План-конспект открытого урока по литературе в 5 классе "Раннее взросление героя" в "Сказании о Кише" Джека Лондона

1
0
Материал опубликован 25 May

МБОУ «Хагынская средняя общеобразовательная школа»

Вилюйский улус, Республика Саха (Якутия)












ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ

«РАННЕЕ ВЗРОСЛЕНИЕ ГЕРОЯ»

В «СКАЗАНИИ О КИШЕ» ДЖЕКА ЛОНДОНА



Автор: Филиппова Марианна Федоровна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Телефон: 89644248086

filippova.marianna@mail.ru











Кирово, 2024

Тема урока: Раннее взросление героя в «Сказании о Кише» Д.Лондона.

Цель урока: познакомиться с отдельными фактами из жизни американского писателя Джека Лондона и с его произведением «Сказание о Кише».

Задачи урока:

1. Совершенствовать навыки анализа прозаического произведения; определить тему и идею произведения.

2. Развивать навыки выразительного чтения текста, совершенствовать устную и письменную речь, критическое мышление, умение работать в группе.

3. Воспитывать интерес к литературе, в частности, к творчеству

Д.Лондона; вдумчивого читателя, привить чувство коллективизма и уважительное отношение друг к другу.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник по литературе для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2. Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2021 г.; рабочие тетради, компьютер и проектор, мультимедийная презентация.

Опережающее домашнее задание: самостоятельное чтение биографии Джека Лондона и «Сказание о Кише».

Используемые технологии: поисковая работа в группах, элементы технологии развития критического мышления, технология проблемного обучения.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методические приемы: ролевая игра, работа с сигнальными карточками, выразительное чтение, слово учителя, аналитическая беседа, словарная работа; приемы «Толстые» и «тонкие» вопросы», «Синквейн», «Кластер».

Внутрипредметная связь: устное народное творчество (пословицы).

Межпредметная связь: якутский язык.

Универсальные учебные действия:

Предметные: уметь давать характеристику герою через его поступки, определять тему и идею произведения; узнать термин «сказание».

Познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного; уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте, делать выводы.

Регулятивные: уметь поставить перед собой учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, давать оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы к тексту, строить логическое рассуждение в монологическом высказывании; совершенствовать умение слушать и вступать в диалог в групповой работе.

Личностные: формировать у учащихся представления о положительных нравственных качествах человека, готовность и способность вести диалог с другими людьми.












Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности. Стадия «Вызов».

1.1. Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем изучение произведений зарубежной литературы. Надеюсь, мы сделаем сегодня открытие в художественном мире еще одного замечательного писателя – Джека Лондона. Дома вы читали его биографию и произведение «Сказание о Кише».

1.2. Ролевая игра.

Перед нами портрет яркого представителя американской литературы.

Представим, что Джек Лондон сейчас жив, и у нас есть возможность взять у него небольшое интервью о его жизни. (Героями игры становятся учащиеся по желанию, так как все ознакомились со статьей о писателе по учебнику и дополнительной литературой).

Примерные вопросы и ответы.

А) Добрый день. Где вы родились? (Я родился в 1876 году в городе Сан-Франциско в США).

Б) Каким было ваше детство? (Детство мое было безрадостным. Семья наша была бедной. Мы постоянно нуждались даже в самом необходимом. В детстве у меня не было собственных игрушек. Только восьмилетним я надел новую рубашку, которую купили в магазине. Что такое пища, могут ценить только люди, испытавшие голод).

В)Ваше имя при рождении было Джон Гриффит Чейни. Почему вы изменили имя и фамилию? (Имя Джек – это уменьшительная форма от имени Джон. А Лондон – фамилия моего отчима, который меня усыновил. К сожалению, с моим настоящим отцом не сложились родственные отношения).

Г) Чему научил вас отчим? (Он привил мне уважение к труду, любовь к окружающему миру, поддерживал в трудные моменты жизни,).

Д) Когда вы начали работать? (Когда учился в начальной школе, я стал помогать семье. Рано утром до занятий и вечером я разносил по городу газеты и продавал их).

Е) Где вы еще работали? (Мой отчим был сбит поездом и не мог работать. Поэтому в 14 лет я стал работать в консервном заводе. Зарплата была маленькая, хотя работал с утра до вечера. Я очень любил море. Когда мне было 17 лет, я поступил матросом на трёхмачтовую шхуну «Софи Сазерленд» и отправился на ловлю котиков к берегам Японии и в Берингово море).

Ж) Что для вас значат книги? (Я очень рано научился читать. Книги научили меня познать мир, открывать неизвестные далекие страны, из них я узнал о благородных и смелых людях, не боящихся трудностей. Чтобы читать книги, я ходил в публичную библиотеку, так как средств на покупку не было).

З) Почему вы поехали на Аляску? (В августе 1896 года в районе Клондайка на Аляске и Северо-западной Канаде было обнаружено богатейшее месторождение золота. Я отправился туда искать счастья. Это время называли «золотой лихорадкой»).

И) Почему вы вернулись домой? (Я пробыл год на Аляске, но не разбогател. Зато я обрел огромный опыт в жизни. Полюбил природу Севера, познакомился с разными людьми, услышал увлекательные истории и записывал их в блокноте. Все это я использовал в своих произведениях. Данный опыт жизни помог мне стать настоящим писателем).

1.3. Работа учащихся в группе.

Прежде чем приступить к анализу произведения, мы должны составить пословицы по их частям, определить их тему и объяснить значение (части пословиц на карточках даются вперемежку).

Пословицы о смекалке:

Хитрость и смекалка — родные сестры.

У сметливого солдата и рукавица — граната.

Нужен не только ученый, но и смышленый.

Боец со смекалкой воюет и с палкой.

Смекалка –булугас ейдеех, сатабыл (перевод на якутский язык).

Пословицы о смелости:

Отвага — половина спасенья.

Сам мал - да смел и удал.

Риск - благородное дело.

Смелый бежит, а трусливый за ним хромает.

Пословицы о справедливости:

Справедливое слово камень раздробит. 
Где справедливость, там и правда. 
Что посеешь, то и пожнешь. 
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 

Справедливость – кырдьыктаах буолуу (перевод на якутский язык).

Пословицы о доброте:

Добрые умирают, да дела их живут. 
Доброе слово лучше мягкого пирога. 
Не делай другим того, что себе не желаешь.
1.4. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Почему даны именно эти пословицы? (Потому что главный герой произведения «Сказание о Кише» обладает всеми качествами характера, названных в пословицах).

- Как бы вы назвали тему урока?

Варианты тем (формулируют сами учащиеся):

Взросление Киша.

Жизнь маленького охотника, сильного и умного не по годам.

Раннее взросление героя в «Сказании о Кише».

Что значит быть взрослым?

- Определите цели урока.

Цели для учащихся: познакомиться с отдельными фактами из жизни Д.Лондона; понять содержание произведения, уметь анализировать произведение, выделять главное в тексте, составлять характеристику героя, грамотно излагать свои мысли, слаженно работать в группе.

II. Стадия «Осмысление».

2.1. Слово учителя.

Джек Лондон более серьёзно заниматься литературой стал в 23 года, после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899 году, а уже в 1900 году была издана его первая книга — сборник рассказов «Сын волка». Впоследствии стал большим писателем, оставив после себя около 50 книг. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише».

2.2. Работа над текстом произведения. Аналитическая беседа.

Сегодня в центре нашего внимания – поступки главного героя.

- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединённых Штатов Америки).

- Почему именно это место выбрал Джек Лондон для своего повествования? (Север закалял характер человека, выявлял его нравственные качества).

- Что вы заметили об образе жизни племени в сказании? (Людьми в племени руководят старшины, которые сами устанавливают законы. Люди выживают с помощью охотничьего промысла. В совете старейшин уважают охотников, именно они делят добычу, но не всегда справедливо. Люди в племени верят в колдовство).

2.3. Работа с сигнальными карточками. Проверка первичного восприятия произведения. Да – показываем карточку с красным кружочком, нет – карточку с зеленым кружочком.

Киш жил с матерью у Белого моря (нет, у Полярного моря).

Ему было 13 лет (да).

Отец Киша Бок погиб в схватке с волком (нет, с полярным медведем).

На совете племени Киш говорит, что ему с матерью достается тухлая рыба (нет, старое и жесткое мясо).

Киш отправляется на охоту в одиночку (да).

Киш свою добычу как охотника не делился с другими (нет, делёж его неизменно справедлив).

Люди построили новое иглу для Киша и его матери (да).

Киш не раскрыл тайну удачной охоты на медведей (нет, в своем иглу он рассказал, как придумал простой способ охоты).

2.4. Групповая работа.

Цель: проверить знание текста сказания, анализировать поступки главного героя, выявить черты характера Киша.

Ход этапа: группы подбирают заглавия к данным эпизодам, находят и выразительно читают ключевые фрагменты, придумывают «тонкие» и «толстые» вопросы, задают вопросы другой группе.

Группа 1. Фрагмент с начала рассказа со слов «Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет, и тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце – мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину» до слов «Я, Киш, сказал всё».

Заглавие – «Киш на совете старейшин».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что сказал на совете старейшин Киш?

Почему Киш выступил на совете охотников? (Он настаивал на справедливости дележа добычи охотников).

Что он сказал о своем отце? (Бок приносил больше всех мяса, справедливо делил всем, особенно старикам).

Отчего все охотники «разинули рот»? (Ребенок бросал им дерзкие слова)

О ком заботится Киш прежде всего? (О стариках, слабых и голодных вдовах и их детях).


Почему охотники рассердились на него? (Потому что он еще мал разговаривать со старшими. У племени были свои обычаи, которые мальчик нарушил. Он не имел права говорить со взрослыми как равный. Киш, по мнению старейшин, совершил дерзкий поступок).


Можно ли назвать его выступление дерзким, неуважительным к старшим? (Нет, он только сказал правду, не побоялся взрослых мужчин).


Какие качества характера Киша проявились в данном эпизоде? (Смелость, гордость, сохранение чувства собственного достоинства, гордость за своего отца, умение отстаивать свое мнение).


Словарная работа: дерзкий – смелый, не знающий страха; хорсун, чобуо (перевод на якутский язык).

Группа 2. Фрагмент со слов «Однако на следующий день рано утром Киш появился в посёлке» до слов «И в дележе он был справедлив».

Заглавие – «Возвращение Киша с охоты».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

На какой день вернулся с охоты Киш? (На четвертый день, рано утром)

Почему Киша можно назвать настоящим мужчиной? (Он ушел на охоту один и возвратился с мясом. Он доказал всем, что стал настоящим мужчиной, ловким и умным охотником).

Какие чувства испытывает герой, вернувшись с охоты? (Чувство радости, гордости, потому что он сумел выполнить свое слово).

Почему в поселке стали говорить о колдовстве? (Потому что не верили, что такой юный человек может одолеть больших медведей, он даже собаки не брал с собой).

Что он принес домой? (Тушу зверя).

Какие качества характера Киша проявились в данном эпизоде? (Справедливость, потому что заботился не только о своей матери, но и не забывал других женщин и стариков; ловкость, храбрость).

Что он сказал охотникам? (Чтобы они привезли мясо медведицы и двух медвежат).


Сумел ли разделать туши мяса Киш? (Да, он разделил ее на четыре части и удалил внутренности).


Сколько часов спал Киш? (Двадцать).





Словарная работа: колдовство –абылааhын (перевод на якутский язык).

Группа 3. Фрагмент со слов «И любопытство было так велико…» до слов «А когда медведю станет очень больно, его легко убить копьём. Это совсем просто».

Заглавие – «Тайна Киша».

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Что рассказал мужчинам Киш? (О секрете охоты на зверей).

Почему Киш рассказал о своем секрете? (Киш хотел, чтобы все были сыты и счастливы, поэтому и поведал соплеменникам секрет удачной охоты).

Что и как использовал Киш на охоте? (Китовый ус с острыми концами, тюлений жир.

Он берёт китовый ус, заострённый с двух сторон как игла, скручивает его и заворачивает в шарики из тюленьего жира, которые выставляет на мороз, где они застывают).

Почему Киш не сразу рассказал о своем способе охоты? (Потому что взрослые мужчины проводили Киша насмешками и глумлением. Они не думали, что «мальчишка» может приносить мясо. Киш хотел доказать обратное).


Почему Уг-Глук обвинял Киша в связи со злыми духами? (Потому что он завидовал Кишу и хотел, чтобы все поверили ему).


Какие качества характера Киша проявились в данном эпизоде? (Смекалку: придуманный им способ охоты очень прост. Твердость характера).



2.5. Слово учителя с элементами беседы. Определение жанра произведения.

Почему Джек Лондон назвал своё произведение сказанием, а не рассказом? (Это рассказ, похожий на легенду. Есть описания быта и нравов северного народа и вместе с тем фантастические мотивы. В произведении выражена вера народа в справедливость и в светлое будущее).

Учащиеся записывают определение жанра.

Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».

Итак, мы выяснили ряд событий, описанных в «Сказании о Кише». Как это называется в теории литературы? (Сюжет).

Давайте прочитаем финал сказания и ответим на вопросы.

1.Что выражают междометия, которые произнесли Уг-Глук и Клош-Кван в конце произведения?

2.Почему так рано повзрослел Киш?

3. Какие поступки Киша говорят о его нравственном взрослении?

4. Почему охотники начали уважать Киша?

5. Почему Киш стал «первым человеком в своём посёлке» и «умер, окружённый почётом, и имя его было у всех на устах»? (Своей добротой, смекалкой, смелостью, справедливостью Киш заслужил уважение жителей посёлка. Именно поэтому он стал первым человеком своего племени).

6. Можно ли считать, что семья Киша – это только его мать?

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал 22 ноября 203 г. Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи. Что для вас значит слово «семья»?

Групповая работа. Составление кластеров на тему «Семья» с последующей защитой мини-проекта.

7. Определение идеи произведения.

Примерные ответы учащихся:

- Главная мысль, произведения «Сказание о Кише» заключается в том, что сила не всегда помогает, а вот ум и смекалка может помочь больше, чем сила.

- «Сказание о Кише» учит противостоять несправедливости и доказывать свою правоту.

- «Сказание о Кише» учит верить в свои силы, быть мужественным и добиваться цели, преодолевать трудности и закалять характер.

- Рассказ о Кише учит нас, что нужно не просто бросать слова, а делать: «Больше дела – меньше слов».

- Главная мысль рассказа «Сказание о Кише» выражена в пословице «Судят не по одежке, а по делам». Киш смог в 13 лет преодолеть себя, свои страхи, он стал главным в семье, когда погиб его отец. Также автор показывает, что не всегда важна сила: нужно проявить смекалку и острый ум.

- Произведение учит нас преодолевать трудности, верить в свои силы, во что бы то ни стало добиваться своей цели в жизни.


III. Рефлексия.

3.1. Индивидуальная работа. Составление синквейна (выбирают имя любого героя).

3.2. Комментирование оценок.

3.3. Заключительное слово учителя.

Мы живем в похожих природных условиях жизни, как и в «Сказании о Кише». Наши предки своим твердым духом, выносливостью, смекалкой, трудолюбием преодолевали трудности жизни, любили свой суровый край.

Глава нашей республики Айсен Сергеевич Николаев 2024 год объявил Годом детства в республике. Это говорит о том, что о вас заботятся, но вместе с тем, на вас возлагают большие надежды, что вы проявите себя с лучшей стороны.

Сегодня на уроке мы узнали, как совсем юный человек проявляет большую ответственность в жизни, совершает взрослые поступки. Надеюсь, что каждый из вас получил свои уроки взросления.

IV. Домашнее задание (дифференцированное).

Подготовить творческий пересказ от лица героев.

Нарисовать иллюстрацию.

Мини-сочинение «Почему я считаю себя взрослым?»









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.