План самообразования на 2019-2020 учебный год Барсукова Валентина Григорьевна Поисковая тема: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
План самообразования на 2019-2020 учебный год
Барсукова Валентина Григорьевна
Поисковая тема: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
№п/п | тема | источник | срок | Форма отражения |
| Повышение уровня правовой грамотности, гражданственности и патриотизма | | ||
1 | Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана. | « Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие. от 30 ноября 2015.г | Январь | Электронный документ |
2 | Закон РК «О противодействии коррупции» | Закон РК от 18 ноября 2015 г № 410-V | декабрь | электронный документ |
3 | Конституционный закон РК О государственных символах РК ( с изменениями и дополнениями) | От 28.06.2012г. | октябрь | Электронный вариант документа |
| Общие тенденции в развитии системы образования РК | | ||
1 | Приказ Министра образования и науки РК о внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК « Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» | От 27 декабря 2013г.№ 512 от 13 июля 2009г. № 338 | сентябрь | Электронный вариант документа |
2 | Санитарные правила « Санитарно- эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей» | От 17 марта 2016г. № 217 | В т. г. | Электронный вариант документа |
| Повышение уровня теоретических знаний и умений | | ||
1 | Мониторинг обследования детей Праздник посвященный Дню языков «Под единым шаныраком». Тема: «Язык народа – язык дружбы» | Материалы мониторинга обследования по индикаторам Сценарий утренника Тематическое занятие | сентябрь январь май сентябрь сентябрь | Мониторинг по результатам диагностики утренник Технологическая карта |
2 | Программа обучения и воспитания детей среднего возраста ГОСО «Развитие любознательности у детей дошкольного возраст» Закаливание детей в современных условиях. Работа с родителями: Изготовление нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопия. | от 13.05.2016 № 292 Веремкович Л., Иванова О. и др. - //Дошкольное воспитание, 1993, 2 доклад, презентация фотографии образцов оборудования,сбор материала | в т.г. октябрь в теч. года сентябрь-декабрь | Электронный вариант документа Изучение пособия Фотоотчет |
| Повышение уровня методических знаний и умений, культура исследовательской деятельности | | ||
1 | « Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века Утренник «Здравствуй осень Заманиха» | Учебно-методическая литература сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2000. Сценарий утренника | октябрь | Выдержки из книги Утренник, фотоотчет |
2 | Методическое пособие «Воспитание здорового образа жизни у малышей». Профессиональная рефлексия «Опыт и перспективы моей деятельности», (Воспитатель дошкольной организации -2019) | Методическое пособие. Голицына Н.С., Шумова И.М. М., 2008 Проект, презентация. | ноябрь ноябрь-декабрь | Изучение пособия Электронный вариант |
3 | Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении | Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. | декабрь | Изучение книги |
4 | Интернет ресурсы. | ИТКТ, ЦОР, Bilimland | в теч. года | Электронный вариант |
5 | Как вырастить здорового ребенка. | Алферова В.П. .,Медицина,1991. | январь | Изучение пособия |
6 | О питании - «Большая ложка «За ужином»; «Про девочку, которая плохо кушала»; «Дети, которые плохо едят в детском саду». О санитарно-гигиенических навыках - «Кто умеет?»; «Наши полотенца»; «Я мою руки»; «Мойдодыр». О прогулке «Прогулка»; «На санках»; «Проулка»; «Скакалочка»; «На катке»; «Горка»; «Качели»; «Зимой»; «Золотистая гора»; «В день морозный»; «Помощники весны»; «Прогулка». | 3.Александрова»; А. Кардашова С. Михалков Э. Успенский А. Кузнецова Н. Найденова М.Яснов К. Чуковский А. Барто И. Беляков»; Е. Благинина И. Залетаева В. Донникова Г.Глушнев»; Г. Ладонщиков С. Михалков | В течение года | Художественная литература |
7 | Познавательное развитие детей 4-5 лет. | Блинова Г.М. Методическое пособие. – М., 2006 | март | Изучение книги |
8 | Игровые занятия с детьми от 4до5лет | Методическое пособие для преподавателей и родителей. Маханева, М.Д. | апрель | Изучение пособия |
9 | Утренник «Выпусник -2020» | Сценарий | май | Фотоотчет |
Алгоритм самообразования
1.Начать работу по самообразованию надо с анализа своей практической деятельности, потому как любая деятельность должна иметь практическую направленность.
2.Определить тему, поставить цели и задачи (большое значение имеет формулировка темы по самообразованию), выбор темы зависит:
- от внедрения рабочей программы;
- от творческого потенциала педагога;
- от профессиональных затруднений в той или иной области.
3. Подобрать литературу по теме, составить библиографию, картотеку (сентябрь).
4. Разработать программу по выбранной теме с учетом времени подготовки и реализации намеченного.
5. Практическая деятельность.
6. Анализ результата работы, ожидаемых результатов и корректировка деятельности.
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПЕДАГОГА
Тема «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый малыш»
ЦЕЛЬ: повышение своего профессионального уровня и компетентности педагога;
систематизировать работу по реализации мероприятий по ЗОЖ детей.
ЗАДАЧИ :
· Создание в группе условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей.
· Формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.
· Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей ЗОЖ · Пропаганда в коллективе сотрудников нетрадиционных методов оздоровления детей.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитательные:
- Воспитать у детей интерес к ЗОЖ;
- Воспитать желание использовать знания по ЗОЖ в повседневной жизни;
- Воспитывать у детей желание заниматься.
2. Обучающие:
- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни у детей
3. Развивающие:
- Развивать и укреплять у детей физическое и психическое здоровье Развивать желание заботиться о своем здоровье детей.
В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности. Выдвигаемая в нормативно-правовых документах на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» в ее современном понимании, т.е. гармоничное сочетание физического, психического, и социального благополучия. В соответствии с ГОС ДВО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в обязательную часть программы введена образовательная область «Здоровье». Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач: · сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; · воспитание культурно-гигиенических навыков; · формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в нормативно-правовых документах, я поставила перед собой цель: воспитать в своей группе физически развитых, психологически здоровых, социально-благополучных детей посредством внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Определила следующие задачи: · Повышение своего профессионального уровня через изучение передового педагогического опыта по оздоровлению детей и внедрению эффективных методик и технологий. · Создание в группе условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья детей. · Формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни. · Координация деятельности мини-центра и семьи в решении проблемы воспитания здоровой личности. · Пропаганда в коллективе сотрудников нетрадиционных методов оздоровления детей. Свою работу осуществляю по следующим направлениям: Комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей Обеспечить воспитание здорового ребенка можно при условии взаимодействия медицинских работников и педагогов. После медицинского обследования состояния здоровья и физического развития детей, определяю меры по улучшению данной работы. Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществляю в соответствии с ГОС ДВО в совместной деятельности с педагогом (обучающие игры, занятия - развлечения, дидактические игры), в режимных моментах (дидактические игры, чтение художественных произведений, иллюстрированный материал, ), в совместной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры), в совместной деятельности с семьей (родительские собрания, беседы, консультации, совместные мероприятия). В соответствии с ГОС ДВО для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется в рабочей учебной программе с областями «Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ), «Социуме » (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ), «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т.ч. здоровья), «Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека), «Чтение художественной литературы» (использую чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). Рациональная организация двигательной активности детей В начале каждого учебного года соответственно возрасту детей администрацией разрабатывается и утверждается оптимальный двигательный режим, в который включаются различные виды и формы двигательной активности детей в режиме дня. Это – физкультурная и музыкальная образовательная деятельность, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, спортивные упражнения, физкультминутки во время ОУД, самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, спортивные праздники. Для физического развития детей в группе и на прогулочной площадке созданы условия: оборудованы физкультурные уголки, в развивающей среде в группе и на игровой площадке есть места для проведения подвижных игр, есть пособия для проведения гимнастики после сна. Система эффективного закаливания детей с использованием практически апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Внедряю традиционные и нетрадиционные методики и технологии. К традиционным относятся: четкая организация теплового и воздушного режима помещения, рациональная одежда для детей, соблюдение режима прогулок, гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта), воздушные и солнечные ванны, босохождение после дневного сна по массажным дорожкам. Эти методики имеют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность: повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему организма, дают знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода), положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка. К нетрадиционным методикам оздоровления относятся: Профилактика плоскостопия: использую ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Профилактика сколиоза: использую упражнение «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использую пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Использую в работе с детьми различные виды массажа и самомассажа. Массаж рук (стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга), массаж ушных раковин (основан на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний), массаж подошв ног (эффективный метод закаливания). Точечный массаж я использую для профилактики простудных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо- и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использую в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик. Обеспечение психологического благополучия. Для обеспечения благоприятного психологического климата в группе использую минуты релаксации, музыкотерапию. Чтобы дать ребенку почувствовать себя социально значимым с первой минуты пребывания в группе я оформила уголок «Я пришел!». Для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка мною создан «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой. Это дает возможность продумать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его настроения. Демократизация педагогического процесса в детском саду позволяет расширить возможности использования музыки. Я использую записи классических и современных произведений с соответствующим мажорным, солнечным звучанием во время занятий . В этом случае музыка выступает в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. После дневного сна использую методику музыкально-рефлекторного пробуждения малышей. Чтобы пробуждение не вызвало отрицательных эмоций, использую тихую, нежную, легкую музыку не менее 10 минут. Частичное музыкальное сопровождение использую в процессе образовательной деятельности: для создания в начале соответствующего ассоциативного фона; для организации детей, повышения их внимания; музыка может звучать в конце ОУД как завершающий итоговый фрагмент; музыкальное сопровождение можно использовать во время «функционального пика» для стимуляции эмоциональной активности детей. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в мини-центре: • В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон. • В учебно-воспитательном процессе: гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, повышение психоэмоциональной устойчивости. Образовательную деятельность с дошкольниками строю по блокам: В процессе образовательной деятельности по этому блоку дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.), кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения. Особое внимание уделяю формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. В работе по данному блоку широко использую психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек. Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом. Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов. Также в данный блок включены знания о правильном питании, т. к. прием пищи является одним из режимных моментов в детском саду. Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель – повышение психоэмоциональной устойчивости. Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников мини-центра. Сотрудничество с родителями. В начале каждого учебного года провожу анкетирование родителей с целью учета их пожеланий и внесения возможных корректив в работу по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Составляем план работы с родителями по формированию ЗОЖ у детей группы. В план работы включаем родительские собрания, консультации, практические семинары, открытые занятия по валеологии, совместные развлечения. На информационном стенде для родителей освещаю вопросы оздоровления без лекарств: предлагаю комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, профилактики плоскостопия, органов зрения, для развития мелкой моторики – пальчиковые игры. Интересно прошел практический семинар для родителей «Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте», где родителям были предложены практические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики дома. Совместно с родителями изготовили коврики для закаливания и массажа стоп, приобрели и изготовили пособия для спортивного уголка. Консультативно-информационная работа. С целью повышения компетентности педагогов мини-центре в вопросах формирования культуры ЗОЖ у дошкольников делюсь своим опытом работы и результатами работы посредством выступлений на педсоветах, семинарах, проведения консультаций, открытых показах, выступлением на общем родительском собрании. Оценку эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляю на основе общепринятых критериев: Ø снижение частоты случаев острой заболеваемости; Ø улучшение физического развития; Ø повышение устойчивости к утомляемости; Ø позитивные сдвиги в эмоциональной сфере; Ø улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей. |
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
Средней группы
по вопросам ЗОЖ и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к родительскому собранию нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое ЗОЖ:
• да;
• нет;
• не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость ЗОЖ в дошкольном возрасте:
• считаю нужным;
• не считаю нужным;
• затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в вашей группе условия для ЗОЖ и воспитания ребенка:
• да;
• нет;
• не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о ЗОЖ:
• информация отсутствует;
• есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
• я не обращаю внимание на информацию;
• информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
• наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:ЗОЖ.
• высокий;
• средний;
• низкий.
6. Есть ли у вас дома оборудование по ЗОЖ:
• да;
• нет;
• не знаю.
7. Как вы проводите выходные с ребенком дома?___________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме ЗОЖ? ___________________________________________________________________________________________________________ Спасибо за сотрудничество!
SWOT-анализ по образовательной области «Здоровье»
Цель:. создавать положительное эмоциональное состояние детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
S(сильные стороны) | W(слабые стороны) |
1.8% воспитанников мини-центра имеют высокий уровень развития навыков, а именно: Предметно-пространственная среда группы организуется с учетом возможностей детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Таким образом у них на достаточно хорошем уровне продуктивная деятельность. 2. 46% воспитанников мини-центра проявляет интерес к различным видам упражнений появляется естественность, легкость, ритмичность. Потребность детей в движениях реализуется в подвижных играх, самостоятельной двигательной активности, специально организованных занятиях. 3.Накопленный широкий практический опыт образовательной области здоровья 4. Благоприятный психологический климат | 1. 46% воспитанников на достаточно низком уровне продуктивная деятельность, что свидетельствует о том, что дети не владеют основными техническими навыками и умениями, необходимыми для выполнения тех или иных движений.. 2.На недостаточно высоком уровне владеете инновационными технологиями 2. Дети не мотивированы к обучению, так как в семье не занимаются воспитанием ребенка 3. Нет системы в использовании ЦОР |
O(возможности) | T(риски) |
1.Маратова Азиза ,Кусаинова дарина ,Медетова Айару, Прокопьев Иван- воспитанники с высоким потенциалом, которые могут перейти на 2 уровень развития. 2.Использовать ЦОРы 3. Использовать возможности Bilimland 4. Использование ИКТ в работе | |
Задачи на 1 полугодие 2019 учебного года в образовательной области «Здоровье»
Используя инновационные технологии поднять 50%
Использовать возможности Bilimland, ЦОРОв в работе.
Разработать индивидуальные маршруты для детей с 1 и 2 уровнем развития
Разработать рекомендации родителям для развития продуктивной деятельности в образовательной деятельности «Здоровье»