План урока учебной практики ПМ 03.01 Технология каменных работ

0
0
Материал опубликован 18 November 2018

ПЛАН УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


 

ПМ 03.01 Технология каменных работ

Группа

21, курс 2

Мастер производствен-

ного обучения

Гурина Татьяна Владимировна

Тема программы

Выполнение общих каменных работ различной сложности

Тема урока

Каменная кладка стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича по однорядной системе перевязке швов

Тип урока

Изучение трудовых приемов и операций

Цель урока

Формировать у студентов первоначальные умения и навыки правильно и качественно выполнять технические операции по однорядной системе перевязки швов при кладке стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича.

Задачи урока:

 

Образовательная

Обучить студентов трудовым действиям при выполнении технических операции по однорядной системе перевязки.

Развивающая

Развивать навыки самостоятельной работы с инструкционно – технологической картой, справочной и технологической литературой.

Воспитательная

Воспитывать внимание и организованность в работе.

Профессиональ-ные и общие компетенции

Знать:

1.Приемы укладки кирпича;

2.Организацию рабочего места;

3.Способы укладки кирпича;

4.Кладку стен в соответствии с системой перевязки и дальнейшей отделкой;

5.Технику безопасности при выполнении кирпичной кладки

Уметь:

1.Подбирать инструменты, приспособления, инвентарь;

2.Приготавливать строительную смесь;

3.Подбирать строительные материалы;

4.Подсчитать расход каменных материалов;

5.Оценивать качество выполненных работ.

Материально- техническое оснащение урока

Кирпичи, строительная смесь, основные инструменты каменщика, контрольно – измерительные инструменты каменщика, инструкционно – технологические карты, плакаты, учебники, наглядные пособия.

Методы обучения

1.Словесные (беседа, рассказ, работа с инструкционными картами);

2.Наглядные (показ трудовых приемов);

3.Практические (самостоятельная работа студентов)

Элементы пед. технологий

1.Элементы дифференцированного обучения;

2.Элементы проблемного обучения

Межпредметные связи

1.Материаловедение;

2.Технология общестроительных работ;

3.Технология каменных работ;

4.Строительное черчение

Литература

1.И. И. Ищенко, Каменные работы, Москва, Высшая школа, 2001 г.

2.О.Н. Куликов, Е.И. Ролин, Охрана труда в строительстве, Москва, ПрофОбрИздат, 2002 г.

3.И.И. Чичерин, Общестроительные работы, изд. Центр «Академия»,2009 г.Центр «Академия»,2009 г.


 

ХОД УРОКА (конспект)

п/п

Элементы внешней структуры урока

Элементы дидактической структуры урока

Содержание деятельности

Время

Деятельность мастера – инструктирование

Деятельность студента - обучение

1.

Вводная часть.

60 мин.

1.1

Организационная часть.

Подготовка студентов к работе на уроке.

Проверка явки студентов. Проверка готовности к занятию. Назначение дежурных.

Рапорт старосты группы. Настрой студентов на готовность к уроку.

2 мин.

1.2

Вводный инструктаж.

Целевая установка.

Сообщение темы, разъяснение цели и постановка задач урока.

Студенты слушают тему и поставленную цель урока.

3 мин.

     

Сегодня вы познакомитесь с кирпичной кладкой стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов.

Вы научитесь:

- правильно пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем;

- выбирать строительный материал;

- приготавливать строительный раствор.

Вы научитесь вести кладку стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича по однорядной СПШ.

Завершением нашей работы будет оценка качества выполненной работы. В течении урока учебной практики будут оцениваться результаты вашей работы по определенным параметрам:

Оценка «5» - задание выполнено в строго технологической последовательности с хорошим качеством:

-рабочее место, инструмент студента отвечает требованиям СНиП;

-подбор кирпича выполнен в соответствии со стандартом и с заданием;

-раствор подготовлен в соответствии с технологией приготовления и в нужной консистенции;

-установка порядовок и причалок выполнено правильно;

-материалы для кладки (кирпич, раствор) поданы и разложены по месту работы правильно;

-рабочее место по кладке кирпича выполнено правильно;

-контроль качества кладки произведен правильно с применением контрольно-измерительных инструментов и приспособлений;

-расшивка швов выполнена правильно, с качественной поочередностью;

-рабочее место приведено в порядок.

Оценка «4» - качество работ хорошее, оценка снижена на 1 балл за незначительное нарушение технологической последовательности выполнения задания или не выполнено не более 2 пунктов или они выполнены не качественно.

Оценка «3» - качество работ удовлетворительное или при хорошем качестве выявлены грубые нарушения техники безопасности или студент не успел выполнить задание за отведенное время.

   
 

Актуализация знаний и опыта студентов.

Опрос студентов по материалу спецпредметов «Материаловедение», «Технология каменных работ», «Технология общестроительных работ».

Студенты полно и аргументированно отвечают, задают мастеру производственного обучения интересующие их вопросы.

10 мин.

 

Формулировка вопроса

(коррекция знаний)

Ответы

1.Как осуществляется однорядная (цепная) система перевязки при кладке стен толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича?

При однорядной (цепной) системе перевязки ложковые и тычковые ряды чередуются. Поперечные швы в смежных рядах сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича, продольные на половину кирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда.

2.назвать основные способы кладки.

Существуют следующие способы кладки – вприжим, вприсык, вприсык с подрезкой раствора, вполуприсык.

3. От чего зависит выбор способа кладки?

Выбор способа кладки зависит от пластичности раствора, влажности кирпича, времени года и требований к чистоте лицевой кладки.

4.Назвать положительные стороны кладки способом вприжим.

Кладка получается прочной, со сплошным заполнением швов, плотной, чистой.

5.Назвать недостатки кладки способом вприжим.

Недостаток этой кладки в том, что каменщику приходится делать много движений операций, она более трудоемкая.

6.Рассказать технологию приготовления раствора.

Просеивание заполнителя (песка) и вяжущего (цемента), засыпание в растворный ящик, тщательное перемешивание, добавление воды, тщательное перелопачивание, доведение раствора до нужной кондиции. Раствор должен быть однородным, пластичным, нужной марки (процентное соотношение цемента и песка).

7.Основные требования по технике безопасности при выполнении учебно – производственных работ в учебной мастерской.

Студенты должны выполнять все работы в спецодежде, оборудование должно быть в исправном состоянии, рабочее место хорошо освещено о оснащено в соответствии с требованиями учебной программы. Работать только исправным инструментом.

Сообщить студентам необходимые сведения по технике безопасности в лаборатории и при выполнении кирпичной кладки.

Студенты знакомятся с техникой безопасности при выполнении кирпичной кладки и с инструкциями по электро- и пожаробезопасностью.

10 мин.

   

Формирование ориентировочной основы действий

Объяснение нового материала.

Однорядная система перевязки швов – это система, при которой все вертикальные швы перекрываются в каждом ряду, тычковые ряды чередуются с ложковыми. Поперечные швы в смежных рядах сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича, а продольные – на половину кирпича; все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда.

Вертикальное ограничение стен – это срез каменной кладки по вертикальной плоскости. Наружная верста укладывается тычком. В торцовой части перевязку обеспечивают укладкой трёхчетвёрток – их кладут сколотой плоскостью внутрь.

Кладку стен начинают с закрепления порядовок, которые устанавливают по периметру стен и выверяют вертикальность — по отвесу, а расположение порядовок в горизонтальной плоскости — по нивелиру. Порядовки располагают не только в углах и в местах пересечения и примыкания стен, но и на прямых участках на расстоянии 10...15 м друг от друга. После закрепления порядовок к ним зачаливают причалки. Чтобы исключить провисание причалки, под нее через 4...5 м укладывают маячные кирпичи на растворе или деревянные бруски. Причалка должна выступать за вертикальную плоскость стены на 3...4 мм. Причалку натягивают для каждого наружного ряда на уровне верха укладываемого кирпича. Закрепляют причалку при помощи скобы или гвоздей.

При кладке сплошных кирпичных стен по однорядной системе перевязки каждый вертикальный шов нижнего тычкового ряда перекрывают кирпичами верхнего ложкового ряда. Каменную кладку начинают с двух трёхчетвёрток, уложенных ложком, наружную версту продолжают тычками. Образовавшиеся промежутки в углах заполняют трёхчетвёртками. Второй ряд наружной версты выкладывают ложковым рядом. Трёхчетвёртки обеспечивают перевязку поперечных вертикальных швов в смежных рядах (рис. 1 б)

Рис 1 а. Однорядная (цепная) система перевязки:

1 – тычковый ряд;

2 – ложковый ряд;

7 – забутка.

Рис. 1 б. Кладка вертикальных ограничений стен по однорядной (цепной) системе перевязки толщиной в 2 кирпича

Студенты запоминают приемы указанного вида перевязки. Освоение последовательности рабочих операции при кладке стен по однорядной СПШ толщиной в 1,5; 2 и 2,5 кирпича. Наиболее совершенные методы выполнения работы. Взаимосвязь знаний, полученных на уроках «Технология каменных работ» и «Технология общестроительных работ» с практическим выполнением. Техника безопасности при кладке, безопасные приемы труда.

30 мин.

Демонстрация мастером п/о правильных операций по выполнению работы.

Мастер объясняет и показывает кладку на растворе. При этом требует особое внимание обратить на процесс, как ведут кладку с раскладкой кирпича и расстиланием раствора.

Наблюдение за выполнением мастером кирпичной кладки.

     

Группу разбиваем на 5 звеньев по 4 человека в каждом. Назначение старшего в группах. Выдача практического задания на урок. Объяснение сути выполнения задания. Требования к качеству кладки.

Студенты получают практическое задание.

5 мин

2.

Практическая (основная) часть: упражнения (самостоятельная работа) студентов.

260 мин.

2.1

Текущий инструктаж.

Формирование (отработка) новых практических знаний и способов деятельности.

Первый обход проводится с целью проверки правильности организации рабочих мест.

Студенты занимают свои рабочие места. Пользование справочной литературой и учебниками для поиска недостающих знаний (при необходимости). Распределение обязанностей между собой и начало выполнения работы.

 

Формирование практических умений и навыков деятельности.

Второй обход - наблюдение за деятельностью студентов.

Обратить внимание на правильность выполнения приемов (при необходимости, исправление ошибок).

Третий обход проводится с целью контроля правильности выполнения трудовых приемов и операций.

Выполнение трудовых операций.

Формирование навыков само- и взаимоконтроля у студентов.

Четвертый обход производится с целью контроля соблюдения технологической последовательности (при необходимости - индивидуальное инструктирование и показ).

Пятый обход – наблюдение за деятельностью студентов (при необходимости – коррекция рабочих операций).заполнение в карту критериев оценки за выполнение студентами учебно-производственных работ.

Шестой обход проходит с целью контроля за соблюдением правил техники безопасности.

Контролирование этапов работы. С помощью контрольно-измерительных инструментов студенты контролируют и оценивают свою работу и соседнего звена. Производят контроль качества выполненной работы.

Применение (закрепление, развитие) основных способов действий.

Управление технологическим процессом, накопление производственного опыта, инструктирование студентов.

Выполнение технологических операций, трудовых процессов, накопление производственного опыта.

 

Седьмой обход – прием практической работы по заданной кладке.

Оценка качества.

Развитие творческих способностей. Студенты анализируют ошибки, оценивают в целом свою работу.

3.

Заключительная часть.

40 мин.

3.1

Заключительный инструктаж.

Уборка рабочего места.

Подготовка к подведению итогов урока.

Студенты очищают от грязи и убирают в отведенное место для хранения строительный инвентарь и материал. Староста группы проверяет чистоту рабочих мест и отчитывается мастеру п/о.

20 мин.

Подведение итогов.

Мастер подводит итоги урока, разбирает характерные ошибки, успехи в выполнении задания.

Сообщение оценок.

Выдача домашнего задания (домашнее задание направлено на закрепление изученного, творческое применение знаний в новой практической ситуации).

Звенья разбирают и анализируют выполненное практическое задание.

Говорят свои недостатки, недочеты в работе и способы их устранения.

Выявляют лучшую работу.

Получение домашнего задания.

20 мин.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.