План-конспект и анализ внеклассного мероприятия по химии в 8 классе МБОУ №71 города Дзержинск на тему интеллектуальная игра «Самый мудрый»
План-конспект и анализ внеклассного мероприятия
по химии в 8 классе
на тему интеллектуальная игра «Самый мудрый»
«Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Тема: Интеллектуальный конкурс для старшеклассников
Форма проведения: Интеллектуальная игра «Самый мудрый»
Количество участников: 12 игроков, 1 технический помощник, зрители – учащиеся 8-11 классов, 8 участниц музыкальной паузы
Оборудование и оформление помещения: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, 12 комплектов сигнальных таблиц с буквами «А», «Б», «В», «Г», 12 наборов тестовых заданий, секундомер, цветное табло 6 на 6, закрашенное в красный, желтый, синий и белый цвета, аудиосистема с записью песни из к/ф «Точка, точка, запятая»
Анализ подготовки процесса мероприятия.
а) Инициатором подготовки был сам учитель химии.
б) Участники игры были заранее ознакомлены с правилами игры и подготовлены к III туру игры.
в) К мероприятию для зрелищности для зрителей были подготовлены слайды в программе Microsoft PowerPoint: эмблема конкурса, для I тура вопросы-тесты с ответами, для II тура таблица со списками тематики вопросов, для III – цветное игровое табло.
г) Заранее был определен состав жюри из трех учителей, которые были ознакомлены с правилами оценивания конкурсов, обеспечены протоколами конкурсов.
Анализ целенаправленности и познавательной ценности игры.
Интеллектуальная игра состояла из трех туров.
Тур «Полуфинал», в котором участники за ограниченное время отвечали на 18 тест-вопросов с четырьмя вариантами ответов, один из которых правильный, направленный на развитие быстроты мышления, умения быстро принимать решения. В следующий тур проходили 6 лучших из 12.
Второй тур «Полуфинал», в котором игроки выбирали темы и за 1 минуту отвечали на вопросы этой темы. Он направлен на развитие самооценки, ответственности за принятие правильного решения, слухового восприятия информации и быстроты и самостоятельности мышления. В следующий тур проходили 3 лучших.
Третий тур «Финал» требовал тщательной домашней подготовки: участники за неделю до игры сообщили организатору свою тему, по которой могли заранее подготовиться. Игроками выбирались наиболее близкие темы, по которым они считали себя сильными: Ученые-химики, Медведи, Европейские столицы, Египет, Клетка, Благородные металлы, Грибы, Галогены, Луна, Австралия, Треугольники, Злаки. Перед выбором тем участники советовались с учителями и организатором, что говорит о неуверенности их в своих возможностях, нечеткости их интересов. Тур был направлен на умение учащихся работать с информацией, добывать самостоятельно знания, на развитие разносторонности знаний, на память (запоминание своих клеток на табло) а также умения «преломлять ход игры», выбирая «чужие» темы.
Эмоциональная насыщенность
Было соблюдено соотношение рационального (степень сложности вопросов) и эмоциональности (степень «интересности» вопросов, обратная связь как с игроками, так и со зрителями). Не только участники, но и зрители были увлечены игрой. Использование мультимедийного проектора и экрана, музыкальная заставка и танцевальная пауза в исполнении членов танцевального кружка тоже внесли свой эмоциональный штрих.
Воспитательная эффектность
Мероприятие способствовало формированию мышления, памяти, умения использовать свой интеллектуальный потенциал, проявить свою эрудицию, начитанность, быстроту мышления, а для зрителей – желания тоже участвовать в подобных конкурсах, способствующих проявлению интеллектуальных способностей, повышению их эрудиции. Подготовка к конкурсу и сам конкурс способствовали улучшению микроклимата между старшеклассниками.
Результативность
Цели и задачи мероприятия были достигнуты, в финале был определен «Самый мудрый», которым стал учащийся 9 класса, опередив своих старших игроков из 10 и 11 (предыдущего победителя такого конкурса) классов. Победитель был награжден грамотой и призом – энциклопедией, финалисты – грамотами. На глазах учащихся школы повысилась популярность интеллектуальных конкурсов. Конкурс понравился и игрокам, и зрителям, прошел «на одном дыхании» и уложился на время одного урока.