Статья «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "История"»

4
0
Материал опубликован 30 April 2021

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ».

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я научусь» (Китайская мудрость).


Самостоятельная внеаудиторная работа – это вид деятельности, выступающий как специфическая форма учебного и научного познания, внутренним содержанием которого является самостоятельное построение обучающимся способа достижения поставленной цели. Содержание самостоятельной внеаудиторной работы имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить обучающийся в процессе обучения. С другой стороны, это способ деятельности обучающегося по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания.

Использование самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положитель­ную мотивацию учения, способствовать формированию общих и профессиональных компе­тенций.

Самостоятельная работа по истории – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности обучающихся, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных, интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.

В этой связи, все большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний.

Программа изучения дисциплины «История» предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенный объем самостоятельной внеаудиторной работы.

Выделяют два вида самостоятельной работы :

аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;

внеаудиторная, выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основные виды аудиторной самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «История»:

- ответы на проблемные вопросы преподавателя;

- формулировка вопросов обучающимся, преподавателю;

- выполнение письменных заданий, тестирование;

- выполнение творческих работ;

- выступление с сообщением по новому материалу;

- конспектирование, работа с книгой.

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины «История»:

- работа с учебником;

- конспектирование отдельного вопроса пройденной темы;

- работа со справочной литературой;

- подготовка сообщений к выступлению на семинаре;

- подготовка рефератов;

- составление кроссвордов;

- написание эссе;

- составление таблиц;

- поиск материала в Интернете.

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью :

- систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;

- развития познавательных способностей и активности, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности обучающихся;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских знаний.


Самостоятельная работа включает в себя планируемую учебную и учебно-исследовательскую работу обучающихся, выполняемую во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Согласно ФГОС СПО, среднее специальное учебное заведение «… обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей». Поэтому в процессе выполнения самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель:

- знакомит обучающихся: с научной организацией труда, методикой выполнения самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой работы и т.д.;

- формирует: навыки научного исследования; развивает навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой;

- проводит индивидуальные и групповые консультации;

- осуществляет систематический контроль, проводит анализ и дает оценку работы.

Можно привести известное высказывание В.А.Сухомлинского: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете. Под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность».

Активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Основным мотивом в обучении является желание стать квалифицированным рабочим, для чего необходимо углублять знания по профессии и специальности; проявлять интерес к учебному и профессиональному поиску; стремиться к интеллектуальному росту и расширению кругозора.

Лимит времени для проведения самостоятельной работы обучающихся отводится преподавателем непосредственно на уроке, для каждого вида работы определенный.

Основной формой контроля за самостоятельной работой обучающегося являются семинарские занятия, защита творческих работ и рефератов на лекциях.

Контрольные работы, проводимые в соответствии с КТП и рабочей программой дисциплины, являются важным средством проверки уровня знаний, умений и навыков. Массовой формой контроля являются зачет.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

уровень освоения учебного материала;

обоснованность и четкость изложения ответа;

оформление материала в соответствии с требованиями.

Работу по формированию умений, обеспечивающих самостоятельное изучение нового материала, нужно начинать на уроке. Можно предложить группе самостоятельно изучить тот или иной материал учебника. Для проведения такой работы,

во-первых, преподаватель должен быть убежден, что каждый обучающийся готов к ней,

во-вторых, обучающийся должен знать, что конкретно он должен знать и уметь после проведения этой работы.

Системой предварительных заданий, устных и письменных упражнений преподавателю следует подготовить необходимую базу, обеспечивающую самостоятельность в этой работе. Специальные вопросы и задания, ориентирующие обучающихся и ведущие к конечной цели данной работы, заранее можно написать на доске (или проецировать на экран). При наличии вопросов в учебнике можно просто указать, на какие вопросы должны уметь ответить обучающийся, изучив данный материал. Среди вопросов к работе можно предлагать и такие, ответа на которые непосредственно нет в учебнике, и поэтому требуются некоторые размышления. Возможно, не все сумеют ответить на них. Однако, каждая самостоятельная работа по изучению нового материала должна обязательно завершаться проверкой понимания изученного. Желательно, чтобы самостоятельно изученный на уроке материал был и закреплен здесь же. В этом случае дома его придется повторять лишь отдельным обучающимся, и перегрузки домашними заданиями не будет. Вопрос о том, сколько времени придется тратить на выполнение домашнего задания, во многом зависит от того, как понят материал на уроке и как он закреплен. А это, в свою очередь, обеспечивается наличием умений и навыков самостоятельной работы и навыков учебного труда.

Необходимо рационально выделить материал для самостоятельного изучения в сочетании с другими формами работы.

В соответствии с рабочей программой по дисциплине «История» мною составлены методические указания по организация самостоятельной внеаудиторной работы по истории. Эти методические разработки явились своего рода опорными конспектами для меня при организации самостоятельной работы.  При определении тематики заданий для самостоятельной работы обучающихся, я исходила из содержания раздела учебной программы. Каждое внеаудиторное задание стало логическим звеном в системе заданий, главный итог которых – формирование всех очерченных программой умений и навыков. Перед каждой работой предлагаются памятки по конкретному заданию. Самостоятельные работы обучающихся заслушиваются на занятиях, анализируются преподавателем, оцениваются по 5-ти балльной системе с выставлением оценки в журнал.

В своей практике организации внеаудиторных самостоятельных работ я применяю следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:

1) подготовка и написание сообщений, рефератов, докладов;

2) подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью;

3) участие в учебно-исследовательской деятельности;

4) оформление мультимедийных презентаций;

5) подготовка исторических кроссвордов, эссе;

6) составление таблиц;

7) поиск материала в Интернете;

8) создание проектов.

Организация различных форм самостоятельной работы стала возможна в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий, свободным выходом во всемирную сеть Интернет, наличием компьютерной техники в образовательном учреждении и у обучающихся дома. Создание презентации, проектов, исследований осуществляется индивидуально или группой обучающихся в зависимости от сложности и уровня умений. В случае необходимости преподаватель вносит корректировки в содержание. Это является хорошим стимулом для обучающихся, которые видят результаты своего труда.

 Хочу привести фрагмент из методических указаний по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ обучающихся.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.05 История предназначены для обучающихся СПО специальности технического профиля 09.02.02 Компьютерные сети.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это обязательная планируемая учебная работа обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских навыков;

- формирования общих и профессиональных компетенций.

Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы:

овладение знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; составление электронной презентации и др.;

- закрепление и систематизация знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы; подготовка рефератов, докладов, написание эссе и др.;

- формирование умений: анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные рамки изучаемых процессов и явлений; представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

По дисциплине ОУД.05 История основными видами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

составление таблиц для систематизации учебного материала

поиск исторической информации в Интернете

составление таблиц

создание презентаций

написание эссе

написание реферативных сообщений

составление кроссворда

Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы:

уровень освоения учебного материала; умение использовать теоретические знания при выполнении работ; сформированность общеучебных умений; обоснованность и четкость изложения материала; уровень оформления работы.


2. Перечень заданий для самостоятельной работы


1. Составление сравнительной таблицы по теме: «Основные события истории Древней Руси в IX- начале XIIIвека»

2. Написание эссе по теме: «Роль личности в истории ( на примере Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана IV

3. Составление опорного конспекта по теме: «Смута в России начала XVII века»

4. Создание мультимедийной презентации по теме: «Русская культура XIII-XVIII вв.».

5. Создание мультимедийной презентации по теме: «Технический прогресс».

6. Составление кроссворда по теме: «Культура России в середине и во второй половине XVIII века».

7. Создание мультимедийной презентации по теме: «Герои Отечественной войны 1812 года»

8. Поиск материала в Интернете по темам: «Александр I- благословенный, Александр II освободитель , Александр III- миротворец»

9. Составление таблицы по теме: «Гражданская война в России».

10. Составление опорного конспекта по теме: «Международные отношения в 20-30-е гг. XX века».

11. Подготовка реферативного сообщения по теме: «Москвичи в годы Великой Отечественной войны».

12. Написание эссе по теме: «Существовала ли возможность сохранить СССР?»

13. Создание мультимедийной презентации по теме: «Политический деятель начала XX века».



3. Учебная литература для выполнения внеаудиторной самостоятельной

Основные источники:

В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков История: учебник. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2018.

В.В.Артемов , Ю.Н. Лубченков История Отечества: с древнейших времен до наших дней. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2017.

В.В.Артемов , Ю.Н. Лубченков История: дидактические материалы. – М.: Издательский дом «Академия», 2017.

В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2017.

В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. - М., 2017.


Интернет-ресурсы:

Библиотека Исторического факультета [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www.hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm

Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа https://ru.wikipedia.org

Вторая Мировая война в русском Интернете [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www. world-war2.chat.ru

Видеотека: свободная библиотека [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа https://ru.wikisource.org

Подготовка к ЕГЭ [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www.fipi.ru

История России от князей до Президента [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www.history.tom.ru

История государства [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www.statehistory.ru

«Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www.kulichki. сom/grandwar

Русь Древняя и удельная [Электронный ресурс URL]. - Режим доступа http://www. avorhist.


4. Задания для самостоятельной работы

Памятка для составления таблицы:

Одной из форм самостоятельной работы является создание таблиц по исследованному материалу по изучаемой дисциплине. Преподавателем обеспечивается формирование кроме списка литературы, как основной, так и дополнительной, иных источников самостоятельной работы (Интернет-ресурсы).

Преподавателем прилагается образец методики формирования сравнительного анализа при составлении таблицы. Данный метод определяется как частично поисковый, т. е. часть материала по созданию таблицы определяется преподавателем, а другая часть материала подбирается самим обучающимся.

Обучающийся , применяя рекомендации, рассматривает выявленный научно – практический и учебный материал с позиции анализа для создания таблицы.

Самостоятельно и индивидуально каждый выявляет на основе анализа теоретического материала необходимые и достаточные для заполнения сравнительной таблицы сведения.

Педагогическая ценность подобной работы заключается в обеспечении развития мышления, самостоятельности и активности при максимальной индивидуализации задания с учетом психофизических особенностей обучающегося. Работа каждого оценивается преподавателем с позиции логического и образного мышления.

Для самостоятельной работы используется также другой вид создания таблиц на основе сравнительного анализа, когда для осуществления самостоятельной работы имеются только объекты сравнения, а выявление сходства и различия определяется самим обучающимся. Используя учебное пособие по дисциплине, литературу, рекомендованную преподавателем, обучающийся выявляет характерные признаки, черты или виды, дающие возможность рассмотреть объекты, как схожие с одной стороны, так и различные с другой.

Используется в качестве выполнения самостоятельной работы заполнение тезисных таблиц.

Тезисные таблицы предпочтительны по той причине, что они не только дают впоследствии возможность восстановить содержание и главные моменты изучаемого материала, выделять в нем главное, но также обеспечивают возможность определения их взаимосвязи друг с другом, или сравнения. При этом главные моменты усваиваются намного быстрее, нежели в конспекте. Кроме того, при желании эти главные моменты могут быть поставлены в виде ключевых вопросов для развернутого ответа на них своими словами. Наконец, тезисная таблица – самая простая в составлении, что немаловажно в условиях дефицита времени для полных записей обучающихся.

Завершение выполнения таких видов самостоятельных работ – заполненная таблица, рассматриваются преподавателем как контроль полученных знаний.

Ориентированный объем работы: лист формата А 4

Критерии оценки:

«5» - использование полученных знаний при выполнении иных задач по теме, творческое применение полученных знаний;

«4» - выполнение работы на уровне понимания;

«3» - выполнение работы на уровне запоминания;

«2» - выполнение работы на уровне распознавания.

Самостоятельная работа № 1

Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XVII века.

Тема 3.1. Древняя Русь.

Составление сравнительной таблицы по теме: «Основные события истории Древней Руси в IX- начале XIII века».

Цель: углубление, повторение, обобщение, закрепление изученного на уроках материала

Оценка работы:

- соответствие содержания теме

- анализ исторической информации

- правильная структурированность информации

Памятка для написания эссе:

Эссе (от фр. опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.

Классификация эссе

- Личностное, субъективное эссе. Его цель – раскрыть ту или иную сторону личности автора.

- Объективное эссе. Его цель – раскрыть точку зрения автора эссе по какой-либо научной теме, проблеме.

Признаки эссе как литературного жанра:

конкретность;

небольшой объем;

индивидуальность;

яркость и образность;

внутреннее смысловое единство;

непринужденность повествования;

парадоксальность (призвано удивить);

открытость (не претендует на полное раскрытие темы). Требования к эссе:

представление собственной точки зрения;

аргументация фактами;

теоретическое обоснование;

использование терминов и цитат;

представление различных точек зрения;

самостоятельность и индивидуальность;

логичность;

использование приемов сравнения и обобщения;

грамотность.

Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов, должны быть подкреплены доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты.

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Содержание задания:

чтение указанной литературы:

оформление эссе соответственно требованиям:

подготовка устных сообщений на занятии.

Самостоятельная работа № 2

Раздел 3. История России с древнейших времен до конца XVII века.

Тема 3.2. От Руси к России.

Написание эссе по теме: «Роль личности в истории (на примере Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, ИванаIII, Ивана IV)».

Цель: познакомиться с историческими личностями и их ролью в истории государства

Оценка работы:

- соответствие содержания теме

- наличие логической связи изложенной информации

- наличие современных версий важнейших проблем отечественной истории


В заключение можно сделать вывод, что самостоятельная внеаудиторная работа: - активизирует познавательную деятельность обучающихся,

- формирует у них активность в учебном процессе,

- интенсифицирует и индивидуализирует учебный труд.

Самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации