12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гурина Татьяна Владимировна27 |
План урока учебной практики
ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 03.01 Технология каменных работ | |
Группа | 21, курс 2 |
Мастер производствен- ного обучения | Гурина Татьяна Владимировна |
Тема программы | Выполнение общих каменных работ различной сложности |
Тема урока | Каменная кладка стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича по однорядной системе перевязке швов |
Тип урока | Изучение трудовых приемов и операций |
Цель урока | Формировать у студентов первоначальные умения и навыки правильно и качественно выполнять технические операции по однорядной системе перевязки швов при кладке стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича. |
Задачи урока: | |
Образовательная | Обучить студентов трудовым действиям при выполнении технических операции по однорядной системе перевязки. |
Развивающая | Развивать навыки самостоятельной работы с инструкционно – технологической картой, справочной и технологической литературой. |
Воспитательная | Воспитывать внимание и организованность в работе. |
Профессиональ-ные и общие компетенции | Знать: 1.Приемы укладки кирпича; 2.Организацию рабочего места; 3.Способы укладки кирпича; 4.Кладку стен в соответствии с системой перевязки и дальнейшей отделкой; 5.Технику безопасности при выполнении кирпичной кладки Уметь: 1.Подбирать инструменты, приспособления, инвентарь; 2.Приготавливать строительную смесь; 3.Подбирать строительные материалы; 4.Подсчитать расход каменных материалов; 5.Оценивать качество выполненных работ. |
Материально- техническое оснащение урока | Кирпичи, строительная смесь, основные инструменты каменщика, контрольно – измерительные инструменты каменщика, инструкционно – технологические карты, плакаты, учебники, наглядные пособия. |
Методы обучения | 1.Словесные (беседа, рассказ, работа с инструкционными картами); 2.Наглядные (показ трудовых приемов); 3.Практические (самостоятельная работа студентов) |
Элементы пед. технологий | 1.Элементы дифференцированного обучения; 2.Элементы проблемного обучения |
Межпредметные связи | 1.Материаловедение; 2.Технология общестроительных работ; 3.Технология каменных работ; 4.Строительное черчение |
Литература | 1.И. И. Ищенко, Каменные работы, Москва, Высшая школа, 2001 г. 2.О.Н. Куликов, Е.И. Ролин, Охрана труда в строительстве, Москва, ПрофОбрИздат, 2002 г. 3.И.И. Чичерин, Общестроительные работы, изд. Центр «Академия»,2009 г.Центр «Академия»,2009 г. |
ХОД УРОКА (конспект)
№ п/п | Элементы внешней структуры урока | Элементы дидактической структуры урока | Содержание деятельности | Время | |||
Деятельность мастера – инструктирование | Деятельность студента - обучение | ||||||
1. | Вводная часть. | 60 мин. | |||||
1.1 | Организационная часть. | Подготовка студентов к работе на уроке. | Проверка явки студентов. Проверка готовности к занятию. Назначение дежурных. | Рапорт старосты группы. Настрой студентов на готовность к уроку. | 2 мин. | ||
1.2 | Вводный инструктаж. | Целевая установка. | Сообщение темы, разъяснение цели и постановка задач урока. | Студенты слушают тему и поставленную цель урока. | 3 мин. | ||
Сегодня вы познакомитесь с кирпичной кладкой стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов. Вы научитесь: - правильно пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем; - выбирать строительный материал; - приготавливать строительный раствор. Вы научитесь вести кладку стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича по однорядной СПШ. Завершением нашей работы будет оценка качества выполненной работы. В течении урока учебной практики будут оцениваться результаты вашей работы по определенным параметрам: Оценка «5» - задание выполнено в строго технологической последовательности с хорошим качеством: -рабочее место, инструмент студента отвечает требованиям СНиП; -подбор кирпича выполнен в соответствии со стандартом и с заданием; -раствор подготовлен в соответствии с технологией приготовления и в нужной консистенции; -установка порядовок и причалок выполнено правильно; -материалы для кладки (кирпич, раствор) поданы и разложены по месту работы правильно; -рабочее место по кладке кирпича выполнено правильно; -контроль качества кладки произведен правильно с применением контрольно-измерительных инструментов и приспособлений; -расшивка швов выполнена правильно, с качественной поочередностью; -рабочее место приведено в порядок. Оценка «4» - качество работ хорошее, оценка снижена на 1 балл за незначительное нарушение технологической последовательности выполнения задания или не выполнено не более 2 пунктов или они выполнены не качественно. Оценка «3» - качество работ удовлетворительное или при хорошем качестве выявлены грубые нарушения техники безопасности или студент не успел выполнить задание за отведенное время. | |||||||
Актуализация знаний и опыта студентов. | Опрос студентов по материалу спецпредметов «Материаловедение», «Технология каменных работ», «Технология общестроительных работ». | Студенты полно и аргументированно отвечают, задают мастеру производственного обучения интересующие их вопросы. | 10 мин. | ||||
Формулировка вопроса (коррекция знаний) | Ответы | ||||||
1.Как осуществляется однорядная (цепная) система перевязки при кладке стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича? | При однорядной (цепной) системе перевязки ложковые и тычковые ряды чередуются. Поперечные швы в смежных рядах сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича, продольные на половину кирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда. | ||||||
2.назвать основные способы кладки. | Существуют следующие способы кладки – вприжим, вприсык, вприсык с подрезкой раствора, вполуприсык. | ||||||
3. От чего зависит выбор способа кладки? | Выбор способа кладки зависит от пластичности раствора, влажности кирпича, времени года и требований к чистоте лицевой кладки. | ||||||
4.Назвать положительные стороны кладки способом вприжим. | Кладка получается прочной, со сплошным заполнением швов, плотной, чистой. | ||||||
5.Назвать недостатки кладки способом вприжим. | Недостаток этой кладки в том, что каменщику приходится делать много движений операций, она более трудоемкая. | ||||||
6.Рассказать технологию приготовления раствора. | Просеивание заполнителя (песка) и вяжущего (цемента), засыпание в растворный ящик, тщательное перемешивание, добавление воды, тщательное перелопачивание, доведение раствора до нужной кондиции. Раствор должен быть однородным, пластичным, нужной марки (процентное соотношение цемента и песка). | ||||||
7.Основные требования по технике безопасности при выполнении учебно – производственных работ в учебной мастерской. | Студенты должны выполнять все работы в спецодежде, оборудование должно быть в исправном состоянии, рабочее место хорошо освещено о оснащено в соответствии с требованиями учебной программы. Работать только исправным инструментом. | ||||||
Сообщить студентам необходимые сведения по технике безопасности в лаборатории и при выполнении кирпичной кладки. | Студенты знакомятся с техникой безопасности при выполнении кирпичной кладки и с инструкциями по электро- и пожаробезопасностью. | 10 мин. | |||||
Формирование ориентировочной основы действий | Объяснение нового материала. Однорядная система перевязки швов – это система, при которой все вертикальные швы перекрываются в каждом ряду, тычковые ряды чередуются с ложковыми. Поперечные швы в смежных рядах сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича, а продольные – на половину кирпича; все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда. Вертикальное ограничение стен – это срез каменной кладки по вертикальной плоскости. Наружная верста укладывается тычком. В торцовой части перевязку обеспечивают укладкой трёхчетвёрток – их кладут сколотой плоскостью внутрь. Кладку стен начинают с закрепления порядовок, которые устанавливают по периметру стен и выверяют вертикальность — по отвесу, а расположение порядовок в горизонтальной плоскости — по нивелиру. Порядовки располагают не только в углах и в местах пересечения и примыкания стен, но и на прямых участках на расстоянии При кладке сплошных кирпичных стен по однорядной системе перевязки каждый вертикальный шов нижнего тычкового ряда перекрывают кирпичами верхнего ложкового ряда. Каменную кладку начинают с двух трёхчетвёрток, уложенных ложком, наружную версту продолжают тычками. Образовавшиеся промежутки в углах заполняют трёхчетвёртками. Второй ряд наружной версты выкладывают ложковым рядом. Трёхчетвёртки обеспечивают перевязку поперечных вертикальных швов в смежных рядах (рис. 1 б) Рис 1 а. Однорядная (цепная) система перевязки: 1 – тычковый ряд; 2 – ложковый ряд; 7 – забутка. Рис. 1 б. Кладка вертикальных ограничений стен по однорядной (цепной) системе перевязки толщиной в 2 кирпича | Студенты запоминают приемы указанного вида перевязки. Освоение последовательности рабочих операции при кладке стен по однорядной СПШ толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича. Наиболее совершенные методы выполнения работы. Взаимосвязь знаний, полученных на уроках «Технология каменных работ» и «Технология общестроительных работ» с практическим выполнением. Техника безопасности при кладке, безопасные приемы труда. | 30 мин. | ||||
Демонстрация мастером п/о правильных операций по выполнению работы. Мастер объясняет и показывает кладку на растворе. При этом требует особое внимание обратить на процесс, как ведут кладку с раскладкой кирпича и расстиланием раствора. | Наблюдение за выполнением мастером кирпичной кладки. | ||||||
Группу разбиваем на 5 звеньев по 4 человека в каждом. Назначение старшего в группах. Выдача практического задания на урок. Объяснение сути выполнения задания. Требования к качеству кладки. | Студенты получают практическое задание. | 5 мин | |||||
2. | Практическая (основная) часть: упражнения (самостоятельная работа) студентов. | 260 мин. | |||||
2.1 | Текущий инструктаж. | Формирование (отработка) новых практических знаний и способов деятельности. | Первый обход проводится с целью проверки правильности организации рабочих мест. | Студенты занимают свои рабочие места. Пользование справочной литературой и учебниками для поиска недостающих знаний (при необходимости). Распределение обязанностей между собой и начало выполнения работы. | |||
Формирование практических умений и навыков деятельности. | Второй обход - наблюдение за деятельностью студентов. Обратить внимание на правильность выполнения приемов (при необходимости, исправление ошибок). Третий обход проводится с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций. | Выполнение трудовых операций. | |||||
Формирование навыков само- и взаимоконтроля у студентов. | Четвертый обход производится с целью контроля соблюдения технологической последовательности (при необходимости - индивидуальное инструктирование и показ). Пятый обход – наблюдение за деятельностью студентов (при необходимости – коррекция рабочих операций).заполнение в карту критериев оценки за выполнение студентами учебно-производственных работ. Шестой обход проходит с целью контроля за соблюдением правил техники безопасности. | Контролирование этапов работы. С помощью контрольно-измерительных инструментов студенты контролируют и оценивают свою работу и соседнего звена. Производят контроль качества выполненной работы. | |||||
Применение (закрепление, развитие) основных способов действий. | Управление технологическим процессом, накопление производственного опыта, инструктирование студентов. | Выполнение технологических операций, трудовых процессов, накопление производственного опыта. | |||||
Седьмой обход – прием практической работы по заданной кладке. Оценка качества. | Развитие творческих способностей. Студенты анализируют ошибки, оценивают в целом свою работу. | ||||||
3. | Заключительная часть. | 40 мин. | |||||
3.1 | Заключительный инструктаж. | Уборка рабочего места. | Подготовка к подведению итогов урока. | Студенты очищают от грязи и убирают в отведенное место для хранения строительный инвентарь и материал. Староста группы проверяет чистоту рабочих мест и отчитывается мастеру п/о. | 20 мин. | ||
Подведение итогов. | Мастер подводит итоги урока, разбирает характерные ошибки, успехи в выполнении задания. Сообщение оценок. Выдача домашнего задания (домашнее задание направлено на закрепление изученного, творческое применение знаний в новой практической ситуации). | Звенья разбирают и анализируют выполненное практическое задание. Говорят свои недостатки, недочеты в работе и способы их устранения. Выявляют лучшую работу. Получение домашнего задания. | 20 мин. |