Статья «Развитие зрительного восприятия как направление коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения»
Развитие зрительного восприятия как направление коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения
Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития зрительного восприятия обучающихся с ОВЗ.
Ключевые слова. Слабовидение, организация и содержание коррекционной работы.
Введение
Актуальность
Зрительное восприятие, имея огромное значение в жизнедеятельности человека вообще, и в психическом развитии ребёнка в частности, обеспечивает способность к обнаружению, различению и опознанию предметов с различного расстояния, цветоразличению, координации движений глаза и руки, обогащению представлений, активизацию мыслительных операций, способствующих формированию аналитико-синтетического визуального мышления в процессе опознания и действий с предметами, расширение знаний о предметах и явлениях окружающего мира, совершенствование практической деятельности.
Методологическая основа изучения зрительного восприятия.
В качестве методологической основы изучения зрительного восприятия, являющегося предметом изучения как психологических, так и педагогических научных исследований:
- теория развития высших психических функций (Л.С. Высотский)
- теория функциональных систем (П.К. Анохин)
- теория психофизиологических основ психических процессов (Б.М. Теплов, Е.Н. Соколов)
- теория единства обучения и психического развития ребёнка (П.П. Блонский, В.В. Давыдов)
-теория деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев)
1.3 Своеобразие зрительного восприятия в условиях нарушенного зрения.
Особое внимание данной проблеме уделяется в тифлопедагогике, где в качестве основных направлений выступают направления, связанные с разработкой педагогических путей развития и коррекции зрительного восприятия обучающихся с ОВЗ.
Своеобразие зрительного восприятия:
- в снижении степени и точности зрительного восприятия
- в появлении фрагментарности и искажённости восприятия единичных предметов и групповых композиций
- в появлении затруднения в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями
- в замедленности и нечёткости опознания предметов
- в нарушении одновременности и дистантности восприятия
- в снижении уровня эмоциональности восприятия объектов и предметов окружающего мира
- недостатки зрительного восприятия, формирование нечётких, недиференцированных образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), а это затрудняет учебно – познавательную деятельность.
Реализация направлений коррекционной работы
Реализация направления коррекционной работы, определённых типовым положением, осуществляется в образовательном учреждении для детей с нарушением зрения включения в учебный план общеобразовательного учреждения, наряду с общеобразовательной областью, коррекционно-адаптационной области.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия учащихся проводятся за счёт часов, отводимых государственным образовательным стандартом в каждом году обучения на первой ступени образования.
Организация и содержание работы:
- определение типа занятия (совершенствование сенсорных эталонов; расширение и автоматизация способов обследования предметов; расширение и коррекция представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
совершенствование умения воспринимать сюжетные изображения; развитие зрительно – моторной координации)
- определение программного содержания занятия (объём работы, способ деятельности – по образцу, самостоятельно, с помощью педагога, конечный результат деятельности и способ проверки)
- подбор наглядных пособий
- уточнение приёмов активизации зрительной и мыслительной деятельности
- подведение итогов, оценка деятельности детей.
Задачи педагогической работы.
1.Формирование у детей с нарушением зрения потребности в самостоятельном использовании зрительных умений и навыков для установления логических и причинно – следственных связей при отражении множества объектов окружающего мира.
2.Расширение и коррекция предметных представлений и конкретных способов обследования объектов через углубление знаний о предметах окружающего мира за счёт целенаправленного полисенсорного воспитания, формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций).
3.Повышение уровня сенсорной готовности пикольника к обучению путём совершенствования системы сенсорных эталонов, научения пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов и явлений окружающего мира.
4.Развитие способности к оценке глубины пространства, формирование навыка переноса знания в практическую деятельность в свободном пространстве, обучение ориентироваться на основе пространственных представлений.
5.Совершенстование зрительно – моторной координации.
6.Активизация зрительного восприятия учащихся посредством автоматизации навыка максимального использования своих зрительных функций при восприятии окружающего мира.
Автор статьи – учитель ГОУ СО «Верхнепышминская школа – интернат имени С.А. Мартиросяна» Кипина Л.Г.
Список литературы
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М., 1987.
Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой при близорукости. – М., 1980.
Аветисов Э.С. Как беречь зрение. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000.
Артюкевич Е.В., Никулина Г.В. Классы «охраны зрения» как форма реабилитации прав детей на получение специальной поддержки // Ребёнок в современном мире: Права ребёнка. Право на здоровье. – СПб., 1998.
Безруких М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. – М., 1995.
Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием. – С., 1987.
Демирчоглян Г.Г. Профилактика близорукости у детей. – М., 2000.
Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей,, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. – М.,1989.
Малева З.П. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: Учебное пособие для системы очного и дистанционного обучения. – Челябинск: Изд-во «Околица»; Челябинский государственный университет, 2004.
Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеоптико-ортопедическому лечению: Учебное пособие – М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009.
Недоленко С.В., Никулина Г.В. Создание центра «охраны зрения» как направление городской программы «Здоровье ребёнка» // Ребёнок в мире: Права ребёнка. Право на здоровье. – СПб., 1998
Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение: Учеб.-метод. пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002
Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения. – М., 1998.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями. – М., 1998.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад – начальная школа). – М., 1997.