План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии (в том числе с учащимися 7 и 8 вида обучения) на учебный год
«Утверждаю»
Директор БОУ СОШ №1
МО Динской район
____________________
Л.П. Булатова
План работы
со слабоуспевающими учащимися по биологии
(в том числе с учащимися 7 и 8 вида обучения)
на 2018 – 2019 учебный год
учителя биологии
Блаженко Светланы Александровны
Цели программы: выполнение Закона об образовании. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи программы: выполнение целей и задач по реализации программы по ФГОС. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников. Реализация разноуровнего обучения. Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности.
Комплекс мер по совершенствованию учебно - воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
– в средних классах сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению;
– особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников;
– в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения;
– на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания их профилактика и устранение.
3. Постоянное ознакомление с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе.
Основополагающие направления и виды деятельности:
- Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке.
- Методы и формы работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время.
- Воспитательная работа со слабоуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
- Организация работы с родителями слабоуспевающих учащихся.
Повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: совершенствование методики проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся и умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе. Вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии
на 2018 – 2019 учебный год.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Форма выхода | Ответственные | Отметка о выполнении |
Работа со слабоуспевающими учащимися | |||||
1 | Составление банка данных на учащихся 5 - 9 классов, которые имеют отметку «2» по диагностическим, административным контрольным работам и т.п. | В течение года | Банк данных | Учитель - предметник | |
2 | Диагностика слабоуспевающего учащегося (отслеживание достижений учащихся и выявление пробелов в знаниях). Ведение диагностических карт. | Октябрь Апрель | Диагностические карты, карточки | Учитель - предметник | |
3 | Отработка неусвоенных тем на уроках, дополнительных занятиях, индивидуальных консультациях | В течение года | График консультаций дополнительных занятий | Учитель - предметник | |
4 | Мониторинг посещения консультаций по биологии | После каждой консультации | Мониторинг посещаемости | Учитель - предметник | |
5 | Беседы с учащимися, имеющими неудовлетворительные отметки по итогам четверти | (Первая и последняя недели четверти) | Журнал фиксации бесед | Учитель – предметник, Зам. директора по УВР | |
6 | Проведение мониторинга посещаемости учащимися занятий в школе | В течение года | Результаты мониторинга | Зам. директора по УВР, классные руководители | |
7 | Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью выявления в знаниях учеников пробелов. | Сентябрь
| Анализ контрольного среза | Учитель – предметник | |
8 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и в ходе беседы с самим ребенком. | В течение года | Анализ причин отставания слабоуспевающих | Учитель – предметник | |
9 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года | Анализ контроля знаний | Учитель – предметник | |
10 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. | В течение учебного года. | Карточки, индивидуальные задания | Учитель – предметник | |
11 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года. | План урока | Учитель – предметник | |
12 | Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года. | Дневник, журнал, «Сетевой город» | Учитель – предметник | |
13 | Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | В течение учебного года. | Мониторинг успеваемости | Учитель – предметник | |
14 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года | Индивидуальная карта слабоуспевающего | Учитель – предметник | |
15 | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся. | В течение учебного года | План работы индивидуальных занятий | Учитель – предметник | |
16 | Вовлекать слабоуспевающих учащихся в организацию проведение внеклассных мероприятий по предмету. | В течение года | Мониторинг участия во внеклассных мероприятиях | Учитель – предметник | |
17 | Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, методических советах). | В течение учебного года | Выступление, обмен опытом | Учитель – предметник | |
18 | Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Сентябрь, обновлять по мере необходимости | План работы | Учитель – предметник | |
19 | Анализ итогов контрольных, самостоятельных, тестовых работ. | После написания работы | Анализ работ | Учитель – предметник | |
20 | Организация повторения на каждом уроке (в выпускном классе) | Январь – май | Конспект урока | Учитель – предметник | |
21 | Использование на уроках заданий, карточек, тестов (разного уровня) | Постоянно | Карточки, тесты, творческие задания и т.п. | Учитель – предметник | |
22 | Постоянное информирование классного руководителя, администрации школы о результатах обучения учащихся. | Постоянно | Отчет | Учитель – предметник | |
23 | Ежемесячный отчет по работе со слабоуспевающими перед администрацией школы | До 28 числа каждого месяца | Отчет | Учитель – предметник | |
Работа с родителями | |||||
1 | Беседы с родителями учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки по итогам четверти. | (первая и последняя недели четверти) | Лист ознакомления | Учитель – предметник, Зам. директора по УВР | |
2 | Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих учащихся, ознакомление под роспись с неудовлетворительными отметками по предмету. | В течение учебного года | Ведомость ознакомления родителей с неудовлетворительными отметками | Учитель – предметник.Зам. директора по УВР | |
3 | Подготовка информационных стендов в кабинете по подготовке ГИА-9 | В течение учебного года | Информационные стенды | Учитель – предметник, Зам. директора по УВР | |
4 | Индивидуальные беседы с родителями. Ознакомление родителей с индивидуальными учебными маршрутами обучающихся. | В течение учебного года | Тетрадь консультаций | Классный руководитель, социальный педагог, психолог | |
Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися
Урочная деятельность:
1. Создание микроклимата в классе.
2. Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Стимулирование оценкой похвалой.
Вид работы:
1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах, парах.
3. Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6. Дидактические игры.
Внеурочная деятельность:
Индивидуально - личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Вид работы:
1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки - инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.
Воспитательная работа:
Индивидуально - личностный подход, создание комфортной среды.
Вид работы:
1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.
Работа с родителями:
Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних мотивов. Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.
Вид работы:
1. Тематические родительские собрания.
2. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
3. Совет профилактики.
«Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися (СУ)»
Этапы урока.
1. Контроль за подготовленностью учащихся:
создается атмосфера доброжелательности;
создается ситуация поддержки и успеха;
темп опроса соответствует индивидуальным особенностям слабоуспевающего учащегося;
концентрируется внимание на главном;
обращается внимание на типичные ошибки;
разрешается перед ответом у доски пользоваться пособиями;
дается план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома;
используются алгоритмы, памятки, другие виды оперативной помощи.
2. Изложение нового материала:
доступность темпа изложения нового материала;
акцентирование внимания на главных моментах новой темы;
постоянное обращение к СУ уч-ся с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
привлечение их в качестве помощников при подготовке опытов, приборов, наглядных пособий, помогающих уяснить суть объясняемого материала;
учитель использует ТСО, наглядность, сравнение, интеграцию с другими предметами;
учитель привлекает СУ уч-ся к высказыванию предложений, выводов и обобщений по сути объясняемой проблемы, высказанной сильным учащимся.
3. Самостоятельная работа на уроке:
педагог поощряет инициативу учащихся, создает условия для ее проявления, для эмоциональной открытости и доверия учащихся;
педагог различными методами стимулирует познавательную деятельность учащихся;
при самостоятельной работе педагог учит умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль и самоконтроль;
указание на ошибки, проверка, исправления осуществляются не постоянно.
4. Определение домашнего задания:
объем домашнего задания оптимален;
учитель проводит инструктаж о выполнении домашнего задания, предупреждает о возможных ошибках;
есть свобода выбора задания;
для СУ учащихся подбирается индивидуальное задание;
домашнее задание включает работу над ошибками;
домашнее задание проверяется различными способами, учитель получает полную информацию о степени усвоения изученного материала.
Ожидаемый результат
1. Освоение слабоуспевающими учащимися базового уровня программы по биологии.
2. Пробуждение интереса к учению, любознательности.
3. Формирование учебной мотивации.
Учитель биологии ____________________ С.А. Блаженко
9
Голдина Лилия Вильевна
Елена Владимировна