Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для учащихся 1-4 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Меловое»
Рассмотрено: Утверждено:
на заседании педсовета. Директор МБОУ «ООШ с. Меловое»
протокол №___
от «____»__________2017г _______________/_____________/
«____»______________2017г
Рабочая программа дополнительного образования
Кружок «Умелые ручки»
Художественно-эстетический
Для учащихся 1-4 классов
Составитель: Иванова М.П.
Срок реализации: 4 года
2017-2021 учебный год
Декоративно-прикладное творчество – одно из любимых занятий детей и взрослых. Оно позволяет реализовать потребность человека к созиданию.
Во время знакомства с различными предметами декоративно-прикладного искусства у детей формируются представления о красоте, богатстве и разнообразии различных видов творчества. У них формируется эстетический вкус, правильные представления о гармоничном сочетании цвета, форм, размеров, текстуры материалов и др.
В процессе освоения различных техник ручного труда у детей развиваются глазомер, мелкая моторика рук, аккуратность, усидчивость, терпение. Они учатся овладению различными ручными инструментами, знакомятся с различными материалами, используемыми в работе. Также декоративно-прикладное творчество способствует развитию мышления учащихся.
Нравственное воспитание учащихся осуществляется в процессе общения, взаимопомощи и организации совместной работы. Процесс создания изделий ручного труда способствует формированию у детей таких волевых качеств, как целеустремленность, ответственность, сосредоточенность, потребность доводить начатое дело до конца.
Актуальность программы в том, что она знакомит детей с традициями декоративно-прикладного творчества предыдущих поколений. Она помогает освоению различных приемов и техник творческой деятельности, способствует развитию свободы творческого мышления учащихся.
Целью данной программы является: формирование и развитие творческих способностей учащихся в различных техниках декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Знакомство учащихся с различными направлениями декоративно-прикладного творчества;
Знакомство с различными материалами и инструментами, необходимыми для работы в различных техниках;
Обучение учащихся различным техникам декоративно-прикладного творчества;
Приобщение учащихся к культуре и искусству, в том числе отечественным;
Формирование у учащихся высоких культурных и духовных ценностей и потребности в их дальнейшем обогащении;
Формирование у учащихся культуры общения, нравственного поведения, привитие норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
Развитие у учащихся способностей к самореализации в различных видах творчества, к объективной самооценке; формирование самоуважения;
Воспитание уважительных взаимоотношений в группе;
Воспитание ответственности, терпеливости, аккуратности, любви к ручному труду, формирование способности и потребности к саморазвитию;
Развитие целеустремленности для успешного достижения поставленных целей;
Развитие одаренностей и творческого потенциала учащихся;
Развитие у учащихся творческого мышления, воображения, внимания, глазомера, мелкой моторики рук.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Умелые ручки» разработана на четыре года обучения (136 часов). Программой предусмотрено изучение необходимых теоретических сведений, их содержание согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На практическую часть отводится не менее 70% общего объема времени.
Темпы освоения программы и практические результаты каждого учащегося зависят от первичной подготовки и уровня творческого потенциала, поэтому являются индивидуальными показателями.
Чередование различных техник декоративно-прикладного творчества помогает самоопределению ребенка в том или ином виде деятельности, способствуя наилучшей реализации в одном (или нескольких) из них. Разнообразие видов рукоделия помогает расширить круг творческих интересов ребенка. Освоив различные техники, учащиеся получат возможность комбинировать их, создавая уникальные продукты творчества.
Вариативность практических занятий позволяет учащимся проявить творческие способности также в процессе репродуктивной деятельности. Интерес учащихся поддерживается возможностью практического применения умений и навыков (создание сувениров, подарков к праздникам и т.д.)
Организация учебного процесса:
Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу и составляют 34 часа в год.
Программа рассчитана на обучение детей 7-10 лет.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Процесс освоения каждой техники декоративно-прикладного творчества состоит из нескольких этапов.
На первом этапе происходит знакомство с техникой, необходимыми материалами и инструментами, а также с фотографиями и образцами готовых работ. Под руководством учителя учащиеся анализируют и сравнивают различные приемы, композиционные решения, представленные на образцах.
На втором этапе учащиеся осваивают и отрабатывают основные приемы данной техники, выполняя работу по заданному образцу. В процессе этой работы они учатся сочетанию элементов данной техники, вырабатывают навыки работы с инструментами и материалами. Основной вид деятельности учащихся на данном этапе – репродуктивный.
На третьем этапе у детей появляется возможность проявить свои творческие способности в данном виде деятельности. Они самостоятельно разрабатывают эскизы, продумывают композиционные и цветовые решения, осуществляют подбор материалов. Заключительной частью данного этапа является выставка готовых работ учащихся.
Содержание программы курса
1 год
Аппликация из бумаги (17 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Симметричное вырезание. Выполнение работы по теме «Бабочки». Выполнение работы по теме «Листопад». Аппликация из кругов. Выполнение работы по теме «Снеговик». Выполнение работы по теме «Медвежонок». Геометрическая аппликация. Выполнение работы по теме «Игрушки». Обрывная аппликация. Выполнение работы по теме «Лес». Выполнение работы по теме «Котенок». Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Выполнение работы по теме «Чашка». Сюжетная аппликация на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Лепка из соленого теста (17 часов)
Знакомство с соленым тестом. Готовим тесто. Основные приемы лепки. Использование инструментов. Выполнение работы по теме «Хлебобулочные изделия». Выполнение панно «Рыбы». Выполнение панно «Сказочный домик». Выполнение работы по теме «Подсвечник». Выполнение работы по теме «Подвеска Сердце». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
2 год
Изонить (17 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Изонить». Последовательность выполнения углов. Выполнение работы по теме «Закладка». Изображение окружности. Выполнение работы по теме «Космос». Выполнение работы по теме «Одуванчик на лугу». Другие виды швов. Выполнение работы по теме «Открытка для мамы». Знакомство с направлением Сринг-Арт. Выполнение работы по теме «Панно-ключница». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Бумагопластика (17 часов)
Знакомство с бумагопластикой. Подготовка инструментов и материалов. Гармошка. Выполнение работы по теме «Аквариум». Петля. Выполнение работы по теме «Котенок». Выполнение работы по теме «Букет». Подкручивание. Выполнение работы по теме «Сказочная птица». Многослойная аппликация. Выполнение работы по теме «Горы». Выполнение работы по теме «Морской пейзаж». Выполнение работы по теме «Объемная открытка». Выполнение объемной аппликации на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
3 год
Соломка (17 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Соломка». Изготовление соломенных пластин для аппликаций. Плоская аппликация. Выполнение работы по теме «Парусник». Плоская аппликация. Выполнение работы по теме «Деревня». Объемная аппликация. Выполнение работы по теме «Букет». Объемная аппликация. Выполнение работы по теме «Жар-птица». Выполнение работы на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Оригами (17 часов)
Знакомство с оригами. Квадрат – основная форма оригами. Базовая форма: «Треугольник». Базовая форма: «Воздушный змей». Базовая форма: «Двойной треугольник». Базовая форма: «Двойной квадрат». Базовая форма «Конверт». Выполнение работы по теме «Праздничная открытка». Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
4 год
Модульное оригами (17 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Модульное оригами». Заготовка треугольных модулей. Изготовление простой фоторамки из модулей (объемная). Моделирование елочных игрушек. Объемная елочная игрушка. Моделирование. Изделие «Объемная снежинка». Моделирование. Выполнение работы по теме «Лебедь». Валентинки из оригами (объемное изделие). Моделирование. Выполнение работы по теме «Карандашница». Букет для мамы ко Дню Матери. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Аппликация из круп и природных материалов (17 часов)
Знакомство с природным материалом. Аппликация из тыквенных семечек «Осеннее дерево». Объемная аппликация из арбузных семян. Выполнение работы по теме «Ёжик». Аппликация из круп. Выполнение работы по теме «Рыбка». Аппликация из макарон. Выполнение работы по теме «Курочка». Аппликация из ракушек и камней. Выполнение работы по теме «Морское дно». Аппликация из песка. Выполнение работы по теме «Павлин». Аппликация из разных материалов. Выполнение работы на свободную тему. Подведение итогов. Выставка готовых изделий.
Тематическое планирование
№ раздела |
Наименование раздела |
Часов |
1 год |
||
1 |
Аппликация из бумаги |
17 |
2 |
Лепка из соленого теста |
17 |
Итого: |
34 |
|
2 год |
||
1 |
Изонить |
17 |
2 |
Бумагопластика |
17 |
Итого: |
34 |
|
3 год |
||
1 |
Соломка |
17 |
2 |
Оригами |
17 |
Итого: |
34 |
|
4 год |
||
1 |
Модульное оригами |
17 |
2 |
Аппликация из круп и природных материалов |
17 |
Итого: |
34 |
|
Всего часов: |
136 |
Календарно-тематическое планирование, 1 год обучения
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Основные виды деятельности учащихся |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||
Аппликация из бумаги (17 часов) |
||||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. |
Теория: Знакомство с техникой «Аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. |
||
2 |
Симметричное вырезание. Выполнение работы по теме «Бабочки» |
1 |
Знакомство с техникой «Симметричное вырезание». Основные приемы |
Теория: Знакомство с техникой «Симметричное вырезание». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
||
3 |
Выполнение работы по теме «Листопад» |
1 |
Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
|||
4 |
Аппликация из кругов. Выполнение работы по теме «Снеговик» |
1 |
Знакомство с техникой «Аппликация из кругов». Основные приемы |
Теория: Знакомство с техникой «Аппликация из кругов». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
||
5 |
Выполнение работы по теме «Медвежонок» |
1 |
Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
|||
6-7 |
Геометрическая аппликация. Выполнение работы по теме «Игрушки» |
2 |
Знакомство с техникой «Геометрическая аппликация». Основные приемы |
Теория: Знакомство с техникой «Геометрическая аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
||
8-9 |
Обрывная аппликация. Выполнение работы по теме «Лес» |
2 |
Знакомство с техникой «Обрывная аппликация». Основные приемы |
Теория: Знакомство с техникой «Обрывная аппликация». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
||
9-10 |
Выполнение работы по теме «Котенок» |
2 |
Практическая работа. Выполнение работы по теме «Котенок» |
Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
||
11-12 |
Мозаика. Выполнение работы по теме «Сказочная птица» |
2 |
Знакомство с техникой «Мозаика». Основные приемы |
Теория: Знакомство с техникой «Мозаика». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
||
13-14 |
Выполнение работы по теме «Чашка» |
2 |
Практическая работа. Выполнение работы по теме «Чашка» |
Практика: Подготовка эскиза и деталей. Изготовление аппликации. |
||
15-16 |
Сюжетная аппликация на свободную тему |
2 |
Выполнение аппликации на свободную тему в любой технике по выбору учащихся |
Практика: Разработка эскиза. Подготовка деталей. Изготовление аппликации. |
||
17 |
Подведение итогов. Выставка готовых изделий. |
1 |
Выставка готовых работ учащихся. |
Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. |
||
Лепка из соленого теста (17 часов) |
||||||
18 |
Знакомство с соленым тестом. |
1 |
Знакомство с техникой. |
Теория: Знакомство с техникой «Лепка из соленого теста». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Состав теста, классический рецепт теста, способы замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста. Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию. Хранение теста. |
||
19 |
Готовим тесто |
1 |
Замешивание соленого теста. Подготовка инструментов для лепки. |
Теория: Техника и порядок работы с тестом, инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий. Практика: Замешивание теста с добавками и без, количество воды необходимое для качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных цветовых гамм. |
||
20-21 |
Основные приемы лепки. Использование инструментов |
2 |
Основа большинства элементов – шарик и колбаска. Использование ножа, ножниц, формочек для вырезания, штампов для создания текстуры и др. |
Практика: Отработка основных приемов лепки. Использование Различных инструментов в процессе работы |
||
22-23 |
Выполнение работы по теме «Хлебобулочные изделия». |
2 |
Изготовление миниатюрных хлебобулочных изделий |
Практика: Изготовление миниатюрных хлебобулочных изделий (крендели, плюшки, пироги и др.). Окрашивание изделий |
||
24-26 |
Выполнение панно «Рыбы». |
3 |
Изготовление панно с использованием инструментов |
Практика: Подготовка шаблона. Вырезание панно из пласта теста по шаблону. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Окрашивание изделий |
||
27-29 |
Выполнение панно «Сказочный домик». |
3 |
Изготовление панно с использованием инструментов |
Практика: Подготовка шаблона. Вырезание панно из пласта теста по шаблону. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Добавление объемных деталей. Окрашивание изделий |
||
30-31 |
Выполнение работы по теме «Подсвечник» |
2 |
Изготовление подсвечника |
Практика: Лепка подсвечника. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Добавление объемных деталей. Окрашивание изделий |
||
32-33 |
Выполнение работы по теме «Подвеска Сердце» |
2 |
Изготовление подвески |
Практика: Лепка подвески. Нанесение фактуры с помощью инструментов и штампов. Добавление объемных деталей. Окрашивание изделий |
||
34 |
Подведение итогов. Выставка готовых изделий. |
1 |
Выставка готовых работ учащихся. |
Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. |
||
ИТОГО: |
34 |
Календарно-тематическое планирование, 2 год обучения
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Основные виды деятельности учащихся |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||
Изонить (17 часов) |
||||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Изонить». |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. |
Теория: Знакомство с техникой «Изонить». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Знакомство с основными элементами (угол, круг, завиток). Выбор материалов для практической работы. |
||
2 |
Последовательность выполнения углов |
1 |
Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой). |
Теория: Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой). Практика: Отработка выполнения различных углов на образце |
||
3 |
Выполнение работы по теме «Закладка». |
1 |
Выполнение закладки с узором из различных углов |
Практика: Выбор эскиза. Подготовка основы для вышивки. Освоение приемов заполнения угла. Изготовление закладки. |
||
4 |
Изображение окружности. |
1 |
Изображение окружности. Способы заполнения окружности |
Теория: Последовательность выполнения окружностей (зависимость толщины заполнения окружности от «шага» стежка). Практика: Отработка выполнения окружностей на образце |
||
5-6 |
Выполнение работы по теме «Космос». |
2 |
Выполнение работы по теме «Космос». |
Практика: Выбор эскиза. Подготовка основы для вышивки. Освоение приемов заполнения окружности. Изготовление картинки |
||
7-9 |
Выполнение работы по теме «Одуванчик на лугу». |
3 |
Узор из углов и окружности. |
Практика: Выбор эскиза. Подготовка основы для вышивки. Выполнение работы |
||
10 |
Другие виды швов |
1 |
Другие виды швов (строчка, крест, восьмерка и др.) |
Теория: Знакомство с основными приемами создания эскиза. Другие виды швов (строчка, крест, восьмерка и др.) Практика: Отработка швов на образце |
||
11-13 |
Выполнение работы по теме «Открытка для мамы» |
3 |
Создание рисунка с использованием различных элементов. |
Практика: Разработка эскиза. Разметка. Подготовка основы для вышивки. Изготовление открытки |
||
14 |
Знакомство с направлением Сринг-Арт. |
1 |
Знакомство с направлением Сринг-Арт. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. |
Теория: Знакомство с техникой «Изонить». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. |
||
15-16 |
Выполнение работы по теме «Панно-ключница». |
2 |
Объемная нитяная графика. |
Практика: Разработка эскиза. Разметка. Подготовка основы для изображения. Изготовление ключницы |
||
17 |
Подведение итогов. Выставка готовых изделий. |
1 |
Выставка готовых работ учащихся. |
Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. |
||
Бумагопластика (17 часов) |
||||||
18 |
Знакомство с бумагопластикой. Подготовка инструментов и материалов. |
1 |
Бумагопластика – объемная аппликация из бумаги |
Теория: Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Знакомство с основными способами придания деталям объема (гармошка, петля, подкручивание, многослойная аппликация и др.). Выбор материалов для практической работы. |
||
19 |
Гармошка. Выполнение работы по теме «Аквариум». |
1 |
Техника складывания деталей «гармошкой» |
Практика: Подготовка эскиза. Освоение техники складывания деталей «гармошкой». Изготовление работы |
||
20-21 |
Петля. Выполнение работы по теме «Котенок» |
2 |
Техника сворачивания деталей в «петлю» |
Практика: Подготовка эскиза. Освоение техники сворачивания деталей в «петлю». Изготовление работы |
||
22-23 |
Выполнение работы по теме «Букет» |
2 |
||||
24-25 |
Подкручивание. Выполнение работы по теме «Сказочная птица» |
2 |
Придание деталям объема с помощью подкручивания |
Практика: Подготовка эскиза. Освоение техники подкручивания. Изготовление работы |
||
26-27 |
Многослойная аппликация. Выполнение работы по теме «Горы» |
2 |
Придание плоским деталям объема с помощью многослойности и утолщения |
Практика: Подготовка эскиза. Освоение приема многослойности и утолщения с помощью подложки из толстого картона. Изготовление работы |
||
28-29 |
Выполнение работы по теме «Морской пейзаж» |
2 |
||||
30-31 |
Выполнение работы по теме «Объемная открытка» |
2 |
Создание открытки с использованием различных объемных элементов. |
Практика: Разработка и подготовка эскиза. Подготовка объемных элементов в выбранной технике. Выполнение работы |
||
32-33 |
Выполнение объемной аппликации на свободную тему |
2 |
||||
34 |
Подведение итогов. Выставка готовых изделий. |
1 |
Выставка готовых работ учащихся. |
Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. |
||
Итого: |
34 |
Календарно-тематическое планирование, 3 год обучения
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Основные виды деятельности учащихся |
Дата проведения |
||||||
план |
факт |
||||||||||
Соломка (17 часов) |
|||||||||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Соломка». |
1 |
Знакомство с техникой «Соломка». Инструктаж по сбору и подготовке соломки к работе |
Теория: Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Инструктаж по сбору и подготовке соломки к работе. Подготовка инструментов и материалов |
|||||||
2-4 |
Изготовление соломенных пластин для аппликаций. |
3 |
Основные приемы наклеивания соломенных лент. Изготовление пластин. |
Теория: Знакомство с основными приемами наклеивания соломенных лент. Практика: Подготовка и сортировка соломенных лент для наклеивания. Изготовление соломенных пластин для аппликаций. |
|||||||
5-6 |
Плоская аппликация. Выполнение работы по теме «Парусник» |
2 |
Плоская аппликация. Основные приемы подготовки эскиза |
Теория: Знакомство с основными приемами создания эскиза и определения направления волокон соломки. Практика: Подготовка эскиза. Подготовка элементов аппликации, перенос на соломенную пластину. Выполнение аппликации |
|||||||
7-8 |
Плоская аппликация. Выполнение работы по теме «Деревня» |
2 |
|||||||||
9-11 |
Объемная аппликация. Выполнение работы по теме «Букет» |
3 |
Объемная аппликация. Техника придания объема деталям аппликации |
Теория: Знакомство с основными приемами придания объема деталям аппликации. Практика: Подготовка эскиза. Подготовка элементов аппликации, перенос на соломенную пластину. Придание деталям объема. Выполнение аппликации |
|||||||
12-14 |
Объемная аппликация. Выполнение работы по теме «Жар-птица» |
3 |
|||||||||
15-16 |
Выполнение работы на свободную тему |
2 |
Выполнение работы на свободную тему в технике плоской или объемной аппликации |
Практика: Разработка эскиза. Подготовка элементов аппликации, перенос на соломенную пластину. Придание деталям объема. Выполнение аппликации |
|||||||
17 |
Подведение итогов. Выставка готовых изделий. |
1 |
Выставка готовых работ учащихся. |
Теория: Обмен опытом между учащимися. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. |
|||||||
Оригами (17 часов) |
|||||||||||
18 |
Знакомство с оригами. Квадрат – основная форма оригами |
1 |
Знакомство с оригами. Квадрат – основная форма оригами |
Теория: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания |
|||||||
19-22 |
Базовая форма: «Треугольник» |
4 |
Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. |
Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Треугольник» |
|||||||
23-26 |
Базовая форма: «Воздушный змей» |
4 |
Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы |
Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Воздушный змей» |
|||||||
27-28 |
Базовая форма: «Двойной треугольник» |
2 |
Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия. |
Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Двойной треугольник» |
|||||||
29-30 |
Базовая форма: «Двойной квадрат» |
2 |
Жаба. Яхта |
Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Двойной квадрат» |
|||||||
31 |
Базовая форма «Конверт» |
1 |
Пароход и подводная лодка. |
Практика: Складывание фигур на основе базовой формы «Конверт» |
|||||||
32-33 |
Выполнение работы по теме «Праздничная открытка» |
2 |
Выполнение работы с использованием различных базовых форм |
Практика: Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. |
|||||||
34 |
Подведение итогов. Выставка готовых изделий. |
1 |
Выставка готовых работ учащихся. |
Теория: Обмен опытом между учащимися. |
|||||||
ИТОГО: |
34 |
Календарно-тематическое планирование, 4 год обучения
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания |
Основные виды деятельности учащихся |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||||
Модульное оригами – 17 часов |
||||||
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с техникой «Модульное оригами» |
1 |
Инструктаж по технике безопасности. Подготовка материалов и инструментов. |
Теория: Знакомство с техникой «Модульное оригами». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. |
||
2 |
Заготовка треугольных модулей |
1 |
Заготовка треугольных модулей разных цветов |
Теория: Изучение приемов складывания и соединения треугольных модулей Практика: Изготовление треугольных модулей для сбора моделей |
||
3 |
Изготовление простой фоторамки из модулей (объемная) |
1 |
Изготовление фоторамки из модулей |
Практика: Отработка и закрепление умений изготавливать модули и способов их соединения на примере изготовления фоторамки |
||
4-5 |
Моделирование Елочных игрушек. Объемная елочная игрушка |
2 |
Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений. Составление эскиза елочной игрушки, цветовой дизайн. |
Теория: Составление схемы изготовления елочной игрушки «шар». Практика: Заготовка модулей выбранных цветов. Сборка игрушек |
||
6-7 |
Моделирование. Изделие «Объемная снежинка» |
2 |
Изготовление объемной снежинки |
Теория: Знакомство с инструкционными картами для складывания формы снежинки, образцами изделий. Практика: Заготовка белых модулей. Изготовление фона для коллективной работы, оформление панно. |
||
8-9 |
Моделирование. Выполнение работы по теме «Лебедь» |
2 |
Беседа по теме: «Птицы нашего края». Выполнение работы по теме «Лебедь» |
Теория: Знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Практика: Работа с инструкционными картами для изготовления моделей птиц. Заготовка модулей. Изготовление лебедя |
||
10-11 |
Валентинки из оригами. (объемное изделие) |
2 |
Практическая работа - «Валентинки-сердечки» |
Теория: Знакомство с инструкционными картами. Практика: Закрепление приемов соединения модулей. Складывание боковых сторон к диагональной линии. |
||
12-13 |
Моделирование. Выполнение работы по теме «Карандашница» |
2 |
Практическая работа |
Теория: Знакомство с основными приемами разработки цветовой схемы сборки моделей. Практика: Разработка цветовой схемы сборки карандашницы. Заготовка модулей выбранных цветов. Сборка изделий |
||
14-16 |
Букет для мамы ко Дню Матери |
2 |
Практическая работа |
Теория: Знакомство с инструкционными картами для изготовления цветов (роза, гвоздика, гиацинты) Практика: Заготовка разноцветных модулей. Сборка цветов |
||
17 |
Подведение итогов. Выставка готовых изделий. |
1 |
Выставка готовых работ учащихся. |
Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение цветовых решений в работах, выполненных по одной инструкционной карте. |
||
Аппликация из круп и природных материалов – 17 часов |
||||||
18 |
Знакомство с природным материалом |
1 |
Знакомство с природным материалом. Подготовка материалов и инструментов. |
Теория: Знакомство с техникой «Модульное оригами». Изучение образцов и готовых работ, выполненных в данной технике. Выбор материалов для практической работы. |
||
19-20 |
Аппликация из тыквенных семечек «Осеннее дерево» |
2 |
Практическая работа Аппликация из тыквенных семечек «Осеннее дерево» |
Теория: Правила работы с природным материалом. Практика: Окрашивание тыквенных семян. Выполнение аппликации |
||
21-22 |
Объемная аппликация из арбузных семян. Выполнение работы по теме «Ёжик» |
2 |
Практическая работа Выполнение работы по теме «Ёжик» |
Теория: Приемы создания объемной аппликации. Практика: Подготовка материалов. Выполнение аппликации |
||
23-24 |
Аппликация из круп. Выполнение работы по теме «Рыбка» |
2 |
Практическая работа Выполнение работы по теме «Рыбка» |
Теория: Правила работы с крупами. Практика: Подготовка эскиза. Подготовка материалов. Выполнение аппликации |
||
25-26 |
Аппликация из макарон. Выполнение работы по теме «Курочка» |
2 |
Практическая работа Выполнение работы по теме «Курочка» |
Теория: Правила работы с макаронными изделиями. Практика: Подготовка эскиза. Подготовка материалов. Выполнение аппликации |
||
27-28 |
Аппликация из ракушек и камней. Выполнение работы по теме «Морское дно» |
2 |
Практическая работа Выполнение работы по теме «Морское дно» |
Теория: Правила работы с камнями и ракушками. Практика: Подготовка эскиза. Подготовка материалов. Выполнение аппликации |
||
29-30 |
Аппликация из песка. Выполнение работы по теме «Павлин» |
2 |
Практическая работа Выполнение работы по теме «Павлин» |
Теория: Правила работы с песком. Приемы окрашивания песка. Практика: Подготовка эскиза. Подготовка материалов. Выполнение аппликации |
||
31-33 |
Аппликация из разных материалов. Выполнение работы на свободную тему |
3 |
Практическая работа. Разработка эскиза и выполнение работы |
Практика: Разработка эскиза. Выбор и подготовка материалов. Выполнение аппликации |
||
34 |
Подведение итогов. Выставка готовых изделий. |
1 |
Выставка готовых работ учащихся. |
Теория: Обмен опытом между учащимися. Сравнение техник и цветовых решений в работах, выполненных по одному эскизу. Практика: Создание новых эскизов для самостоятельного выполнения. |
||
Итого: |
34 |