Публикация «Планирование и организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся СПО»
Автор-разработчик: преподаватель истории Т.В.Домашева
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОУП.04 ИСТОРИЯ
Аннотация
В представленной статье идёт речь о планировании внеаудиторной самостоятельной работы по предмету. Модернизация образования в целом, системы профессионального образования, в частности, требует от современного образовательного учреждения развития у студентов качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности. Одна из таких компетенций, необходимых человеку в любой профессиональной деятельности – способность работать самостоятельно без постоянного руководства. Для формирования таких компетенций 50% часов от обязательной учебной нагрузки отводится на самостоятельную внеаудиторную деятельность. Самостоятельная работа является важной частью учебного процесса, и значение ее в перспективе будет возрастать. Рациональное управление учебным процессом обеспечивает становление специалиста, отвечающего требованиям социального заказа. Продуманное привлечение студентов к поиску способов овладения специальными приемами учебной деятельности, направленными на качественное усвоение учебного материала, развивает их инициативу, деловитость, самостоятельность.
Преподавание предмета «История» требует активизации и поиска новых методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения вообще и внеаудиторной работы по дисциплине в частности. Внеаудиторная деятельность – это такая работа студентов, которая имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется преподавателем и содействует углублению знаний студентов в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей. Развитие у студентов способности к самостоятельной работе с источниками информации по истории связано с пониманием исторического события, их причин и умением делать выводы, со знанием основных видов источников информации, овладением приёмами познавательной деятельности. Формирование исторических знаний и развитие у студентов самостоятельности в учебной деятельности находятся в тесной взаимосвязи. Чем выше активность студентов и их способность к самостоятельной учебной деятельности, тем выше объём и качество знаний, тем в большей степени создают условия для активности и самостоятельности учебной деятельности на уроке и вне его. Когда у студентов формируется система исторических знаний, развивается самостоятельность и способность усвоить исторический материал, тогда изменяется и роль преподавателя истории в обучении и воспитании.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по истории составляет 58 часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа по истории спланирована в соответствии с письмом Минобразования России от 29.12.2000г. № 16-52-138ин/ 16-13 и Положения о самостоятельной работе в ОБОУ СПО « Курский техникум связи».
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ИСТОРИИ
В результате самостоятельной работы по истории студенты должны
- систематизировать и закрепить теоретические знания по истории;
- углубить и расширить теоретические знания по истории;
- сформировать умение использовать нормативную, справочную литературу, умение работать с историческим источником, специальной литературой;
- развить познавательную активность, творческую инициативу, ответственность и организованность;
- развить исследовательские умения;
- приобрести знание содержания, сущности и характера исторического процесса;
- расширить кругозор;
- уметь анализировать историческую информацию, представленную в различных знаковых системах;
-представлять результаты своей деятельности в формах конспекта, реферата, исследования, проекта и т.д.
- сформировать универсальные учебные действия и общие компетенции, необходимые в профессиональной деятельности и повседневной жизни;
ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В этом разделе более подробно спланирована самостоятельная работа по темам, часам, видам деятельности и уровням сложности. Предусмотрены три уровня сложности: первый уровень соответствует оценке «удовлетворительно», второй уровень соответствует оценке «хорошо», третий уровень – оценке «отлично». Скорость и прочность усвоения самостоятельно изучаемого материала зависит от владения навыками самостоятельного умственного труда, психологических особенностей личности в процессе восприятия, осмысления, запоминания, а также организованности, собранности, умения сосредоточиться. Тем не менее, составление графиков недельной учебной нагрузки регулирует самостоятельную работу обучающихся, приучает их к систематичности в работе и в конечном итоге положительно влияет на результат.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Каждый вид деятельности раскрывается в инструкциях по выполнению, пользуясь которыми обучающийся самостоятельно выбирает уровень сложности выполнения самостоятельной работы.
Программа самостоятельной работы по дисциплине История
№ п\п | Темы | Часы | Задания | Деятельность студентов | ||||
Уровень сложности ( форма представления) ( по выбору студента) | ||||||||
1 | 2 | 3 | ||||||
Тема: Цивилизации Древнего мира и Средневековья (4 часа) | ||||||||
1. | Наступление «варваров» в Евразии. Закат Римской империи | 1 | Исследование | Мини-исследование вопроса | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Публичное представление результатов исследования | ||
2. | Культурное наследие Византии | 1 | Реферат | Реферат-конспект | Реферат-обзор | Реферат-доклад | ||
3. | Повседневная жизнь западноевропейцев в Средние века | 1 | Исследование | Мини-исследование вопроса | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Публичное представление результатов исследования | ||
4. | Экспансия ислама | 1 | Исследование | Мини-исследование вопроса | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Публичное представление результатов исследования | ||
5. | Крестовые походы и их результаты. | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Публичное представление результатов исследования | ||
Тема: История России с древнейших времен до конца XVII века ( 7 часов) | ||||||||
1. | Появление славян. Славяне в VIIX вв. | 1 | Конспект | Конспект-план по 2 источникам | Конспект-схема по 2 источникам | Конспект-схема и текстуальный конспект по 4 источникам | Конспект-схема и текстуальный конспект по 7 источникам | |
2. | Монголо-татарские завоевания Руси | 1 | Реферат | Реферат-конспект | Реферат-обзор | Реферат-доклад | ||
3. | Культура Руси XXIII вв. | 3 | Творческая работа | Подборка иллюстраций, слайдов по теме | Презентация | |||
4. | Правление Федора Алексеевича и царевны Софьи | 1 | Реферат | Реферат-конспект | Реферат-обзор | Реферат-доклад | ||
5. | Культура и быт Руси | 1 | Реферат | Реферат-конспект | Реферат-обзор | Реферат-доклад | ||
Тема: Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVIXVII ( 4 часа) | ||||||||
1. | Государства Азии в позднем Средневековье | 1 | Реферат | Реферат - конспект | Реферат - доклад | |||
2. | Реформация и религиозные войны | 1 | Конспект | Конспект-план по 2 источникам | Конспект-схема по 2 источникам | Конспект-схема и текстуальный конспект по 4 источник | Конспект-схема и текстуальный конспект по 7 источникам | |
3. | Террор времен Французской | 2 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Публичное представление результатов исследования | ||
Тема: Россия в XVIII в ( 2 часа) | ||||||||
1. | Личность Петра | 1 | Реферат | Реферат-обзор | Реферат-доклад | |||
2. | Русская культура XVIII в | 1 | Творческий проект | Презентация | ||||
Тема: Становление индустриальной цивилизации ( 6 часов) | ||||||||
1. | Облик и противоречия промышленной эпохи | 2 | Работа со справочными изданиями Доклад | Словарь терминов Доклад | Глоссарий Доклад | Тезаурус Доклад | ||
2. | Тридцатилетняя война | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | |||
3. | Франко-прусская война 1870-1871гг | 1 | Реферат | Реферат-конспект | Реферат-обзор | Реферат-доклад | ||
4. | Образование США | 1 | Реферат | Реферат-обзор | Реферат-доклад | |||
5. | Процесс модернизации в традиционных обществах Востока | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | |||
Тема: Россия в XIX веке ( 8 часов) | ||||||||
1. | Куряне - декабристы | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Публичное представление результатов исследования | |||
2. | Общественная жизнь при Николае I | 1 | Справка | Написание справки | Написание справки с обоснованием | Написание справки в соответствии с заявленной формой и полнотой содержания | ||
3. | Александр II Освободитель | 1 | Реферат | Реферат- обзор | ||||
4. | Народничество на курской земле | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | |||
5. | Россия в системе международных отношений | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
6. | Пореформенная Россия. Александр III Миротворец | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
7. | «Золотой век» русской культуры | 2 | Творческий проект | Подборка иллюстраций, слайдов по теме | Презентация | |||
Тема: Между мировыми войнами ( 12 часов) | ||||||||
1. | «Прекрасная эпоха»: западное общество в начале XX века | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
2. | Россия в первой мировой войне: фронт и тыл | 1 | Творческий проект | Иллюстрации, схемы, таблицы, карты боевых действий | Презентация | |||
3. | Политические партии в февральской революции | 2 | Справка | Написание справки | Написание справки с обоснованием | Написание справки в соответствии с заявленной формой и полнотой содержания | ||
4. | Версальско –Вашингтонская система мирового устройства | 1 | Конспект | Конспект-план по 2 источникам | Конспект-схема по 2 источникам | Конспект-схема и текстуальный конспект по 4 источникам | Конспект-схема и текстуальный конспект по 7 источникам | |
5. | «Серебряный век» русской культуры | 2 | Творческий проект | Иллюстрации, схемы, таблицы, карты боевых действий Презентация | Презентация | |||
6. | Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века. | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
7. | Идеология и организация «белого» движения в России | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
8. | « Красный террор» в воспоминаниях и оценках современников | 1 | Систематизация источников | Список литературы | Библиографический список ( минимальный набор источников 5-7) | Библиографический список ( максимальный набор источников 7-10) | ||
9. | Советско – финская война | 1 | Реферат | Реферат - конспект | Реферат-обзор | Реферат-доклад | ||
10. | Первые пятилетки: достижения и цена | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
Тема: Вторая мировая война ( 3 часа) | ||||||||
1. | На путях ко второй мировой войне | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
2. | Курская битва | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
3. | Антигитлеровская коалиция | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
Тема: Мир во второй половине XX века ( 2 часа) | ||||||||
1. | Последствия НТР | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
2. | Крушение колониальной системы | 1 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом | ||
Тема: СССР в 1945- 1991гг.( 4 часа) | ||||||||
1. | Семинар | 4 | Подготовка к семинару | Подбор и обобщение информации в виде тезисов | Анализ литературы и конспектирование источников | Публичное выступление с оценкой и выводами по теме семинара | ||
Тема: Россия и мир в XXI веке ( 2 часа) | ||||||||
1. | Евроатлантическая цивилизация во второй половине XX XXI веках | 2 | Исследование | Мини-исследование проблемы | Проведение исследования с отчетом в письменной форме | Проведение исследования с публичным отчетом |
Самостоятельная работа студентов приобретает новый оттенок в связи с необходимостью выполнения индивидуального проекта – как форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), осуществляемую самостоятельно под руководством.
Примерные темы индивидуальных проектов:
Интегративные индивидуальные проекты:
Историко - литературные проекты:
1. Россия молодая . ( А.Толстой « Петр I», Д.Мордовцев « Державный плотник» и др.)
2. «Советский строй отменил человека». Ф.Степун ( Е.Гинзбург « Крутой маршрут», А.Рыбаков « Дети Арбата», А.Солженицын « Архипелаг ГУЛАГ» и др., В. Шаламов « Колымские рассказы» и др.)
3. Гражданская война. ( М. Булгаков « Белая гвардия», Б. Пастернак « Доктор Живаго» и др.)
4. Серебряный век или декадентство? Историческая канва Серебряного века.
Историко – математические проекты:
1. Методы математического исследования в истории.
Историко – краеведческие проекты:
1.Историческая летопись Курского края.
2. Архитектурные страницы истории Курского края. ( фоторепортаж, фотоотчет)
II. Исторические проекты:
1. Возможные альтернативы исторического развития России в начале XX.
2. Проблемные вопросы истории возникновения Древнерусского государства.
3. « Москва – третий Рим» : проблемы создания централизованного государства.
4. «Революций без жертв не бывает. Остальное - нюансы» В. Молотов. ( исследование )
5. Что случилось 22 июня 1941 г.: споры вокруг версии о готовящемся превентивном ударе СССР по Германии.
7. История моей семьи – история моей страны.
8. Великая Отечественная война глазами современников и их потомков.
9. Отношения России и Восточной Европы после распада СССР
10. Отношения России на постсоветском пространстве.
ИНДИКАТОР САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В этом разделе представлены выполненные работы с приложением заданий к тем или иным темам и сводная ведомость оценки внеаудиторной деятельности по темам. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или по группам в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности, уровня умений обучающихся. Контролю, за выполнением самостоятельной работой студентов, следует уделять особое внимание. Систематический контроль позволяет выявить успехи в обучении, пробелы и недостатки в знаниях, дать предварительную оценку качеству усвоения изученного. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по истории в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность учебных умений и действий;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ ПО ФОРМИРОВНИЮ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ
Содержание | Логические действия | Компетенции самостоятельной работы |
Отбор материала по теме | - Составление библиографии; -Выделение материала прямо или косвенно касающегося темы | -умение работать с первоисточниками; -знание типов каталогов; -навык работы со справочной литературой; |
Группировка материала | - Выделение групп; - Отнесение материала к группам | - умение работать с первоисточником; -умение вести записи по прочитанному; - умение систематизировать материал. |
Осознание последовательности отдельных фактов и положений | - Установление взаимосвязи между отдельными фактами и положениями.- Составление логического плана темы. | - умение видеть структуру изложения материала; - умение составлять простой и сложный план. |
Выделение основного и второстепенного | - Выделение основных мыслей, идей. - Поиск фактов, подтверждающих данную идею, мысль. | - умение работать с первоисточником; - умение вести записи по прочитанному; - умение видеть структуру изложения материала; - умение делать выписки; - умение написать конспект |
Сравнение и обобщение | - Установление сходства. - Установление различия. - Суммирование результатов | - умение анализировать явления ( факты); - умение расчленить изучаемые явления ( факты) на составляющие элементы. |
ИНСТРУКЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ИНСТРУКЦИЯ № 1
РЕФЕРАТ
Реферат – это изложение сущности какого – либо вопроса, исследование конкретной проблемы. Поэтому для раскрытия темы реферата необходимо исследовать несколько источников( например, две или более монографий историков – специалистов по данной проблеме и имеющих различную точку зрения на данный вопрос). Реферат способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать и делать выводы.
Материал в реферате излагается с позиции автора исходного текста и не содержит никаких элементов интерпретации или оценки.
Реферат должен быть написан строго по плану и иметь четкую структуру.
Структура реферата по истории.
Вводная часть. Обоснование выбора темы:
Её актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем.
Новые современные подходы к решению проблемы.
Наличие противоположной точки зрения на проблему в науке.
Частое несоответствие обыденных представлений и научных знаний о заинтересованном факте истории.
Личные мотивы возникновения интереса к теме.
Основная часть.
Определение проблемы или изложение объективных историй сведений по теме реферата.
Критичный обзор источников.
Собственные версии и оценки.
Заключение, вывод.
Основные выводы.
Результаты и личная значимость проделанной работы.
Перспективы продолжения работы над темой.
Учитывается.
Определение проблемы и вопроса, подлежащих рассмотрению, наличие плана.
Отбор и анализ источников литературы.
Последовательность и полнота изложения темы.
Раскрытие версий и оценок, выявленные спорные вопросы, изложение и аргументация своей точки зрения.
Наличие и обоснованность выводов.
Стиль, язык изложения.
Оформление работы (цитирование, ссылки и сноски, список литературы).
Модель защиты реферата выбирается произвольно:
«классическая».
«индивидуальная».
«творческая»-стенд с документами и иллюстративными материалами по теме исследования, их комментарии, слайды, видео, аудио, яркое оригинальное представление фрагмента основной части реферата.
Определенную ценность в реферате представляют приведенные по тексту таблицы, сводные ведомости, картосхемы, иллюстрации и т.д.
Для уровня узнавания, понимания предлагается реферат – конспект – работа с ограниченным количеством источников ( 2-3), составление конспекта на основе отобранной информации по заданной теме.
Для уровня применения знаний по образцу предлагается реферат – обзор, что предполагает использование большего числа источников (3-4) и обзорного изложения проблемы.
Для творческого уровня предлагается реферат – доклад, т.е. публичное выступление. Критериями устной защиты являются: умение ясно выражать свои мысли в устной форме, умение чётко отвечать на вопросы по существу, делать коррективные и взвешенные умозаключения.
ИНСТРУКЦИЯ № 2
ИССЛЕДОВАНИЕ
Исследование – глубокий анализ и изучение предложенной проблемы, предполагает решение следующих задач:
-овладеть знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
- научиться работать с литературой;
- анализировать и обобщать, сравнивать, делать выводы, доказывать
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Внимательно прочитайте текст и задания к нему.
Определите объект изучения (личность, событие, название какой-либо партии и т.д.)
Отметьте в тексте имена, названия, события, которые могут быть наводящей информацией.
Установите связь между выделенными именами, названиями событий и заданием к тексту.
Подберите несколько вариантов ответов, а затем последовательно обдумайте каждый и выберите наиболее вероятный.
Запишите ответ
ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ С АНАЛИТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
ОБОБЩЕНИЕ Вспомнить характерные черты заданных исторических объектов. Сопоставить их между собой. Выделить общие черты. |
СРАВНЕНИЕ Выписать характеристику заданных исторических объектов. Сопоставить их между собой. Выделить общие черты. Определить различия и записать. |
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА Прочитать внимательно заданную историческую ситуацию. Установить причинно-следственную связь. Проследить отрицательные и положительные последствия событий или деятельности личности. |
Мини- исследование: прочитать, продумать основные идеи проблемы, изложить их в виде последовательных пунктов – тезисов.
Исследование с отчетом в письменной форме: извлечение авторских тезисов из текста и формулирование основных положений своими словами, допускается запись части фактического материала.
Исследование с отчетом в устной форме: работа по образцу в\у варианта, но с устным ответом (отчетом).
ПАМЯТКА ПО ТРЕБОВАНИЮ К КАЧЕСТВУ УСТНОГО ОТВЕТА
Содержательность, т.е. правильное, глубокое, конкретное освещение темы.
Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования языковых средств, выбора точных эпитетов и т. д.
Правильность и чистота речи.
Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
ИНСТРУКЦИЯ № 3
КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
Конспектирование – это сжатое письменное изложение основного содержания текста с выделением наиболее значимых его положений. Студенты наглядно видят, как план источника сначала наполняется основными положениями (тезисами), а затем фактами и примерами. Полученные знания находят применение при подготовке докладов и рефератов, во время учебных экскурсий.
Памятка по конспектированию.
1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить произведение, составить план.
2. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы, полое название работы, место и год издания.
3. Наименование глав, разделов, параграфов научного труда всегда указывается точно.
4. Изложение текста дается сжато, но основные мыли и аргументы записываются подробно.
5. В конспекте используют цитаты.
6. При работе над конспектом следует использовать подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут при ответе по конспекту.
7. Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.
ИНСТРУКЦИЯ № 5
СПРАВКА
Справка – изложение и оценка информации. Историческая справка содержит в себе целый ряд сведений об аспектах деятельности личности, черты эпохи, процесса и т.д.
Задача по составлению исторической справки – полная проработка всех заданных аспектов за указанный период на основе проработки различных источников
ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПРАВКИ
1.Найдите источник, в котором отражен исторический материал, по заданному вопросу.
2. Изучите источник, определите главные ( ключевые) мысли по каждому вопросу.
3.Изложите основные тезисы по заданному вопросу.
4. Выпишите факты, цифры, схемы, цитаты.
5.Подведите итог, сделайте вывод.
1 уровень: написание справки
2 уровень: написание справки с обоснованием
3 уровень: написание справки по заданной форме
ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ НА СРАВНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ И ЯВЛЕНИЙ
Проанализируйте события или явления, выделите линии сравнения
Определите черты различия и сходства
Если возможно, выделите этапы в явлении, определите, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
Сделайте вывод из произведенного сравнения.
Свои действия можно оформить в таблицу:
Линии сравнения | Общее | Различное |
ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ К СОСТАЛЕНИЮ СПРАВКИ О ВОЙНАХ
Причины и характер войны: основные противоречия, приведшие к войне; подготовка к войне; соотношение сил; планы сторон.
Ход войны (основные этапы): повод к войне и ее начало; основные этапы и главные сражения; окончание войны, условия мира, главные итоги.
Значение войны (экономические, политические, социальные и др.)
ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К СОСТАВЛЕНИЮ СПРАВКИ О ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ И ЯВЛЕНИЯХ
Каковы причины данного события.
Кто заинтересован в данном политическом событии или явлении?
Какую цель преследовали люди в ходе данного события (в период существования данного явления)?
Какими способами люди добивались поставленной цели?
Каковы положительные и отрицательные последствия данного события или явления?
Как можно оценить данное событие ( явление) в целом?
Какие исторические уроки можно извлечь из данного явления, события?
ИНСТРУКЦИЯ № 6
РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ
1. Выясните происхождение документа: кто его автор; при каких исторических событиях он появился; что представляет собой документ по содержанию и форме (описание исторического события современником, оценка события историком законодательный акт и т.п.)
2. Выясните, какое задание к документу вы должны выполнить и что для этого нужно: если документ должен углубить ваши знания о каком-либо историческом явлении, событии или лице, - вспомните, что вам уже известно об этом.
3. Прочтите текст документа, определите значение понятий и терминов, содержащихся в нем.
4. Попробуйте выполнить задание. Если не можете, то определите, что вам мешает. Обратите внимание на то, как сформулировано задание, возможно, вы не поняли поставленной задачи. Прочтите внимательно и медленно документ еще раз, обращая внимание на содержание отдельных предложений.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИМЕРНЫЕ КАРТЫ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ
Появление славян. Славяне в VIIв.
( Конспект)
Источники:
Повесть временных лет. \Любое издание
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.,1999
Литература:
1.Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 .М.: Мысль, 1989.
2.Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М.: наука, 1998.
3. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993
4. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. 2-е изд.
5. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Соч.в 18 кн.М.: Мысль,1989.
6. Семенова М. Валькирия/ Любое издание
7. Семенова М. варяги/ Любое издание
8. Интернет ресурс
ВАРИАНТЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. «Появление славян. Славяне в VI - IX вв.»
( проверка и оценивание осуществляется на уроке, следующем после полученного задания для самостоятельной работы через выполнение индивидуальных заданий по карточкам и оценки конспекта в тетради)
Карточка № 51.
Блиц – опрос: язычество, праслявяне, бортничество, род, вече, племя, князь, родовая община, старейшина, соседская община, племенные союзы, союзы союзов, Перун, Велес.
Карточка № 52.
Историческая разминка:
1.Назовите источники, свидетельствующие о жизни славянских племен.
2. Укажите отличительные черты хозяйственного уклада славян. Какое влияние на развитие славянских племен оказало Великое переселение народов?. Как взаимодействие славян с другими народами повлияло на формирование их культуры?
2. Повседневная жизнь западноевропейцев в средневековье.
(исследование)
( проверка и оценивание осуществляется в индивидуальном порядке, при
отчете на уроке, тематически связанном с темой исследования, например,
Западная Европа в XI – XIII в.)
Источники и литература
1) Закон о роскоши //http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/text11.phtml?id=5765
2) Капитулярий о поместьях. История средних веков. Хрестоматия. М., 1969.
3) Нюрнбергский устав о нищих 1478г. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/Deutsch_Stadt/text11.phtml?id=5765
Литература
1) Артамонов С. Д. Литература Средневековья.М., 1993/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bolsh/index.php
2) Альбрехт Дюрер: Дневники. Письма. Трактаты. Том 1 /http://bookz.ru/authors/al_breht-durer/dnevniki_445.html
3) Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986; Т.2 Игры обмена. М., 1988; Время мира. М., 1992.
4) Большаков В., Новицкая Л. Особенности культуры в ее историческом развитии/ http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Bolsh/index.php
7) Бицилли П М. Элементы средневековой культуры. СПб., 2002
8) Гатаева Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологиhttp://anthropology.ru/ru/texts/gataeva/russia_09.html
9) История Европы, (от средневековья к новому времени). Т.3. М., 1993
10)Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете
http://www.hrono.ru
11)Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории
http://www.historic.ru
12)Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство
http://www.worldhist.ru
13)Российский электронный журнал «Мир истории»
http://www.historia.ru
самостоятельная работа
PPT / 10.41 Мб
3