План-конспект практического занятия по теме «Назад в СССР» по дисциплине «История»

3
0
Материал опубликован 22 May 2020 в группе

План-конспект занятия с обучающимися по дисциплине «История»


Т.В. Цилибина, преподаватель ГБПОУ АО

«Шипицынский агропромыленный техникум»


Представленный план-конспект разработан для проведения практического занятия по теме «Назад в СССР» у студентов II курса специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Не секрет, что современная молодежь сейчас больше интересуется общением в социальных сетях, просмотром видеороликов в Интернете и прочей активностью развлекательной направленности. Мало интересуются историей и культурой России, так как считают это скучным и «немодным». Традиционные формы работы с современными студентами не всегда эффективны и привлекательны. Формы обучения должны быть и увлекательными и познавательными, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразными и целостными. Этим критериям в полной мере отвечает технология «квеста» или «игры-поиска».

Исторический интеллектуальный квест - это интеллектуальная игра, игровое приключение, во время которого студентам нужно пройти череду препятствий для достижения определенной цели. В рамках данного квеста были разработаны и внедрены в игру нестандартные интеллектуальные задания из истории советского периода, расширяющие кругозор обучающихся и восполняющие пробелы знаний. 


ОГСЭ.02. История

Тема занятия: Назад в СССР

Тип занятия: квест-игра

Время проведения: 45 минут

Место проведения: учебный кабинет «История» (дополнительные кабинеты)

Материально-техническое оснащение: ПК, мультимедийная презентация, маршрутный лист, карточки-задания.

Цели занятия:

Образовательные:

развитие интереса к изучению дисциплины «История»;

систематизация и закрепление полученных ранее знаний по истории СССР.

Развивающие:

развитие логического и творческого мышления;

повышение результатов за счет соревновательного формата;

развитие познавательного интереса и учебной мотивации через использование ИКТ;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, работать с полученной информацией;

развитие умения работать и принимать решения в команде;

развитие волевых и лидерских качеств обучающихся.

Воспитательные:

воспитание умения работать в группе, чувства ответственности и потребности в оказании взаимопомощи;

воспитание активности, внимательности, самостоятельности, мобильности.

Планируемые результаты обучения

Студент должен:

знать:

основные факты, имена и даты, связанные с эпохой СССР (1930-1982 гг.).

уметь:

работать в команде;

анализировать иллюстративный, фильмографический материал;

ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации советского периода.

Межпредметные связи: ОУД.11 «Обществознание», ОГСЭ.01 «Основы философии».

Методы обучения: исследовательский, репродуктивный, эвристический, объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение.

Развитие общих и профессиональных компетенций

В результате освоения данной темы у студента должны сформироваться следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать рения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Уровень освоения содержания образования: 2 - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.

Основная литература:

Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для СПО и НПО в 2частях/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков.- 4-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 2012.-304с.

Захарова, О.В. Игровые технологии / Сайт ИМЦ г. Новомосковска. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imc-new.com/index.php/teaching-potential/teachingtechnologies/264-2011-10-05-10-59-59 (дата обращения 01.03.2019).

Кремер, И.В. Исторические квесты. Сыктывкар, 2017.- 25 с.

Образовательные квесты. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/obrazovatelnye-kvesty-v-shkole-/

Цилибина, Т.В. Практикум по истории с мультимедийным спопровождением. – п. Шипицыно: ГБПОУ АО «Шипицынский агропромышленный техникум», 2019. – 295 с.


Структура занятия


Элементы занятия

Содержание


Действия преподавателя

Действия студентов

Организационный момент (2 минуты)

Организация занятия: контроль готовности к занятию, объявление темы, цели занятия, обоснование актуальности темы. Оформление журнала

Подготовка к занятию

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (3 минуты)

Объяснение правил квеста (Приложение 1). Разделение студентов на 2 группы.

Выбор лидера команды. Знакомство с маршрутным листом (Приложение 2).

Усвоение новых способов действий (35 минут)

Объяснение этапов квеста (Приложение 3), нормирование времени, прохождения этапов.

Выполнение заданий этапов.

Подведение итогов и рефлексия (5 минут)

Оценка активности и качества работы групп и студентов, обсуждение с обучающимися трудностей и ошибок при прохождении квеста. Комментарии к домашнему заданию: написать эссе на одну из предложенных тем: «Эпоха оттепели и ее последствия»; «Эпоха застоя и ее последствия».

Подводят итоги прохождения квеста. Фиксация домашнего задания.


Содержание занятия


Введение

Интерес к эпохе существования СССР неслучаен, В это время произошло множество значимых политических и культурных событий, а также научных открытий, именно поэтому она очень интересна для исследований и значима для отечественной истории. Прохождение игры в форме квеста расширит имеющиеся знания об эпохе СССР и раскроет множество новой, неизведанной информации и фактов.

Квест состоит из 5 станций. В каждой станции расположены разнообразные задания, выполняя которые, участники смогут показать свои знания в той или иной области. Каждая станция включает в себя краткое описание предложенной темы, задания.


Стратегия и механизм реализации квеста

Все участники квеста делятся по ролям:

Ведущий квеста (преподаватель) – объясняет правила, формирует 2 команды. Проводит проверку финального задания.

Гуру знаний – 5 человек, отвечающих за станции, координируют прохождение командами того или иного испытания. Мини-ведущие на своей станции, следят за ходом выполнения заданий, не нарушены ли правила, а затем оценивает работу команды (верно или неверно решенные задания), в результате решает, давать ли участникам ключевую фразу.

Участники квеста – студенты группы, разделенные на 2 команды.


Сценарий

Перед началом квеста ведущий считает участников и делит число на 2, затем, в зависимости от количества людей, кидают в емкость равное количество номерков 1, 2 - что означает номер команды, после чего предлагают студентам вытянуть номер.

Квест ведется на время, кто пройдет все пять станций, затратив наименьшее количество времени, тот и побеждает.  

Каждой команде перед началом квеста выдается маршрутный лист с порядком прохождения станций. Важно, чтобы участники следовали по маршрутному листу, так как в данном случае не возникнет ситуаций, когда одна команда еще не закончила, а другая уже пришла на этот этап. Если команда успешно решает все задания на станции, она получает от гуру знаний ключевую фразу.


Станции

Станция Советский плакат – проверка знаний в области важных и влиятельных исторических событий, изображенных на агитационных плакатах эпохи СССР;

Станция Мыслительная – составить кластер (карту-мышления) из набора слов;

Станция Фильмографическая – кадры из советских фильмов и современных фильмов, посвященных событиям советского периода;

Станция Карикатур– карикатуры политических лидеров XX века.

Станция Анекдотическая – анекдоты о политических деятелях XX века.


Подведение итогов и рефлексия

Команда – победитель выявляется путем подсчета баллов по маршрутному листу и верно сформулированной цитаты по фрагментам (максимальное количество баллов по итогу 5 станций – 35 баллов).

Имея пять фрагментов, команда должна составить афоризм (цитату) и объяснить его смысл:

«Жить стало лучше, жить стало веселее» (И.В. Сталин)

«Наши цели ясны, задачи определены!» (Н.С. Хрущев)

Домашнее задание - написать эссе по предложенной теме. Цель написания эссе состоит в развитии навыков творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволит студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли относительно пройденной темы, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Необходимые элементы: четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ, выводы, обобщающие авторскую позицию.
























Приложение 1


Правила для участников квеста

Нельзя пользоваться мобильными телефонами и прочими устройствами с выходом в интернет.

В случае повторного использования устройства участник удаляется из команды.

Главное – не быстрее всех вернуться на финиш, а ответить правильней остальных на все вопросы и задания.

Нужно следовать маршрутному листу, идти на станции по порядку. В случае вопросов можно обращаться к гуру.










































Приложение 2



Маршрутный лист


Станция

Баллы (0-5)

Ответственный

Советский плакат




Мыслительная




Фильмографическая




Карикатуры




Анекдотическая








































Приложение 3


Описание станций


I Станция Советский плакат


Плакат является одним из основных символов Советской эпохи. Яркий, выразительный, он был призван «воспитать» советского человека. Плакат являлся уникальным средством агитации и пропаганды. Плакаты советской эпохи – это не просто изобразительное искусство, это удивительный памятник данному времени.


Задание для 1 команды: Объяснить идейный смысл плаката, и какому историческому событию он посвящен.

t1590140465aa.jpgt1590140465ab.jpg







Задание для 2 команды: Объясните идейный смысл плаката и какому историческому событию он посвящен


t1590140465ac.jpgt1590140465ad.jpg
































II Станция Мыслительная


Задание для 1 команды: Составить кластер (карту мышления) из предложенных слов по теме «Оттепель».

Задание для 2 команды: Составить кластер (карту мышления) из предложенных слов по теме «Застой».


Оттепель


Застой


десталинизация


неосталинизм

реабилитация


стабильность

ротация


геронтократия

1954-1964 гг.


1964-1982 гг.


Хрущев Н.С., Г.М. Маленков, Л.П.Берия; Г.К.Жуков, В.М.Молотов, Л.М.Каганович,


Н.С.Хрущев, Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев.


Март 1953 г. – смерть Сталина


Застой во всех отраслях жизни общества=консервация политического режима


1956 г. – 20 съезд КПСС, «культ личности»


Доктрина Брежнева


Сталин/Берия/Ежов/Ягода-репрессии


Укрепление армии и ОГБ


Амнистия, реабилитация, ГУЛАГ


Конституция СССР 1977 г.


Смягчение политического режима во всех сферах общества: политика, экономика, социальная сфера, духовная сфера


Диссиденты


Целина


Сахаров, Гинзбург

Повышение уровня жизни населения


Процесс Синявского и Даниэля

Таганка - Ю.Любимов, В.С.Высоцкий

1964 г. – Доклад Суслова и снятие Хрущева


Выставка авангардистов (Эрнст неизвестный)






III Станция Фильмографическая


Вопросы к фрагменту фильма Фильм А.Пивоварова «Хлеб для Сталина» для 1 команды:

Какое событие отражено во фрагменте фильма?

Суть данной политики и ее методы

С именем какого политика связаны описанные в фильме события


Вопросы к фрагменту фильма «Иван Бровкин на целине» для 2 команды:

Какое событие отражено во фрагменте?

Суть данной политики и ее методы

С именем какого политика связаны описанные в фильме события


IV Станция карикатур


Карикатура, основанная на юморе и иронии, является полноценным источником, с помощью которого возможно понять историческую ситуацию и настроения людей

t1590140465ae.jpgt1590140465af.jpgИнформационный материал для 1 команды


Рисунок 1-2



Вопросы к карикатуре №1-2:

Какой политический деятель изображен на карикатуре?

Как на карикатурах представлена идея взаимоотношений народа и диктатора?

Какие индивидуальные черты политика интересуют художников- карикатуристов?

Какие политические события из истории СССР нашли отражение в карикатурах? Назовите даты, когда они произошли.














t1590140465ag.jpgt1590140465ah.jpg



Рисунок 3-4


Вопросы к карикатуре №3-4

Какой политический деятель изображен на карикатурах?

Какие политические события, произошедшие во время правления политика, отражены на карикатурах? Когда они произошли?

Какие личностные особенности политика отражены на карикатурах?


























t1590140465ai.jpgИt1590140465aj.jpg нформационные материалы для 2 команды



Рисунок 1-2


Вопросы к карикатуре №1-2:

Какой политический деятель изображен на карикатуре?

Как на карикатурах представлена идея взаимоотношений народа и диктатора?

Какие индивидуальные черты политика интересуют художников- карикатуристов?

Какие политические события из истории СССР нашли отражение в карикатурах? Назовите даты, когда они произошли.


t1590140465ak.jpg

t1590140465al.jpg

Рисунок 3-4


Вопросы к карикатурам 3-4:

Какой политический деятель изображен на карикатурах?

Какие политические события, произошедшие во время правления политика, отражены на карикатурах?

Какие личностные особенности политика отражены на карикатурах?






V Станция анекдотов

Анекдоты для 1 команды


Анекдот 1.

На Ялтинской конференции утром:

Черчилль: – Мне приснилось, что я стал властелином всей планеты. Рузвельт: – А мне приснилось, что я стал властелином всей Вселенной! А Сталин в ответ: – А мне приснилось, что я никого на эти посты не утверждал.

Вопросы к анекдоту:

Когда состоялась Ялтинская конференция?

Какие вопросы на ней решались?


Анекдот 2.

Осенью 1935 года, возвращаясь из Гагры, Сталин заехал в Тбилиси и встретился с матерью. Она спросила:

Я слышала, ты большой начальник в Москве. Кто же ты теперь?

Секретарь Центрального Комитета ВКП (б).

А что это значит?

Помните, мама, нашего царя?

Конечно.

Ну, так вот я теперь вроде него.

Вопросы к анекдоту:

Назовите период, когда Сталин стал руководителем СССР?

Кого заменил Сталин на политической арене?

Насколько сильна была власть Сталина в СССР?


Анекдот 3.

Сталин проезжал по Москве мимо церкви Спаса-на-Бору, шедевра XV века. Рядом с церковью лежали дрова.

Убрать! – буркнул Сталин.

Переспрашивать, что именно убрать, никто не посмел, поэтому дрова вывезли, а церковь снесли.

Вопросы к анекдоту:

Как относились к Сталину политические деятели и обычные граждане?

Какое отношение было у Сталина к религии?



Анекдоты для 2 команды


Анекдот 1.

Предосторожность.

Перед докладом о культе личности Хрущев бегал в Мавзолей пощупать пульс у Сталина.

Вопросы к анекдоту:

В каком году Хрущев зачитал доклад о культе личности? В чем была суть доклада?


Анекдот 2.

Ключевые слова.

Хрущев любил букву "к", и она сопровождала его в течение всего "славного десятилетия": культ личности, кукуруза, коммунизм, Китай, Карибский кризис, кузькина мать.

Вопрос к анекдоту:

Поясните, каким образом связаны с Хрущевым следующие слова: культ личности, кукуруза, кузькина мать?


Анекдот 3.

Можно ли завернуть паровоз в газету?

Можно, если в ней напечатана речь Брежнева.

Вопрос к анекдоту:

Какая особенность официальных речей Брежнева отражена в анекдоте?








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.