План работы по самообразованию «Дети-волонтёры как средство эффективной социализации дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Радуга»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на тему:
«Дети – волонтеры» как средство
эффективной социализации
дошкольников.»
Составила воспитатель
подготовительной группы
И.М.Минаева
г.Петровск
2020 г.
Технология «Дети – волонтеры» как средство
эффективной социализации дошкольников
«А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком...» Д.С. Лихачев [5, 3]
Актуальность
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
Технология эффективной социализации «Дети- волонтеры», предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников млад-шим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, где в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворе-ния.
Цель технологии «Дети волонтёры»:
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети волонтёры» следующие:
- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;
- Создание такой ситуации развития, при которой происходит передача опы-та (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
- Формирование у дошкольников милосердия, инициативы.
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет, родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
Тип проекта: творческий
Продолжительность: долгосрочный - 1 год (октябрь - май)
Формы и методы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Тематическая, музыкальная, интегрированная, образовательная деятельность; праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины; игры-драматизации, театрализованные игры.
Формы работы с родителями:
Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.
Методы работы с детьми:
Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, организация выставок, презентации по теме проекта;
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ; совместные спортивные мероприятия; слушание музыкальных произведений по теме проекта;
Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.
Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; диагностирование (педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова)).
Ожидаемые результаты:
- Участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- Они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и обеспечиваются способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Эта технология помогает детям не только в накоплении социального опыта, но и усиливает желание малышей не пропускать ни одного увлекательного дня в детском саду.
Примерное планирование волонтерского движения по месяцам:
Сентябрь.
- Изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование
организации культурной практики в группе.
- Прослушать авторский вебинар Н.П. Гришаевой «Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе»
Октябрь
- Беседы с детьми :«Кто такие волонтеры?»
«Возможно ли стать волонтерами?»
«Чему мы можем научить малышей?»
Цель: Создать условия ознакомления детей о том, что детский сад – это дружная семья, взрослые заботятся о детях, а старшие воспитанники - о малышах.
Изготовление флага и герба команды волонтеров .
Привлечение родителей к разработке флага и герба команды волонтеров».
- Практика: Акция: «День добрых дел». Поможем убрать игрушки малышам.
Цель: Создать условия для развития самостоятельности и ответственности детей.
Развивать умение и желание малышей убирать игрушки на место после игры, в группе и на игровом участке.
- Консультация на тему «Личностный подход к формированию саморегуляции у дошкольников»
- Неделя «Наши игры и игрушки» - акция «Игрушки для малышей»
Ноябрь
- Оказание помощи малышам в одевании на прогулку и раздевании после нее;
- Помощь детям ясельной группы в умывании ;
- Создадим сказку. Изготовление атрибутов для настольного театра «Колобок», «Маша и медведь».
Цель: Создать условия для интереса детей к русским народным сказкам на собственном примере
- Акция : Драматизация сказки «Теремок»
- Рекомендации родителям по подбору художественных произведений для чтения в кругу семьи.
Декабрь
- Конструирование на тему «Терем Деда Мороза».
- Изготовление подарков для малышей – вырезание снежинок;
- Чтение стихов к Новогоднему празднику
Январь.
- Игры-забавы
Создать условия для развития навыков доброжелательного взаимодействия между детьми.
- Акция: Неделя «Зимние забавы» – подвижные игры с детьми младших групп на прогулках, «Колядки»
- Концерт «Зимушка хрустальная»
«Неделя добрых дел» - оказание помощи малышам в трудности в одевании и раздевании
Февраль – Март.
- Неделя «В здоровом теле здоровый дух» – проведение зарядки с детьми средней группы
- Мастер - класс «Поздравительная открытка для папы, мамы»
- Провести пальчиковые игры с детьми младшей группы
- Акция «Рисуем вместе с малышами»
- Разучивание п/и «Солнышко и дождик», Зайка серенький сидит»
Апрель »
- Неделя «Сказка, ты в гости к нам пришла» – акция: театрализация сказки «Репка» для детей 1 и 2 младших групп.
- Неделя «Космос» – рассказать детям средней группы о космосе (презентация)
- Оказание помощи в организации игр с детьми младших групп
Цель: Создать условия для развития, формирования игровой деятельности и передачи игрового опыта в естественных условиях.
Май
- Разрешим конфликты
Цель: Создать условия для осознания великой силы добра. Развить коммуникативные навыки детей. позволяющие решать конфликтные ситуации со сверстниками.
- Показ мультипликационных фильмов «Дюймовочка», «Волшебное кольцо», «Мальчик с пальчик».
Литература
1. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
2. Гришаева Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда. 2004.7 июня.
3.Дошкольный мир: социальный проект. Гришаева Н. П. // Учительская газета.. 1988. 30 июня
4. Клешина С.А. Орехова В.И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада// Журнал Детский сад: теория и практика. 2013 №5 с.98-99
5. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н.П.Гришаева. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 184 с. - (Тропинки).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32с.
7. Филипович И.В. Правила успешного общения с ребенком раннего возраста // Ежеквартальный научно-практический журнал «Психолог в детском саду». 2009. Июль-сентябрь.с.75
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер
10. http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=147913&lfrom=236997940 «Письма о добром»: Азбука, АзбукаАттикус; СПб.:; 2013 ISBN 9785389058774