Реализация образовательной модели по формированию у детей раннего и младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни

2
0
Материал опубликован 10 December 2020

«Реализация образовательной модели по формированию у детей раннего и младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни на основе здоровьесберегающих технологий через осуществление тесного сотрудничества родителей и педагогов»



«Человеческое дитя - здоровое… развитое…

Это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни».

В.Кудрявцев

доктор психологических наук


Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.

Здоровье детей дошкольного возраста в настоящее время социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Именно поэтому вопрос сохранения и укрепления здоровья дошкольников в образовательных учреждениях всегда актуален. Дoшкольный возраст является первой ступенью образования ребенка, поэтому формирование начальных представлений о здoрoвoм образе жизни у ребенка закладывается в раннем и младшем возрасте, а в старшем - происходит развитие потребности в ежедневной двигательной активности, занятию физической культурой, формирование интереса и любви к спорту.

Решение оздорoвительных задач в нашем учреждении направлено на охрану и укрепление здорoвья ребенка, что способствует гармоничному развитию, совершенствованию функций организма, повышению, посредством закаливания, защитных сил молодого организма и устойчивости к различным заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка. Для реализации данного направления разработан проект «Быть здоровыми хотим!», целью которого является создание образовательной модели по формированию у детей раннего и младшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни на основе здоровьесберегающих технoлoгий через осуществление тесного сотрудничества родителей и педагогов. Работа в рамках проект позволит решить ряд задач:

С воспитанниками:

Формировать у воспитанников представления о здоровом образе жизни.

Развить культурно-гигиенические навыки. Систематизировать знания и представления детей о правилах личной гигиены; уточнять и систематизировать знания о необходимости гигиенических процедур.

Создать систему оздоровительных мероприятий, способствующей укреплению здоровья детей (гимнастика пробуждения, закаливающие мероприятия, дыхательная гимнастика, динамические физкультминутки и т.д.), воспитывающей желание заботиться о своем здоровье.

С родителями (законными представителями):

Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья своих малышей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического просвещения.

Оказать адресную помощь родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей силами педагогов.

Реализация поставленных задач проходит в процессе использования педагогами в работе с детьми комплекса педагогических форм, приемов и методов деятельности, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получивших общее название «здоровьесберегающие технoлогии».

Технологии сохранения и стимулирования здоровья, входящие в организационно-педагогические технологии и определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса применяются для предотвращения состояния переутомления воспитанников, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. Реализуются через горячее питание, соблюдения в групповых комнатах воздушного режима, влажного режима, организации ежедневной двигательной активности воспитанников, соблюдения режима дня.

Технологии обучения здоровому образу жизни, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относятся и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса) используются при организации любого вида деятельности с детьми в течение всего дня. Использование данных технологий помогает педагогу, например, при изложении нового учебного материала раскрывать перед детьми сущность здоровья, формировать у них культуру здоровья, навыки здорового образа жизни, в процессе совместной деятельности – развивать самостоятельную двигательную активность ребенка-дошкольника.

Применение в работе корригирующих технологий помогают педагогам научить ребенка заботиться о своем здоровье, показать дошкольнику как необходимо укреплять здоровье, например, что каждое утро нужно проводить утреннюю гимнастику, после дневного сна выполнять закаливающие процедуры, после подвижных игр – дыхательную гимнастику и т.д.

Вся работа в организации строиться на личностно-ориентированной концепции, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, уровня его физического и психического здоровья, развития и подготовленности. Это позволит сформировать у детей в этом возрасте не только знания о здоровом образе жизни, но и повысить уровень физического и умственного развития, поможет овладеть жизненно важными умениями и навыками, осознавать, что главная ценность жизни – здоровье, за которое он отвечает перед самим собой.

Реализуемый нами проект полностью построен на данных технологиях.

Таким образом, применяемые в процессе реализации проекта здоровьесберегающие технологии позволяют вести оздоровительную направленность, способствующую формировать у младшего дошкольника стойкую мотивацию на заботу о своем здоровье и не осложненное развитие.

В плане применения здорoвьесберегающих технoлогий рядом с педагогами и детьми всегда идут родители, которые помогают использовать полученные детьми знания и умения в обыденной жизни. Для этого педагогическими работниками постоянно проводиться работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Состояние здоровья дошкольника во многом зависит от типа его поведения, который, в основном, формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании здоровoго образа жизни очень велика. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физическогo и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе, чтобы близкие для ребенка люди, помогали им развивать полученную базу знаний и практических навыков, осознавать потребность в систематических занятиях физкультурой, проводили как можно больше времени на свежем воздухе.

Применение в работе с детьми здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательнo-образoвательного проoцесса; формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников; создает условия для возможности корректировки (замены) тех или иных используемых методов, в зависимости от конкретных условий. Опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, появляется возможность вносить необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и тем самым обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку, что в свою очередь обеспечит положительную мотивацию всех участников образовательного процесса. 

Закончить хочется такими словами: «Каждый из нас знает, что здоровье детей в «руках» взрослого человека. Так давайте сделаем все возможное, чтобы наши дети были здоровыми!!!»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации