План работы творческой группы «Особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения»
Творческая группа «Особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения» нацелена на обмен опытом, общение учителей начальных классов Аксайского района Ростовской области. Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. Использование педагогических методов и приемов, способствующих адаптации школьников к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Постоянное возникновение новых сервисов, ориентированных на решение разнообразных коммуникационных задач, рождает вопросы: можно ли использовать их в образовательной практике и как их использовать в учебном процессе?
Наша творческая группа реализуется с целью изучения и применения в педагогической практике электронных образовательных ресурсов, электронных форм учебников, рассматривает использования сервисов web 2.0 для решения практических педагогических задач в разных направлениях:
• разработка дидактических материалов к уроку;
• проведение уроков с использованием ресурсов Интернет;
• организация совместной учебной деятельности на уроке;
• создание индивидуальных образовательных траекторий для школьников;
• организация самостоятельной работы учащихся.
Цель творческой группы:
Изучение, систематизация и отбор электронных образовательных ресурсов и сетевых сервисов web 2.0. для работы на уроке и во внеурочной деятельности.
Задачи творческой группы:
Выявить профессиональную готовность педагогов к внедрению ЭОР, ЭФУ, сервисов web 2.0. в практику педагогической деятельности.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области информационно-коммуникационных технологий.
Формировать у учителя опыт организации педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса средствами электронных ресурсов и сервисов сети Интернет в образовательных организациях.
Создать условия для совместной деятельности и эффективного взаимодействия с коллегами посредством сети Интернет.
Расширить спектр педагогического инструментария педагогов для реализации современных образовательных технологий и достижения новых образовательных результатов средствами ИТ.
Проанализировать эффективность вариативных моделей встраивания ЭОР, ЭФУ, сервисов web 2.0. в деятельность участников образовательного процесса.
Разработать инструктивно-методические решения эффективного внедрения ЭОР, ЭФУ, сервисов web 2.0. в образовательный процесс школы.
Продуктивность группы:
создание базы лучших практик, где представлены примеры использования ЭОР, ЭФУ, сервисы WEB 2.0 в образовательном процессе;
разработка методических рекомендаций по использованию ЭОР, ЭФУ, сервисы WEB 2.0 в практике работы учителя–предметника.
ПЛАН РАБОТЫ на 2016-2017 учебный год.
Темы заседаний:
ЗАСЕДАНИЕ №1 «Играем». Познакомиться с сервисами, с помощью которых можно моделировать игровые ситуации на уроках и во внеурочной деятельности.
ШАГ 1. Познакомьтесь с примерами созданных работ:
http://four.flash-gear.com/npuz/puz.php?c=v&id=3984743&k=84720664
Пазл «Объект всемирного культурного наследия»
http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=0a27360f3f76
Кроссворд «Путешествие по Европе»
http://learningapps.org/watch?v=pnsf39ejc16
Кроссворд «Сокровища Южной Америки»
http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=A98C0A5A3616F4AU
ШАГ 2.
Изучите инструкции:
Пазлы на flash-gear.com https://drive.google.com/file/d/0B7efUJ7SnySTOGFMM2JINFBWWmM/view
https://drive.google.com/file/d/0B7efUJ7SnySTWWNXM0pCUlExV0k/view
Кроссворды на LearningApps.org
https://drive.google.com/file/d/0B7efUJ7SnySTdDU5Mk14bGdYVXM/view
https://docs.google.com/file/d/0B2XnPjk-EycvMGZpQUpMMDF6WlU/edit
ШАГ 3.
Создайте свой пазл ИЛИ кроссворд в удобном для Вас сервисе:
ШАГ 4.
Разместите ссылку на свою работу в творческой группе.
Например:
Кордубан Елена Васильевна Кроссворд Кровь и кровеносная система
http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=8ADED35F723347AU
ШАГ 5.
Изучите работы коллег.
СРОКИ выполнения до 20.10.16
ЗАСЕДАНИЕ №2 «Систематизируем»
На этом заседании познакомимся с сервисами, с помощью которых можно классифицировать, обобщить и систематизировать знания учащихся.
ШАГ 1. Познакомьтесь с примерами созданных работ:
Лента времени - "Николай Михайлович Пржевальский - первый исследователь природы Центральной Азии" на Timetoast.com
Классификация: Страны Южной Европы на LearningApps.
Ментальная карта Гидросфера на Spiderscribe.net
Тест Австралия и Океания на Оnlinetestpad.com
ШАГ 2.
Изучите инструкции:
Инструкция по созданию ленты времени на Timetoast.com
https://drive.google.com/file/d/0B7efUJ7SnySTOUJwSUtKb0NYZTQ/view
Инструкция по созданию задания "Классификация" на LearningApps.
https://drive.google.com/file/d/0B7efUJ7SnySTRnlMOUpzbS1BWmM/view
Инструкция по созданию ментальной карты на Spiderscribe.net (https://drive.google.com/file/d/0B8RuwZMYpDKTTENRZ05raURiMkE/view)
Инструкция "Как рисовать карты" от Сергея Шипунова
http://www.mind-map.ru/?s=33
Инструкция по созданию тестов на Оnlinetestpad.com
https://drive.google.com/file/d/0B7efUJ7SnySTOWgtTV9vZG4xTXc/view
ШАГ 3.
Создайте свой в удобном для Вас сервисе:
Лента времени на Timetoast.com
Классификация на LearningApps.org
Ментальная карта на Spiderscribe.net
Тест на Onlinetestpad.com
ШАГ 4.
Разместите ссылку на свою работу в творческой группе
Например: Кордубан Елена Васильевна Тест "Русский язык. 4 класс"
http://onlinetestpad.com/ru-ru/t/a217604d40e54173a7378bebaf3ff0eb
ШАГ 5.
Изучите работы коллег.
СРОКИ выполнения до 20.11.16
ЗАСЕДАНИЕ №3
Несомненно, каждый из нас в своей педагогической практике разрабатывает и проводит уроки-путешествия. Урок-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Цель любого урока-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Уроки-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета такого урока. Уроки-путешествия могут быть как уроками изучения нового материала, так и уроками закрепления новых умений, знаний и навыков. Чаще их все же используют в качестве повторительно-обобщающих уроков и проводят в игровой форме.
На первых двух заседаниях «Играем» и «Систематизируем» нашей творческой группы, мы познакомились с сервисами, которые можно успешно применять на уроках-путешествиях. В данном разделе мы рассмотрим еще несколько упражнений сервиса LearningApps (анализируя комментарии на страницах методических семинаров, можно с уверенностью сказать, что данный сервис полюбился многим участникам группы) и рассмотрим примеры работ с Googl-картами, которые так же можно использовать во время путешествий.
ШАГ 1. Познакомьтесь с примерами созданных работ:
LearningApps "Где находится это?": Строение вулкана (http://learningapps.org/view2115416)
Google-карта: "Откуда ты, сказка?!" (https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1UHaDNbZBdWslCZhD-EcmnABb01k)
Google-карта: "Уникальные пещеры России" (https://www.google.com/maps/d/viewer?msa=0&mid=1lzmcjeX_6b_oT-3n4X2sB6NCjeQ)
Google-карта: маршрут "Калитва - души моей столица" (https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1HAJY2liEdhSz0xbKOQuwnEEZnMk)
ШАГ 2.
Изучите инструкции:
LearningApps "Где находится это?" (https://drive.google.com/file/d/0B7efUJ7SnySTdFZRcURxS05IOWc/view)
Щербаков Ю.П. Инструкция Как работать с картами Google (https://docs.google.com/presentation/d/1Jh69zbGhV87H6bNgP8X37NoIDO5v1YzFQ2w6OWvlfuE/present?ueb=true&slide=id.i161)
Работа с картами Google (https://docs.google.com/presentation/d/1RdtIgTh5qYVKepUgtzYVSbboNyQkQ0AZSxsQQ_xK6Bg/present?ueb=true&slide=id.p3)
ШАГ 3.
Создайте свою работу в удобном для Вас сервисе:
Где находится это? LearningApps.org
ШАГ 4.
Самостоятельно изучите упражнения LearningApps:
"Найди пару"
"Ввод текста"
"Скачки"
ШАГ 5.
Создайте одно из предложенных упражнений самостоятельно, без инструкции.
ШАГ 6.
Разместите ссылки на свои работы в творческой группе.
Например: Кордубан Елена Васильевна LearningApps Самостоятельная работа " Скачки" Числа и величины. Математика.Подготовка к всероссийской проверочной работе. 4 класс http://learningapps.org/watch?v=p6p0g6guc16
LearningApps "Где находится это?":"Строение клетки", 4 класс http://learningapps.org/watch?v=pzx1bh9fn16
СРОКИ выполнения до 20.12.16
ЗАСЕДАНИЕ №4 “Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей одно колесо.” Наполеон Хилл
В обучении, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:
- по уровню применения - общепедагогическая технология;
- по философской основе - гуманистическая;
- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
- по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
- по типу управления: система малых групп;
- по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".
Примите участие в создании и размещении материалов к уроку (мероприятию) в составе выбранной группы.
google-презентации https://www.google.ru/intl/ru/slides/about/
Рекомендации:
Можно создавать интегрированный урок, внеклассное мероприятие и.т.д, но в разработке должны присутствовать элементы игры, или систематизации, или обобщения.
Созданную работу необходимо оформить в виде google-презентации, которая должна состоять из разделов:
1. Тема урока (мероприятия).
2. Учебная область(предметы).
3. Целевая аудитория (классы).
4. Пояснительная записка (возможно ход мероприятия или рекомендации по проведению).
5. Ссылки на подготовленные задания (с указанием автора).
6. Авторы (все, кто работал над разработкой урока (мероприятия) и над созданием презентации), т.е. ваша группа.
Можно использовать уже созданные материалы, но обязательно указываем автора.
Например: Презентация 1 Интегрированный урок по теме: "Красная книга Ростовской области" нач.классы МБОУ Лицей №1 https://docs.google.com/presentation/d/1q7zFOPmQpyW-NXDaTjewuYz_meXqRNgzikRSoSNmGn8/present?ueb=true&slide=id.p
СРОКИ выполнения до 20.01.17
ЗАСЕДАНИЕ №5 "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". русская пословица
Общеизвестным является то факт, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем больше рецепторов вовлечено в восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность была введена Я.А. Коменским в педагогическую науку как дидактический принцип наглядности. Использование наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.
Метод демонстрации заключается в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов.
На этом занятии нашей творческой группы мы попробуем исследовать сервисы, которые помогут нам широко использовать принцип наглядности на уроках и внеурочной деятельности.
А ещё мы попробуем создать самостоятельно инструкцию к сервису.
ШАГ 1.
Познакомьтесь с работами - разнообразными по характеру применения иллюстраций:
Презентация к уроку географии по теме: "Вулканы" (http://www.docme.ru/doc/1133032/vulkany-#expanded:on)
Демонстрация творческой работы "На крыльях попутного ветра" (http://www.docme.ru/doc/1070827/na-kryl._yah-poputnogo-vetra#expanded:on)
Иллюстрация текстов литературных произведений картинами художников "Море красок" (http://www.docme.ru/doc/1053451/more-krasok#expanded:on)
Информационно-иллюстрационный буклет "Город юный и древний - сын казачьей станицы..." (https://drive.google.com/file/d/0B7sNR9ML5sj0MVdGejdyMzFxT2c/view)
Данные работы размещены на сервисе для публикаций Docme
ШАГ 2.
Изучите сервисы, которые так же можно использовать для иллюстраций: Кейс Баданова Александра Геннадьевича (https://sites.google.com/site/badanovweb2/home)
ШАГ 3.
Создайте иллюстрацию, в любом из предложенных сервисов Кейса Баданова Александра Геннадьевича, который, на ваш взгляд, можно использовать в учебной деятельности или во внеклассной работе.
ШАГ 4.
К использованному сервису создайте инструкцию и разместите ее на сервисе публикаций Docme Инструкция по работе с Docme (http://www.docme.ru/start)
ШАГ 5.
Разместите ссылки на свои работы в творческой группе.
Например: Кордубан Елена Васильевна "Инструкция по созданию электронной публикации презентации в сервисе Magru" http://www.docme.ru/doc/1134111/instrukciya-po-sozdaniyu-e-lektronnoj-publikacii-prezentacii...
СРОКИ выполнения до 20.02.17
ЗАСЕДАНИЕ №6
"Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.
Альберт Сент-Дьердьи
"Исследователи – это разведгруппа на территории не познанного явления.
Валерий Красовский
Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением как наиболее стремительно развивающимся направлением организации образовательной деятельности. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных учебников и их внедрению в учебный процесс. Электронные учебники становятся одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения.
Переход на федеральном уровне к системе работы с учебником в электронной форме увеличивает возможности обучающихся и учителя в организации углублённого изучения предмета и организации обучения с учётом индивидуальных темпов продвижения школьников в освоении учебного материала и их познавательных способностей. Сегодня, с внедрением электронных форм учебников, в практике работы школ формируются новые направления развития методики обучения, разрабатываются оригинальные приёмы организации работы с учебным контентом, создаются базы лучших педагогических практик использования ЭФУ на уроке.
Запрос на исследование в образовании всегда возникает в связи с новым полученным фрагментом практики, который необходимо знаниевым образом оформить, обосновать, проверить, что произошло благодаря этому новому фрагменту практики с уже имеющимися опытом, как этот новый фрагмент практики их сдвигает и развивает? Новый фрагмент практики, в свою очередь, представляет собой сегодня внедрение электронных форм учебников (ЭФУ) в практику.
Уважаемые коллеги! Попробуем разобраться, насколько эффективно может быть это внедрение?
Изучите демоверсии электронных форм учебников (ЭФУ) и материалы, посвященные проблемам использования ЭФУ в практике работы учителя:
изд. "Просвещение" (http://old.prosv.ru/ebook/about.asp)
изд. "Дрофа" (http://efu.drofa-ventana.ru/demo/)
изд. "Академкнига/учебник" (http://pnh.eokom.ru/)
Электронные учебники КМ (http://cm.ru/demo/)
Форум апробаторов электронных учебников (https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=6119&st=21)
Немного о дистрибуции учебников (http://education.sinto.pro/azbuka.html#a)
ВЕБИНАРЫ:
"ЭФУ издательства «ДРОФА» как инструмент достижения новых образовательных результатов на уроках русского языка и литературы" (https://www.youtube.com/watch?v=chjsMkzSseg&feature=youtu.be)
"Электронные формы учебников в начальной школе новый инструмент реализации требований ФГОС НОО" (https://www.youtube.com/watch?v=VRQ9yvkOUlA)
СРОКИ выполнения до 20.03.17
ЗАСЕДАНИЕ №7
"Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света".
Дени Дидро.
Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР)
(http://school-collection.edu.ru/catalog/)
предлагает различные ЭОР, которые достаточно сложно систематизировать:
- Методические рекомендации.
- Инновационные учебные материалы, например: «Географические обучающие модели» , «Мир и Россия», «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства», «Школьная урбанистика», «Экология: от предпрофильной подготовки к профориентации школьников».
- Инструменты учебной деятельности, например «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями», «Тест-тренинг комплекс «Память».
- Электронные издания, например: журнал «Наука и жизнь», энциклопедия "Кругосвет".
- Коллекции, например: «Архитектура Италии», «Зоология и общая биология», «Памятники науки и техники в собраниях музеев России», «Произведения искусства из фондов Государственного Эрмитажа», «Цифровые векторные географические карты».
- Комплексные ресурсы (тематические подборки ЦОР по предметам).
- Коллекция интерактивных моделей, например: «Географические обучающие модели».
ЭОР, представленные на сайте, не являются полностью автономными: для работы части ЭОР необходима установка дополнительного программного обеспечения, что можно сделать, используя Программы просмотра ресурсов, ссылка на которые есть на каждой странице сайта и на страницах конкретных ЭОР.
Объем предлагаемых ЭОР значителен и за счет доступа к региональным коллекциям, которые включают материалы различного содержания, средств мультимедийности, уровня интерактивности, качества разработки.
Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и обеспечивает каталогизацию ресурсов. На портале представлены ОМС, объединяющие автономные электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ), например, Строение Земли (6 класс).
Электронные образовательные ресурсы для начальной школы в коллекции ФЦИОР отсутствуют, поэтому педагогам начальной школы предлагаю изучение электронных приложений издательства "Просвещение" (http://1-4.prosv.ru/). Электронные приложения издательства "Просвещение" разработаны для всех ступеней образования и не требуют оплаты, официального разрешения издательства, регистрацию для скачивания. Их легко установить и интересно использовать. Надеюсь, что даже работая по другим УМК, вы найдете для себя массу интересных ресурсов.
СРОКИ выполнения до 20.04.17
Заседание № 8
"Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом".
Анатоль Франс
Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний нас, учителей. Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс. Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Каждый из нас мечтает о том, чтобы ученики занимались серьёзно, увлечённо, с интересом. Ведь только тогда процесс нелёгкой учебной деятельности может стать желанным и доставляющим удовольствие, а это, в свою очередь, и есть непременное условие ученического успеха.
На протяжении семи занятий нашей творческой группы мы познакомились и изучили большое количество инструментов, которые помогут позволить нам создать увлекательный и познавательный урок.
Уважаемые коллеги! Предлагаю завершить работу творческой группы разработкой урока и составлением методических рекомендаций для педагогических работников нашей образовательной области по использованию информационно - образовательных ресурсов в профессиональной деятельности.
Рекомендации:
ДЛЯ СОЗДАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (структура):
Автор (Ф.И.О, учитель (предмет), школа, город, область).
Название предмета, УМК, класс, урок №.
Тема урока.
Цель.
Предметные результаты обучения. ( В результате организации образовательной деятельности на учебном занятии ученики научатся: ______ . Ученики получат возможность научиться_______ .)
Метапредметные результаты (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Тип урока.
Основные термины и понятия. (Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.)
Материально-техническое обеспечение.
Ход урока (можно в виде технологической карты).
Обязательны ссылки на все ЭОРы, сервисы Web-2.0, упражнения, иллюстрации, которые Вы используете на данном уроке.
Использованная литература.
ДЛЯ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ:
Структура методических рекомендаций:
1. Автор (Ф.И.О, учитель (предмет), школа, город, область).
2. Аннотация к работе.
Аннотация описывает суть рассматриваемых вопросов; предназначение (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа); источники практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации).
Содержание работы.
3. Содержание не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
- описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), какие образовательные задачи, предметные и метапредметные умения и навыки можно развивать с помощью описываемого ресурса или способа организации учебной деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (на каком этапе учебного занятия может применяться данный ресурс) и какие (с помощью каких форм и методов) формы работы можно предложить учащимся; привести конкретные примеры использования того, или иного ресурса.
- дать советы по решению: организационных вопросов, материально-техническому обеспечению;
- вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
- предостеречь от типичных ошибок.
Обязательны ссылки на все ЭОРы, сервисы Web-2.0, упражнения, иллюстрации, которые Вы используете в описании.
4. Использованная литература.
Методические рекомендации могут быть составлены к одному или нескольким изученным сервисам, к электронным учебникам, к коллекциям ЭОР.
ШАГ 1.
Определите, какой из форматов обобщения педагогического опыта педагога Вам сделать интереснее: подготовить разработку учебного занятия или методическую статью для публикации.
ШАГ 2.
Выберите сервис, на котором Вы хотите разместить текстовый материал (Google Диск, Яндекс.Диск, Облако Mail.Ru и др.)
ШАГ 3.
Создайте авторский методический материал в текстовом редакторе в соответствии с требованиями к публикации, разместите на выбранном сервисе.
ШАГ 4.
Разместите ссылку на созданные материалы в творческой группе.
Например: Кордубан Елена Васильевна Православная молитва, 4 класс https://cloud.mail.ru/public/584W/AKzmyP2Ke
https://docs.google.com/document/d/1B7lk6A0DXGs-Hly8L4Z3OlrEeDlQdJ903Ra2_kzyswk/edit
СРОКИ выполнения до 20.05.17