Конспект урока русского языка в 4 классе «Повторение падежей имён существительных»

1
1
Материал опубликован 13 December 2020

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Повторение падежей имён существительных

Цель урока: 

 

Предметные:

- познакомить с падежами имен существительных;

 -   формировать  умение изменять имена существительные по падежам;

  -  Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

Развивать умение формулировать цели своей деятельности;

Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные:

Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русский язык,  карточка с текстом,  карточка-помощница на каждого ученика. 

Компьютер, проектор.



.

Ход урока.

I. Организационный момент

Высказывание Руссо: «Вы — талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»


II. Сообщение темы и цели урока

1. /слайд 2/ Разгадайте ребус и вы узнаете о чем мы будем с вами говорить на уроке.
* * * * * * *

Спурщиелсатгваиттееллььннооее
* * * * * * *

 Сформулируйте тему урока. (На уроке будем говорить об именах сущ. )


III. Проверка домашнего задания ( по группам)

1гр.-назови сущ. Ж.р.

2гр.-назови сущ. м.р.

3гр. Назови сущ. Ср.р.

IV. Минутка чистописания

Напишем сегодняшнее число, классную работу.



 Сейчас мы вспомним изученное об имени сущ-ом, при этом если утверждение является правильным, записываем строчную букву п, если неправильным — строчную н.

Итак,

а) склонение — это изменение имен существительных по падежам. /п/
в) в русском языке три склонения: мужское, женское и среднее /н/
г) имя существительное имеет три склонения, изменяется по числам и падежам/п/
д) одно и то же имя существительное может относиться к разным типам склонения/н/
ж) является ли существительное ножницы ж. р.?/н/


-сравните свой результат с записью на доске /слайд4/
пнпнн — допишите до конца строки, сохраняя закономерность.

— Выделите самую лучшую букву в данном ряду.(простым карандашом)

— Сравните звуки, которые обозначают эти буквы. Что у них общего? (согласные)

— Чем отличаются звуки данных букв? (по звонкости и парности)

— С какой частью речи были связаны вопросы на данном этапе урока? (сущ.)



Словарная работа.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. В словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Слайд 4)

1.     Шагаешь - впереди лежит,

        Оглянешься – домой бежит.       (Дорога)

2.     Он идёт, волну сечёт,

        Из трубы зерно течёт.                  ( Комбайн)

3.     Я заправлю бак бензином,

        На колёса дам резины,

        И тогда поднявши пыль,

        Побежит …                                   (Автомобиль)

4.     Спозаранку за окошком,

        Стук, и звон, и кутерьма.

        По прямым стальным дорожкам

        Ходят красные дома.                    ( Трамвай)

5.     Что за птица:

        Песен не поёт, гнезда не вьёт,

        Людей и груз по небу везёт.       ( Самолёт)

6.      Многолюден, шумен, молод,

         Под землёй грохочет город.

         А дома с народом тут

         Вдоль по улице бегут.                ( Метро)

7.      Есть на свете чудная лопата –

         На колёсах крива и горбата

         Но копать начинает она –

         Сто лопат заменяет одна.           ( Экскаватор)

8.      Овсом не кормят,  

         Кнутом не гонят,

         А как пашет –

         Семь плугов тащит.                     (Трактор)

9.      Сам вагон открыл нам двери,

         В город лестница ведёт.

         Мы своим глазам не верим:

         Всё стоит, она идёт.                    (Эскалатор)

- Какое слово среди записанных можно назвать «лишним» и почему? (слайд )

- Что общего в этих словах?( они являются сущ-ыми)

V. Актуализация знаний

1. -Давайте вспомним. Что это за часть речи?(работа в группах)

(раздаю листочки)

Обязательные характеристики

Часть речи изм. По числам,

Предмет падежам

Кто? Что?

t1607849996aa.gifГл.член, втор.член






Необязательные характеристики

Примеры

Школа

Дом

Собака

девочка






Антипримеры

Примерный

Зеленый

Мы

рисует

Проверяю, оцениваю.

Послушайте сообщение профессора Самоварова. (диск)

Беседа о времени года.

-Какое время года сейчас?(зима) Дни становятся все длиннее. Солнце светит все ярче….и наступит…(весна)

-Обратите внимание на экран, читаем.

В рощах птичье пение,      - Весна , весны , весне , весну , 

А в классе – тишина.            Весною , о весне … 

Проходим мы, склонение,    Гуляет зайчик по окну,

Склоняется «весна».             Как солнце на блесне. (Я. Л. Аким.) (Слайд3)

Актуализация знаний.

-Что изменилось в слове « весна»?

- Какой частью речи является это слово?

- Как изменяются имена существительные? ( по родам, по падежам, по числам)

- Определите падеж сущ. Весна в стихотворении Л.Я.Акима

(Слайд 6)

- Что нужно сделать, чтобы определить падеж им. существительного?

-Давайте послушаем профессора Самоварова (диск)

Рассмотрите таблицу падежей имен существительных(диск)

Осмысление

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите падежи, падежные вопросы, предлоги с которыми употребляются имена существительные. 

3. Закрепление и систематизация знаний

 Работа по вариантам. Просклоняйте слова

1-в. – журавль            2 – в. -  сосна

Проверь себя. (Слайд 7)

VI. Физкультминутка

VII Работа по учебнику

1. Упр 9. стр 7.

-Прочитай те задание.

-ответьте на вопросы.

-По какому алгоритму нужно действовать. Чтобы определить падеж имени существительного? (слайд)

_Пользуясь алгоритмом, определите падеж выделенных существительных.

Упр 10 стр 7. (задание выполняется самостоятельно по рядам. Первый ряд-оса, второй ряд-ястреб, третий ряд-степь. По одному человеку от каждого ряда работают на закрытой части доски. Сверка с образцом на доске.)

VIII. Физкультминутка для глаз (слайд)

IX. Несклоняемые имена сущ. Послушаем профессора Самоварова (диск)

РТ упр 4 стр 6

Рефлексия

Тест

Вопросы для сравнения

Имя существительное

1. Что обозначает?

 

2. На какие вопросы    отвечает?

 

3. Какие окончания имеет в начальной форме?

 

4. Изменяется по числам?

 

5. Имеет ли род?

 

6. Изменяется по родам?

 

7. Изменяется по падежам?

 

8. Какими членами может быть в предложении?

 

2. Оцените урок улыбками

XI. Итог. Д/З. /слайд 17/ 7. Итог урока. Стадия рефлексии.

  - Наш урок подходит к концу.

Я хочу чтобы вы продолжили фразу:

t1607849996ab.gifСегодня на уроке я….
t1607849996ac.gifЯ научился...
Я приобрёл...
Я узнал...
Я понял
...

t1607849996ad.gif ​​​​​​​t1607849996ae.gifМне понравилось…AutoShape 1

t1607849996ag.gif

t1607849996ah.gift1607849996ai.gif





















 Самоанализ урока русского в 4 классе УМК «Перспектива» Решение образовательных задач урока соответствуют требованиям программы по русскому языку для 4 класса начальной школы. Содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, обобщение. На всех этапах урока я использовала компьютерную презентацию, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету. Каждый слайд презентации служил для достижения определенных целей. Свой урок я старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос «почему?» И как можно чаще дети употребляли бы в своей речи слова «потому что», «поэтому» Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированы. Цель в течение урока была достигнута. Урок имел форму познавательной, самостоятельной, фронтальной деятельности и работу в парах. При выполнении заданий ученики показывали и закрепляли свои знания по изученной теме, а также развивали новые знания. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок успешен в своем мнении. На уроке применялась физминутка. Возможности учебного кабинета использованы полностью. Учащиеся были активны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку в своих знаниях. Я считаю, что уроки такой формы удачны, т.к. учащиеся с интересом применяют, используют свои знания и компьютерную технологию.

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Заявлен конспект урока с презентацией, вижу только конспект. ..?

14 December 2020