План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии (в том числе с учащимися 7 и 8 вида обучения) на учебный год

4
2
Материал опубликован 6 August 2019

                                                                                         «Утверждаю»

Директор БОУ СОШ №1

                                                                                                  МО Динской район

____________________

                                                                                           Л.П. Булатова






План работы

со слабоуспевающими учащимися по биологии

(в том числе с учащимися 7 и 8 вида обучения)

на 2018 – 2019 учебный год

учителя биологии

Блаженко Светланы Александровны



Цели программы: выполнение Закона об образовании. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи программы: выполнение целей и задач по реализации программы по ФГОС. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников. Реализация разноуровнего обучения. Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности.

Комплекс мер по совершенствованию учебно - воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:

1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

– в средних классах сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
– в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.

2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания их профилактика и устранение.

3. Постоянное ознакомление с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе.
Основополагающие направления  и виды деятельности:

- Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке.

- Методы и формы работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время.

- Воспитательная работа со слабоуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

- Организация работы с родителями слабоуспевающих учащихся.

Повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: совершенствование методики проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся и умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе. Вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.

Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.

План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии

на 2018 – 2019 учебный год.

п/п

Мероприятия

Сроки

Форма выхода

Ответственные

Отметка о выполнении

Работа со слабоуспевающими учащимися

1

Составление банка данных на учащихся 5 - 9 классов, которые имеют отметку «2» по диагностическим, административным контрольным работам и т.п.

В течение года

Банк данных

Учитель - предметник


2

Диагностика слабоуспевающего учащегося (отслеживание достижений учащихся и выявление пробелов в знаниях). Ведение диагностических карт.

Октябрь Апрель

Диагностические карты, карточки

Учитель - предметник


3

Отработка неусвоенных тем на уроках, дополнительных занятиях, индивидуальных консультациях

В течение года

График консультаций дополнительных занятий

Учитель - предметник


4

Мониторинг посещения консультаций по биологии

После каждой консультации

Мониторинг посещаемости

Учитель - предметник


5

Беседы с учащимися, имеющими неудовлетворительные отметки по итогам четверти

(Первая и последняя недели четверти)

Журнал фиксации бесед

Учитель – предметник, Зам. директора по УВР


6

Проведение мониторинга посещаемости учащимися занятий в школе

В течение года

Результаты мониторинга

Зам. директора по УВР, классные руководители


7

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью выявления в знаниях учеников пробелов.

Сентябрь


Анализ контрольного среза

Учитель – предметник


8

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком.

В течение года

Анализ причин отставания слабоуспевающих

Учитель – предметник


9

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года

Анализ контроля знаний

Учитель – предметник


10

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

Карточки, индивидуальные задания

Учитель – предметник


11

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

План урока

Учитель – предметник


12

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

Дневник, журнал, «Сетевой город»

Учитель – предметник


13

Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

Мониторинг успеваемости

Учитель – предметник


14

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.

В течение учебного года

Индивидуальная карта слабоуспевающего

Учитель – предметник


15

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся.

В течение учебного года

План работы индивидуальных занятий

Учитель – предметник


16

Вовлекать слабоуспевающих учащихся в организацию проведение внеклассных мероприятий по предмету.

В течение года

Мониторинг участия во внеклассных мероприятиях

Учитель – предметник


17

Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, методических советах).

В течение учебного года

Выступление, обмен опытом

Учитель – предметник


18

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости

План работы

Учитель – предметник


19

Анализ итогов контрольных, самостоятельных, тестовых работ.

После написания работы

Анализ работ

Учитель – предметник


20

Организация повторения на каждом уроке (в выпускном классе)

Январь – май

Конспект урока

Учитель – предметник


21

Использование на уроках заданий, карточек, тестов (разного уровня)

Постоянно

Карточки, тесты, творческие задания и т.п.

Учитель – предметник


22

Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащихся.

Постоянно

Отчет

Учитель – предметник


23

Ежемесячный отчет по работе со слабоуспевающими перед администрацией школы

До 28 числа каждого месяца

Отчет

Учитель – предметник


Работа с родителями

1

Беседы с родителями учащихся,

имеющих неудовлетворительные отметки по итогам четверти.

(первая и последняя недели четверти)

Лист ознакомления

Учитель – предметник, Зам. директора по УВР


2

Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих учащихся, ознакомление под роспись с неудовлетворительными отметками по предмету.

В течение

учебного

года

Ведомость ознакомления родителей с неудовлетворительными отметками


Учитель – предметник.Зам. директора по УВР


3

Подготовка информационных стендов в кабинете по подготовке ГИА-9

В течение

учебного года

Информационные стенды

Учитель – предметник, Зам. директора по УВР


4

Индивидуальные беседы с родителями. Ознакомление родителей с индивидуальными учебными маршрутами обучающихся.

В течение

учебного года

Тетрадь консультаций

Классный руководитель, социальный педагог, психолог



Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися

Урочная деятельность:

1. Создание микроклимата в классе.
2. Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Стимулирование оценкой похвалой.

Вид работы:

1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах, парах.
3. Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6. Дидактические игры.

Внеурочная деятельность:

Индивидуально - личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Вид работы:

1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки - инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.

Воспитательная работа:

Индивидуально - личностный подход, создание комфортной среды.

Вид работы:

1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.

Работа с родителями:

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Вид работы:

1. Тематические родительские собрания.
2. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
3. Совет профилактики.

«Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися (СУ)»

Этапы урока.

1. Контроль за подготовленностью учащихся:

    создается атмосфера доброжелательности;

    создается ситуация поддержки и успеха;

    темп опроса соответствует индивидуальным особенностям слабоуспевающего учащегося;

    концентрируется внимание на главном;

    обращается внимание на типичные ошибки;

    разрешается перед ответом у доски пользоваться пособиями;

    дается план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома;

    используются алгоритмы, памятки, другие виды оперативной помощи.

2. Изложение нового материала:

    доступность темпа изложения нового материала;

    акцентирование внимания на главных моментах новой темы;

    постоянное обращение к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

    привлечение их в качестве помощников при подготовке опы­тов, приборов, наглядных посо­бий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;

    учитель использует ТСО, наглядность, сравнение, интеграцию с другими предметами;

    учитель привлекает СУ уч-ся к высказыванию предложений, выводов и обобщений по сути объясняемой проблемы, высказанной сильным учащимся.

3. Самостоятельная работа на уроке:

    педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для ее проявления, для эмоциональной открытости и доверия учащихся;

    педагог различными методами стимулирует познавательную деятельность учащихся;

    при самостоятельной работе педагог учит умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль и самоконтроль;

    указание на ошибки, проверка, исправления осуществляются не посто­янно.

4. Определение домашнего задания:

    объем домашнего задания оптимален;

    учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;

    есть свобода выбора задания;

    для СУ учащихся подбирается индивидуальное задание;

    домашнее задание включает работу над ошибками;

    домашнее задание проверяется различными способами, учитель получает полную информацию о степени усвоения изученного материала.


Ожидаемый результат

1. Освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по биологии.

2. Пробуждение интереса к учению, любознательности.

3. Формирование учебной мотивации.



Учитель биологии ____________________ С.А. Блаженко




9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо. Нужно взять на заметку.

6 August 2019

Спасибо за полезную публикацию! Добавила в свою копилку!

6 August 2019