План внеклассного мероприятия с учащимися отделения изобразительного искусства на тему «Саратов в жизни Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова»

7
0
Материал опубликован 27 March 2020 в группе


Виктор Эльпидифорович  Борисов-Мусатов – выдающийся русский художник рубежа XIXXX веков, жизнь которого неразрывно связана с Саратовом.

В Саратове Виктор Эльпидифорович родился, здесь проходили его детские и юношеские годы, здесь он создавал свои замечательные произведения. В городе сохранились исторические здания, сыгравшие важную роль в его жизни. В некоторых из них сейчас расположены учебные заведения. С такими историческими местами, связанными, тем или иным образом, с жизнью Виктора Эльпидифоровича, данное внеклассное мероприятие и знакомит учащихся.

Цель данного мероприятия – дать учащимся представление о роли родного края в жизни и творчестве художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, вызывая интерес к его творчеству, к краеведению и исследовательской деятельности.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- познакомить учащихся с биографией и творчеством В.Э. Борисова-Мусатова;

- рассказать учащимся о местах Саратова, связанных с жизнью и творчеством В.Э. Борисова-Мусатова;

- провести экскурсию по этим местам, вооружившись фотоаппаратами и видеокамерами;

- простимулировать учащихся к написанию исследовательских работ, созданию презентаций и видеосюжетов на вышеуказанную тему.

Перед данным внеклассным мероприятием с учащимися проводится урок на тему «Жизнь и творчество В.Э. Борисова-Мусатова» с целью ознакомления учащихся с этапами жизни и творчества художника.

Внеклассное мероприятие является выездным и представляет собой экскурсию по местам г. Саратова, связанным с жизнью и творчеством Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова.

Экскурсия проводится по следующему маршруту:

  1. ул. Рабочая, 23;
  2. ул. Вольская, 33;
  3. ул. Белоглинская;
  4. вид на Зеленый остров;
  5. ул. Мичурина, 89;
  6. ул. Советская, 7;
  7. ул. 2-я Садовая;
  8. ул. Радищева, 39.

На экскурсию учащиеся берут с собой фотоаппараты и видеокамеры.

Посещение каждого места сопровождается подробным рассказом о том, каким образом место связано с жизнью Виктора Эльпидифоровича, что находилось на этом месте во времена Борисова-Мусатова, и что находится здесь в наше время.

Краткое описание экскурсии:

1. Начинаем мы с адреса улица Рабочая, 23, так как именно в здании, расположенном по этому адресу, Виктор Эльпидифорович родился. «В последней четверти позапрошлого века вся улица официально называлась Дворянской, но жители именовали ее так: от Никольской до Ильинской – Аничковской (по фамилии адъютанта генерала Глазенаппа и помещика, имевшего на этой улице особняк с усадьбой), следующий квартал - Петинской улицей (по фамилии штаб-ротмистра, жившего здесь), от Камышинского бульвара (на нынешней ул. Рахова) и до конца – Дворянской»[1]. По этому адресу, на углу улиц Рабочая и М. Горького, в настоящее время располагается здание театрального факультета Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова. В те времена это здание являлось  домом  генерала  Алексея Александровича Шахматова.

2. Отсюда мы направляемся на улицу Вольская, 33. Именно сюда через 6 лет семья Мусатовых переехала в собственный дом (в те времена - Плац-парад, 13). Сегодня по этому адресу располагается музей-усадьба Борисова-Мусатова, куда приходят посетители, чтобы послушать познавательный рассказ о его жизни и творчестве, увидеть вещи и фотографии, принадлежавшие художнику и его семье. Облик усадьбы на протяжении всего времени неоднократно менялся. Сначала здесь располагался одноэтажный домик, позже к нему надстроили второй этаж, а в глубине сада выстроили деревянный флигель, куда и перебралась семья Мусатовых. Самая просторная комната принадлежала Виктору. Излюбленным местом Борисова-Мусатова был сад. На одной из первых своих живописных работ художник запечатлел вид из сада на распахнутое окно дома.

3. Немного спускаемся вниз и оказываемся на пересечении улиц Вольской и Белоглинской. Улица Белоглинская нам интересна тем, что на протяжении двух десятилетий до 1991 года именовалась улицей Борисова-Мусатова.

4. Улица Вольская ведет к реке Волге. Спускаемся к Волге и с берега фотографируем Зеленый остров. Ещё будучи подростком, Виктор частенько переправлялся на острова вместе с друзьями. У него был любимый остров, который известен под названием Зеленый. Подтверждением тому являются строки  из  дневника художника: «Около Саратова на Волге есть остров. Этот остров называется Зеленым. В детстве он был для меня чуть ли не «Таинственный остров». Я знал только один ближайший его берег. Он был пустынен, и я любил его за это. Там никто не мешал мне делать первые робкие опыты с палитрой»[2]. «Именно там, среди разливов Волги, высокой лазури неба и глубокой тени деревьев, вплотную подступавших к воде, его навсегда очаровала сине-зеленая гамма»[3].

5. Следующая наша остановка – улица Мичурина, 89 (в те времена – Малая Сергиевкая улица). В настоящее время по этому адресу располагается Государственное автономное учреждение Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования». Тогда в этом здании находилось Саратовское Александро-Мариинское реальное училище, в котором большое влияние на решение Борисова-Мусатова стать художником оказали Федор Андреевич Васильев и Василий Васильевич Коновалов.

6. Направляемся к дому №7 на улице Советской. Борисов-Мусатов посещал художественную студию, школу при Саратовском обществе любителей изящных искусств, расположенную по этому адресу (в те времена – ул. Константиновская). К сожалению, не все архитектурные памятники сохранились до наших дней. На месте, где располагалось это здание, в настоящее время стоит новый жилой многоэтажный дом.

7. Предпоследняя наша остановка находится недалеко от Городского парка, на улице 2-я Садовая, в настоящее время здесь расположена Средняя школа №95. Раньше это здание было Мариинским институтом благородных девиц. В.Э. Борисов-Мусатов неоднократно бывал в институте. Здесь преподавали его друг  Михель Умерович Букиник и учитель Василий Васильевич Коновалов. Их фамилии можно увидеть на мемориальной доске, расположенной на фасаде здания неподалеку от центрального входа.

8. И последнее место, которое мы посещаем – это Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева – первый общедоступный художественный музей в провинциальной России. Здесь хранятся живописные и графические работы Борисова-Мусатова. Здесь художник не раз бывал и при жизни.

Итогом внеклассного мероприятия является написание тематических рефератов, эссе, исследовательских работ, создание презентаций и видеосюжетов учащимися.

Ребятам дается список рекомендуемых источников по теме:

  1. Список литературы:
  1. Булычёв М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Учебное пособие для средних и старших классов школ всех типов. Саратов: Региональное Приволжское издательство «Детская книга», 2000.
  2. Великие художники. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Т. 73. М.:ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011.
  3. Киселев М. Виктор Борисов-Мусатов.М.: Белый город, 2001.
  4. Русакова А.А. Русские художники. Борисов-Мусатов. – 2 изд., Л.: Аврора, 1979.
  5. Художественная галерея. Борисов-Мусатов. Выпуск №50, М.: ООО «Де Агостини», 2008.


  1. Список сайтов из интернета:
  1. http://aglomerat.livejournal.com/16171.html
  2. http://elsso.ru/cont/cul/13.html
  3. https://mybook.ru/author/tatyana-iovleva/100-znamenityh-hudozhnikov-xix-xx-vv/read/?page=6
  4. http://oldsaratov.ru
  5. http://radmuseumart.ru/
  6. https://www.culture.ru/persons/8259/viktor-borisov-musatov
  7. http://www.liveinternet.ru/users/institytka/rubric/4859726/
  8. http://www.museum.ru/
  9. http://www.palitra.co/post/467
  10. http://www.pravmir.ru/prosto-krasivaya-epoxa-viktor-elpidiforovich-borisov-musatov/
  11. http://www.sartrest-s.ru/index.php/proiskhozhdenie-nazvanij-ulits-goroda-saratov
  12. http://www.snor.ru/?m=articles&an=sc_430


  1. Фильмы:
  1. Документальный фильм «Элегия. Виктор Борисов-Мусатов». Студия спецпроектов и экспериментальных программ ГТРК «Культура», 2010.

В установленный срок проводится урок-конференция с представлением и обсуждением работ учащихся.

Такая форма работы, на мой взгляд, способствует:

  1.  выработке интереса у учащихся к изучаемой дисциплине (в данном случае – это история изобразительного искусства);
  2. расширению кругозора;
  3.  стимулирует учащихся заниматься исследовательской деятельностью, изучать краеведение.


[3] Великие художники. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Т. 73. М.:ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», 2011


Саратов в жизни Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова
PPTX / 4.29 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации