Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
____________п. Раздольное Надеждинского района
Рабочая программа кружка
«В мире книг»
для учащихся 2а класса
Направление – общекультурное
Срок реализации программы – 4 года
второй год изучения
(начало реализации – 2016-2017 уч.г. г.)
Программа составлена учителем Козка О.Ю.
на основе авторской программы «В мире книг» » для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) Л.А. Ефросининой
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва «Просвещение» 2011 г. Программа кружка «В мире книг» авт. Л.А.Ефросинина. Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
Программа разработана на основе авторской программы «В мире книг» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) Л.А. Ефросининой.
Общая характеристика.
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Занятия в кружке помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиям (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание кружковых занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Место кружка в учебном плане.
С 1 по 2 класс факультативные занятия проводятся два раза в неделю.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Содержание тем учебного курса
2 класс (68 ч)
Книга, здравствуй (5 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (3 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (16 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей. Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (7 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (9 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (10 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (5 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч)
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (4 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (3 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Книга, здравствуй |
5 ч |
2 |
Книгочей — любитель чтения |
3 ч |
3 |
Книги о твоих ровесниках |
16 ч |
4 |
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники |
7 ч |
5 |
Писатели-сказочники |
9 ч |
6 |
Книги о детях |
10 ч |
7 |
Старые добрые сказки |
5 ч |
8 |
Книги о тех, кто подарил нам жизнь |
4 ч |
9 |
Защитникам Отечества посвящается |
4 ч |
10 |
По страницам любимых книг |
3 ч |
Итого |
68 ч |
Планируемые результаты изучения по программе кружка «В мире книг»
В результате освоения программы кружка выпускник научится:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
—уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
— будет знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
— ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
— пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
— заполнять каталожную карточку;
— систематизировать книги по авторской принадлежности;
— составлять список прочитанных книг;
— выделять особенности учебной книги;
— работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
— аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
— классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Выпускник получит возможность научиться:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Литература и средства обучения
Литература для учителя
1.Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. Учебное издание Сборник программ внеурочной деятельностиРедактор М.В. Киселёва
Литература для ученика
1.Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Издательство «Стрекоза», 2010
2.В. Железников «Таня и Юсник» Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012
3.В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Издательство «АСТ АПРЕЛЬ», 2012
4.Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия).
5.Книги-сборники малых жанров фольклора. Издательство «Феникс-Премьер», 2012 г
6.Книги-сборники о детях и для детей, С. Михалкова Издательство «Стрекоза», 2010
7.Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков. Издательство: Стрекоза, 2010
8.Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто)..
9.Русская народная сказка «Снегурочка» Издательство «Стрекоза», 2010
10. Японская народная сказка «Журушка» Издательство: «Стрекоза», 2010
11.А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове» Издательство «АСТ», 2004
Календарно-тематическое планирование
№ |
Кол-во часов |
Тема |
Дата проведения |
Книга, здравствуй (5 ч) |
|||
1 |
2 |
Роль книги в жизни человека. |
|
2 |
2 |
История создания книги. Первая печатная книга на Руси. |
|
3 |
1 |
Структура книги (элементы книги). |
|
Книгочей — любитель чтения (3 ч) |
|||
4 |
1 |
Экскурсия в библиотеку (школьную). |
|
5 |
2 |
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. |
|
Книги о твоих ровесниках (16 ч) |
|||
6 |
1 |
Выставка книг о детях. Структура книги. |
|
7 |
2 |
Книги В. Осеевой. Книга-сборник. |
|
8 |
3 |
Книги Е. Пермяка. Титульный лист. |
|
9 |
4 |
Книги Н. Носова. Типы книг. |
|
10 |
3 |
Книги В. Драгунского. Аппарат книги. |
|
11 |
3 |
Герои детских книг. Библиотечный стенд. |
|
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (7 ч) |
|||
12 |
1 |
Книги-сборники. Малые жанры фольклора. |
|
13 |
2 |
Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». |
|
14 |
2 |
Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». |
|
15 |
2 |
Скороговорки и чистоговорки. |
|
Писатели-сказочники (9 ч) |
|||
16 |
2 |
Книги с литературными (авторскими) сказками. Писатели-сказочники. |
|
17 |
2 |
Герои сказок. Викторина. |
|
18 |
3 |
По страницам сказок Х.К. Андерсена. |
|
19 |
2 |
Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок». |
|
Книги о детях (10 ч) |
|||
20 |
1 |
Книги о детях. Выставка книг. Герои книг В. Осеевой. |
|
21 |
2 |
Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. |
|
22 |
3 |
Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы. |
|
23 |
2 |
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. |
|
24 |
2 |
Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. |
|
Старые добрые сказки (5 ч) |
|||
25 |
1 |
Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. |
|
26 |
2 |
Народные сказки на страницах детских журналов. |
|
27 |
2 |
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами. Русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка». |
|
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (4 ч) |
|||
28 |
2 |
Книги о семье. Жанры произведений о семье. |
|
29 |
2 |
Книги о маме, о детях. |
|
Защитникам Отечества посвящается (4 ч) |
|||
30 |
2 |
Книги о защитниках Отечества. Выставка книг. |
|
31 |
2 |
Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». |
|
По страницам любимых книг (3 ч) |
|||
33 |
1 |
По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. |
|
34 |
2 |
Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». |