Статья «Игра как средство социализации дошкольников»
Игра как средство социализации дошкольников
Социально-коммуникативное развитие является одной из пяти образовательных областей – направлений развития детей дошкольного возраста в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Содержание данной области направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Кроме того, в стандарте даны целевые ориентиры, где сказано, что на этапе завершения дошкольного детства «ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты».
Для того, чтобы к концу дошкольного детства сформировались эти качества ребенка, мы обязаны создавать такие условия для развития ребёнка, которые открывают возможность для его позитивной социализации, его личностного развития.
Поэтому образовательное пространство должно обеспечивать эмоциональное благополучие детей, а задача взрослого – создать позитивные, доброжелательные отношения между детьми и развитие коммуникативных способностей.
Содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он воспринимает окружающий его социальный мир совсем по-другому, нежели его видят и понимают взрослые. Потому как у детей еще недостаточно жизненного опыта, да и в силу особенностей развития, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
Игра социальна по своему происхождению, игрой считается деятельность, в которой моделируются социальные отношения. Игровая деятельность – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
Дошкольное детство, пожалуй, самый важный период в развитии ребенка, когда дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у них формируется определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры - сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними.
Ценность ее как средства и действенного метода воспитания состоит в том, что эта деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы «взрослого» общества.
Сюжетно-ролевая игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований:
- действие в воображаемом плане (развитие символической функции, наличие воображаемой ситуации, формирование плана представлений);
- умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение;
- формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми (согласование действий).
Сюжетно-ролевая игра играет важную роль в становлении личностных качеств, так как именно в ней у ребенка происходит взаимодействие со сверстниками. В игре ребенок не копирует жизнь, а подражает тому, что видит, комбинируя свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. «Входя в роль», он искренне переживает изображаемые события, постепенно происходит обогащение содержания игры.
Игровая деятельность выступает первым важнейшим компонентом механизма становления социального опыта и соответствует определенным условиям:
- воспроизводство жизненных ситуаций с опорой на впечатления повседневной жизни;
- поддержка личной заинтересованности ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;
- предоставление ребенку выбора активных действий, связанных с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, самоконтролем и оценкой.
Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли; мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам.
Игра ребенка богата разными эмоциями, даже такими, которые в жизни пока не доступны, его чувства всегда искренни. С усложнением игры, игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.
Вот пример некоторых сюжетно-ролевых игр, при помощи которых решаются некоторые задачи социализации.
Задачи | Наименование сюжетно-ролевых игр |
1. Формировать положительное отношение к членам семьи. 2. Закрепление навыков конструктивного поведения в разных ситуациях, деятельности. 3. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых – ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь. | 1. «Дом»: Игровые ситуации: «Готовимся к празднику», «День рождения», «Семейный обед». 2. «Дочки-матери» 3. «На балу у Золушки», 4. «В гостях у бабушки» |
1. Развитие коммуникативных навыков. 2. Расширение представлений детей о содержании трудовых действий взрослых. | 1. «Детский сад», 2. «Поликлиника», 3. «Ветеринарная клиника», 4. «Магазин», 5. «Салон красоты», 6. «Магазин» |
1. Развитие интереса к миру взрослых, осознание своего места в мире взрослых. 2. Воспитание уважительного отношения к труду. | 1. «Строительство»; 2.Игры на военные темы (Пограничники, Солдаты на учениях), 3 «Почта», 4. «Столовая», 5. «В самолете» |
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, а потому проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества не теряет своей актуальности.
Список литературы
Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2004, - 192с.
Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004, - 67с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)