План по самообразованию

21
0
Материал опубликован 6 May 2017

План по самообразованию Пархоменко Анна Юрьевна

1. Индивидуальная тема самообразования

«Возрастные и индивидуальные психические особенности детей девиантного поведения»

2. Когда начата работа над темой

2013 год

3. Когда предполагается закончить работу над темой

2018 год

4. Цели и задачи самообразования по теме

Формирование целостной и гармоничной личности путем развития способностей у детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное.

5. Основные вопросы намеченные для изучения

1.Обучающая. Обучение детей основам и импровизации, движений и схем, индивидуального и массового поведения.

2.Развивающая. Развитие музыкального слуха и ритма, пластики и грации в движениях, а также эстетического вкуса.

3.Воспитательная. Воспитание в детях морально-волевых качеств: терпение, настойчивость, уверенность в своих силах, уважению к партнерам по танцу, чувство товарищества, ответственности, воспитание коммуникативных качеств ребенка.

6. Этапы проработки материала

1.Рассмотреть девиа́нтное поведе́ние как отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.

2.Как определить девиантного поведения

3 Классификации

4 Признаки девиантного поведения

5. Девиантное поведение в антиутопии

7. Литература по теме

1. Адам И.Р. Из опыта работы специальных школ // Советская педагогика. – 1987. - № 3. – С. 10-16.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – 430 с.

3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1997. – 250 с.

4. Барышникава Н.А. «Восхождение» - программа реабилитации так называемых «трудных» // Директор школы. – 1998 - № 7. – С. 22-26.

5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с.

6. Белкин А.С. «Трудные» подростки // Воспитание школьников. -1981. - № 1. – С. 38-41.

7. Белкин А.С., Бродский Ю.С., Матюнин Б.Г. Совершенствование работы с педагогически запущенными детьми // Советская педагогика, 1987. - № 7. – С. 34-38.

8. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.

9. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – 301 с.

10. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2001. – 640 с.

11. Волков В.Н. Юридическая психология. – М., 2002. – 384 с.

12. Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология.- М., 2001. – 218 с.

13. Волков Д.В. Анализ концепции девиантного поведения несовершеннолетних / по материалам США и Великобритании / диссертация на соискание ученой степени к. п. н. – Рязань, 2001. – 190 с.

14. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. – СПб.: Каро, 2007. – 144 с.

15. Глассер У. Школы без неудачников. – М.: Прогресс, 1991. – 184 с.

16. Гонеев А.Ю., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений /Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 1999. - 280 с.

17. Горшкова Е.А. «Трудный» подросток, увиденный по-новому // Открытая школа. – 1997. - № 1. – С.32-36.

18. Горшкова Е.А. Помощь «трудным» детям (из истории реабилитационных учебно-воспитательных заведений) // Вечерняя школа, 1996. – С.47-51.

19. Гостунская Я.И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации подростка с девиантной виктимностью. // Автореферат, ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», г.Ставрополь, 2007, http://www.ncstu.ru. – 22 с.

20. Грошева Р.Н. Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура / Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2006. – 320с.

21. Гурвич И.Н. Уровни и модели употребления алкоголя подростками. // Мир детства. – 2002. - № 2. – С. 24-31.

22. Дети группы риска в общеобразовательной школе / под ред. Титовой С.В. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.

23. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: Автореф. Дис. … д.психол.н. – СПб., 2000. – 32 с.

24. Дозорцева Е.Г., Качаева М.А., Морозова Е.И., Терехина С.А. и др. / Отчет по проекту «Разработка методов диагностики и психокоррекции последствий психологических травм у воспитанников

специальных учебно-воспитательных учреждений». – М., 2003. - 85 с.

25. Дюркгейм Э. Самоубийство: социальный этюд. – М.: Педагогика, - 1994. – 216 с.

26. Еникеев М.И. Общая, социальная, юридическая психология. – М., 2002. – 624 с.

27. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности (статистико-криминологическое исследование). – М. 2000. – 136 с.

28. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. - М.: ACADEMA, 2004.- 288 с.

29. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 144 с.

30. Калинина С.В. Педагогические условия активизации познавательной деятельности подростков с девиантным поведением / диссертация на соискание ученой степени к. п. н. – М., 1996. – 167 с.

31. Кириленко И.Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте: Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. – Ставрополь, 2007. – 25 с.

32. Клейберг Ю.А. Девиантология. – СПб.: Речь, 2007. – 412 с.

33. Клейберг Ю.А. Профилактика девиантного поведения школьников средствами психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса: Учебное пособие. – Ульяновск, 2004. – 198 с.

34. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2001. – 160 с.

35. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.-Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2005. – 416 с.

36. Кондратьев М.Ю., Крушельницкая О.Б., Нечаева С.Л., Швыкин Н.Н. Психолого-педагогическая работа со школьниками-девиантами в Москве (материал по результатам смотра «Учебный округ – 99»). http://www.psyedu/view.php?id=202.

37. Кондратюк Л.В. Антропология преступления. – М., 2001. – 344 с.

38. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990. – 224 с.

39. Косарецкая С.В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. – СПб.: Каро, 2006. – 400 с.

40. Лихтарников А.Л., Сунко Н.Н. Школа интенсивного обучения и развития. Экспериментальная программа реорганизации учебно-воспитательного процесса для подростков из групп социального риска. – СПб., 1996. – 137 с.

41. Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. – СПб.: Мемориал, 2001. -176 с.

42. Личко А.Е. Психопатология и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983. – 244 с.

43. Лишин О.В. Подросток в эпоху перемен. / Мир психологии. – М. – Воронеж, 2007. - № 4. – С. 11-26.

44. Макаренко А.С. Дисциплина, режим, наказания и поощрения. // Соч. в 7 т. – М.: АПН РСФСР, 1957-1958.

45. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. – Пед. Соч. в 8 т. – М.: Педагогика, 1983, Т.5. – 588 с.

46. Макаренко А.С. О воспитании молодежи. – Пед. Соч. в 8 т. – М.: Педагогика, 1983, Т.5. – 588 с.

47. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.

48. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 384 с.

49. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. – 384 с.

50. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. – СПб.: Речь, 2002. – 255 с.

51. Международная классификация болезней десятого пересмотра – МКБ-10.

52. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 432 с.

53. Мизина Н.Н. Осуществление психологической поддержки родителей подростков с асоциальным поведением в деятельности практического психолога / Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов. – Ставрополь, 2004. – С. 37-40.

54. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.

55. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: Мирос, 2001. – 70 с.

56. Насилие, агрессия, жестокость: Криминально-психологическое исследование //Сб. научных трудов под ред. А.Р. Ратинова. – М., 1990. – 240 с.

57. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.

58. Научно-методические основы психологического сопровождения воспитательного процесса в образовательном учреждении. /Отчет по проекту № 130, от 6 2003 г. Авторский коллектив под рук. Косарецкого С.Г., Синягиной Н.Ю. – М., 2003. - 50 с.

59. Научно-методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования // Вестник образования России. – 2003. - № 17. – С. 23-35.

60. Невский И.А. Трудный подросток в вечерней школе // Вечерняя средняя школа. – 1988 - № 3. – С. 15-25.

61. Овчарова Р.В. Психология родительства. – М., 2005 – 368 с.

62. Овчарова Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей / автореферат на соискание ученой степени д.психол.н. – М., 1995. – 29 с.

63. Осухова Н.Г. Между поддержкой и доращиванием: психологическое сопровождение подростков, переживших насилие // Развитие личности. – 2003. - № 4. - С. 153-166.

64. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике // Школьный психолог. – 2002. - № 11. – С. 6-10.

65. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением. Практическое руководство. – М.: Флинта: МПСИ, 2008. – 152 с.

66. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М.ТОО «Горбунок», 1992. – 223 с.

67. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: Ось, 2001. – 704 с.

68. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

69. Повякель Н. И. Антропологическая теория Ч.Ломброзо. – М., 1997. – 123 с.

70. Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации // Школьный психолог - 2006. - № 21. - С. 21-27.

71. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /под ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

72. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

73. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие / Под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение, 2005. – 107 с.

74. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

75. Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска». – Тверь, 1998. – 164 с.

76. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – 550 с.

77. Райфшнайдер Т.Ю. – Роль и место системы дополнительного образования в психолого-педагогической поддержке девиантных подростков / Сборник «Актуальные проблемы образования и воспитания. – М., 2008. – в печати.

78. Райфшнайдер Т.Ю. Ведущие идеи проектирования деятельности психологической службы среднего общеобразовательного учреждения по осуществлению психологической поддержки детей групп социального риска / Сборник материалов конференции «Пути решения проблемы сиротства в России». – М., 2006. – С. 121-124.

79. Райфшнайдер Т.Ю. Критерии девиантного поведения подростков-учащихся школ / Вестник Университета/ Государственный университет управления. – М.: ГУУ – 2008. - № 5 (43). – С. 119-121.

80. Райфшнайдер Т.Ю. Организация и проектирование деятельности по осуществлению психолого-педагогической поддержки девиантных подростков в общеобразовательной школе / Материалы 3-й всероссийской научно-практической заочной конференции «Менеджмент в образовании. Опыт. Перспективы. Проблемы». – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – С. 52-58.

81. Райфшнайдер Т.Ю. Основные направления психологической поддержки учащихся с девиантным поведением в условиях средней общеобразовательной школы / Материалы II Международной научно—практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века». – Кисловодск, 2007. – С. 374-377.

82. Райфшнайдер Т.Ю. Особенности профориентационной работы с подростками групп социального риска / Сборник материалов «Актуальные проблемы образования и воспитания». –М.: Арманов-центр, 2007. – С. 107-110.

83. Райфшнайдер Т.Ю. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с девиантынм поведением. / Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования». – Кисловодск, 2006. – С. 21-23.

84. Райфшнайдер Т.Ю. Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения. – Кисловодск: Новая полиграфия, 2007. – 66 с.

85. Райфшнайдер Т.Ю. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения. / Материалы Международной научно-практической конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций». – Тамбов, 2007. – С. 459-463.

86. Райфшнайдер Т.Ю. Социализация как одно из направлений социально-психологической реабилитации детей с девиантным поведением в условиях общеобразовательного учреждения. / Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». – Кисловодск, 2006. – С. 126-129.

87. Райфшнайдер Т.Ю. Условия и факторы формирования отклоняющегося поведения подростков ∕Вестник Университета/ Государственный университет управления. – М.: ГУУ – 2007. - №8 (34). – С.182-186.

88. Райфшнайдер Т.Ю. Условия организации эффективной психологической поддержки девиантных подростков в образовательных учреждениях ∕ XVI Международные Рождественские образовательные чтения «Православные ценности и современное образование» - М., 2008.

89. Райфшнайдер Т.Ю. Формирование толерантности как условие личностного развития подростков и превенция отклоняющегося поведения / Акмеология. – М. – 2008, принята в печать в № 3.

90. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1999. – 431 с.

91. Реан А.А., Дандарова Ж.К., Прокофьева В.А. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад. – М.: Фонд развития социальных инноваций, 2002. – 94 с.

.

92. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: МПСИ, 2005. – 96 с.

93. Сирота Н.А. и др. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.

94. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг–поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / обозр. психит. и мед. психол. - 1994. - №1. – С.37-46.

95. Славина Л.С. Трудные дети. Избранные психологические труды. – М.: Издательство психолого-социального института, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 432 с.

96. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей в работе психологических служб // Вопросы психологии. – 2001. - № 4. - с. 91—105.

97. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 256 с.

98. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.

99. Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. Аналитический доклад. - М.: ЮНЕСКО, 1998. - 120 с.

100. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе. Методическое пособие /Авт.-сост. Т.Ю.Райфшнайдер. Под ред. Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутеповой. – М.: РУДН-ЮНЕСКО, 2008. – 108 с.

101. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Академия, 1998. - 320 с.

102. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. – Изд. 2-е. – М.: Никулин А. Л., 1998. – 320 с.

103. Сухов А.Н. Социальная психология преступности. – М., 2007. – 568 с.

104. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология сиротства. – СПБ.: Питер, 2005. – 416 с.

105. Уманов Н.А. Комплексный подход к изучению учащихся с отклонениями в поведении // Советская педагогика. – 1984. - № 6. – С. 37-42.

106. Уотсон Д. Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм). Хрестоматия по истории психологии / под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. – М., 1980. – С. 34-44.

107. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.

108. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001- с.368.

109. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2003. – 133с.

110. Чеснокова Е.Н. Диалог с трудными подростками или Педагогика Пауло Фрейра в России // Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. – СПб., 2001. – 264 с.

111. Чечельницкая С.М., Михеева А.А., Ковалева А.В. и др. /Отчет по проекту «Разработка программы профилактики социально-значимых заболеваний у детей и подростков с отклоняющимся поведением». – М., 2003. – 218 с.

112. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. – М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.

113. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.

114. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие. – М., 2004. – 176 с.

115. Шипицына Л.М. Диагностика наркоманий у подростков групп риска. // Социальная работа с детьми и подростками группы риска. / Под ред. Реана А.А. – СПб., 2000. – С. 146-147.

116. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: Ин-т психологии РАН, 1999. – С. 320-322.

117. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.

118. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2006. – 260 с.

119. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления у школьников. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

120. Adler, A. Menchenkenntnuss / A.Adler – Franfurkt am Main; Haburg; Fischer Buchert, 1971. -254 S.

121. Hoffman L.W., Thornton A.D., Manis I.D. The j value of children to parents in the United States // Journal of population. — 1978. V.1. № 2.

122. Lazarus R.S., Perez M., Reiherts M. Coping and Health: a situation – bihavior approach. Hogrefe and Huber Publishers, 1992. – Pp. 76-81.

123. Lazarus R.S., Perez M., Reiherts M. Stress, Coping and Health: a situation – approach: theory, methods, application. – Hogrefe and Huber Publishers, 1992. – Pp. 37-42.

124. Lloyd G. “Chosen with Care?: Responses to Disturbing and Disruptive Behaviour”, Edinburgh: May House Publications, 1992. – Pp. 45-53.

125. Merton R.K. Social Theriy and social structure. Glencoe, 111: The Free Press, 1968.

126. Montgomery P. Media-based behavioural treatments for behavioural disorders in children (Cochrane Review). In: The Cochrane Library, Issue 1, Oxford: Update Software, 2003. – Pp. 127.

127. Offer D., Offer J. Tree developmental routes through normal male adolesense// Adolescent Psychiatry, 1976. V.47.

128. Parsons T. Deviant // Social deviance. Philadelphia, 1975. – Pp. 127-256.

129. Philips M., Human L. Adaptation and his failures. Academic Press, N-Y&London, 1968. – Pp. 245-261.

130. Rainer Zwisler. Einführung in die Pädagogische Psychologie. 4. Auflage. Weinheim und München, Psychologische Verlags Union, Beltz, 1994. – 356 S.

131. Snyder H. Juvenile Justice in America // Juvenile Justice Systems / Ed. By N. Bala, J. Hornick, H. Snyder, J. Paetsch. Toronto: Toronto Educational Publ., 2002.

132. Snyder H., Sickmund M. Juvenile offenders and Victims: 2006 National Report, Office of Juvenile Justice and Delinquency Prevention. 2006 //

http: // jjjdp.ncjrs/gov/ojststbb/nr2006/downloads/NR2006.pdf

133. Tyszkowa M. Zachowanie sie dzieci szkolnych w sytuacjach trudnych. Warszawa. 1986. 3-е wyd. – 374 s.

134. Willifms T., Lills P. Youth suicide prevention by primary healthcare professionals. Christchurch: New Zealand Health Technology Assessment., 1985. Pp. 120-127.

8. Чей опыт предполагается изучить по данной теме.

Преподаватели кафедры реабилитологии

Государственного института управления и социальных технологий БГУ

кандидат медицинских наук Л. А. Азарова,

доктор медицинских наук В. А. Сятковский

9. Творческое сотрудничество по теме самообразования

 

10. Практические выходы (доклады, рефераты)

«Мастер класс –Дебаты, как искусство речи»

«Семинар психилогов Зерендинского района»

Выступление с докладом на районном форуме «Один народ - одна страна - одна судьба»

ВЫступление с докладом на круглом столе «Летопись - родного края!» посвященное 60-летию освоения целинных и залежных земель

Участие в конференции представителей религиозных объединений с молодежью по вопросам деструктивного влияния религиозных течений «Влияние экстремизма и терроризма на молодежь»

11. Изучение передового опыта (посещение уроков, внеклассных мероприятий)

«Семинар психилогов Зерендинского района».

12. Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте

1.«Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Казахстан курсы повышения квалификации вожатых летних лагерей на тему: «Инновационные подходы в организации деятельности детских лагерей» организация деловой игры.(апрель 2014г. )

2. Костанайская область с.Карасу работа координатором на семинаре «Школа лидера» июнь 2014г.

 

13. итоги работы

Изучить формы, признаки девиантного поведения среди детей, создать методические рекомендации в виде брошюры.

Психолого-педагогические особенности подростков девиантного поведения

Проблема изучения психолого-педагогических особенностей подростков в силу их социальной значимости является сегодня одной из актуальных проблем в педагогической науке и практике образования. Подростки, выступая наиболее динамичной социальной группой, быстрее воспринимают общественные изменения, в том числе деструктивные. Негативные тенденции в детско-подростковой среде — деликвентность, аддиктивность, криминогенность — стали одной из основных причин роста числа подростков, склонных к девиантному поведению как в целом по стране. Проблемы социального неблагополучия в нашей республике стоят довольно остро, уровень подросткового суицида в три раза выше. В этой связи изучение особен­ностей подростков девиантного поведения является важной основой педагогического взаимодействия с данной категорией подростков [1].

Эффективность любого воздействия — социального, психологического, педагогического — в существенной мере зависит от знания и понимания особенностей личности ребенка. Когда речь идет о подростках с отклоняющимся поведением, адекватность отражения их личностей особенно значи­ма. Психологические черты и свойства этих подростков настолько специфичны, что без их знания никакие меры по предупреждению и корректировке деформаций не могут быть эффективны. Для наиболее полного осмысления психолого-педагогических особенностей подростковой девиантности остановимся на общей специфике подросткового периода как категории повышенного социального риска [2].

Отрочество — возраст значительных изменений в организме, психике ребенка, играющий исключительно важную роль в формировании личности человека. Феномен подросткового возраста ученые связывают с биологической и психологической революцией личности. К. А. Гельвеций отме­чал, что «в возрасте, когда пробуждаются все страсти, все предметы природы действуют и влияют на человека особенно сильно» [3]. Ж.-Ж. Руссо называл подростковый возраст «вторым рождением».

В отечественной психолого-педагогической литературе существует несколько понятий, характе­ризующих эту социальную группу: «трудновоспитуемый подросток» (М.А. Алемаскин, 1979); «труд­ный ребенок» (Э.Г. Костяшкин, 1971); «социально-запущенный» (И.А. Невский, 1982) и другие поня­тия, имеющие общую психолого-педагогическую сущность. В современных исследованиях наиболее часто употребляется понятие «девиантный подросток», «подросток, склонный к девиантному поведе­нию» (С .П. Хоменко, 2007).

Так, В.А. Сухомлинский отмечал, что подросток, в отличие от ребенка, начинает обобщать как доб­ро, так и зло; в отдельных фактах он видит правило, закономерность, и от того, какие мысли, настроения порождает в его душе увиденное, зависят его убеждения, взгляды на мир, мысли о людях [4]. На этом ос­новании автор выделил некоторые противоречия, возникающие в этом возрастном периоде:

сочетание юношеского максимализма с неумением разобраться в явлениях жизни, что ведет к возникновению внутренних противоречий;

стремление быть хорошим, стремление к идеалу и в то же время нежелание поддаваться вос­питательному воздействию;

желание самоутвердиться и неумение это сделать;

богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможности для их осуществления;

показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное мо­жет быть в нашей будничной жизни;

удивление неисчерпаемостью науки, желание много знать, переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в то же время поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным заданиям;

романтическая восторженность и ... грубые выходки, моральное невежество, восхищение кра­сотой и. ироническое отношение к красоте.

Отметим, что перечисленные внутренние личностные противоречия подростков являются про­тиворечиями развивающейся личности, обусловленные психологическим созреванием, самоиденти­фикацией, поиском «Я-концепции» и жизненных ценностных ориентиров. М. Раттер отмечает, что развитие личности ребенка никогда не проходит гладко, ибо прогресс психологического развития, опыт столкновения с жизненными проблемами, чередование фаз развития и совершенствования, контроль над средой приводят к неизбежным трудностям переходного возраста [5].

Подростков, в силу возрастных особенностей, часто относят к группе риска. Даже в нормальном, протекающем без аномалий и девиаций развитии, подростковая стадия — это период повышенной эмоциональности, проявляющейся через возбудимость, страстность, частую смену настроений, пси­хоэмоциональную неустойчивость, частую непредсказуемость поведения. Эмоциональные реакции и поведение подростков зависят от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуаль­но-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Подростковый возраст выражается перепадами настроения без достаточных на то причин. Чувствительность к оценкам лич­ных качеств посторонними сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционностью, сен­тиментальность уживается с черствостью, застенчивость с развязностью, чувственное фантазирова­ние с сухими умозаключениями. Согласно многим исследованиям существует глубокая связь психо­логических проблем подростка с его самооценкой. И.С. Кон характеризует отрочество повышенным вниманием подростка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию. Проблему самооценки подростка автор считает одной из главных проблем развития. Солидарную позицию занимает Р.С. Немов, выделяя одной из важнейших особенностей подросткового периода развитие самосозна­ния. Интерес подростка к самому себе, самовосприятие, потребность самооценки активизируются процессами полового созревания и психофизиологическими изменениями. Неумение выразить свое «Я», неуверенность в своих силах, закомплексованность подростка часто выплескиваются в виде не­предсказуемых реакций [6]. Такое поведение в психолого-педагогической литературе принято назы­вать «подростковым комплексом», который возникает в среднем и старшем школьном возрасте, и состоит из психологических особенностей, поведенческих моделей, поведенческих реакций на воз­действие среды. Среди поведенческих реакций наиболее распространены:

реакция эмансипации;

реакция группирования со сверстниками;

реакциями увлечения (хобби-реакция);

реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением;

реакция-протест;

реакция-подражание.

Эти специфические подростковые реакции могут быть вариантами как поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (психологические и непсихологические). Реакция эмансипации связана с борьбой за самостоятельность и проявляется в стремлении подростка высвободиться из-под опеки, покровительства старших. Реакция группирования со сверстниками принимает почти инстинктивные формы. Протест часто бывает нормальной реакцией на отрицатель­ное воздействие (например, уход от пьющих родителей) или патохарактерологической реакцией — в виде болезненного реагирования на реально существующие неприятности. Неправильное поведение закрепляется через механизм реакций подражания и протеста, которые могут быть отрицательными или положительными в зависимости от своей направленности. Так, реакция подражания проявляется в том, что подросток может подражать положительным или отрицательным образцам, в зависимости от окружения и ценностных ориентаций. Подавляющее большинство подростков с асоциальным и анти­социальным поведением стали такими, потому что выбрали для себя не те объекты для подражания.

Реакция протеста тоже может быть направлена на зло или добро. По мнению М.А. Шиловой, де­виантное поведение подростков базируется на личностном возрастном конфликте внутри «Я- концепции» и неприятии существующих социализированных норм в протестном отношении. Внеш­няя социабельность и легкая налаживаемость контактов у девиантных подростков сопровождается манипулятивным поведением и поверхностностью эмоциональных связей. Стремление часто гово­рить неправду и обманывать окружающих, перекладывание вины за свое неправильное поведение на других — следствие скрывания своего «комплекса неполноценности», обусловленного неумением личности с отклоняющимся поведением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. Особенности поведения девиантного подростка проявляются через стремление уйти от реальности, через страх перед жизнью, поиск эмоциональных запредельных переживаний, неспособность к ответ­ственности. У многих подростков отмечаются возрастные «акцентуации характера», заострение не­гативных свойств, повышающее степень риска психической патологии. Протест может быть актив­ным или пассивным, например, если подростка обидели в семье, он может перестать разговаривать в присутствии членов семьи, т. е. пассивно протестовать против несправедливого отношения к нему. Это нормальная реакция, но она может закрепиться, и тогда подросток, повзрослев, может молчать в обществе неприятных ему людей, такая реакция будет уже ненормальной, требующей вмешательст­ва психиатра. Асоциальные реакции активного протеста — это побеги из дома, порча вещей, воров­ство. Одной из таких реакций протеста является наглое, вызывающее, агрессивное поведение подро­стков, вызванное необходимостью защиты личного достоинства. Если реакции протеста не карика­турны и не приводят к стойкому конфликту с окружением, то они в какой-то мере позволяют лично­сти отстоять себя, закрепить свою индивидуальность и даже быть двигателем общественного про­гресса [7].

Подростковые реакции, принимающие асоциальный характер, являются девиациями поведения, требующими коррекции. Девиации могут привести к расстройствам психики подростка — от обыч­ных пубертатных реакций до патохарактерологических расстройств. Пубертатные реакции бывает кратковременными — несколько недель, месяцев. Если состояние длится месяцами и годами, под­росток может привыкнуть к такому состоянию, привыкнуть вести себя определенным образом, у него снижается критика, появляются стойкие расстройства настроения, ипохондрические переживания и другие расстройства, свойственные патохарактерологическому развитию. Часто бывает и так, что де­виации подросткового периода проходят незаметно для окружающих. Это зависит от личностных качеств (тип темперамента, характер, акцентуации и др.) и социального окружения. При благоприят­ных личностных и социальных условиях, под педагогическим наблюдением и влиянием девиантные проявления постепенно исчезают в процессе становления личности.

Изучая самоидентификацию трудных подростков, А.Н. Леонтьев отмечал рост критичности по отношению к требованиям, поступкам, личным качествам взрослых и рождением новых, впервые подлинных интересов. Новые интересы подростка, его «самоактуализация», «самореализация», «са­моопределение» влияют на мотивацию и поведение. Среди широких социальных мотивов более осознаваемыми и актуальными являются мотивы самоопределения и самосовершенствования [6]. При этом следует иметь в виду, что реально действующие мотивы у подростков не всегда совпадают с понимаемыми, осознаваемыми мотивами. Это несовпадение мешает им найти себя в какой-либо деятельности, создает противоречивость в мотивационной сфере и способствует развитию девиации (А. Адлер, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, В.В. Ковалев). Мотивационно-ценностный конфликт под­росткового возраста, накопление внутренних противоречий приводят к агрессии, спутанности созна­ния, недоверию и неприятию окружающего подростка мира. Подростковая склонность к группирова­нию обусловлена чувством неуверенности в себе, гиперидентификацией со своей спонтанной груп­пой. Еще одной немаловажной особенностью подростков является то, что нормы поведения зависят не только от требований педагогов, родителей и других значимых взрослых, но в большей степени от нормативов поведения референтной группы сверстников. Практически все криминальные правона­рушения в этом возрасте являются групповыми. Групповой характер подростковой деликвентности и аддиктивности отмечается в работах большинства исследователей проблемы (В .П. Кащенко, Л.И. Божович, М.А. Алемаскин, Ю.А. Клейберг, Ю.Ю. Черво и другие).

Интересным для осмысления проявления психолого-педагогических особенностей девиантных подростков является понимание феномена «голод». Согласно исследованиям Е.Веги, у любого инди­вида существуют следующие виды голода: по сенсорной стимуляции, по признанию, по контакту и физическому поглаживанию, по структурированию времени, по инцидентам. При девиантном пове­дении все виды голода обостряются. Подросток не находит чувства удовлетворения в обыденной жизни, стремясь снять дискомфорт стимуляцией разных видов деятельности, например, сенсорной стимуляцией с интенсивным воздействием: громкий звук, резкий запах, яркие изображения; призна­ние неординарности поступков, заполненности времени, событийности. При этом плохая переноси­мость трудностей повседневной жизни, упреки в неприспособленности, отсутствие жизнелюбия со стороны окружающих формируют у таких детей «комплекс неполноценности». От заниженной само­оценки (от окружающих) индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Чувство пре­восходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя под­держанию самоуважения в микросоциальных условиях, что становится основой конфронтации с семьей и коллективом. Давление со стороны родителей, педагогов, развитого детского коллектива на таких подростков достаточно интенсивно и им приходится подстраиваться под нормы общества. Со­гласно приведенным выше положениям подросток девиантного поведения испытывает постоянную нужду в сенсорной стимуляции, в признании коллективом сверстников, в контактах и физической разрядке, в разнообразных инцидентах и происшествиях [8].

В исследованиях Б.Сегала выделены следующие особенности подростков, склонных к откло­няющемуся поведению:

1) сниженная переносимость трудностей повседневной жизни в сочетании с хорошей перено­симостью кризисных ситуаций;

2) скрытый комплекс неполноценности, с внешним проявлением превосходства;

3) внешняя социабельность и страх перед эмоциональным контактом;

4) стремление говорить неправду;

5) стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

6) стремление уходить от ответственности и принятия решений;

7) стереотипность, повторяемость поведения;

8) зависимость;

9) тревожность.

Крайние проявления девиаций в поведении подростков представляют угрозу общественной безопасности. Именно в этом возрасте фиксируется большее число антисоциальных поступков и немо­тивированной жестокости подростков [9], отмечается преобладающая криминогенность представите­лей возбудимого типа с повышенной агрессивностью, импульсивностью, низкой толерантностью. Повышенная агрессивность возникает как реакция на несоответствие желаемого и возможного (аффект неадекватности) и склонность к межличностным конфликтам. Значимыми для формирования девиант­ности детей и подростков являются следующие черты характера и особенности личности:

степень выраженности отдельных качеств характера;

наличие агрессивных тенденций при неумении сдерживать себя;

способность владения собой;

наличие внутренних личностных конфликтов;

высокие, не подкрепленные реальностью притязания;

установка на недостижимость желаемого привычными способами;

деформированная система ценностей;

хроническая конфликтность в отношениях со взрослыми;

изоляция в пределах группы (среды), склонной к деликвентности;

акцентуации характера.

Подростки девиантного поведения разделяются на две большие группы: подростки с общими возрастными, социальными трудностями и подростки с патологическими отклонениями. Тонкая грань, отделяющая нормальную реакцию протеста подростка от девиации, определяется достаточно сложно. Здесь необходима индивидуальная психолого-педагогическая работа с подростком. Важно подчеркнуть, что для подростков более типичны не криминогенные реакции, а дезадаптационность реакций на окружающих, основными причинами которой являются:

отсутствие адекватного четкого представления о своем будущем и содержательных жизнен­ных планов;

нарушение эмоциональных связей, эмоциональных контактов со значимыми людьми (родите­лями, педагогами);

низкий социальный статус в учебном учреждении, группе сверстников, в ближайшем окруже­нии (семья, улица);

наличие конфликтов с окружающими;

низкий уровень самосознания.

В педагогических исследованиях разработаны показатели уровня социально-психологического развития подростков, по которым можно судить об их девиантности:

наличие положительно ориентированных жизненных планов;

степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и других), разнообразие и глубина полезных интересов;

адекватное отношение к социально приемлемым воздействиям, оказываемым взрослыми;

способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;

способность критически, в соответствии с нормами морали и права, оценивать поступки окру­жающих, друзей, сверстников, одноклассников;

самокритичность, наличие навыков самоанализа;

внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию;

волевые качества, невосприимчивость к дурному влиянию, способность к самостоятельному приему решения и преодолению трудностей;

культура поведения и речи, подтянутый внешний вид, аккуратность, вежливость;

преодоление или отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения.

Несформированность отношения к будущему, проблемы самоопределения являются основными причинами поведенческих нарушений подростков. Во-первых, у них преобладает мотивация, связан­ная с личной автономией. В реальной действительности такая мотивация проявляется в пассивном протесте (эскапизм, уход от действительности, эмансипация). Преобладание мотивации защиты своего «Я», сочетающейся с блокированной временной перспективой, действует как фактор, пре­пятствующий развитию личности, ее самореализации, и ведет к возникновению девиаций. Подрост­ки девиантного поведения особо равнодушны к оценкам окружающих, к одобрению, уважению, люб­ви. Компенсация этой редуцированной потребности проявляется посредством девиантного поведе­ния, проявляющегося нарушением социальных, культурных и других общепринятых норм.

Норма поведения базируется на трех составляющих индивидуальности подростка:

сбалансированность психических процессов;

адаптивность и самоактуализация на уровне характерологических особенностей;

ответственность и совестливость на личностном уровне.

Разнообразные нарушения этих трех составляющих приводят к возникновению девиаций под­ростка и асоциальному поведению. Систему внутренней регуляции поведения подростка и отклоне­ния от норм характеризуют, прежде всего, ценностные ориентации. Первое, с чего начинается кор­рекционная работа с подростками девиантного поведения, это выявление системы ценностей подростка. Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для подростка, определяемая их вовлеченностью в сферу его жизнедеятельности, интересов и по­требностей, социальных отношений. Проблемы современного подростка обусловлены в какой-то ме­ре ценностным вакуумом, образовавшимся в связи с процессом переориентации всего общества. Так, например, понятие ценности «свободы» (независимости) имеет для подростка два измерения. Отрицательное — это свобода «от» — от всего, от ограничений, от тягот жизни. Положительное — это свобода «для» — для направлений деятельности. Для подростков девиантного поведения харак­терна фиксация внимания на отрицательном аспекте свободы, что приводит к нарушению социализи­рованных норм. А социализированные нормы — источник нормативной регуляции и нравственной оценки поведения детей и подростков — являются основными ориентирами для определения «деви­антности» поведения. Профилактика и коррекция девиаций осуществляется посредством организа­ции совместной деятельности педагога (психолога, социолога, психотерапевта и т.д.) и подростка. Эффективность коррекционного воздействия определяется целенаправленным, комплексным, воспи­тательным характером, применением на практике личностно-ориентационного, личностно­деятельностного, личностно-самоорганизующего концептуальных подходов в совместной деятельно­сти педагога и подростка, соблюдением ряда педагогических условий, специфичных для разных направленностей деятельности, созданием гуманизирующей отношения среды и т.д.

Взаимодействие личности подростка с окружающей средой и деятельностью, согласно исследо­ваниям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова, оказыва­ют решающее значение на формирование психики и соответственно поведенческих ориентиров в он­тогенезе. Личность в подростковом периоде осваивает этапы мотивационно-ценностного формирова­ния, значит, и воздействовать на этот процесс наиболее целесообразно в этом периоде. Коррекцион­ная работа с подростками девиантного поведения по своей сущности представляет собой влияние на мировоззрение подростка, воздействие на его ценностно-мотивационную ориентацию. В процессе включения подростка в целенаправленную педагогическую систему воспитания отрицательный со­циальный опыт заменяется положительным, социально-ориентированным, и на основе полученного позитивного опыта происходят изменения в ценностной ориентации подростка. Асоциальные, нега­тивные ценности заменяются социально-ориентированными, в результате изменяется поведение под­ростка.

При организации педагогической работы с подростками девиантного поведения обязательно нужно учитывать их психолого-педагогические особенности: агрессивную, отторгающую реакцию на воспитательное воздействие, недоверчивость, конфликтность, проблемы общения, заниженную само­оценку, неадекватные нервные реакции, наличие негативного опыта общения с взрослыми, проявле­ния акцентуаций, реакций группирования [10].

Конечной целью социальных институтов, семьи, школы, учреждения дополнительного образо­вания, занимающихся проблемами воспитания и предупреждения девиантного поведения подрост­ков, должны стать:

защита жизненных интересов ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию;

формирование внутренних поведенческих регуляторов, в качестве которых в первую очередь выступают ценностно-нормативные представления развивающейся личности, включающие не только нравственные, правовые и другие социальные нормы и ценности, но и определенное отношение к этим нормам, а также способность следовать им в реальном поведении;

изучение причин возникновения и развития девиаций, разработка педагогических моделей эффективной профилактики и коррекции девиантности среди детей и подростков.

Таким образом, исследуемые нами особенности девиантных подростков и проблемы коррекции их поведения относятся к категории сложных явлений, находящихся на стыке исследований педаго­гики, психологии, социологии и других наук. Соответственно, изучение психолого-педагогических особенностей подростков девиантного поведения является актуальным и необходимым для решения теоретических и практических проблем профилактики и коррекции девиантности в детско- подростковой среде.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.