План летней оздоровительной работы
Принят
на педсовете
протокол №5
от «26» мая 2022 г.
Утвержден
Заведующий Детским садом №91
_____________Н.В.Стукалова
Проект «Путешествие в Радужную страну»
План летней оздоровительной работы
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 91» на 2022 год
2022 г.
Актуальность:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Лето – это самое благоприятное время для укрепления здоровья детей. В летний период дети проводят больше времени на воздухе, чем в помещении. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета. В связи с этим летний период необходимо организовать так, чтобы вся детская деятельность проходила на открытом воздухе: наблюдения, подвижные игры, игры-эксперименты, прогулки, экскурсии, походы, физкультурные и музыкальные развлечения, закаливающие процедуры. Основная задача педагога при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении.
Огромную роль в том, насколько интересно дети будут проводить лето в детском саду, играют летне-оздоровительные тематические проекты, поэтому творческим коллективом педагогов разработан проект «Путешествие в Радужную страну».
Яркие краски лета могут быть не только в рисунках дошкольников. Очень здорово обратить внимание детей на то, что все вокруг разного цвета. Каждая неделя проекта посвящена какой-то одной цветовой гамме радужного спектра. В конце недели проводится пятничная итоговая игровая программа. В этот день дети и сотрудники детского сада приходят в одежде определенного цвета. С цветом недели педагоги связывают все образовательные мероприятия: темы рисования, лепки, аппликации и т.д. Читаются сказки, стихи в которых делается акцент на конкретный цвет (например, сказку «Красная Шапочка» и др.), показываются мультимедийные презентации с интересным рассказом о значении цвета, дети лепят «Мухомор», конструируют «Зеленую лягушку» или «Синий кораблик». На верандах групп организуются выставки игрушек и предметов какого-либо цвета. Такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников, включает интеграцию всех образовательных областей и реализует разные виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная…
С помощью игрового проекта «Путешествие в Радужную страну» происходит развивающее взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее чем путешествие по разноцветным королевствам и познание окружающего вокруг мира?!
Цель летне-оздоровительного проекта:
Создание максимально эффективных условий по охране и укреплению здоровья, предупреждению заболеваемости и травматизма детей, обеспечению оптимальной двигательной активности, эмоциональному, личностному, познавательному развитию дошкольников в летний период, использование эффективных форм и методов для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в совместных мероприятиях с родителями, формирование коммуникативных навыков через организацию и проведение коллективной игровой деятельности детей.
Задачи проекта:
Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей за счет широкого использования природных факторов: воздуха, солнца, воды (закаливающих процедур), проведение эстафет, подвижных игр и т.д.;
Учить детей разрабатывать гипотезы, развивать аналитическое мышление и стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач и продолжать развивать познавательную активность детей путем моделирования проблемных ситуаций (ОБЖ– как ты поведешь себя при пожаре?» Что будет, если исчезнут все цвета на Земле?» «Вода, какая она, можно ли ее перенести в решете? Как можно получить радугу?»)
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, закрепить знания о различных состояниях воды в природе, расширить знания о свойствах света и цвета, систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды, развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Вызывать интерес к произведениям изобразительного искусства, формировать эстетический вкус - развивать цветовое восприятие и художественный вкус. Закрепить знакомство с цветами спектра и с особенностями их расположения через игровую и познавательную деятельность. Формировать умения различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть (светло-зеленый, темно –желтый.) Расширять у детей знания о художниках и познакомить с их произведениями. Закреплять изобразительные навыки детей.
Обогащать и активизировать словарный запас, развивать связную речь детей. Учить детей давать полные ответы на вопросы, развивать речевое дыхание. Развивать умение связно и последовательно составлять описательный рассказ. Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи, познакомить с природными названиями цветов (малиновый, салатовый, лимонный, абрикосовый, сливовый…)
Совершенствовать коммуникативные навыки при объединении детей в поисковые группы. (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, коллективное разрешение общих задач, взаимовыручка и помощь, действие в команде, не по одиночке)
Формирование навыков безопасного поведения и экологической грамотности дошкольников через познавательные беседы, сопровождающиеся просмотром мультфильмов по безопасности, дидактические игры, наблюдении и бесед по экологической тропе детского сада;
Углублять представление детей о доброте, о красоте окружающего мира, развивать наблюдательность, творческие начала, фантазию, поддерживать радостный настрой детей, разгрузить их эмоциональную напряженность.
Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления, вовлечение в проект с детьми в летний период.
Вид проекта:
информационный, практико-ориентированный, творческий (интеграция всех образовательных областей)
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели возрастных групп, логопед, музыкальные руководители, психолог, инструктор физкультуры, родители.
Срок реализации проекта:
Июнь, август 2022 г.
Принципы проекта:
Учет возрастных, психофизических, индивидуально - личностных особенностей детей (индивидуализация дошкольного образования);
Системность и культуросообразность педагогического процесса;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых;
Принцип деятельностного подхода к организации образовательной деятельности;
Взаимодействие ДОУ и семьи;
Комплексность и интегративность.
Проблема реализации проекта: «Что было бы, если Мир, в котором мы живем, стал черно-белым или одноцветным?»
Предполагаемый результат:
Снижение заболеваемости детей дошкольного возраста;
Оздоровление и закаливание детей в летний период;
Сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков общения детей с взрослыми и сверстниками;
Вовлечение в физкультурно-оздоровительное пространство детского сада детей, родителей;
Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающей действительности;
Привитие детям навыков экологической культуры;
Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе и формирование желания совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым, малышам.
Структура проекта:
1. Создание условий для всестороннего развития детей.
2. Формы и методы оздоровления детей в летний период
3. Перспективный план контроля реализации проекта по физкультурно-оздоровительному направлению
4. Организационно- педагогическая и методическая работа с педагогами.
5. Стратегия реализации проекта «Путешествие в Радужную страну»
6. Работа с родителями.
7. Комплексно-тематический план летней оздоровительной работы с детьми
Создание условий для всестороннего развития детей.
Направление работы | Условия | Ответственный |
1.Санитарно- гигиенические условия | ||
1.Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом года. | Приём детей на участках детского сада, прогулка- 4-5 часов, сон - 2,5 -3 часа, занятия на свежем воздухе. | Ст.воспитатель |
2.Организация водно- питьевого режима | Наличие чайника, воды, стаканчиков. | Мед. сестра |
3.Организация закаливающих процедур | Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног. | Воспитатели Мед. сестра |
2. Условия для физического развития | ||
1.Организация безопасных условий пребывания детей в ДОУ. | Наличие аптечки первой медицинской помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках. | Мед. сестра Воспитатели Завхоз |
2.Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни | Наличие дидактического материала и ИКТ для: закрепления материала детьми по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения. | Ст.воспитатель Воспитатели |
3. Организация оптимального двигательного режима | Наличие физкультурного оборудования, организация спортивных развлечений, олимпиад, подвижных игр. | Ст.воспитатель Воспитатели |
3. Условия для познавательного и экологического развития | ||
1.Организация целевых прогулок-наблюдений | Целевые прогулки-наблюдения Выполнение писем-заданий от Похитителей красок | Ст.воспитатель Воспитатели |
2.Организация труда в природе | Наличие цветника (клумбы), центров природы в группах, оборудования (лейки, лопатки…). Выполнение трудовой деятельности. | Ст.воспитатель Воспитатели |
3.Организация игр с песком и водой | Наличие исправных песочниц на участках, лейки для обработки песка, лопат | Воспитатели |
4. Организация познавательных тематических бесед с использованием ИКТ | Наличие электронной библиотеки ИКТ по тематике проекта | Воспитатели |
4. Условия для изобразительного творчества | ||
1.Организация изобразительного творчества и ручного труда | Наличие традиционных и нетрадиционных материалов для изодеятельности и ручного труда. Наличие столов и стульев для худ. деятельности. Организация выставки детских работ на веранде участков. | Воспитатели |
Формы и методы оздоровления детей в летний период
№ п/п | Формы и методы | Содержание | Контингент детей |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни | 1. Гибкий режим. 3. Организация микроклимата и стиля жизни групп в летний период. 4. Соблюдение питьевого режима. |
Все группы |
2 | Физические упражнения | 1. Утренняя гимнастика на воздухе. 2. Физкультурно-оздоровительная НОД, упражнения, развлечения. 3. Подвижные и дидактические, пальчиковые игры. 4. Профилактическая гимнастика (улучшение осанки, профилактика плоскостопия, улучшение зрения и т.д.). 5. Спортивные игры, эстафеты. 6. Физкультурные минутки и динамические паузы. | Все группы
|
3 | Гигиенические и водные процедуры | 1. Умывание. 2. Обширное умывание. 3. Мытье ног 3. Игры с водой и песком. | Все группы |
4 | Свето-воздушные ванны | 1. Проветривание помещений без детей (сквозное). 2. Сон при открытых фрамугах. 3. Прогулки на свежем воздухе 2 раза в день. 4. Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха | Все группы |
5 | Активный отдых | 1. Развлечения по тематике недели. 2. Олимпийские игры. 3. Дни здоровья. | Все группы |
6 | Свето-и цветотерапия | 1. Обеспечение светового режима. 2. Цветовое и световое сопровождение среды и воспитательного процесса. | Все группы |
7 | Музыкотерапия | 1. Музыкальное сопровождение режимных моментов. 2. Музыкальное сопровождение игр, упражнений, развлечений. 3. Музыкальная и театрализованная деятельность в летний период. | Все группы |
8 | Психогимнастика | 1. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы. 2. Игры-тренинги на снятие невротических состояний. 3. Минутки вхождения в день. 4. Психогимнастика. 5. Игровой самомассаж. 6. Дыхательная, пальчиковая гимнастика. | Все группы |
9 | Спецзакаливание | 1. Хождение босиком на улице по траве, песку, дорожке здоровья. 2. Игровой массаж. 3. Обтирание. 4. «Дорожка здоровья» (на улице). 5. Обливание ног водой. | Все группы |
10 | Пропаганда ЗОЖ | Организация консультаций, бесед, специально организованной деятельности. | Все группы |
11 | Витаминотерапия | Включение в рацион питания: соков, фруктов, овощей, зелени. | Все группы |
Стратегия реализации проекта «Путешествие в Радужную страну»
В летне-оздоровительном проекте представлены тематические недели, в которых прослеживается интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
Основные направления реализации проекта «Путешествие в Радужную страну»
Направления дней недели | Основная идея дня |
Познавательное развитие | Вовлечение детей в познавательную, исследовательскую деятельность по изучению объектов природы и охранительно-бережного отношения к ней. Проведение бесед, наблюдений, опытов побуждающих детей к открытию новых знаний и закреплению уже имеющихся, по тематике проекта «Путешествие в Радужную страну» |
Речевое развитие | Обогащение словарного запаса, через знакомство с худ. литературой, просмотры познавательных презентаций; развитие связной речи через составление творческих рассказов, театрализованных представлений, рассматривание и обсуждение иллюстраций различных тематик. Знакомство со сказками, пословицами, поговорками по темам проекта. |
Художественно-эстетическое развитие | Воплощение идеи через ручной труд (лепка, аппликация), труд в природе (рисование на песке, выкладывание камушками разных объектов, рисунков), музыкальную, изобразительную деятельность и конструирование различных построек. |
Физическое развитие | Проведение бесед, наблюдений, приобщение к ЗОЖ, через различные здоровьесберегающие технологии, эстафеты, состязания, Летние олимпийские игры (день здоровья), подвижные игры |
Социально-коммуникативное развитие | Развлечения совместно со взрослыми и детьми разных возрастных групп. Проведение бесед и просмотр познавательных мультфильмов и презентации по темам проекта. Проигрывание с детьми различных сюжетно-ролевых игр, организация и проведение походов. |
Организационно- педагогическая и методическая работа с педагогами. | |||
Форма | Содержание | Время проведения | Ответственный |
Организационно-педагогическая работа | |||
Педагогический совет | Стратегическое планирование летней оздоровительной работы. Выбор темы ЛОП | май | Ст.воспитатель |
Круглый стол | Круглый стол Лето в детском саду» по разработке летне-оздоровительного проекта «Путешествие в Радужную страну». Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания деятельности и ожидаемого результата. Планирование всех видов ресурсов. Составление плана реконструкции предметно-развивающей среды группы, участков и территории ДОУ | май | Ст.воспитатель |
Проведение круглого стола с подготовкой отчётов и выступлений педагогов в форме презентаций, методических разработок, фотоотчетов на тему «Итоги летней оздоровительной работы». | август | Ст.воспитатель воспитатели групп | |
Методическая работа | |||
Консультации | «Планирование и организация детских подвижных игр на прогулке и оформление участка группы в соответствии с тематикой летне-оздоровительного проекта» «Предметно-пространственная среда детского сада в современных условиях» «Игры на асфальте». «Санитарно - эпидемиологический режим ДОУ в летнее время». «Электронное портфолио, как условие профессионального роста педагога» | Июнь, август | Ст.воспитатель медсестра |
Мастер класс | «Оформления познавательно-тематических выставок художественно-творческих работ»
| Июнь - август | Ст.воспитатель |
Открытый просмотр | Организация познавательно-исследовательской деятельности детей во время прогулки – «Сад ощущений» (взаимопосещение, с целью обмена опытом между педагогами) | Август | Шевченко Е.В. |
Работа методического кабинета | Методические разработки тематических развлечений. Помощь в изготовлении и подборе атрибутов, костюмов. Изготовление альбома «Вот оно какое наше лето!». Подготовка выставок, конкурсов, соревнований. | Июнь, август | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям: а) Оформить выставку макетов и рисунков «Мой Каменск-Уральский», оформить картотеки подвижных игр определенных тематик, альбомы для рассматривания; провести подборку худ. литературы, дидактических игр по тематикам проекта; в) Подготовить письма-задания познавательно-исследовательской деятельности (совместно с педагогами); г) Подготовить календарь русской природы (народные приметы). | |||
Подбор информационного материала для родительского уголка «Безопасность в летний период», «Организация наблюдений за природой с детьми дошкольного возраста» | | | |
Проведение инструктажей | Организация летней оздоровительной работы. Обеспечение безопасных условий пребывания ребенка в ДОУ. Пожарная безопасность. Дорожная безопасность в летний период. Проведение экскурсий, целевых прогулок. | Июнь, август | Заведующий, Ст.воспитатель |
5. Работа с родителями | ||
Направление работы | Содержание | Ответственный |
Информационно – просветительская деятельность | Оформление информационных стендов по ОБЖ, ЗОЖ, фотовыставок разных тематик. Оформление папок-передвижек «Изучаем цвета с ребенком», "Психология цвета" или «Цветотерапия — жизнь в цвете». «Безопасность детей летом», «Безопасность на водоемах» | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
Консультации | Консультации специалистов (мед работник, учитель-логопед, инспектор ГИБДД и др.). Индивидуальные консультации по проблемам воспитания. Консультации с родителями вновь поступающих детей. | Ст.воспитатель, воспитатели |
Совместная деятельность детского сада и семьи | Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов. Помощь в реализации летнего проекта. Проведение совместных спортивных мероприятий и летней олимпиады (дня здоровья). Привлечение родителей к проведению ремонта детского сада. Организация выставок, конкурсов в детском саду. (Выставка рисунков, фотовыставок) | Ст.воспитатель, воспитатели групп |
6. Перспективный план контроля реализации проекта по физкультурно-оздоровительному направлению | ||||||
Объект контроля | Содержание контроля | Периодичность | Ответственный | |||
Санитарное состояние участка | Проверка оборудования участка на соответствие гигиеническим нормам: достаточность, травмобезопасность. | Ежедневно | Заведующий, зхавхоз, медсестра | |||
Санитарно-гигиеническое состояние помещений | Проведение генеральной и текущей уборки. Соблюдение режима проветривания. Проверка наличия сетки на окнах для предупреждения залета насекомых. | Ежедневно | Медсестра | |||
Питание | Контроль: -санитарно - гигиенического состояния оборудования: достаточности, маркировки оборудования и посуды; -санитарно - гигиенического состояния пищеблока, кладовых: -условий хранения сырья, достаточности, маркировки уборочного инвентаря; -поступления на пищеблок продуктов; -выполнения норм питания; -соблюдения правил личной гигиены персонала; выполнения режима питания. | Ежедневно | Медсестра, повар, кладовщик | |||
Питьевой режим | Контроль безопасности и качества питьевой воды, соответствия санитарным правилам. | Ежедневно | Медсестра | |||
Состояние здоровья и физическое развитие детей | Наблюдение за утренним приемом детей и состоянием каждого ребенка в течение дня. Проведение комплексного осмотра и обследования на педикулез. | Ежедневно | Медсестра, воспитатели | |||
Состояние одежды и обуви | Проверка соблюдения требований к одежде в помещении и на прогулке в соответствии с температурой воздуха и возрастом детей. | Ежедневно | Медсестра, воспитатели | |||
Двигательный режим | Контроль: -соблюдения объема двигательной активности в течение дня; -соответствия двигательного режима возрастным требованиям; -разнообразия форм двигательной активности в течение дня. | Ежедневно | Медсестра, воспитатели, Ст.воспитатель | |||
Система закаливания | Проведение воздушных ванн, обливания ног, дыхательной гимнастики, босохождения по песку, траве, гальке. | Ежедневно | Медсестра, Ст.воспитатель , воспитатели групп | |||
Прогулка | Контроль: -соблюдения требований к проведению прогулки (продолжительность, одежда детей, организация двигательной активности); -содержания и состояния выносного материала. | Ежедневно | | |||
Физкультурные занятия | Проведение физкультурных занятий на воздухе. Проверка санитарно - гигиенического состояния места проведения занятия. | Ежедневно | Медсестра, воспитатели | |||
Оздоровительные мероприятия в режиме дня | Проведение утренней гимнастики на улице; двигательной разминки; гимнастики после сна; индивидуальной коррекционной работы; трудовой деятельности и др. | Ежедневно | Медсестра, Ст.воспитатель, воспитатели групп | |||
Дневной сон | Контроль: -санитарно-гигиенического состояния помещения; -учета индивидуальных особенностей детей; -за гимнастикой пробуждения | Ежедневно | Медсестра, Ст.воспитатель, воспитатели групп | |||
Физкультурно-оздоровительные досуги и развлечения | Проверка: -санитарного состояния оборудования и безопасности места проведения мероприятия; -содержания и состояния выносного материала; -двигательной активности детей | Ежедневно | Медсестра, Ст.воспитатель |