12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
большакова лидия николаевна143


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр творчества «Темп» г.Амурска

Амурского муниципального района Хабаровского края











 

Индивидуальная  консультация-практикум

«Планирование и проведение занятий

разного типа»





В помощь молодому специалисту








Составитель: Большакова Л.Н.,

методист



г. Амурск

2019





Индивидуальная консультация-практикум

«Планирование и проведение занятий

разного типа»

Цель: повышение компетентности педагога в соответствии с современными подходами, принципами и формами планирования и организации учебного процесса в объединении дополнительного образования.

Содержание:

1. Особенности учебного процесса в дополнительном образовании.

2. Учебное занятие - основная форма организации учебного процесса

- типы учебных занятий;

- цель и задачи;

- требования к организации занятий;

- формы работы с детьми;

- методы обучения;

- основные этапы современного занятия.

3. План-конспект учебного занятия педагога дополнительного образования.

4. Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой.

5. Рефлексия


Практическая работа - 1

Задание:

- отметить этапы занятия, характерные для определенного типа занятия

Типы учебных занятий

- 1



Организационный


Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Первоначальная проверка понимания

Закрепление знаний

Применение знаний

Обобщение и систематизация

Контроль и самоконтроль

Регулирование и коррекция

Информация о домашнем задании

Подведение итогов учебного занятия

Рефллексия

Вводное














Изучение нового материала














Закрепление знаний














Обобщение знаний, умений и навыков














Комбинированное














Контрольное (итоговое)















Практическая работа - 2

Задание: Составить план - конспект занятия по теме «Посадил дед репку».

При составлении плана – конспекта пользоваться опорными таблицами.

Раздел:

Тема: «Посадил дед репку»

Тип занятия: (Таблица 1)

Цель занятия:

Задачи: ( Таблица 2)

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

Методическое оснащение занятия: (Таблица 3)

Методы обучения: (Таблица 4)

Формы организации учебного процесса: (групповая, индивидуальная, подгрупповая, парная)

Форма организации деятельности детей: (Таблица 5)



Алгоритм составления плана-конспекта занятия

Дата:

Раздел:

Тема:

Тип занятия: (Таблица 1)

Цель занятия:

Задачи: ( Таблица 2)

1.______________________________________________________

2.______________________________________________________

3.______________________________________________________

Методическое оснащение занятия: (Таблица 3)

Методы обучения: (Таблица 4)

Формы организации учебного процесса: (групповая, индивидуальная, подгрупповая, парная)

Форма организации деятельности детей: (Таблица 5)


Ход занятия:

Организационный момент:

- приветствие;

- проверка явки обучающихся;

- заполнение журнала учета работы;

- проверка готовности обучающихся к занятию;

- настрой обучающихся на работу; доведение до детей плана занятия.

2. Проверка выполнения обучающимися домашнего задания, если такое имеет место (расписать содержание, методы, средства).

3. Актуализация знаний обучающихся (содержание, методы, средства). Этот раздел подчеркивает важность тех знаний, умений и навыков, которыми дети овладели в процессе прошлого занятия, при выполнении домашнего задания (где пригодятся). Иными словами у детей вырабатывается стимул к дальнейшей продуктивной деятельности, формируется мотив.

4. Изложение педагогом нового материала (содержание, методы, средства).

5. Закрепление знаний обучающихся (содержание, методы, средства).

6. Физкультминутка.

7. Практическая работа (название):

а) Вводный инструктаж педагога:

- сообщение названия практической работы;

- разъяснение задач практической работы;

- ознакомление с объектом труда (образцом);

- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с технологической картой);

- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

- инструктаж по технике безопасности.

б) Самостоятельная работа обучающихся по учебно-технической документации.

в) Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы):

- формирование новых учений (проверка организованности начала работы обу чающихся, организации рабочих мест, соблюдение правил техники безопасно сти, санитарии, гигиены труда);

- усвоение новых знаний (проверка правильности использования обучающиися технологических карт и др. документации, инструктирование детей);

- целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения);

г) Заключительный инструктаж педагога:

- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;

- разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;

- повторное объяснение педагогом способов устранения ошибок.

8. Инструктаж педагога по выполнению домашнего задания, если такое имеется (содержание, методы, средства).

9. Подведение итогов занятия педагогом:

- сообщение педагогом о достижении целей занятия;

- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на занятие;

- сообщение о теме следующего занятия;

- задание обучающимся на подготовку к следующему занятию.

10. Уборка рабочих мест.


При составлении конспекта учебного занятия более подробно расписывается содержание теоретического материала занятия, намечаются контрольные вопросы, вопросы для беседы с детьми с указанием (в скобках) предполагаемых вариантов ответов, фразы диалогов (если присутствует персонаж). В конспекте также фиксируются формы и методы работы с детьми (например, работа по разгадыванию кроссворда должна включать не только указание количества человек, включенных в эту деятельность, сам кроссворд, но и его содержание (вопросы и ответы)). Все это сделает конспект более полным, доступным и понятным.

Следует отметить, что не все вышеперечисленные части занятия могут присутствовать в конспекте и в целом в занятии. Речь идет о пунктах №2 и 8. Так, например, раздел «Проверка домашнего задания» может быть логически упущен, если на предыдущем занятии оно вообще не задавалось детям.

Такая форма конспекта учебного занятия присуща в основном всем направлениям деятельности. Значительно отличаются от них по своей структуре занятия, например, по музыке или танцам. Но независимо от этого все же «шапка» конспекта остается для всех единым требованием, изменяется соответственно только часть «Ход занятия».

Таким образом, подобное оформление конспекта занятия позволит педагогам дополнительного образования детей не только правильно преподнести свое занятие, но и документально подтвердить свое мастерство при проведении открытых занятий (мероприятий), аттестации, при участии в различных конкурсах педагогического мастерства.


Таблица 1

Типы занятий

Тип занятия

Форма организации

Изучение и усвоение нового материала

лекции, объяснение, демонстрация и т.д.

Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.;

Обобщение знаний, умений и навыков

самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.;

Комбинированное

учебное занятие со всеми элементами процесса обучения

Контрольное

итоговое



Таблица 2

Модель составления формулировки учебных задач


Наименование задачи

Слово для начала

формулировки задачи

На что может быть направлена

задача

Образовательная

Учить …

Формировать …

Способствовать …

Знакомить …

Обобщить …

Расширить представления …

- выполнять основные виды операций;

- представления о …;

- осознавать признаки понятий, технологию процессов;

- определять причинно-следственные связи, закономерности…;

- правила поведения …;

- и т.п.

Развивающая

Развивать …

Формировать …

Обогащать …

Систематизировать …

Обобщать …

Стимулировать …

- … умения и навыки;

- способность анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;

- сенсорную сферу (глазомер, ориентировка в пространстве, точность, различение формы и цвета);

- двигательную сферу (мелкую моторику рук, сноровку, соразмерность движений);

- познавательный интерес учащихся;

- самостоятельность обучающихся;

- и т.п.

Воспитательная

Воспитывать…

Способствовать …

- нравственные, эстетических, трудовые, патриотические и др. качества личности (например, уважение к труду и работающему человеку, любовь к природе родного края, традициям русского народа, и т.д.);

- общечеловеческие ценности (чувство меры, тактичность, и др.);

- коммуникативные способности (доброту, взаимопомощь, толерантность и т.п.).


Таблица 3

Варианты методического оснащения


Тип методического

оснащения

Наименование оснащения

Материально-техническая база

станки, машины;

инструменты, приспособления (ножницы, спицы, иглы, кисти…);

материалы (нитки, леска, клей, краски, т.д).


Дидактическое обеспечение

учебное пособие;

рабочая тетрадь;

сборник заданий;

словари, справочники…;

дидактические (настольные) игры;

плакаты;

таблицы;

технологическая карта;

образцы объекта труда;

образцы поузловой обработки изделий;

материалы для контроля знаний обучающихся (карточки-задания, тесты, кроссворды).



Таблица 4

Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому


Методы

Форма

Словесные (источником знания является устное или печатное слово)


Рассказ

Объяснение

Беседа

Дискуссия

Лекция

Работа с книгой

Наглядные (источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)


Метод иллюстраций (показ иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, моделей и т.д.)

Метод демонстраций (демонстрация приборов, технических установок, видеофильмов, презентаций и т.д.)

Практические (получают знания и вырабатывают умения, выполняя практическое действие)


Упражнения

Практическая работа

Решение задач

Моделирование объектов


Классификация методов обучения по М.Н. Скаткину и И.Я. Лернеру


Методы

Содержание

Объяснительно-иллюстративный метод

Педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти

Репродуктивный метод

Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию педагога

Проблемный метод

Педагог ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь его решения, вскрывая возникающие противоречия, назначение этого метода – показать образцы решения проблемы

Частично-поисковый метод

Педагог расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения, каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует

Исследовательский метод

Обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем, творческое применение знаний


Таблица 5

Формы организации деятельности детей

Форма

Содержание

Традиционные

- Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

- Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

- Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

- Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

- Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

- Экспедиция - поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.

- Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

- Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Нетрадиционные

- Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

- Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

- Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

- Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.

- Чаепитие - обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

- День добрых сюрпризов - упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

- Выпускной ринг - отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми





Использованная литература:

1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001.

2. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная пресса, 2006.

2. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. Пособие для руководителей и педагогов. М., 2003.

9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.