План работы социального педагога
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Средняя школа-интернат г. Сосновки Вятскополянского района»
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № _________
от ____________20___г.
Утверждаю:
Директор школы-интерната
______________Гурченко Н.И.
Приказ № ________________
от _________________20___г.
ПЛАН РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: социальный педагог
Калимуллина А.А.
Сосновка
2023
Пояснительная записка.
В течение последних лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненных проблем ребёнка. Любое государственное учреждение, в стенах которого находятся дети, сталкивается со множеством проблем, количество которых неуклонно возрастает. Можно выделить основные группы проблем:
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье;
- проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, учителей.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся. Получение детьми образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Объектом работы социального педагога в Сосновской школе-интернате является каждый учащийся школы, а также семья в целом. В современных условиях повышается спрос на социальную поддержку и профессиональную помощь со стороны воспитательной службы, в том числе социальных педагогов. Это связано с развитием социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни России, увеличением девиаций, не только положительных, но и отрицательных (наркомания, алкоголизм, преступность), то есть отклонения в поведении, в том числе и среди подростков. Происходит усиление социальной функции государственных учреждений, в частности, школы, в связи с чем возрастает роль социального педагога, призванных изучать данные проблемы и всемерно содействовать их разрешению.
Деятельность социальной службы направлена на создание условий для соблюдения прав и интересов воспитанников школы-интерната, организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, воспитателей и внешних социальных структур для оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в процессах становления и развития их личности, социализации и адаптации к социуму.
Цель работы социальной службы - создание благоприятных условий для успешной социализации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные принципы работы социального педагога:
1. Принцип взаимодействия - сотрудничество со всеми работниками школы, социальными институтами города, района и области по решению проблем ребенка.
2. Принцип индивидуального и личностно-ориентированного подхода, основанного на гуманном отношении к личности, уважении прав учащегося, педагога и создание условий для саморазвития и социализации личности.
3. Принцип позитивного восприятия, толерантности личности, основанного на принятии детей такими, каковы они есть.
4. Принцип конфиденциальности, в основе которого лежит открытость, доверие, сохранение профессиональной тайны.
Задачи социального сопровождения:
1. Содействие полноценному личностному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе.
2. Организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении.
3. Содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах школы-интерната.
4. Предупреждение насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений воспитанников, пропаганда здорового образа жизни.
5. Повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.
В соответствии с задачами выделяются направления деятельности социального педагога:
1. Представление и защита интересов и прав воспитанников школы-интерната в различных инстанциях.
2. Социально-педагогическая диагностика – изучение уровня развития воспитанников, их индивидуальных особенностей, социального положения, склонностей и потенциальных возможностей в процессе воспитания, обучения, профессионального самоопределения, выявление причин отклонений в учебе, развитии, общении, социальной адаптации.
3. Социально-педагогическая поддержка детей, имеющих проблемы в обучении, трудности в общении, социальной адаптации и сопровождение талантливых обучающихся и воспитанников - разработка и реализация комплексных программ социально-педагогической помощи воспитанникам, участие в подготовке воспитанников к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина, профессионала.
4. Осуществление профилактической работы по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних, вредных привычек, асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений и суицидов среди обучающихся, воспитанников, формирование навыков здорового образа жизни.
5. Консультативная деятельность - оказание информационной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации воспитанников школы-интерната.
6. Профориентационная работа – оказание воспитанникам помощи в выборе профессии, устройство выпускников в учебные заведения.
7. Организация внутришкольного и межведомственного взаимодействия разных специалистов в решении актуальных проблем воспитанников школы-интерната.
8. Методическое сопровождение образовательного процесса - изучение и обобщение опыта социально-педагогической и психологической работы, участие в методических объединениях, семинарах, конференциях, разработка материалов для участников образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, воспитанников, проблемам семьи, защиты и охраны детства.
9. Постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната.
В основу годового плана работы социального педагога закладывается содержание именно этих направлений (см. табл. 1-8).
Т
ПРОСВЕЩЕНИЕ
- профориентация
- повышение уровня психологической культуры пед. коллектива и воспитанников;
- методическое обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения.

Представление и защита интересов и прав воспитанников
школы-интерната в различных инстанциях.
№ | Организация | Сроки выполнения | Цель совместной работы |
| Все организации | в течение учебного года | - формирование у учащихся социально-нормативного поведения; - снижение количества правонарушений и корректировка поведения ребенка, имеющего проблемы в развитии; - проведение профилактических бесед; - выявление детей, находящихся в социально-опасном положении; - выявление семей, находящихся в социально-опасном положении; - разработка индивидуальной программы, направленной на социальную реабилитацию несовершеннолетнего, состоящего на учете. |
1. | Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Вятские Поляны Кировской области | в течение учебного года | - организация работы по разрешению проблем социального характера среди несовершеннолетних «группы риска» и членов их семей; - оказание реальной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; - установление контакта с городскими и областными учреждениями социально-воспитательного характера. |
2. | Подразделение по делам несовершеннолетних г. Сосновка | в течение учебного года | - повседневный и непрерывный контроль за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на "срывы" и поощрение позитивных сдвигов; |
3. | КОГАУСО «Межрайонный комплексный центр социального обслуживания населения» г. Сосновка | в течение учебного года | - создание стабильных позитивных изменений в жизнедеятельности обучающегося и его семьи; - создание оптимальных условий их существования; - оказание социальной помощи и дополнительной государственной поддержки. |
| Учреждения дополнительного образования | ||
4. | МКОУ ДО «Сосновская школа искусств» Вятскополянского района Кировской области | в течение учебного года | - развитие способностей и возможностей ребенка, в том числе детей, состоящих на внутришкольном учете и на учете в КДН и ЗП, с целью их реабилитации и адаптации; - организация мероприятий по реализации дополнительного образования среди учащихся школ района; - оказание помощи в проведении досуговых и иных мероприятий системы дополнительного образования. |
5. | МКОУ ДО Центр развития «Поколение» | ||
6. | МКОУ ДОД ДЮСШ г. Сосновка | ||
7. | МБУ СШ «Витязь» | ||
8. | МКУК «Вятскополянская районная централизованная библиотечная система» | ||
| Иные организации | ||
9. | КОГПОАУ Сосновский судостроительный техникум | в течение года | - создание условий для успешной социальной адаптации несовершеннолетнего и профессиональной подготовки выпускников школы-интерната; - устройство выпускников на учебу, постинтернатное сопровождение. |
10. | Нотариусы г. Вятские Поляны | в течение года | - оформление наследства, переоформление наследственного имущества. |
11. | Пенсионный фонд г. Вятские Поляны | в течение года | - назначение пенсии воспитанникам, контроль за выплатой пенсии. |
12. | КОГБУЗ «Вятскополянская центральная районная больница» | в течение года | - предупреждение и решение социальных проблем, требующих медицинского вмешательства; - обследование, наблюдение или лечение в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ |
13. | Отдел опеки и попечительства Управления образования по Кировской области | в течение года | - осуществление совместных действий по защите прав ребенка и его дальнейшего жизнеустройства; - взаимное информирование о семьях и детях, нуждающихся в педагогической и социальной помощи. |
14. | ПАО Сбербанк | в течение года | - открытие лицевых счетов, проверка поступлений средств, переоформление счетов на более выгодных условиях. |
15. | Федеральный суд, мировой суд | в течение года | - участие в судебных заседаниях в качестве истца, законного представителя несовершеннолетних |
16. | Управление федеральной службы судебных приставов по Кировской области | в течение года | - выплата алиментов родителями на содержание детей |
17. | Управление по вопросам миграции УМВД России г. Вятские Поляны | в течение года | - обеспечение воспитанников необходимыми документами (оформление гражданства, паспорт), временная регистрация по месту пребывания |
Таблица 2
Социально – педагогическая диагностика
№ | Направления работы | Сроки выполнения | Предполагаемые результаты |
1. | Диагностика уровня актуального развития вновь прибывших воспитанников и эмоционально-волевой сферы вновь прибывших детей | в течение учебного года | - определение приоритетных направлений психологической работы с воспитанниками в рамках ИПР |
2. | Диагностика в рамках школьного психолого-педагогического консилиума | в течение года | - заключения и характеристики воспитанников; - определение приоритетных направлений работы с вновь и с детьми с трудностями в обучении; - направления на центральную ПМПК; |
3. | Диагностика уровня приспособленности выпускников 9, 11 классов в рамках реализации общешкольной программы «Мой дом» | в течение года | - оценка результативности воспитательной работы с детьми; - оценка эффективности общешкольной программы семейного воспитания «Мой дом» |
4. | Диагностические срезы по запросу администрации, воспитателей, учителей | в течение года | - заключения, отчеты, рекомендации |
Таблица 3
Социально-педагогическая поддержка воспитанников
№ п/п | Учащиеся | Сроки выполнения | Планируемая работа |
1. | Несовершеннолетние, состоящие на учете в КДН и ЗП | в течение года | - контроль за посещаемостью уроков, выявление проблем в учебной деятельности и оказание педагогической помощи; - вовлечение обучающихся во внеурочную кружковую, общественно полезную деятельность, спортивных соревнованиях; - разработка индивидуального плана социальной адаптации, реализация данных мероприятий; - участие в Совете профилактики, освещение и решение вопросов по мере их появления; - проведение профилактических бесед, встреч с работниками различных учреждений по проблемам правонарушений, наркомании и алкоголизма. |
2. | Все учащиеся | В течение года | - изучение социальной ситуации в масштабах школы-интерната; - выявление позитивных и негативных влияний в окружении детей; - создание благоприятной среды в школе-интернате; - оказание социальной и правовой помощи воспитанникам; - решение личностных проблем воспитанников; - установлении широких контактов воспитанников с социальным окружением. |
Таблица 4
Профилактическая деятельность
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки выполнения | Предполагаемые результаты |
Беседы с учащимися на классных часах по ЗОЖ | в течение года | - формирование у учащихся здорового образа жизни; -формирование у воспитанников ценностного отношения к своему здоровью; - стимулирование положительных поступков, изменений у учащихся; - появление у подростков устойчивых интересов; - появление положительной динамики изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД; -уменьшение количества детей «группы риска»; - уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»; | |
Привлечение воспитанников к волонтерской деятельности | в течение года | ||
Беседы с учащимися по профилактике асоциальных явлений. | в течение года | ||
Межведомственное взаимодействие – встречи и беседы: - с представителем здравоохранения; - с представителем ОП «Сосновское» - с представителями КДН и ЗП; - с представителями ПФР России и др. | в течение года (по согласованию) | ||
Просмотр с учащимися фильмов о вреде курения, алкоголя. | в течение года | ||
Беседы на классных часах по пожарной безопасности; | в течение года | ||
Заседание школьного Совета профилактики на тему: «Анализ успеваемости детей состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН» | по плану заседаний | ||
Участие в неделе правовых знаний: - проведение правовых игр с учащимися | ноябрь | ||
Проведение бесед по профилактике употребления ПАВ | в течение года | ||
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года | в течение года | ||
Вовлечение "трудных" учащихся в работу кружков, клубов и секций дополнительного образования | в течение года | ||
Участие в акции "За здоровый образ жизни" | по плану мероприятий |
Таблица 5
Формы профориентационной работы
№ п/п | Форма работы | Краткое описание |
1. | Профпросвещение | Начальная профессиональная подготовка учащихся осуществляется через уроки технологии, классные часы по профориентации, экскурсии, встречи с людьми интересных профессий |
2. | Профинформация | Система мер по ознакомлению учащихся: -с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда; -с характером работы по основным профессиям и специальностям. |
3. | Профконсультация | Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии. |
Таблица 6
Мероприятия профориентационной деятельности
№ п/п | Мероприятия | Участники | Сроки проведения |
1. | Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов | Все учащиеся | Сентябрь-октябрь |
3. | Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов | Выпускники | сентябрь |
4. | Осуществление взаимодействия с ЦЗН, учреждениями профессионального образования | Учащиеся 9-11 классов | Март-август |
5. | Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях | Учащиеся 8-11 классов | В течение года |
5.1 | Классный час «В поисках будущей профессии» | Учащиеся 9 класса | декабрь |
5.2 | Круглый стол «Ошибки при выборе профессии» | Учащиеся 9-11 классов | январь |
5.3 | Профориентационная игра «Угадай профессию» | Учащиеся 8 класса | февраль |
5.4 | Диагностика по методике «Дифференциально – диагностический опросник» (Е.А.Климов). | Учащиеся 10-11 классов | март |
5.5 | Классный час «Учет общих и специальных способностей при выборе профессии» | Учащиеся 11 класса | март |
5.6 | Диагностика «Личность и профессия» (методика Дж. Холланд, модификация Г.В. Резапкина) | Учащиеся 10 класса | апрель |
5.7 | Диагностика по методике «Тип мышления». (методика в модификации Г. Резапкиной) | Учащиеся 11 класса | апрель |
5.8 | Классный час «Профессии с большой перспективой» | Учащиеся 9 класса | май |
6. | Организация экскурсий на предприятия | Учащиеся 8-11 классов | В течение года (по согласованию) |
7. | Организация и проведение встреч с представителями различных профессий. | Все учащиеся | В течение года |
8. | Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования | Учащиеся 9-11 классов | Март – май (в соответствии с графиком данных учреждений |
Таблица 7
Консультативная деятельность
№ п/п | Направления работы | Сроки выполнения | Предполагаемый результат |
1. | Консультирование учащихся по различным вопросам (отношения с родителями, педагогами, сверстниками, выбор профессии и др.) | в течение года | - обучение детей навыкам самопознания, саморегуляции, конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми |
2. | Консультирование кровных родителей воспитанников, кандидатов замещающие родители, родителей, уже взявших на воспитание детей из Сосновской школы-интерната | в течение года | - повышение уровня психологической культуры «клиентов», решение конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением детей |
3. | Оказание консультаций по социально-правовым вопросам: - по вопросам получения/сохранения жилья; - оформление и получение пенсий, пособий, иных выплат - восстановление утраченных документов и их сохранность ; - оформление регистрации по месту пребывания и др. | в течение года | - повышение уровня правовой грамотности, решение конкретных проблем, связанных с правами детей |
4. | Консультирование педагогов по вопросам составления индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников и заполнения результативной части | В течение года | - составление индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников с учетом их особенностей характера |
Таблица 8
Организация внутришкольного и межведомственного взаимодействия
№ п/п | Направления работы | Сроки выполнения | Предполагаемый результат | |
1. Внутришкольное взаимодействие | ||||
1. | Выявление проблем учащихся и субъективного потенциала их разрешения | в течение года | - определение путей профилактической, просветительской и коррекционно-развивающей работы; - составление социальных характеристик классов; - выявление неблагополучия в системе отношений ребёнка, подростка со взрослыми и сверстниками; - корректировка педагогических позиций учителей, родителей для разрешения конфликтов. | |
2. | Выявление семейного неблагополучия учащихся, требующих особого внимания, учащихся, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите | в течение года | ||
3. | Индивидуальные беседы с педагогами | в течение года | ||
4. | Анкетирование, социологические опросы | в течение года | ||
5. | Обмен информацией по вопросам учёбы, поведения учащихся, семейного воспитания | в течение года | ||
6. | Организация контроля за посещением уроков «трудными» учащимися | в течение года | ||
7. | Совместное проведение мероприятий, классных часов, воспитательских часов | в течение года | ||
8. | Участие в работе педсоветов школы, методических объединений учителей | в течение года | ||
9. | Выступления на семинарах классных руководителей, педагогических консилиумах | в течение года | ||
10. | Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»; обучение приёмам и методам бесконфликтного взаимодействия | в течение года | ||
11. | Коррекция поведения учащихся состоящих на учёте в КДН и ЗП, внутришкольном учете | в течение года | ||
2. Межведомственное взаимодействие | ||||
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления | - обеспечение профилактики негативных явлений, девиаций в поведении обучающихся, их общении, оздоровлении школьного социума; - оказание комплексной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации; - проведение системной работы с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями; - взаимное информирование об условиях жизни детей и оказания им различных видов социальной помощи и поддержки. | |||
1. | Предоставление отчётности органам исполнительной власти и органам местного самоуправления | в течение года | ||
2. | Получение направлений в коррекционные школы для воспитанников | |||
3. | Решение вопросов о переводе воспитанников в другие детские дома | |||
Районные администрации | ||||
4. | Решение вопросов о предоставлении жилой площади воспитанникам | в течение года | ||
5. | В Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обсуждение правонарушений воспитанников; постановка на учет; координация действий различных ведомств района по охране прав детей. | |||
Органы опеки и попечительства Муниципальных образований. | ||||
6. | Работа с кандидатами в опекуны, усыновители, приёмные родители | в течение года | ||
7. | Работа по установлению социального статуса воспитанников | |||
8. | Регулирование отпуска воспитанников домой к родственникам и посещения родственниками детей в детском доме. | |||
9. | Контроль за сохранностью жилплощади воспитанников, согласование любых сделок с недвижимостью воспитанников. | |||
Правоохранительные органы | ||||
10. | Розыск воспитанников, самовольно ушедших из школы-интерната или забранных без разрешения администрации школы-интерната. | в течение года | ||
11. | Совместная работа по предупреждению правонарушений среди воспитанников. | |||
12. | Оформление регистрации по месту жительства и по месту пребывания в миграционной службе. Снятие с регистрационного учёта. Определение принадлежности к гражданству РФ. Оформление паспортов детям. | |||
13. | Работа по взысканию алиментов с должников (ответчиков) | |||
Пенсионный фонд | ||||
14. | Назначение пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, перерасчёт пенсий, перевод пенсий из другого района | в течение года | ||
15. | Оформление свидетельств обязательного пенсионного страхования | |||
Нотариат | ||||
16. | Оформление принятия наследства воспитанникам после умерших родственников. Оформление договоров при операциях с недвижимостью воспитанников: удостоверение договоров купли-продажи, дарения и др. Оформление доверенностей от директора школы-интерната для представления интересов воспитанников. Создание официальных копий различных документов. | в течение года | ||
Медицинские страховые компании | ||||
17. | Получение, прикрепление, обмен страховых медицинских полисов | в течение года | ||
ПАО Сбербанк | ||||
18. | Открытие счетов воспитанникам, оформление договоров по вкладам. Проверка состояния счетов воспитанников. Проведение операций по вкладам. | в течение года |
Таблица 9
Методическое сопровождение образовательного процесса
Таблица 10
Постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната
№ п/п | Мероприятие | Сроки выполнения | Формы и методы работы |
1. | Организация и участие в мероприятиях по профориентации воспитанников | в течение года | Вовлечение в деятельность, обсуждение |
2. | Диагностика, с выявлением особенностей личности выпускника, проблем особенностей жизни; установление социального диагноза | январь- май | Наблюдение, анкетирование |
3. | Разработка и реализация индивидуальных программ социальной адаптации выпускников, подбор наставников (кураторов) | в течение года | Документация |
4. | Формирование списков воспитанников для продолжения обучения в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования | январь- март | Опрос, беседы |
5. | Решение вопросов по устройству выпускников в учебные заведения среднего профессионального и высшего образования | апрель-сентябрь | Обсуждение, планирование |
6. | Подготовка пакета документов и формирование личных дел воспитанников для перевода на полное государственное обеспечение в образовательные учреждения | май - июнь | Документация |
7. | Составление списка выпускников, подписание соглашения (договора) о сотрудничестве с куратором и службой постинтернатного сопровождения | июль - август | Документация |
8. | Разработка и реализация программ индивидуального сопровождения выпускников | в течение года | Документация |
9. | Определение выпускников школы - интерната в учебные заведения с проживанием в общежитии | август-сентябрь | Социализация |
10. | Проведение бесед по вопросам планирования бюджета воспитанников детского дома | апрель – октябрь | Беседы, планирование |
11. | Сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников | в течение года | Мониторинг |
14. | Оказание консультативной помощи выпускникам по социальным и правовым вопросам | в течение года | Консультации |
15. | Оказание социально-правовой помощи выпускникам в оформлении получении пособий, пенсий, стипендий, восстановлении утраченных документов. | в течение года | Консультации |
16. | Контроль посещаемости и успеваемости | каждый месяц | Беседы с куратором |
17. | Проведение работы по привитию социальных навыков и социальных связей в повседневной жизни выпускников и повышению ответственности за выполняемые действия | в течение года | Индивидуальная работа по планам постинтернатных воспитателей |
18. | Взаимодействие с администрацией учебных заведений, где обучаются выпускники по решению различных проблем | в течение года | Запросы, телефонная связь |