План-конспект практического занятия по теме «Назад в СССР» по дисциплине «История»
План-конспект занятия с обучающимися по дисциплине «История»
Т.В. Цилибина, преподаватель ГБПОУ АО
«Шипицынский агропромыленный техникум»
Представленный план-конспект разработан для проведения практического занятия по теме «Назад в СССР» у студентов II курса специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Не секрет, что современная молодежь сейчас больше интересуется общением в социальных сетях, просмотром видеороликов в Интернете и прочей активностью развлекательной направленности. Мало интересуются историей и культурой России, так как считают это скучным и «немодным». Традиционные формы работы с современными студентами не всегда эффективны и привлекательны. Формы обучения должны быть и увлекательными и познавательными, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразными и целостными. Этим критериям в полной мере отвечает технология «квеста» или «игры-поиска».
Исторический интеллектуальный квест - это интеллектуальная игра, игровое приключение, во время которого студентам нужно пройти череду препятствий для достижения определенной цели. В рамках данного квеста были разработаны и внедрены в игру нестандартные интеллектуальные задания из истории советского периода, расширяющие кругозор обучающихся и восполняющие пробелы знаний.
ОГСЭ.02. История
Тема занятия: Назад в СССР
Тип занятия: квест-игра
Время проведения: 45 минут
Место проведения: учебный кабинет «История» (дополнительные кабинеты)
Материально-техническое оснащение: ПК, мультимедийная презентация, маршрутный лист, карточки-задания.
Цели занятия:
Образовательные:
развитие интереса к изучению дисциплины «История»;
систематизация и закрепление полученных ранее знаний по истории СССР.
Развивающие:
развитие логического и творческого мышления;
повышение результатов за счет соревновательного формата;
развитие познавательного интереса и учебной мотивации через использование ИКТ;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, работать с полученной информацией;
развитие умения работать и принимать решения в команде;
развитие волевых и лидерских качеств обучающихся.
Воспитательные:
воспитание умения работать в группе, чувства ответственности и потребности в оказании взаимопомощи;
воспитание активности, внимательности, самостоятельности, мобильности.
Планируемые результаты обучения
Студент должен:
знать:
основные факты, имена и даты, связанные с эпохой СССР (1930-1982 гг.).
уметь:
работать в команде;
анализировать иллюстративный, фильмографический материал;
ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации советского периода.
Межпредметные связи: ОУД.11 «Обществознание», ОГСЭ.01 «Основы философии».
Методы обучения: исследовательский, репродуктивный, эвристический, объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение.
Развитие общих и профессиональных компетенций
В результате освоения данной темы у студента должны сформироваться следующие общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать рения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Уровень освоения содержания образования: 2 - выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством.
Основная литература:
Артемов, В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для СПО и НПО в 2частях/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков.- 4-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 2012.-304с.
Захарова, О.В. Игровые технологии / Сайт ИМЦ г. Новомосковска. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imc-new.com/index.php/teaching-potential/teachingtechnologies/264-2011-10-05-10-59-59 (дата обращения 01.03.2019).
Кремер, И.В. Исторические квесты. Сыктывкар, 2017.- 25 с.
Образовательные квесты. [Электронный ресурс]. URL: https://rosuchebnik.ru/material/obrazovatelnye-kvesty-v-shkole-/
Цилибина, Т.В. Практикум по истории с мультимедийным спопровождением. – п. Шипицыно: ГБПОУ АО «Шипицынский агропромышленный техникум», 2019. – 295 с.
Структура занятия
Элементы занятия | Содержание | |
| Действия преподавателя | Действия студентов |
Организационный момент (2 минуты) | Организация занятия: контроль готовности к занятию, объявление темы, цели занятия, обоснование актуальности темы. Оформление журнала | Подготовка к занятию |
Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (3 минуты) | Объяснение правил квеста (Приложение 1). Разделение студентов на 2 группы. | Выбор лидера команды. Знакомство с маршрутным листом (Приложение 2). |
Усвоение новых способов действий (35 минут) | Объяснение этапов квеста (Приложение 3), нормирование времени, прохождения этапов. | Выполнение заданий этапов. |
Подведение итогов и рефлексия (5 минут) | Оценка активности и качества работы групп и студентов, обсуждение с обучающимися трудностей и ошибок при прохождении квеста. Комментарии к домашнему заданию: написать эссе на одну из предложенных тем: «Эпоха оттепели и ее последствия»; «Эпоха застоя и ее последствия». | Подводят итоги прохождения квеста. Фиксация домашнего задания. |
Содержание занятия
Введение
Интерес к эпохе существования СССР неслучаен, В это время произошло множество значимых политических и культурных событий, а также научных открытий, именно поэтому она очень интересна для исследований и значима для отечественной истории. Прохождение игры в форме квеста расширит имеющиеся знания об эпохе СССР и раскроет множество новой, неизведанной информации и фактов.
Квест состоит из 5 станций. В каждой станции расположены разнообразные задания, выполняя которые, участники смогут показать свои знания в той или иной области. Каждая станция включает в себя краткое описание предложенной темы, задания.
Стратегия и механизм реализации квеста
Все участники квеста делятся по ролям:
Ведущий квеста (преподаватель) – объясняет правила, формирует 2 команды. Проводит проверку финального задания.
Гуру знаний – 5 человек, отвечающих за станции, координируют прохождение командами того или иного испытания. Мини-ведущие на своей станции, следят за ходом выполнения заданий, не нарушены ли правила, а затем оценивает работу команды (верно или неверно решенные задания), в результате решает, давать ли участникам ключевую фразу.
Участники квеста – студенты группы, разделенные на 2 команды.
Сценарий
Перед началом квеста ведущий считает участников и делит число на 2, затем, в зависимости от количества людей, кидают в емкость равное количество номерков 1, 2 - что означает номер команды, после чего предлагают студентам вытянуть номер.
Квест ведется на время, кто пройдет все пять станций, затратив наименьшее количество времени, тот и побеждает.
Каждой команде перед началом квеста выдается маршрутный лист с порядком прохождения станций. Важно, чтобы участники следовали по маршрутному листу, так как в данном случае не возникнет ситуаций, когда одна команда еще не закончила, а другая уже пришла на этот этап. Если команда успешно решает все задания на станции, она получает от гуру знаний ключевую фразу.
Станции
Станция Советский плакат – проверка знаний в области важных и влиятельных исторических событий, изображенных на агитационных плакатах эпохи СССР;
Станция Мыслительная – составить кластер (карту-мышления) из набора слов;
Станция Фильмографическая – кадры из советских фильмов и современных фильмов, посвященных событиям советского периода;
Станция Карикатур– карикатуры политических лидеров XX века.
Станция Анекдотическая – анекдоты о политических деятелях XX века.
Подведение итогов и рефлексия
Команда – победитель выявляется путем подсчета баллов по маршрутному листу и верно сформулированной цитаты по фрагментам (максимальное количество баллов по итогу 5 станций – 35 баллов).
Имея пять фрагментов, команда должна составить афоризм (цитату) и объяснить его смысл:
«Жить стало лучше, жить стало веселее» (И.В. Сталин)
«Наши цели ясны, задачи определены!» (Н.С. Хрущев)
Домашнее задание - написать эссе по предложенной теме. Цель написания эссе состоит в развитии навыков творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволит студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли относительно пройденной темы, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Необходимые элементы: четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ, выводы, обобщающие авторскую позицию.
Приложение 1
Правила для участников квеста
Нельзя пользоваться мобильными телефонами и прочими устройствами с выходом в интернет.
В случае повторного использования устройства участник удаляется из команды.
Главное – не быстрее всех вернуться на финиш, а ответить правильней остальных на все вопросы и задания.
Нужно следовать маршрутному листу, идти на станции по порядку. В случае вопросов можно обращаться к гуру.
Приложение 2
Маршрутный лист
Станция | Баллы (0-5) | Ответственный |
Советский плакат | | |
Мыслительная | | |
Фильмографическая | | |
Карикатуры | | |
Анекдотическая | | |
Приложение 3
Описание станций
I Станция Советский плакат
Плакат является одним из основных символов Советской эпохи. Яркий, выразительный, он был призван «воспитать» советского человека. Плакат являлся уникальным средством агитации и пропаганды. Плакаты советской эпохи – это не просто изобразительное искусство, это удивительный памятник данному времени.
Задание для 1 команды: Объяснить идейный смысл плаката, и какому историческому событию он посвящен.
Задание для 2 команды: Объясните идейный смысл плаката и какому историческому событию он посвящен
II Станция Мыслительная
Задание для 1 команды: Составить кластер (карту мышления) из предложенных слов по теме «Оттепель».
Задание для 2 команды: Составить кластер (карту мышления) из предложенных слов по теме «Застой».
Оттепель | Застой |
десталинизация | неосталинизм |
реабилитация | стабильность |
ротация | геронтократия |
1954-1964 гг. | 1964-1982 гг. |
Хрущев Н.С., Г.М. Маленков, Л.П.Берия; Г.К.Жуков, В.М.Молотов, Л.М.Каганович, | Н.С.Хрущев, Л. И. Брежнев, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев. |
Март 1953 г. – смерть Сталина | Застой во всех отраслях жизни общества=консервация политического режима |
1956 г. – 20 съезд КПСС, «культ личности» | Доктрина Брежнева |
Сталин/Берия/Ежов/Ягода-репрессии | Укрепление армии и ОГБ |
Амнистия, реабилитация, ГУЛАГ | Конституция СССР 1977 г. |
Смягчение политического режима во всех сферах общества: политика, экономика, социальная сфера, духовная сфера | Диссиденты |
Целина | Сахаров, Гинзбург |
Повышение уровня жизни населения | Процесс Синявского и Даниэля |
Таганка - Ю.Любимов, В.С.Высоцкий | 1964 г. – Доклад Суслова и снятие Хрущева |
Выставка авангардистов (Эрнст неизвестный) | |
III Станция Фильмографическая
Вопросы к фрагменту фильма Фильм А.Пивоварова «Хлеб для Сталина» для 1 команды:
Какое событие отражено во фрагменте фильма?
Суть данной политики и ее методы
С именем какого политика связаны описанные в фильме события
Вопросы к фрагменту фильма «Иван Бровкин на целине» для 2 команды:
Какое событие отражено во фрагменте?
Суть данной политики и ее методы
С именем какого политика связаны описанные в фильме события
IV Станция карикатур
Карикатура, основанная на юморе и иронии, является полноценным источником, с помощью которого возможно понять историческую ситуацию и настроения людей
Информационный материал для 1 команды
Рисунок 1-2
Вопросы к карикатуре №1-2:
Какой политический деятель изображен на карикатуре?
Как на карикатурах представлена идея взаимоотношений народа и диктатора?
Какие индивидуальные черты политика интересуют художников- карикатуристов?
Какие политические события из истории СССР нашли отражение в карикатурах? Назовите даты, когда они произошли.
Рисунок 3-4
Вопросы к карикатуре №3-4
Какой политический деятель изображен на карикатурах?
Какие политические события, произошедшие во время правления политика, отражены на карикатурах? Когда они произошли?
Какие личностные особенности политика отражены на карикатурах?
И нформационные материалы для 2 команды
Рисунок 1-2
Вопросы к карикатуре №1-2:
Какой политический деятель изображен на карикатуре?
Как на карикатурах представлена идея взаимоотношений народа и диктатора?
Какие индивидуальные черты политика интересуют художников- карикатуристов?
Какие политические события из истории СССР нашли отражение в карикатурах? Назовите даты, когда они произошли.
Рисунок 3-4
Вопросы к карикатурам 3-4:
Какой политический деятель изображен на карикатурах?
Какие политические события, произошедшие во время правления политика, отражены на карикатурах?
Какие личностные особенности политика отражены на карикатурах?
V Станция анекдотов
Анекдоты для 1 команды
Анекдот 1.
На Ялтинской конференции утром:
Черчилль: – Мне приснилось, что я стал властелином всей планеты. Рузвельт: – А мне приснилось, что я стал властелином всей Вселенной! А Сталин в ответ: – А мне приснилось, что я никого на эти посты не утверждал.
Вопросы к анекдоту:
Когда состоялась Ялтинская конференция?
Какие вопросы на ней решались?
Анекдот 2.
Осенью 1935 года, возвращаясь из Гагры, Сталин заехал в Тбилиси и встретился с матерью. Она спросила:
Я слышала, ты большой начальник в Москве. Кто же ты теперь?
Секретарь Центрального Комитета ВКП (б).
А что это значит?
Помните, мама, нашего царя?
Конечно.
Ну, так вот я теперь вроде него.
Вопросы к анекдоту:
Назовите период, когда Сталин стал руководителем СССР?
Кого заменил Сталин на политической арене?
Насколько сильна была власть Сталина в СССР?
Анекдот 3.
Сталин проезжал по Москве мимо церкви Спаса-на-Бору, шедевра XV века. Рядом с церковью лежали дрова.
Убрать! – буркнул Сталин.
Переспрашивать, что именно убрать, никто не посмел, поэтому дрова вывезли, а церковь снесли.
Вопросы к анекдоту:
Как относились к Сталину политические деятели и обычные граждане?
Какое отношение было у Сталина к религии?
Анекдоты для 2 команды
Анекдот 1.
Предосторожность.
Перед докладом о культе личности Хрущев бегал в Мавзолей пощупать пульс у Сталина.
Вопросы к анекдоту:
В каком году Хрущев зачитал доклад о культе личности? В чем была суть доклада?
Анекдот 2.
Ключевые слова.
Хрущев любил букву "к", и она сопровождала его в течение всего "славного десятилетия": культ личности, кукуруза, коммунизм, Китай, Карибский кризис, кузькина мать.
Вопрос к анекдоту:
Поясните, каким образом связаны с Хрущевым следующие слова: культ личности, кукуруза, кузькина мать?
Анекдот 3.
Можно ли завернуть паровоз в газету?
Можно, если в ней напечатана речь Брежнева.
Вопрос к анекдоту:
Какая особенность официальных речей Брежнева отражена в анекдоте?