12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козка Оксана Юрьевна51
Россия, Приморский край, Надеждинский р-н
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

____________п. Раздольное Надеждинского района

Рабочая программа кружка

 «В мире книг»

для учащихся 2а класса

Направление – общекультурное

Срок реализации программы – 4 года

второй год изучения

(начало реализации – 2016-2017 уч.г. г.)

Программа составлена учителем   Козка О.Ю.

на основе авторской  программы «В мире книг» »  для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) Л.А. Ефросининой

                                                 

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение» 2011 г. Программа кружка «В мире книг» авт. Л.А.Ефросинина. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.

Программа разработана на основе авторской программы «В мире книг»  для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) Л.А. Ефросининой.

Общая характеристика.

 Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Занятия в кружке помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

                                                           Главные цели:

создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиям (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации  занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание кружковых занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место кружка в учебном плане.

С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся два раза в неделю.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

              Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа кружка — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

Личностными   результатами   изучения   данного курса  являются:

развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  

развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  

           преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  

           любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;  

развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестандартности  мышления.

Метапредметные результаты  (формирование УУД)

Регулятивные УУД

пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку

знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание тем учебного курса

2 класс (68 ч)

Книга, здравствуй (5 ч)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (3 ч)

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках (16 ч)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование  отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (7 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (9 ч)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях (10 ч)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки (5 ч)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (4 ч)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг (3 ч)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Книга, здравствуй

5 ч

2

Книгочей — любитель чтения

3 ч

3

Книги о твоих ровесниках

16 ч

4

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

7 ч

5

Писатели-сказочники

9 ч

6

Книги о детях

10 ч

7

Старые добрые сказки

5 ч

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь

4 ч

9

Защитникам Отечества посвящается

4 ч

10

По страницам любимых книг

3 ч

 

Итого

68 ч

Планируемые результаты изучения по программе кружка «В мире книг»

В результате освоения программы кружка выпускник научится: 

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

находить книгу в открытом библиотечном фонде;

выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

пользоваться аппаратом книги;

овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

будет знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

заполнять каталожную карточку;

систематизировать книги по авторской принадлежности;

составлять список прочитанных книг;

выделять особенности учебной книги;

работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Литература и средства обучения

Литература для учителя

1.Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание  Сборник программ внеурочной деятельностиРедактор М.В. Киселёва

Литература для ученика

1.Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010

2.В. Железников «Таня и Юсник»  Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

 

3.В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012

4.Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).

5.Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс-Премьер», 2012 г

6.Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010

7.Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков.  Издательство: Стрекоза, 2010

8.Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..

9.Русская народная сказка «Снегурочка» Издательство «Стрекоза», 2010

10. Японская народная сказка «Журушка» Издательство: «Стрекоза», 2010

11.А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове» Издательство «АСТ», 2004


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование

Кол-во часов

Тема

Дата проведения

Книга, здравствуй (5 ч)

1

2

Роль книги в жизни человека.

 

2

2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

 

3

1

Структура книги (элементы книги).

 

Книгочей — любитель чтения (3 ч)

4

1

Экскурсия в библиотеку (школьную).

 

5

2

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

 

Книги о твоих ровесниках (16 ч)

6

1

Выставка книг о детях. Структура книги.

 

7

2

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

 

8

3

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

 

9

4

Книги Н. Носова. Типы книг.

 

10

3

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

 

11

3

Герои детских книг. Библиотечный стенд.

 

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (7 ч)

12

1

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

 

13

2

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

 

14

2

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

 

15

2

Скороговорки и чистоговорки.

 

Писатели-сказочники (9 ч)

16

2

Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели-сказочники.

 

17

2

Герои сказок. Викторина.

 

18

3

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

 

19

2

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

 

Книги о детях (10 ч)

20

1

Книги о детях. Выставка книг. Герои книг В. Осеевой.

 

21

2

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

 

22

3

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

 

23

2

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

 

24

2

Сборники стихотворений для детей.  Каталожная карточка.

 

Старые добрые сказки (5 ч)

25

1

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

 

26

2

Народные сказки на страницах детских журналов.

 

27

2

Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами. Русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка».

 

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)

28

2

Книги о семье. Жанры произведений о семье.

 

29

2

Книги о маме, о детях.

 

Защитникам Отечества посвящается (4 ч)

30

2

Книги о защитниках Отечества. Выставка книг.

 

31

2

Книга А. Гайдара

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

 

По страницам любимых книг (3 ч)

33

1

По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

 

34

2

Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей»

или «Дневника читателя».

 


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.