Календарно-тематический план работы школьного кружка «Эврика» (7-8 классы)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Карымское"
|
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол № 1 «__»________2016г. |
Согласовано ___________ Зам.директора по УВР Иванченко В.В. «01» сентября 2016г. |
Утверждаю: директор школы _______Шайдулина О.А. Приказ № 84 «01» сентября 2016 г. |
Календарно-тематический план
работы школьного кружка
«Эврика»
для учащихся 7- 8 классов
на 2016 - 2017 учебный год.
Составители программы: Забелина М. В.
I. Пояснительная записка.
Давно известно, что усвоение знаний основывается на непосредственных ощущениях, восприятиях, и преставлениях человека, получаемых при его контакте с предметами и явлениями. При обучении физике такой контакт устанавливается при проведении экспериментов, физических измерений, научных исследованиях, при работе с приборами. Однако неудовлетворительная постановка учебного эксперимента в школе подтолкнула меня к созданию кружка «Эврика».
Курс школьного кружка «Эврика» будет полезен не только ученикам увлеченными физикой, но и тем, кто предполагает выбрать профессию, связанную с экспериментальными работами, практическими применениями разнообразных измерительных приборов и устройств, инженерными проектами. Очевидно, что без измерения физических величин нет и физики. Однако основная задача работы кружка заключается не только в том, чтобы научить школьников пользоваться измерительными приборами, но и показать, как можно самостоятельно планировать и проводить эксперимент, обрабатывать и анализировать результаты исследований, соблюдая при этом правила техники безопасности. К сожалению, научить школьника проведению самостоятельных физических исследований возможно только на лабораторных работах. Но в этом случае появляются определенные проблемы. Во-первых, количество часов на проведение экспериментальных работ ограничено. Во-вторых, на таких уроках учащиеся работают совместно, и лидер группы берет все выполнение задания на себя. В - третьих, все лабораторные работы содержат инструкции, алгоритмы действий и тем самым лишают ученика возможности размышлять, искать, творить. Он не задумывается о том, почему и зачем он выполняет то или иное действие. Такая методика снижает интерес учащегося к физике, лишает их инициативы и полного понимания своих действий. Желание понять, разобраться в сущности явлений, в устройстве вещей которые нас окружают – вот то, что необходимо для развития исследовательских способностей ученика. Поэтому, данный факультативный курс предполагает не только повысить уровень экспериментальной подготовки учащихся по физике, но и подтолкнет ученика к самообразованию. Он станет читать, думать, наблюдать, изобретать. Он научится ставить вопросы, избегать поверхностных суждений, проверять каждый вариант гипотезы – ему будет интересно жить. В итоге все это будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения и воспитании.
Нормативно-правовая и документальная основа.
Авторская рабочая программа кружка «Эврика» составлена на основании нормативных документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
3.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г. №30-51-433/16)
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
5.СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., 03.03.2011г. рег.№19993;
6.Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
II. Планируемый результат. УУД.
Личностные:
1. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2.целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные:
1.умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
2.умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
3.умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;
4.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные:
1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
2.умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
3.умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
4.умение переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовую, и наоборот; строить схему, алгоритм действия.
Коммуникативные:
1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
3.корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
4.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
5.умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
III. Особенности построения курса.
Содержание курса построено по принципу от простого к сложному и связано с содержанием школьного курса физики. Ученики пройдут путь от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Сначала простые опыты и физические эксперименты, а затем задания исследовательского и конструкторского характера. Учащиеся познакомятся с такими видами деятельности, которые занимают ведущее место во многих инженерных и технических профессиях, связанных с практическими применениями физики. Ученики поймут, стоит ли им продолжать углубленно заниматься физикой или изменить свой выбор и испытать свои способности на каком-то другом направлении. Основными видами деятельности ученика на занятиях являются работы в физической лаборатории и выполнение простых экспериментальных заданий. Большая часть практических работ выполняются на стандартном физическом оборудовании, некоторые работы предполагают использование бытовых приборов и других средств. Кружок могут посещать ученики 7-8 классов. Программа кружка состоит из 7 модулей и рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
IV. Цели и задачи курса.
Цель курса. Создать содержательные и организационные условия для обучающихся с целью удовлетворения индивидуального интереса к изучению практических приложений физики и приобретению опыта самостоятельного планирования и проведения эксперимента.
Задачи.
|
№ п/п |
Содержание |
|
1. |
Расширить физические, технические и технологические знания необходимые для повседневной трудовой практики. |
|
2. |
Формирование у школьников экспериментальных умений и навыков работы с приборами (термометр, мензурка, ареометр, линейка и т.д.). |
|
3. |
Способствовать осознанию учениками физических явлений и законов, лежащими в основе действия технических устройств. |
|
4. |
Формирование умений производить самостоятельные измерения физических величин характеризующих определенный объект. |
|
5. |
Выполнение на основе измерений расчетов необходимых параметров физического объекта. |
|
7. |
Развитие познавательного интереса учащихся к предмету. |
|
8. |
Способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, аккуратность, терпение, трудолюбие. |
|
9. |
Формирование элементов технического мышления при изучении бытовой технике. |
V. Структура содержания.
|
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
|
Модуль № 1 |
Введение. |
1 час |
|
Модуль № 2 |
Знакомство с приборами. |
7 часа |
|
Модуль № 3 |
Физические параметры человека. |
4 часов |
|
Модуль № 4 |
Физические измерения в повседневной жизни. |
9 часов |
|
Модуль № 5 |
Физика в моей жизни. |
8 часов |
|
Модуль № 6 |
Я - конструктор. |
4 часа |
|
Модуль № 7 |
Итоговое занятие. |
1 час |
VI. Учебная деятельность.
|
№ п/п. Примерные сроки проведения. |
Тема занятия. |
Тип занятия. Вид деятельности. |
Задачи занятия. |
|
Введение. |
|||
|
1. сентябрь |
Введение. |
Разработка правил и обязанностей членов кружка. Утверждение устава. Инструктаж. |
№ 1,7,8 |
|
Знакомство с приборами. |
|||
|
2. сентябрь |
Что я умею? (Из личного опыта учеников). |
Обмен информацией «За круглым столом». |
№ 1,7,9 |
|
3. сентябрь |
Приборы – основное оружие физика. |
Практическая работа. |
№ 1,7 |
|
4. сентябрь |
Безопасность эксперимента. |
Лекция.Практическая работа. «Правила работы с приборами». |
№1,2,5 |
|
5. октябрь |
Цена деления прибора. Погрешность измерения. |
Практическая работа «Определение цены деления прибора». |
№2,4,5 |
|
6. октябрь |
Методы измерение физических величин. |
Практическая работа |
№2,7,8 |
|
7. сентябрь |
Решение экспериментальных задач. |
Решение задач. |
№3,4,5 |
|
8. октябрь |
Обобщающее занятие. |
Игра. |
№5,7,8 |
|
Физические параметры человека. |
|||
|
9. ноябрь |
Изучение человека как физического объекта. |
Семинар. |
№1, 4, 5,7 |
|
10. ноябрь |
Измерение физических параметров человека. (Температура, скорость, длина, масса, объем, давление и т.д.) |
Практическая работа. |
№1, 4,5 |
|
11.ноябрь |
Обработка полученных результатов измерений и наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№5, 7 |
|
12. ноябрь |
Защита проектов. |
Конференция |
№ 1,7,8 |
|
Бытовые приборы и предметы. |
|||
|
13. декабрь |
Бытовые измерительные приборы. |
Практическая работа «Изучение бытовых приборов». |
№1,2,3 |
|
14-15. декабрь |
Применение бытовых предметов. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров кухонной посуды». |
№1,2,3,5 |
|
16-17. январь |
Применение бытовых предметов. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров ручного инструмента». |
№1,2,3,5 |
|
18-19. январь |
Изучение физических характеристик пищевых продуктов. |
Практическая работа «Изучение физических характеристик пищевых продуктов». |
№1, 2, 3,5 |
|
20. февраль |
Обработка полученных результатов измерений и наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№1,7,8 |
|
21. февраль |
Защита проектов. |
Конференция |
№1,7,8 |
|
Физика в моей жизни. |
|||
|
22-23. февраль |
Моя любимая игрушка. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров детской игрушки» |
№1,2,3,5 |
|
24-25. март |
Физика и спорт. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров спортивного инвентаря». |
№1,2,3,4 |
|
26-27. март |
Физика и транспорт. |
Практическая работа «Изучение физических и технических параметров транспортных средств». |
№1,2,3,7,4 |
|
28. апрель |
Обработка полученных результатов измерений и наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№1,7 |
|
29. апрель |
Защита проектов. |
Конференция |
№7,10 |
|
Я - конструктор. |
|||
|
30 – 31. апрель-май |
Конструирование приборов и приспособлений. |
Конструирование приборов и приспособлений. |
№1,2,9 |
|
32. май |
Подготовка отчетов и сообщений. |
Работа в компьютерном классе. |
№5,7,9 |
|
33. май |
Защита и демонстрация проектов. |
Урок – аукцион. |
№7,8,9 |
|
Итоговое. |
|||
|
34. май |
Итоговое заседание. |
Подведение итогов работы кружка. |
№7, 8 |
VII. Система контроля и оценки.
Как осуществляется система контроля и оценки результатов обучения учащихся? За работу на каждом занятии школьникам выставляется оценочный рейтинг – это оценка, которую обучающие получают за свою деятельность на каждом занятии. Она определяется суммой всех баллов, которые получают учащиеся за каждое выполненное задание на занятии.
Критерии оценки деятельности школьников.
|
Виды деятельности |
Критерии оценки деятельности |
Максимальный балл |
||
|
Полнота и качество ответов |
Оригинальность |
Соответствие условию задания |
||
|
Выполнение задания, решение задач |
5 |
5 |
5 |
15 |
|
Выступление, проект |
Творческий подход к выполнению |
Качество |
Глубина осмысления полученных результатов |
|
|
10 |
10 |
10 |
30 |
|
|
Проведение эксперимента |
Соблюдение техники безопасности и правил использования приборов |
Полнота и качество |
Глубина осмысления полученных результатов |
|
|
5 |
10 |
10 |
25 |
|
|
Выполнение проекта, конструкторского задания |
Оригинальность и мировоззренческая глубина |
Полнота и качество ответов |
Степень соответствия условию задания |
|
|
10 |
10 |
5 |
25 |
|
VIII. Необходимое оборудование и материалы для занятий.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование, справочники, бытовые приборы, продукты питания, игрушки.
Литература:
1. В.Ф. Шилов Домашние экспериментальные задания по физике 7-9 класс./М.: Школьная пресса,2003.- 64с.
2. Энциклопедия для детей. Т. 16. Физика. Часть 1./ Главный редактор М.Д. Ак
Сидорова Зоя Григорьевна