План-конспект урока русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной»
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточной
определительной
Цели:
организовать деятельность учащихся по изучению сложноподчиненного предложения с придаточной определительной;
научить самостоятельно выделять причинно – следственные связи и рассматривать новое, в контексте имеющихся знаний, применять их на практике;
формировать умения находить придаточные предложения в сложноподчиненном предложении, определять значение придаточного, составлять схемы предложений с придаточными определительными;
обеспечить развитие творческого мышления каждого ученика, создать условия для развития умения анализировать, структурировать и преобразовывать полученную информацию;
содействовать развитию умения общаться , вести диалог в процессе групповой работы;
проводить работу по совершенствованию культуры речи учащихся, анализируя стилистические ресурсы сложноподчиненных предложений с придаточной определительной;
воспитывать нравственные качества личности: мобильность, толерантность, ответственность за выбор и результат деятельности;
воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Технология: РКМЧП
Оборудование: презентация , индивидуальные карточки, алгоритмы
Технологическая карта
организации учебной деятельности на уроке русского языка в 9 классе
Тема урока: Сложноподчиненное предложение с придаточной определительной
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по изучению сложноподчиненного предложения с придаточной определительной;
научить самостоятельно выделять причинно – следственные связи и рассматривать новое, в контексте имеющихся знаний, применять их на практике;
формировать умения находить придаточные предложения в сложноподчиненном предложении, определять значение придаточного, составлять схемы предложений с придаточными определительными;
обеспечить развитие творческого мышления каждого ученика, создать условия для развития умения анализировать, структурировать и преобразовывать полученную информацию;
содействовать развитию умения общаться , вести диалог в процессе групповой работы;
проводить работу по совершенствованию культуры речи учащихся, анализируя стилистические ресурсы сложноподчиненных предложений с придаточной определительной;
воспитывать нравственные качества личности: мобильность, толерантность, ответственность за выбор и результат деятельности;
воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Технология: РКМЧП с применением компьютерной презентации
Оборудование: презентация , индивидуальные карточки, алгоритмы
Этапы урока | Цели, педагогические задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Приемы, методы, формы | Прогнозируемый результат |
Организационный | Создание ситуации успеха | Эмоционально настроить на работу | Слушают, осмысливают, реагируют | «Эпиграф», учебный диалог; «верю – не верю» | Создание хорошего эмоционального настроения |
Контрольно -подготовительный | Актуализация умственной деятельности, уплотнение имеющихся знаний | Актуализация опорных знаний и мотивация деятельности | Обобщение и повторение изученного о сложноподчиненном предложении | Фронтальная работа; упражнение с выборочным ответом | Уточнение имеющихся знаний, без которых невозможно восприятие новой темы |
Ориентационно- мотивационный этап ( «Вызов») | Пробуждение интереса к теме, получение новой информации и постепенное продвижение от старого к новому | Организация определения темы и целей, мотивация деятельности учащихся | Осмысление заданий, поиск решений, выявление затруднений | «Интеллектуальный штурм», экспресс-беседа | Уточнение проблемы урока |
Осмысление (сотворчество) | Организация изучения теоретического материала, первичное применение знаний на практике. | Организовать работу в группах по самостоятельному освоению материала; проведение консультаций в случае затруднения. | Читают, анализируют, делают выводы. | Составление опорной схемы (кластера), групповая работа «по цепочке», коллективный диалог. | Умение находить сложноподчиненное предложение с придаточной определительной, составлять схемы. |
Самоконтроль результатов деятельности на уроке | Предлагает выполнить задания по образцу и самостоятельно | Работают с дополнительным материалом (учебник, карточки-информаторы), выясняют новые условия применения знаний. | Беседа, обмен информацией. | Решение пунктуационных задач. | |
Рефлексивный | Создать условия для рефлексии | Предлагает стилистический эксперимент как возможность перейти к обобщению | Наблюдают, конструируют и обобщают | Стилистический эксперимент | Приобретение умений делать выводы и обобщать, навыка самооценки и оценки пути от незнания к знанию |
Домашнее задание | Осмысление учащимися личного аспекта при выполнении домашнего задания | Записывает на доске, объясняет | Записывают в дневник, задают вопросы | Разноуровневые задания | Развитие умений и навыков |
Ход урока
Разминка (включение учащихся в работу и мотивация к дальнейшей работе)
Прием «Эпиграф»
Ему просто было весело рисовать
современного человека, каким он его
понимает и, к его и вашему несчастью,
слишком часто встречал.
Кому принадлежат эти слова?
О ком они?
-Весь языковой материал нашего урока – это строки из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», который мы сейчас читаем на уроке литературы. Я надеюсь, что этот урок поможет вам в постижении мастерства этого писателя.
Каким является данное предложение по своей структуре? (Сложным, СПП)
Информация – обобщение о структуре СПП
Цифровой диктант ( Прием «Верю – не верю»)
- Рассмотрите “верные и неверные” утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0. Аргументируйте свой выбор.
Верите ли вы, что:
Союзы ЧТО, ЕСЛИ, ГДЕ – подчинительные союзы.
Определение не отвечает на вопрос ЧЕЙ?
Предложение – это синтаксическая единица.
Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.
ОДНАКО – подчинительный союз.
В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.
Союзное слово не является членом предложения.
Части СПП связываются только союзами.
- Назовите, какое сочетание цифр у вас получилось при составлении ответов.
- Прочитайте все верные утверждения.
- Все согласны с данными утверждениями?
- Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.
- Все согласны с данными утверждениями?
- Какие выводы вы можете сделать на основе правки утверждений?
Контрольно-подготовительный этап (уплотнение имеющихся знаний; получение информации для осмысления)
Устная фронтальная работа (на отличие союзов и союзных слов)
- Расскажите о способах разграничения союзов и союзных слов.
1. Союзное слово является членом предложения.
2. Союзное слово позволяет превратить придаточную часть в простое вопросительное предложение.
3. На союзное слово падает логическое ударение.
4. Союзное слово можно заменить существительным из главного предложения.
2) Схематический диктант с комментарием (по карточке)
- Вы знаете, что лучшая теория – это практика. Поэтому давайте закрепим ваши умения и навыки.
Задание: прочитайте предложения, составьте их схемы (работа у доски)
1. Огромная туча, которая застилала небо, заставляла отказаться нас от прогулки.
2. Мне послышалось, что Азамат заплакал.
«Вызов» (получение новой информации и постепенное продвижение от старого к новому)
Интеллектуальный штурм.
– А 3-е предложение мы запишем в тетрадь для того, чтобы перейти к наблюдению над новой темой. Ее вы сможете назвать, определив вид придаточной части.
Вся поклажа моей тележки состояла из одного чемодана, который был набит путевыми записками.
-Определение темы. Целеполагание.
Экспресс – беседа (по необходимости)
Какие части речи отвечают на вопросы какой? который? чей? (прилагательные, местоимения, порядковые числительные)
А какой член предложения? (определение)
Какое отношение эти вопросы имеют к записанному нами сложному предложению? (обращаемся к предложению №5)
Какие смысловые отношения возникают между частями этого предложения? (определительные)
Т.о, мы определили тему нашего урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточной определительной». В начале урока мы вспомнили все, что знаем о сложноподчиненном предложении. Какие цели мы поставим сегодня перед собой?
(озвучивание целей)
Сотворчество. Работа в группах (самостоятельное освоение информации)
Лабораторная работа: составление кластера (работа с карточкой – информатором, учебником)
- Первый вид вашей работы – лабораторная. Но она пройдет без пробирок, мензурок и сложных приборов. Как ее провести на уроке русского языка? (Исследовать, понаблюдать) Поиск ответов на вопросы – вот цель нашей лабораторной. У вас на партах лежат карточки – информаторы, учебники. Ваша задача – закончить составление кластера.
2. Беседа по кластеру
Цель: проговаривание теоретического материала, внесение дополнений в кластер.
(Учитель задает 1-2 вопроса каждой группе.)
- А сейчас каждая группа озвучит какую – то часть класть кластера, отвечая на мои вопросы.
При помощи чего придаточная определительная прикрепляется к главной? (С,С. – какой, который, чей, где, что)
К чему относится придаточная часть?
( К сущ или местоим в главной части)
На какой вопрос отвечает придаточная определительная?(Какой?)
Что обозначает придаточная определительная?(Признак предмета, явления или лица )
Озвучьте 4 пункт кластера. (В главном предложении могут быть указательные слова, которые требуют наличия придаточной части)
Схема
Физкультпауза
- С частью теории вы справились хорошо. Перед дальнейшей работой я предлагаю вам немного отдохнуть. Послушайте сюиту Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад» и полюбуйтесь пейзажами, написанными рукой М.Ю.Лермонтова) (комментарий ученика)
3 . Отработка пунктуационных навыков. Наблюдение над языковым материалом:
Задание: записать предложения, решая пунктуационные задачи, составить схемы.
Кроме того, каждая группа получает дополнительное задание для дальнейших наблюдений над структурой СПП с придаточной определительной. Потом один ученик от группы озвучит наблюдения.
Крепость наша оканчивалась лесом который тянулся до самого хребта гор.
Мне вздумалось завернуть под навес где стояли наши лошади.
С той минуты когда я вышел из опеки родных я стал наслаждаться всеми удовольствиями.
Я любил подчинять моей воле все что меня окружает
(Проверка в презентации с комментарием)
Дополнительные задания по группам:
1 группа.
Можно ли изменить место придаточной по отношению к главной?
Можно ли заменить слово который словом какой? Обоснуйте свое мнение
(В помощь материал учебника на стр.68 «Ученые пишут»)
2 группа.
Можно ли изменить место придаточной по отношению к главной?
Какой дополнительный оттенок вносит союзное слово в значение предикативной части? (предложения 2-3)
(В помощь учебник П.П.Шубы, стр.178 (правило)
А в нашем эпиграфе уместно ли использовано слово какой? Возможна замена?
3 группа.
Можно ли изменить место придаточной по отношению к главной?
Какой вопрос вы поставите к придаточной части?
К какой части речи относится придаточная часть в 4 предложении?
В чем особенность таких предложений?
Можно ли поменять местами главную и придаточную части?
(В помощь учебник 10 кл., стр.71 (правило)
Трудные случаи (местоименно – определительная придаточная)
Выводы озвучиваются по цепочке.
Коллективная работа (Наблюдение над языковым материалом)
- Ребята из 3 группы разбирали особый случай, поэтому обратимся к упр.113 (1,2,8), чтобы закрепить полученные вами умения и навыки определять местоименно – определительную часть и правильно ставить вопросы.
Рефлексивный этап урока
Стилистический эксперимент (возможность перейти к обобщению)
1. Наблюдение .
-Согласны ли вы с построением такого предложения?
Я читаю книгу, которую взял в библиотеке, которая находится недалеко от моего дома.
- Как его можно отредактировать? (1 придаточную заменить причастным оборотом)
Вывод: СПП с придаточной определительной и простое предложение с причастным оборотом являются синтаксическими синонимами.
Редактирование.
Много низеньких домиков, которые были разбросаны по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев.
(Много низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев)
Экспресс-тест (обобщение изученного на уроке)
(Который …..), [+тот + сущ.]
[…тот + сущ.], (который …).
[… сущ., (который…), …].
[…,(который…), сущ. …].
-Почему вы выбрали именно эту схему?(Обобщение знаний)
- Составьте предложение по этой схеме, обобщая свою работу на уроке.
ОТМЕТКИ ЗА УРОК
Домашнее задание.
§12,
На 10-9 – упр.108
На 7 – 8 – упр.110
На 5-6 – упр.109.
9
Галина Меркулова