ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Путин предложил вернуться к школьной форме
МОСКВА, 27 декабря 2012 — РИА Новости. (Рис.1,2)
Важно восстанавливать лучшие школьные традиции, включая воспитательную роль школы. Уже говорил неоднократно о своем предложении вернуться к ученической форме», — сказал Путин на заседании Госсовета. При этом он отметил, что она не должна быть одинаковой во всех школах.
«Разумеется, она не должна быть одинаковой везде и всюду, но надо сделать так, чтобы всем детям было в школе комфортно — независимо от национальности, вероисповедания. И тем более от достатка родителей», — добавил он. Он попросил членов госсовета подумать об этом.
Все понимают значение и смысл одежды. Уже с детства у человека формируются определенные пристрастия, свой личный стиль. Конечно, первичной остаются защитная функция одежды, но существуют еще другие нюансы функций одежды, которые человек подсознательно учитывает.
Множество экспериментов, проводимых психологами в течение нескольких лет, подтверждают, что впечатления, которое у нас складывается о человеке, во многом зависит в его манере одеваться а, следовательно, это хорошее или плохое впечатление останется от данной компании, которую представляет этот человек, что существенно скажется на прибыли фирмы.
Из всего сказанного выше можно утверждать, что у единой формы есть свои преимущества, но одно из самых главных – это ее дисциплинирующее воздействие, что немаловажно в образовательных учреждениях. Не зря же в советские времена именно школьная форма была обязательной для каждого школьника. Традиция эта идет еще с довоенных времен.
Сейчас же это правило поддерживают престижные лицеи или гимназии. И не зря, ведь действительно, в школах, где единой формы нет, учителям приходится прилагать гораздо больше усилий для борьбы с распущенностью отдельных учеников или вызывающим поведением некоторых старшеклассниц, которые ходят на уроки в чересчур откровенных нарядах. А школьная форма, пошитая на заказ в ателье, решает эту проблему очень просто. Какой бы дизайн ни придумали модельеры ателье для школьной формы, этот дизайн в любом случае будет строгим и деловым, не допускающим вольностей и не отвлекающим учеников от основного занятия – изучение школьной программы.
Не остаются в стороне от обсуждения этого вопроса наши политики депутат Госдумы Евгений Богомольный сказал: « В школе ученик должен учиться. И если что-то демонстрировать, то это знания, а не устраивать показ мод, внешности и толщину кошельков своих родителей»
Поэтому тема школьной формы достаточно актуальна. Ведь если посетить наши российские школы, то можно наблюдать полный хаос во внешнем виде учеников. И становиться не понятно, пришли ли они учиться и получать знания или все же они находятся в спортзале. Это же, по нашему мнению, впоследствии является одной из немаловажных причин школьной неуспеваемости: дети в повседневной одежде не настроены, усваивать информацию, которую им дает учитель, ведь их внешний вид не способствует внутренней концентрацией на учебу.
Мы считаем, что форма является неотъемлемой «частью» ученика и тем фактором, который влияет на взаимоотношения в классе, так как школьная форма несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Когда одни ученики одеты в костюмы из дорогих бутиков, а другие – в одежду из магазина Second Hand, а разница в доходах их семей весьма заметна. Впоследствии дети из малообеспеченных семей по этому поводу сильно комплексуют и переживают, «закрываются в себе». А это же несет в себе и неуспеваемость, и нарушенные отношения с одноклассниками, а, следовательно, и не сплочённость коллектива.
С целью выявления отношения учащихся школы к форме нами был разработан опрос для учащихся 6-8 классов. Он состоял из семи вопросов, которые, на наш взгляд, отражают реальное отношение учеников к форме.
Мы провели анкетирование среди 30 школьников, 12 родителя.
- На вопрос нравится ли Вам классический стиль в одежде большинство учащихся (87%), родителей (100%), учителей (78%)- ответили положительно.
- На вопрос носите ли Вы школьную форму учащиеся ответили нет 67%, родители ответили носят ли их дети школьную форму нет- 45% .
- На вопрос нравится ли вам школьная форма большинство учащихся ответили -нет не желанием ее носить стали аргументы:
- Школьная форма не позволяет выражать ученикам свою индивидуальность.
- Нет возможности показать весь гардероб модной одежды.
- Нет желания быть «белой вороной».
- На вопрос хотели ли изменить школьную форму учащиеся ответили да-90% ( предпочтение было отдано джинсам, спортивной одежде, украшениям, высоким каблукам, шарфикам, поясам) родители так же хотели бы изменить школьную форму – 64% , учителя -20%( многие ответили так: школьная форма должна быть из качественных, натуральных или соответствующих СанПиНу тканей, доступной по цене, разнообразной в соответствии с возрастом детей, течением моды и в тоже время «не кричащей».
- На вопрос влияет ли школьная форма на взаимоотношения в классе учителя, ученики и родители ответили почти одинаково -75%,70% и 77%- ответили - «да», комментарии были такими;
- Дети из состоятельных семей одеваются лучше и в классе возникают разделения по группам.
- В классе возникает конкуренция.
- Детей, которые постоянно носят форму и выполняют требование школы, называют «подлизы», а быть «белой вороной» не хочется.
- На вопрос влияет ли школьная форма на успеваемость учащиеся( 85%) ответили –нет, а педагоги (65%) и родители (83%)- ответили «да». Комментируя ответы; Учащиеся высказали мнение, что одежда на уровень знаний никак не влияет. А учителя и родители высказали другое мнение, что влияние имеет место косвенно, так как отвлекает от учебы, мешает сосредоточиться ( украшения, тесная одежда или обувь).
В итоге мы пришли к следующим выводам:
1. В школьной форме ученик чувствует себя уверенно, т.к. не подчеркивается различие во внешнем виде (все его одноклассники одеты так же).
2. Форма в школе смягчает видимые признаки социального расслоения, что положительно влияет на отношения между одноклассниками.
3. Психологический комфорт способствует лучшему восприятию информации.
4. Деловой стиль способствует внутренней дисциплинированности, что также влияет на успеваемость.
5.Нужна ли нам форма? Я отвечу однозначно: да, нужна. Может быть, форма имеет массу минусов (одинаковый фасон, «скучный» цвет, потеря индивидуального стиля), но именно форма помогает ученику почувствовать разницу между двором, где он гуляет, и серьёзным учебным заведением. В будущем форма повлияет на стиль ученика ( униформа).
6.Внешний вид - это вторичный аспект по отношению к внутренним качествам человека. И очень важно научить ребенка проявлять свою индивидуальность через поступки и мысли, а не через «красивую обертку» одежды. И к школьной форме можно подойти творчески, дополнив костюм аксессуаром ( галстук, шарф) подобранным по своему желанию.
7.Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
- Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
- Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
- Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
- Школьная форма экономит деньги родителей.
Все это помогает сосредоточиться на учебе и повысить свою успеваемость, а также способствует улучшению взаимоотношений с одноклассниками.
Беседуя с медработником и психологом школы, я убедилась, что единая школьная форма имеет значительно больше достоинств, чем недостатков, тем более что их можно преодолеть при разумном подходе к делу. Таким образом, в итоге проведённой исследовательской работы мне удалось подтвердить гипотезу. Мы получили больше информации по истории единой школьной формы в России и в мире. Мы увидели различные варианты школьных костюмов, узнали мнение специалистов по этому вопросу, и их мнение подтвердилось о пользе единой формы одежды в школе. А это, конечно, позволит избежать бессмысленных конфликтов.