«Звездное небо».
|
Учить детей передавать образ звездного неба посредствам пластилинографии. Развивать композиционное и пространственное восприятие. |
1 |
|||
III № 53,54 |
Конструирование из бумаги |
«Ракета». |
Учить складывать заготовку, используя разные знакомые детали базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить соединять детали накладывая друг на друга соединяя стороны. |
1 |
||
Аппликация |
«Белочка». |
Упражнять в вырезывании круга; учить вырезать овал путем срезания углов прямоугольника, последовательно наклеивать части задуманного образа на бумагу; учить доводить начатое дело до конца. |
1 |
|||
IV № 55,56 |
Пластилино-графия |
«Насекомые. Божья коровка». |
Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части. |
1 |
||
Конструирование из бумаги |
«Медведь» |
Учить детей перегибать косынку пополам, понимать , что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадрата разной величины. Воспитывать и развивать способности контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. |
1 |
|||
май |
I № 57,58 |
Аппликация |
«Гвоздики» |
Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывания квадрата (прямоугольника) пополам, вырезание половины изображения (линия сгиба – это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники |
1 |
|
Пластилино-графия |
«Подсолнух». |
Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха. Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах. |
1 |
|||
II № 59,60 |
Конструирование из бумаги |
«Фигурка голубя». |
Совершенствовать технику оригами, воспитывать трудолюбие, интерес к работе. |
1 |
||
Аппликация |
«Бабочка». |
Продолжать учить вырезать круг, сворачивать его на две равные части, разрезать по линии сгиба на два полукруга; дорисовывать недостающие элементы аппликации; развивать художественный вкус; воспитывать любовь к природе. |
1 |
|||
III № 61,62 |
Пластилино-графия |
«Ландыши». |
Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета). |
1 |
||
Конструирование из бумаги |
Курочка |
Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание. |
1 |
|||
IV № 63,64 |
Пластилино-графия |
«Мышка норушка и золотое яичко» |
Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Развивать сюжетно-игровой замысел. |
1 |
||
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ |
1 |
|||||
ИТОГО: |
64 |
Список литературы
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду. Издательство: Линка-Пресс, 2010
Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Издательство: Просвещение, 1998
И.А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006.