Задания для внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине «Русский язык»
Задания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык»
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Русский язык среди других языков мира.
Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия.
Языковой портрет современника.
Молодежный сленг и жаргон.
Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка.
А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Русский литературный язык на рубеже XX—XXI веков.
Формы существования национального русского языка: русский литературный язык, просторечие, диалекты, жаргонизмы.
Язык и культура.
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи.
Вопросы экологии русского языка.
Виды делового общения, их языковые особенности.
Языковые особенности научного стиля речи.
Особенности художественного стиля.
Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования.
Экспрессивные средства языка в художественном тексте.
СМИ и культура речи.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Русское письмо и его эволюция.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Антонимы и их роль в речи.
Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи.
Старославянизмы и их роль в развитии русского языка.
Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке.
В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Исторические изменения в структуре слова.
Учение о частях речи в русской грамматике.
Грамматические нормы русского языка.
Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы).
Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов).
Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании.
Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике.
Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление.
Слова-омонимы в морфологии русского языка.
Роль словосочетания в построении предложения.
Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики.
Синтаксическая роль инфинитива.
Предложения с однородными членами и их функции в речи.
Обособленные члены предложения и их роль в организации текста.
Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций.
Монолог и диалог. Особенности построения и употребления.
Синонимика простых предложений.
Синонимика сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Способы введения чужой речи в текст.
Русская пунктуация и ее назначение.
Порядок слов в предложении и его роль в организации художественного текста.
Практические задания по русскому языку
1 вариант
1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
1. Узенькая тр...пинка по к...торой Савушкин повел Анну Васильевну нач...налась сразу на задах школьной усадьбы.2. Едва они ступили в лес и тяжко гружен...ые снегом сосновые лапы с...мкнулись за их спиной как сразу перенеслись в иной зач...рован...ый мир покоя и бе...звучья.
3. Кругом белым (бело) лиш... в выш...не чернеют обдутые ветром м...кушки рослых плакучих берез и тонкие веточки кажут...ся нарисован...ми из глади неба.
4. Савушкин шагал (в) переди учительницы чуть (чуть) пр...гнувшись и внимательно поглядывая вокруг себя.5. А лес все вел их своими сложными пута...ными ходами.6. Казалось конца-краю (не) будет этим деревьям сугробам этой тиш...не и пронизан...ому солнцем сумраку.
7. Тр...пинка об...гнула куст орешника и лес сразу ра...пался в стороны.8. (По) среди поляны стоял дуб огромный величествен...ый как с...бор.9. Казалось деревья п..чтительно ра...тупились что(бы) дать старшему собрату ра...вернут...ся во всей силе.10. Его нижние ветви шатром ра...кинулись над поляной снег набился в глубокие м...рщины коры и толстый в три обхвата ствол казался прошитым серебр...ыми нитями.
11. Так вот он зимний дуб стремительно м...лькнуло в голове.
12. Анна Васильевна ро...ко шагнула к дубу и м...гучий вел...кодушный страж... леса тихо качнул ей (на) встречу ветвям.13. Совсем (не) подозревая что творит...ся в душе учительницы Савушкин возился у п...дножия дуба (за) прост... обращаясь со своим старым знакомцем.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль и тип речи.
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) тишина б)веточки в)синей г)чернеют
5. Выпишите 2 слова с оглушением согласных звуков.
6. Укажите номер(а) предложений с обособленными обстоятельствами.
7. Из предложения №3 выпишите все грамматические основы, определите вид сказуемых.
8. Среди предложений 7-13 найдите СПП с придаточным цели, напишите номер этого предложения.
9. Выписать из предложения №5 словосочетание (я) со связью
управления.
10. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
а)
б)
в)
11. Из последнего абзаца выпишите все местоимения, определите их
разряд.
12. Выпишите из текста 3 слова, образованные разными способами
словообразования, укажите производящее слово и обозначьте
словообразовательную морфему.
13. Выпишите из предложений №8-10 примеры 3-х средств
художественной выразительности.
Практические задания по русскому языку
2 вариант
1.Вставьте пропущенные буквы ,знаки препинания, раскройте скобки
1.Санитарный поезд идет на восток в тыл . 2.Поезд живет своей особой жизнью тут лечат оперируют в в…гоне-кухне повар Васнецов варит вкуснейшие обеды из…щряет…ся в бал…встве ране…ых
3.Повар Васнецов в прошлую войну был т…жело ранен и теперь пош…л на фронт добр…вольцем 4.При п…грузке ране…ых он исполняет функц…и санитара в свободные (же) от кухон…ой работы время ра…казывает бойцам пр…смешные пр..веселые сказки.5.Сам ра…казывая (не) улыбает…ся в в…агоне (же) стоит стон от хохота. 6.Ране…ый в ногу арт…л…ерист Махмудав называет Васнецова комическим кино и при виде повара (не) может …держать смеха. 7.Повар (же) по х…рактеру вовсе (не) веселый человек скорее даже мрачн…ватый скептик. 8.Однако великая сила любви к земл…кам он всех ране…ых бойцов и командиров называет земл…ками …делала Васнецова вес…льч…ком и балагуром человеком (не) менее (не) обходимым в санитарном поезде чем хороший врач.
9.На станц…и поезд задерживает…ся необх…има срочная операц…я, (на) ходу её (не)…делать .10.Пока поезд стоит из бли… кого п…селка бегут женщины с кринками молока несут сварен…ые (в)крутую яйца зелён…ый лук жарен…ого ц…пленка.
11.Пока майор совещает…ся с поездным начальством повар Васнецов разв…вает бешен…ую деятельность по поводу укропа. 12.Ему нужен почему (то) укроп. 13.Мальчишки как уг…релые мечут..ся между п…селком и поездом они т…скают с огородов пучки укропа. 14.Повар в х…лате и в колпаке посажен…ом на м…кушку сидит на ступеньке своего вагона-кухни соб…рает укроп от мальчишек в реш…то и спрашивает у совсем запар…вшегося в хлопотах мальчика лет десяти А сельдерею у вас нет?
2.Озаглавьте текст.
3.Определите стиль и тип речи.
4.В каком слове все согласные звуки мягкие?
А) живет б) мечутся в) мальчишек г) веселее
5.Выпишите 2слова с оглушением согласных звуков.
6.Укажите номер(а)предложений с обособленными определениями.
7.Из предложения №9 выпишите грамматические основы, определите вид сказуемых.
8.Среди предложений 8-14 найдите ССП с придаточным времени и напишите номер(а) Этого(их) предложения(й).
9.Выписать из предложения №5 словосочетание (я) со связью примыкания.
10. Выпишите примеры слов, соответствующие схемам.
А)
Б)
В)
11.Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим при помощи определительного местоимения и однокоренных слов. Выпишите номер этого предложения.
12.Из последнего абзаца выпишите все местоимения, определите их разряд.
13.Выпишите из текста 3 слова, образованные разными способами словообразования, укажите производящее слово и обозначьте словообразовательную морфему.
Практические задания по русскому языку
3 вариант
1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
1. Трудно ост…ват…ся дома в первый зимний день. 2. Мы ушли на лесные озера. 3. В лесах было торжествен…о светло и тихо. 4. День как (будто) дремал. 5. С пасмурного высокого неба падали од…нокие снежинки. 6. Мы ост…рожно дышали на них и они пр…вр…щались в чистые капельки воды потом мутнели см…рзались и скатывались на землю как бисер. 7. Мы (не) спеша бродили по лесам до сумерек обошли знакомые места. 8. Старые сн…гири сидели нахохл…вшись на засыпан…ых снегом рябинах. 9. Мы сорвали несколько гроздей схвачен…ой морозом рябины. 10. На маленьком озере оно называет…ся Лариным прудом всегда плавало много ряски. 11. Сей (час) вода в озере была ч…рная прозрачная вся ряска к зиме опустилась на дно.
12. У берегов нар…сла стеклян…ая п…лоска льда. 13. Лед был такой прозрачный что даже (в)близи его было трудно заметить. 14. Я увид…л у берегов стаю плотиц и бросил в них маленький камень. 15. Камень упал на лед зазвенел плотвицы блеснув чешуей метнулись (в) глубину озера а на льду остался белый зернистый след от удара. 16. Мы обламывали руками отдельные льдинки. 17. Они хрустели и ост…вляли на пальцах смешан…ый запах снега и брусники. 18. Небо над головой было очень светлое белое а к г…ризонту оно густело и цвет его напом…нал св…нец. 19. (От)туда шли медлен…ые снеговые тучи. 20. В лесах становилось все сумрачнее все тише и наконец пош…л густой снег. 21. Он та…л в иссиня (ч…рной) воде щ…котал лицо п…рошил серым дымом леса. 22. Зима нач…ла хозяйничать над землей.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль и тип речи.
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а)снежинки; б)чешуей; в)снегири; г)олень.
5. Выпишите 2 слова с оглушением согласных звуков.
6. Укажите номер(а) предложений с обособленными обстоятельствами.
7. Из предложений № 13-14 выпишите все грамматические основы, определите вид сказуемых.
8. Найдите в тексте предложение с вставной конструкцией и выпишите его номер.
9. Выписать из предложения № 9 словосочетание (я) со связью примыкание.
10. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам
а)
б)
в)
11. Из предложений 18-23 выпишите все местоимения, определите их разряд.
12. Выпишите из текста 3 слова, образованные разными способами словообразования, укажите производящее слово и обозначьте словообразовательную морфему.
13. Выпишите из предложений 3-7 примеры трех средств художественной выразительности
Практические задания по русскому языку
4 вариант
1.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
1.Когда Иван с матерью и прочими сош…л с прое…жей дорог… из бора п…хнуло (со) всех сторон сырым л…сным духом. 2. И сосной …десь пахн…т и бузиной и мятой и всякими травами а над гол…вой дятлы пестрые и ч…рные с дерева на дерево перел…тают к…ру долбят черв…ков да жуков ищ…т. 3. Поползли то (в)верх то (в)низ по гладким стволам словно по ровной земле бегают. 4. М…лькают в чащах золотые иволги и крич…т (по) кошачьи.
5. С ведром в руках Иван влез в самую гущу кустов напр…вляясь на голос Данилки однако скоро остановился окруж…ый таким из…билием ягод что глаза ра…б…гались.
6. Ра…двигая высокие стволы усажен…ые тонкими ш…пами как щ…тинками он (не) престан…о срывал соч…ные душ…стые ягоды жадно поедал их одну за другой (без) разбора но потом стал выб…рать (по) спелее.
7. Скоро совсем перестал есть а только наб…рал в ведерко медлен…о отв…рачивая белые снизу листья малины в гущ… которых прятались крупные и сочные ягоды.
8. Его стали теперь больше зан…мать медлн…о ползающие по листьям (зелен…о) золотые жуки и большие (ж…лто) стр…козы что кружились мечась по сторонам или крыльями в…сели в воздухе на одном месте.
9. В это время (по) зади него зашуршали кусты и из них вынырнула Дуняха с полным ведром малины. 10. Огл…нувшись на нее Иван ободр…лся и смелее шагнул вперед но ра…двинув кусты замер от страха перед ним (не) вдал…ке сидел на корточках бурый медведь. 11. Медведь зави…жала не своим голосом Дуняха.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите стиль и тип речи.
4. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) белые ; б) листья; в)медведь; г)сидел.
5. Выпишите 2 слова с оглушением согласных звуков.
6. Укажите номер (а) предложений с обособленными обстоятельствами.
7. Из предложений № 6-7 выпишите все грамматические основы, определите вид сказуемых .
8. Найдите в тексте СПП предложение (я) с придаточным определительным и выпишите его.
9. Выписать из предложения № 4 словосочетание(я) со связью примыкание.
10. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:
А)
Б)
В)
11. Из предложений 9-11 выпишите все местоимения, определите их разряд.
12. Выпишите из текста 3 слова, образованные разными способами словообразования, укажите производящее слово и обозначьте словообразовательную морфему.
Практические задания по русскому языку
Вариант 5
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Но вскоре со мной произошла история, которая завершила переворот в моем сознании. (2)Я уже вышла замуж, у меня был маленький сын, было лето, он жил вместе с моей свекровью возле Дома творчества в Болшеве, иногда я приезжала, чтобы отпустить ее по делам. (3)Вечером с верхнего этажа зашла очень красивая пожилая дама, которая приходила к свекрови пить чай и беседовать о внуках. (4)Кажется, звали ее Лидия Алексеевна. (5)У нее был шёлковый голубой халат. (6)Очень стройная и красивая. (7)Как потом выяснилось, в юности она была балериной. (8)Мы мирно пили чай, дети были уложены, шел июнь, и закат был поздним, а светлый вечер навевал мирное состояние духа. (9)Моя соседка говорила о довоенном Ленинграде, о театрах, о знаменитостях. (10)Я, честно говоря, ее слушала невнимательно. (11)Но упоминание Лениниграда всегда выносило меня мыслями на войну и блокаду. (12)Я не замедлила спросить ее:
-(13)А во время войны вы тоже были в Ленинграде?
-(14)В блокаду я не была в Ленинграде, - почти по слогам произнесла она и замолчала. (15)Молчание было столь продолжительным, что я заерзала на стуле, не зная, как выбраться из столь неловкой ситуации. (16)Я видела, что моя собеседница так далеко от меня, что неизвестно, вернется она на эту кухню или нет.
- (17)В блокаду, да и раньше, с 1939 года, я была в лагере жен врагов народа – а «Алжире», так его тогда называли, - сказала она, будто бы внутренне прислушивалась к себе.
- (18)А сколько лет вы там были?
- (19)Восемь лет.
- (20)Почему?
- (21)Я пришла в Большой дом узнать о судьбе моего арестованного мужа, он был физик. (22)Меня тут же взяли.
(23)С этого момента время перестало течь, оно встало. (24)Когда я очнулась, было светло, как оказалось, занимался рассвет.
(25)Это было среди казахских нераспаханных земель, где теперь стоит город Целиноград. (26)Жены дипломатов и писателей, маршалов и командиров, пианистки и певицы, актрисы и балерины, домашние хозяйки были брошены на распахивание твердых степных земель. (27)Красивые, умные, образованные. (28)Мирра Фройд (племянница Фрейда), Кира Пильняк (жена писателя), первая жена Гайдара, сестра Тухачевского. (29)Вечером, после двадцати часов работы, после раскалывания льда, чтобы напиться, счищая изморозь со своих подруг, измученных тяжкой работой, они всё-таки садились кругом и устраивали литературно-музыкальные вечера. (30)На губах или расчёсках исполнялись все известные симфонии, оперы. (31)Шопен, Вивальди, Бетховен в исполнении лучшей пианистки страны! (32)Наизусть читали главы из книг, пересказывали романы, кто-то знал даже «Анну Каренину», и из вечера в вечер они слушали страницу за страницей. (33)Сама Лидия Алексеевна читала наизусть «Алые паруса» Грина.
-(34)Этот страшный лагерь был моим университетом, там я обрела друзей, с которыми не расставалась всю жизнь. (35)Там было множество горя. (36)Что говорить про отобранных детей, расстрелянных мужей, исчезнувших родственников! (37)Но мы старались оставаться людьми.
(Н.Громова «Ключ.Последняя Москва»)
Наталья Громова – писатель, драматург, автор книг о литературном быте 20-30-х, военных и послевоенных лет. Все ее книги основаны на обширных архивных материалах и рассказах реальных людей – свидетелей времени.
1.Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)Главная героиня встретила Лидию Алексеевну в квартире свекрови.
2)Лидия Алексеевна была в блокадном Ленинграде.
3)Лидия Алексеевна попала в лагерь жен врагов народа и провела там семь лет.
4)Искусство спасало лагерниц от горьких раздумий.
5)Лагерь для жен врагов народа называли «Целиноград».
2.Какие из перечисленных утверждений верны? Укажите номера ответов.
1)Предложения 4-7 содержат описательный фрагмент.
2)В предложениях 8-9 представлено рассуждение.
3)Предложения 10-12 содержат повествование.
4)Предложения 30-32 содержат рассуждение.
5)В предложениях 15-16 содержится рассуждение.
3.Из предложений 14-16 выпишите антонимы.
4.Среди предложений 3-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и противительного союза.
5. «Особую эмоциональность отрывку придают такие синтаксические средства, как ___ в предложениях 18-22, а также ____ в предложениях 26, 27. Автор также прибегает к такому художественному средству, как ____ (предложения 26-27) для передачи особой напряженности повествования. Такие тропы, как ____ ( «время перестало течь, оно встало» в предложении 23) передают особое отношение героини к происходящему».
Список терминов
1)вопросно-ответная форма изложения
2)эпитеты
3)метафоры
4)гипербола
5)фразеологизм
6)парцелляция
7)ряд однородных членов предложения
8)синтаксический параллелизм
6.Какие проблемы затрагивает автор в данном отрывке?
Напишите сочинение по прочитанному тексту, формулируя и комментируя одну из проблем, поставленных автором текста.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2013.
Цыбулько И.П.Русский язык.ЕГЭ_М.,2013.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. - М.,
2013
Для преподавателей
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. - М., 2013.
Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2013.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. - М., 2012.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2014.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2014.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2011.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2015.
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www. ruscorpora. ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).
www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки»
(www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
www.posobie.ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www.prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).
www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру).
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).