Влияние ментальной математики на успеваемость детей 2 класс
Пояснительная записка к презентации
Комитет по образованию города Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №25»
I Городская научно-практическая конференция детей
«Первые шаги в науку»
Психолого-педагогическое направление
Тема: Влияние ментальной арифметики на успеваемость детей
Выполнила
Базарова Лыгжима
ученица 2 «Б» класса МАОУ «СОШ №25»
Руководитель:
Руководитель: Буянтуева Сэсэг Дондоповна
Учитель начальных классов
г. Улан-Удэ
2022 год
Содержание
Введение……………………………………………………….……………………..... | 3 |
Глава i. О ментальной арифметике…………………………………………..…….. История возникновения ментальной арифметики……………………...…..... | 4 4 |
Плюсы и минусы ментальной арифметики………………………………….......... | 6 |
Глава II. Влияние ментальной арифметики на успеваемость детей в школе …..… 2.1. Анкетирование и опрос как метод исследования влияния МА на успеваемость детей в школе…………………………………………………………………………… | 8 8 |
2.2 Обработка и анализ результатов анкетирования и опроса…………….................. | 8 |
Заключение………………………..…………………………………….……………..… | 9 |
Список использованной литературы…………………………………….…………..… | 10 |
Приложения......................................................................................................................... | 11 |
Не секрет, что ключевые навыки, определяющие успех человека в будущем, закладываются в детстве. Сейчас очень популярными становятся различные методики развития интеллекта. Особое место занимает ментальная арифметика – специальная техника быстрого устного счета и методика достаточно молодая и в то же время очень древняя.
Во многих странах Азии ментальная арифметика является обязательным предметом, с которого дети начинают обучение в школе. Очень активно применяют техники ментальной арифметики в Турции, Казахстане, Малайзии и странах Северной Америки.
Я видела много таких реклам: «Ментальная арифметика не только метод счета в уме. Это целая программа по развитию как умственных, так и творческих способностей». Так как я сама дополнительно занимаюсь ментальной арифметикой мне бы хотелось понять, как эти занятия связаны на успех в школе и на зрительную память?
Цель моей научно-исследовательской работы: методом анкетирования оценить влияние ментальной арифметики на успеваемость детей.
Объект исследования: занятия по ментальной арифметике.
Предмет исследования – воздействие ментальной арифметики на успеваемость в школе, сравнить память у детей, посещающих МА с детьми не обучающихся МА 2 «Б» класса СОШ № 25.
Задачи:
- найти информацию о ментальной арифметике;
- провести анкетирование среди родителей;
- провести опрос среди родителей 2 «Б» класса.
Методы исследования:
-изучение литературы;
- анкетирование;
-опрос.
Глава I. Понятие ментальной арифметикиМентальная арифметика – это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи абакуса (соробан). Программу занятий МА составляют механические упражнения пальцами на счетах, счет в уме и упражнения на концентрацию, внимание и логику. Помогает значительно увеличить скорость мышления и способность к творческим дисциплинам. Подходит детям и взрослым [1]. Результатом занятий является способность быстро вычислять в уме многозначные цифры без использования калькулятора.
Как утверждают учителя МА, наибольший результат дает изучение ментальной арифметикой в возрасте от 4 до 16 лет. Возможно обусловлено биологическими способностями организма воспринимать новую информацию. За счет упражнений восстанавливается моторика рук и повышается нейропластичность мозга. Программа занятий по ментальной арифметике включает в себя несколько этапов. Во-первых – это работа с абакусом, и следующим этапом является переход с работы абакусом на вычисления в уме или, по-другому, называют – ментальный счет [2].
История возникновения ментальной арифметики
С древних времен у людей появилась необходимость считать различные предметы, и они всеми способами пытались придумать простые способы выполнения различных задач. Первым способом ведения счета древний человек использовал пальцы рук и ног. Загибая их в определенные фигуры, они научились считать не только единицы и десятки, но даже сотни и тысячи. Таким способом им удавалось вести счет до миллиона. Следующим этапом развития математического счета применяемого в быту стал счет при помощи зерен, камешков, раковин, зарубок на костях и других мелких подручных средствах. Этим методом активно пользовались торговцы при расчете со своими покупателями.
История ментальной арифметики (МА) берёт своё начало в Древней Греции и Месопотамии (около 5 000 тысяч лет назад). Именно тогда появился невероятный способ, который стимулирует развитие обоих полушарий головного мозга и позволяет развить память, внимание и устный счет до фантастических результатов.
В основе методики лежат древние счеты-абакус. Это инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. В Китае их называют суаньпань (рисунок 1), в Японии – соробан (рисунок 2). Отличие от современного калькулятора состоит в том, что он не развивает интеллект и не заставляет человека думать, а абакус дает умение считать на нем, также тренирует мозг, развивает нейронные связи между обоими полушариями, творческие способности и интеллект.
Рисунок 1. Китайский суаньпань
Рисунок 2. «Японский соробан».
МА начала обретать «обороты» примерно в 2011 году. Согласно рекламным роликам образовательных центров, «ментальная арифметика – это инновационная программа развития интеллектуальных и творческих способностей детей с помощью абакуса». Евразийская ассоциация организаций ментальной арифметики утверждает, что еще 2000 лет назад в Вавилоне абакус использовали в астрономии, геометрии и торговле. Также известно, что в 1985 – 1990 годы Китай, Вьетнам, Япония и Малайзия запустили программу ментальной арифметики в школах с целью развития и тренировки мозга детей [2].
Строение Абакуса, как видно, из рисунка 2 имеет довольно простое строение. Прямоугольная рамка содержит нечетное количество вертикальных стержней (чем больше их число, тем с большим разрядом цифр можно проводить расчеты). На каждом стержне по 5 бусин, разделенных перекладиной – над полосой одна бусина, под полосой – 4. Четыре нижние бусины называются «земными», и каждая представляет собой единицу. Верхняя бусина называется «небесной» и считается за 5 земных. В зависимости от количества стержней абакуса меняется разряд чисел, которые можно выставить на нем. Положение «Ноль» на абакусе. Положение, в котором небесные бусины находятся вверху, а земные внизу, обозначает «0». Придвигая бусины к перекладине, начинается счет [2].
«Абакус» происходит от слова «абак» (в пер. с латинского abacus – доска) – счетная доска, которая применялась приблизительно с V века до н.э. в Древней Греции, в Древнем Риме и в Китае (рисунок 3). Первоначально абак, вероятно, появился в Древнем Вавилоне 3 тысячи лет назад до н.э. и представлял собой доску, в которой были сделаны специальные углубления в виде линий.
Рисунок 3. «Абак»
1.2. Плюсы и минусы ментальной арифметики
Положительные и отрицательные качества МА, найденные в [1 – 3] отражены в таблице 1.
Таблица 1. Плюсы и минусы ментальной арифметики.
Плюсы ментальной арифметики | Минусы ментальной арифметики |
Развитие памяти, внимания, концентрации. | возможны поспешность и, соответственно, допускаются ошибки; |
Развитие мелкой моторики | Дороговизна обучения |
Быстрый счет и скорость мышление | |
Интерес к учебе и новым знаниям | |
Развивает визуально-пространственное мышление | |
Усидчивость и собранность |
Как видно из таблицы, что положительных качеств все-таки больше. Но самым большим недостатком ментальной арифметики является дороговизна. Стоимость моего обучения составляет 3200 рублей за 2 часа обучения в неделю с учителем. Еще необходимо приобретать рабочие тетради.
За время обучения МА я участвовала в Международной олимпиаде в Республике Крым, г. Евпатория, заняла II место в категории «прямой счет» (Приложения 1, 2).
Многие ученые исследовали влияние ментальной арифметики на умственные способности детей. И пришли к выводу, что изучение абака детьми не только способствует улучшению их математических навыков, но и, возможно, способствует повышению успеваемости по другим предметам [3].
Глава II. Экспериментальное исследование влияния ментальной арифметики на успеваемость в школе и зрительную память
2.1. Анкетирование и опрос как метод исследования влияния МА на успеваемость детей в школе.
В качестве методов получения информации использован метод самый простой способ – анкетирование. Анкетирование является одним из методов исследования.
В детском центре развития провели анкетирование среди родителей, чьи дети посещают ментальную арифметику.
Раздали анкету со следующими вопросами:
Почему решили отдать ребенка на ментальную арифметику?
Как давно Ваш ребенок занимается ментальной арифметикой?
Как считаете, влияет ли занятия по ментальной арифметике на успеваемость в школе? (варианты ответов: да или нет)
Если предыдущий ответ был «да», то как влияет: есть улучшения или нет улучшений в успеваемости? И по каким предметам есть улучшения (просьба перечислить)?
Мешает ли ментальная арифметика осваивать школьную программу по предмету «Математика»?
Как считаете, влияет ли ментальная арифметика на память вашего ребенка?
Опрос среди родителей 2 «Б» класса
Также был проведен опрос среди родителей 2 «Б» класса. И заданы следующие вопросы, с двумя вариантами ответов – да или нет:
Известно ли вам, что такое ментальная арифметика?
Нужна ли ментальная арифметика в школе?
Мешает ли ментальная арифметика осваивать школьную программу по предмету «Математика»?
Как считаете, влияет ли ментальная арифметика на память вашего ребенка?
По вашему мнению, влияет ли занятия по ментальной арифметике на успеваемость в школе?
2.2. Обработка и анализ результатов анкетирования и опроса
Анкетирование было проведено среди 12 родителей, чьи дети занимаются ментальной арифметикой. Возраст детей – от 5 до 10 лет. В результате опроса получили следующие ответы.
На вопрос «Почему решили отдать ребенка на ментальную арифметику?» Ответ родителей был разный, например, написали: научить считать, для развития умственных способностей и т.д.
В основном дети, которых анкетировали занимались МА от 5 месяцев до двух лет.
На вопрос «Как считаете, влияет ли занятия по ментальной арифметике на успеваемость в школе?». Родители единогласно ответили, что занятия по МА положительно повлияло на успеваемость в школе. Ответ родителей был вполне предсказуем, что улучшения наблюдается по предмету «Математика». Но двое родителей ответили, что повлияло и на чтение.
На пятый вопрос – все ответили, что традиционной школьной программе по математике не помешало.
Шестой вопрос требует отдельного исследования. И ответ родителей в принципе был примерно одинаков, что МА помогает ребенку усваивать информацию быстрее и у ребенка повышается зрительная память.
Опрос был проведен среди родителей 2 «Б» класса в приложении-мессенджере.
По первому вопросу: 63 % – знакомы с МА, остальные ответили «нет»
Во втором вопросе родители ответили 100%-ым согласием, что данная методика нужна в школе.
На третий вопрос был единогласный ответ, и МА не мешает основной программе.
Ответ на четвертый вопрос: 100% родителей считают, что все-таки влияет на память детей.
На последний вопрос родители считают, что МА влияет на успеваемость детей в школе.
Ментальная арифметика развивает образное мышление и мелкую моторику рук. Представляя в уме абакус, нужно натренировать свое воображение. А работа на древних счётах способствует развитию ловкости и цепкости пальцев. Также тренируется память и ребенок учится быстро и легко справляться со сложными примерами по математике.
Заключение
Таким образом, по результатам анкетирования и опроса среди родителей чьи дети занимаются МА и родителей 2 «Б» класса СОШ №25 можно сделать следующие выводы, что ментальная арифметика положительно влияет на успеваемость в школе. И родители не против, если введут ментальную арифметику как обязательный школьный предмет.
Я сама занимаюсь ментальной арифметикой уже 5 месяцев. Научилась быстро выполнять арифметические действия над двузначными числами. И сейчас уже могу умножать числа ментально.
Считаю, что ментальная арифметика положительно влияет на успеваемость детей.
Список использованной литературы
Р.Р. Багаутдинов, Р.И.Ганиев, Ш.Ф. Шеймарданов. Анализ влияния ментальной арифметикой на интеллектуальные и творческие способности детей // Педагогический журнал Башкоркостана. № 1/2020. С. 22 – 34
Малсан Би. Ментальная арифметика для всех. 2017, 15 с.
Упражнения по формулам в Ментальной Арифметики (mentalar.ru)
Приложение 1
Фотография участия в Международной Олимпиаде в Республике Крым, г.Евпатория
Приложение 2
Копия Диплома Победителя в Международной Олимпиаде по ментальной арифметике
2