Планирование коррекционной работы - зрительное восприятие и сенсорика в подготовительной логопедической группе
Планирование коррекционной работы - зрительное восприятие и сенсорика в подготовительной логопедической группе.
Период работы | Неделя обучения | Лексические темы | Игры, упражнения на восприятие | Игры, упражнения на сенсорику |
сентябрь | 1 | Диагностика | «Собери пирамидку» с.10 (3) | «Что лежит в мешочке» с.92 (1) |
| 2 | Диагностика | «Сделай так» с.11 (3) | «Геометрическое лото» с.93 (1) |
| 3 | Диагностика | «Найди игрушку с.12 (3) | «Орнамент» с.99 (1) |
| 4 | Осень. Признаки осени. Осенние месяцы. Осенние деревья. | «Впереди – позади» с.97 (2) Игра «Цвета» с.18 (3) | «Краски осени» (№4 «Запахи осени» (№5) «Осенние вкусы (№6) «Осенние ощущения» (№7) (приложение) «Какая нужна фигура» с.120 (1) |
| 5 | Овощи. Труд взрослых в полях и огородах. | «Что перепутано на картинках?» с.104 (2) «Сравни предмет» (овощи) с.21 (3) Игра «Цвета» с.18 (3) «Разрезные картинки» | «Краски осеннего огорода» (4)(приложение) «Запахи осеннего огорода» (5)(приложение) «Вкусы осеннего огорода» (6)(приложение) «Цвет и форма» вариант 2 с.100 (1) |
| 6 | Фрукты. Труд взрослых в садах. | «Что бывает чаще?» с.110 (2) «Сравни предмет» (фрукты) с.21 (3) «Разрезные картинки» | «Разноцветный урожай» «Угадай по запаху» (5)(приложение) «Узнай на ощупь» (7) (приложение) «Угадай по вкусу» (6)(приложение) «Волшебные краски» с. 108 (1) «Магазин» (цвет и форма) с.124 (1) |
| 7 | Насекомые и пауки. Подготовка насекомых к зиме. | «В какое время года нужны эти предметы?» с.105 (2) | «Сравни бабочку и мотылька», «Сравни осу и пчелу», «Сравни стрекозу и комара». Цветовосприятие: зеленоватая, бирюзовая стрекоза; оранжевая, апельсиновая бабочка; коричневые, шоколадные муравьи. Найти в коробке ощущений муляжи насекомых и узнать их. «Фигуры из палочек» с. 110 (1) |
| 8 | Перелетные птицы и водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету. | | «Узнай птицу по трафарету». Белые, белоснежные лебеди. «Цветной волчок» с.102 (1) |
| 9 | Ягоды и грибы. Лес осенью. | «Повернись и назови» с.98 «Сравни предмет» (ягоды, грибы) с.21 (3) | «Волшебный мешочек» - грибы. Коричневая, шоколадная шляпка белого гриба; ярко-красная, алая шляпка подосиновика; темно-бордовые ягоды клюквы. Форма «Чудесный мешочек» с. 112 (1) |
| 10 | Наша родина Россия | «Справа – слева» с.98 (2) | «Радуга» с.105 «Построй лесенку» с. 120 (1) |
| 11 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | «Расскажи о животных» с.19 (3) | «Волшебный мешочек» «У кого какая вещь» с. 121 (1) |
| 12 | Наш город Миасс | «Часто – редко» с.110 (2) | «Три воздушных шарика» с. 104 (1) |
| 13 | Домашние животные и их детеныши. Содержание животных. | «Расскажи о животных» с.19 (3) | «Волшебный мешочек» «Назови цвет» с.104 (1) |
| 14 | Одежда, обувь и головные уборы. | Игра «Цвета» с.18 (3) «Разрезные картинки» | «Узнай одежду на ощупь». «Разноцветный сарафан» с.107 (1) |
| 15 | Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой. | «Расставь по порядку» с.109 (2) | «Разноцветная вода» с. 107 Л. (1) « Что изменилось» с.121 91) |
| 16 | Мебель. Части мебели. Назначение. Материалы. | «Чем похожи домики?» с.27 (2) «Разрезные картинки» | Загадки- описания о мебели «Подбери по форме» с. 113 (1) |
| 17 | Новый год | «Найди место треугольнику» с.21 (2) | Загадки-описания о елочных игрушках и карнавальных костюмах. «Треугольники» с.114 (1) |
| 18 | Каникулы. | | «Мастерская форм» с.115 вариант1 (1) |
| 19 | Диагностика | | «Мастерская форм» с.116 вариант2 (1) |
| 20 | Диагностика | | «Мастерская форм» с.116 вариант3 (1) |
| 21 | Посуда. Виды посуды. Материалы. | «Сравни предмет» (посуда) с.21 (3) | «Волшебный мешочек» - кукольная посуда. Загадки-описания о посуде. «Чайный сервиз» (аппликация – теплые. Холодные цвета).» |
| 22 | Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте | «Какие фигуры ты видишь на рисунках?» с.28 (2) | Загадки-описания о транспорте «Составные картинки» с. 117 вариант 1 (1) |
| 23 | Профессии. Инструменты. | «Из каких фигур сложены предметы?» с. 29 (2) | Загадки-описания об инструментах. «Составные картинки» с. 117 вариант 2 (1) |
| 24 | Животные жарких и холодных стран и их детеныши. | «Расскажи о животных» с.19 (3) | Загадки-описания о животных. «Составные картинки» с. 119 вариант 3 (1) |
| 25 | 23 февраля. День защитника Отечества | «Из каких фигур нарисованы флажки?» с.26 (2) | «Праздничный салют» с.128 (аппликация – цвет). (1) |
| 26 | Ранняя весна. Приметы весны. Весенние месяцы | «Определи последовательность событий» с.109 (2) | «Цветик-семицветик» с. 110 (1) |
| 27 | Весна. Первые весенние цветы. 8 марта. | | «Сделаем салфеточки» с.125 (цвет и форма). (1) |
| 28 | Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы. | «Расскажи о животных» с.19 (3) | Загадки-описания по самостоятельно составленной мнемосхеме. «Назови цвет и форму» с.124 (1) |
| 29 | Творчество Чуковского К.И. | «Сделай и замри» с.117 (2) | «Живые лепестки» вариант 2 с.133 (холодные, теплые цвета) (1) |
| 30 | Перелетные птицы. Растения и животные весной. | | «Незаконченные картинки» 3 варианта с. 134 (1) |
| 31 | Творчество Михалкова С.В. | | «Найди на ощупь» с. 136 (1) |
| 32 | Космос | | «Сломанная лестница» с.139 (1) |
| 33 | Скоро в школу. Школьные принадлежности | | «Фигурки из цветной мозаики» с.136 (1) |
| 34 | Мы читаем творчество Пушкина А.С. | | «Сложи рисунок» с.137 (1) |
| 35 | Мы читаем творчество Барто А.Л. | | «Кто больше увидит» с.135 (1) |
| 36 | День Победы 9 мая | | «Палочки в ряд» (солдатики) с.138 (1) |
| 37 | Диагностика | | Лото «Форма и цвет» с.142 (1) |
| 38 | Диагностика | | Аппликация «Калейдоскоп» с.141 (1) |
| | | | |
Литература.
Л. А. Венгер, Э. Г. Пимогина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»; Москва «Просвещение» 1988 г.
Т. В. Башаева «Развитие восприятия. Дети 3-7 лет»; Ярославль «Академия развития» 2001 г.
Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей»; Ярославль «Академия развития» 1996 г.
«Краски осени» - приложение.
«Чем пахнет осень?» - приложение.
«Пробуем осень на вкус» - приложение.
«Коробочка ощущений» - приложение.
Игра-шнуровка «Овощи» - приложение.
«Узнай по вкусу и запаху» - приложение.
«Узнай по вкусу и запаху» - приложение.
Приложение.
№4 «Краски осени».
Введение в игровую ситуацию.
Педагог: Сегодня мы отправимся в осенний лес. Но пойдём мы туда не за грибами и ягодами, а за осенними чудесами, на волшебную полянку. А чтобы чудеса не вспугнуть, мы пойдём тихо – тихо друг за другом, след в след. (На полу разложены следы зелёного цвета).
(Следы приводят детей к картине). Вот мы и в осеннем лесу на волшебной полянке. Посмотрите вокруг, но разве это осенний лес? (Обращается внимание на картину, где изображен лес в летний период).
Как вы думаете это осенний лес? Почему? Какими красками осень должна раскрасить осенний лес? (жёлтой, красной, оранжевой, зелёной, коричневой, бордовой). ( Педагог обращает внимание детей на палитру, которая стоит на пеньке). Посмотрите, это палитра осени, но на ней нет красок? Что случилось?
Давайте позвоним осени и спросим: - «Почему в лесу осень не наступила?» (Звонок по телефону, идет разговор педагога с «осенью»).
Педагог: - Здравствуй волшебница Осень. Это звонят вам дети из детского сада №3 «Радуга». Мы хотим узнать, почему лес не раскрашен в осенние краски – ведь время года осень.
Осень: - злая волшебница заколдовала мои краски. Дети, помогите мне вернуть краски.
Педагог:- мы рады помочь.
Осень: - На полянке вы найдёте волшебные листочки. На каждом листочке задания, которые надо выполнить и тогда краски вернутся на палитру, и я смогу раскрасить лес.
Педагог: найдём волшебные листочки. (За елью находят разноцветные кленовые листочки). Какие они красивые! Какого они цвета? А, как вы думаете, от какого они дерева? Давайте поиграем с ними. Возьмите волшебные листочки, все вместе скажем слова. (Дети выполняют движения, и прослеживают глазами).
1.Упражнение для глаз.
Ты листочек подними – поднимают листочки вверх.
Вправо – влево отведи - отводят в левую, затем в правую стороны.
Осень будем выручать – делают круговые движения
Все задания выполнять – опускаю вниз.
Педагог: листочки поставьте в вазу. Как вы думаете, какой любимый цвет у осени. ( Жёлтый, он похож на золото в лучах солнца). Возьмём любимый жёлтый листочек осени и прочитаем задание: «Чтобы расколдовать жёлтый цвет надо собрать гирлянду из жёлтых листьев от самого большого листика до самого маленького».
2.Задание «Собери гирлянду из листьев»
Посмотрите, от какого дерева эти листочки? А чтобы правильно выполнить задание, надо каждый раз из оставшихся листьев выбирать самый большой листок. Собирать гирлянду будем по диагонали от верхнего левого угла до нижнего правого угла. Повторите правило, которое надо выполнять.
(На индивидуальных фланелеграфах дети выкладывают гирлянду из листьев).
Как стало ярко светло вокруг, и на нашей палитре появилась жёлтая краска. Дети вы выполнили правильно задание, поэтому и появилась жёлтая краска на палитре! Возьмём следующий листочек красного цвета и прочитаем задание: «Злая волшебница спрятала мои красивые платочки. Дети, найдите мои красные платочки»
3. Задание «Найди платочки и развяжи узелок»
Пройдём по полянке и поищем красные платочки.
Дети находят платочки. Да это же платочки нашей осени. Какого они цвета? (Красного) Что же с ними случилось? Это злая волшебница завязала узелки. Давайте развяжем узелки и поиграть с ними.
4. Игра с элементами пальчиковой гимнастики «Спрячь платочек в кулачок»
Станьте все в круг. Возьмите платочек. Я отвернусь и произнесу слова: «Раз, два, три, четыре, пять – платочек буду я искать». А вы соберите платочек в кулачок одной рукой, затем вытяните обе руки вперёд. А я угадаю, в какой руке вы спрятали платочек. Игра проводится 2 раза.
Дети, посмотрите, на палитре появилась ещё одна краска. Какого она цвета? Возьмем следующий листочек оранжевого цвета, прочитаем задание: «Нарисуйте ковер из оранжевых листьев».
У нас нет оранжевой краски на палитре, а только жёлтая и красная. Как же нам получить оранжевую краску?
5. Задание «Получим оранжевую краску»
Дети: чтобы получить оранжевую краску надо смешать жёлтую и красную краски.
Педагог: Подойдите к мольбертам и смешайте краски. Нарисуйте ковер из оранжевых листьев.
( Звучит композиция Рубена Амирбекяна, дети рисуют).
Педагог: Полюбуемся осенним ковром из листьев.
Посмотрите, а на нашей палитре появилась оранжевая краска!
Давайте отдохнём.
6.«Минутка отдыха»
Долго – долго рисовали – сжимают и разжимают пальчики рук
Наши глазки так устали. – моргают глазами
Сядем тихо отдохнём, – садятся за столы
Листик и грибок найдём – смотрят на тренажёры: первый ряд на силуэт чёрного листочка на белом фоне, второй ряд на силуэт чёрного грибочка на белом фоне. Вот мы и отдохнули. Продолжаем наше путешествие
Возьмём зелёный листочек и прочитаем задание: «Найдите домики для листьев».
7.Задание «Найди домики для листьев»
Возьмите карточку, на ней контурное изображение листьев - домики. Необходимо найти каждому листику домик. Разложите перед собой листья, назовите их (берёзовый, кленовый, дубовый, каштановый, осиновый, рябиновый). Возьмите берёзовый листочек и найдите его домик. Затем кленовому листочку найдите домик, дубовому, каштановому, осиновому, рябиновому. Молодцы дети, вы правильно нашли домики для листьев.
Какие изменения произошли на палитре? Появилась зелёная краска. А теперь погуляем по лесу.
8.Физминутка.
Мы пришли в осенний лес – дети гуляют
Сколько здесь вокруг чудес - разводят руки в стороны
Белка прыгает с ветки на ветку – прыгаю с продвижением вперёд.
Вот ёжик спрятался под ёлкой - приседают
Листочки в воздухе кружатся - кружатся
Нам под ноги тихо ложатся – приседают.
№5
«Чем пахнет осень?»
Опавшими и прелыми листьями.
Грибами на сковородке.
Бабушкиным вареньем и мамиными заготовками.
Пирогами с яблоком и калиной.
Печеной картошкой на костре.
Г. Новицкая. «Еще грибами пахнет лес».
Ещё грибами пахнет лес.
И лист не снялся
У осины.
И с разрумяненной рябины
Ещё зной лета
Не исчез.
Ещё не всё пересказал
Ручей,
Живущий под корнями.
Но дождь
Уже спешит за нами,
Как будто леса
Не видал!
№6
«Пробуем осень на вкус».
Почувствуем горечь диких яблочек и сладость ягод боярышника.
Сравним сладость сливы терпкий вкус терна.
Сравним вкус ягод рябины до мороза и после.
Сравним вкус ягод калины до мороза и после.
Едим свежие яблоки и пьем отвар шиповника.
Хрустим сладким перцем, капустой, морковкой.
Пробуем пирог с яблоками и шарлотку с яблоками и корицей.
Пробуем сырую тыкву, кабачок. Варим кашу с тыквой и овощное рагу с кабачками.
Л. Некрасова «Что нам осень принесет?»
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед!
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!
№7
«Коробочка ощущений».
Положить в коробку ветку, шишку, лист, орехи, желуди, семена клена и т д.
№8
Игра шнуровка «Овощи»
Вот так чудо-овощи детям принесли
развивают пальчики ловкие шнурки
шнурок по цвету подбирай
скорее овощ называй
Ход игры
Предложить детям шнуровки по цвету овощей, назвать овощи, описать их цвет, форму, что можно из них приготовить. Подобрать шнурок по цвету овоща, выполнить шнуровку по форме овоща, и с перекрещиванием шнурка.
№9-10
«Узнай по вкусу и запаху».
Воспитатель дает понюхать и попробовать какой- то овощ: картофель, свеклу, морковь, капусту, сладкий перец. Тыкву, огурец, чеснок и т д .