План-конспект «Создание декоративного натюрморта с использованием стиля художников русского авангарда»
М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
План-конспект
открытого итогового занятия
«Создание декоративного натюрморта с использованием стиля художников русского авангарда»
Педагог дополнительного образования:
Пинчук Наталья Андреевна
Тема занятия: «Создание декоративного натюрморта с использованием стиля художников русского авангарда»
Цель: изобразить декоративный натюрморт, в стиле работ, художников русского авангарда.
Задачи:
Образовательные: обогащение интеллектуальной и социальной культуры обучающихся;
Развивающие: развитие аналитических и графических навыков в изобразительном искусстве;
Воспитательные: воспитать у обучающихся интереса к изобразительному искусству как источнику для новых вдохновений в своём творческом развитии;
Оборудование и материалы: гуашь, малярный скотч, плотная акварельная бумага, палитра, кисти, ёмкость для воды, салфетки.
Продолжительность занятия: 3ч.
Возраст детей: 12-18 лет.
Форма проведения занятия: Практическое занятие.
Ход занятия
I. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
II. Объявление темы, целей и задач занятия.
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы работаем с темой «декоративный натюрморт», но не всё так просто, натюрморт мы будем рисовать с использованием стилей русских художников авангардистов. Поэтому изначально мы поговорим об авангарде. Может быть, кто-то из вас ответит, что такое авангардное искусство?
(ответы детей)
- Кратко, это - передовой отряд дерзких и решительных. Новый путь творческого самовыражения.
- Так вот, сегодня мы познакомимся с этим направлением и узнаем для чего же нам это нужно. А поможет нам – классический натюрморт, который мы переделаем в авангардный.
III. Основная часть занятия.
Авангард — это новое течение в искусстве XX века. Любое течение появлялось не просто так. Не бывало такого, чтобы художники сели, подумали и решили, что вот, с сегодняшнего дня мы будем писать иначе, совсем по-новому, не так, как раньше. Такого не было. Обычно появлению новых течений в искусстве предшествовали какие-то политические предпосылки: либо это смена власти, либо войны, либо революции.
То же самое и с авангардом. Появлению авангарда предшествовала и Первая мировая война, и две революции, и появление нового искусства здесь связано с тем, что люди хотели избавиться, очиститься от всего старого, что они накопили, что привело к этим войнам и революциям и к утопической системе, которую пришлось свергнуть, то есть начать жизнь заново.
Эпоха авангарда — ее многие поэты и писатели описывают как абсолютную сумятицу, где перемешалось всё и людям, действительно, пришлось отстраивать жизнь заново.
Основные течения и их представители в русской культуре:
Абстракционизм, Василий Кандинский
Супрематизм, Казимир Малевич
Конструктивизм, Владимир Татлин
Кубофутуризм (кубизм, футуризм), Владимир Маяковский
Беспредметность — глобальный авангардистский тренд, наиболее ярко проявивший себя в творчестве Казимира Севериновича Малевича и Василия Васильевича Кандинского. Беспредметники считали отказ от изображения предметов переходом к «искусству чистых ощущений». Малевич сравнивал беспредметность с молоком без бутылки, то есть с чистым вкусом, который не зависит от того, какую форму имеет сосуд. На тот момент отказ от изображения на холсте конкретных предметов выглядел оригинально, дерзко и революционно.
Супрематизм — развитие идеи беспредметности, разновидность абстрактной живописи. Это одно из ключевых направлений русского авангарда, основанное Казимиром Малевичем.
Другим крупным мастером супрематизма был Василий Кандинский. В супрематических работах живописцы воплощали представление о «чистом творчестве», не стеснённом формой. В картинах супрематистов доминирующее значение имел цвет. Для стилистики художников-супрематистов характерны: асимметрия; внутренняя динамика; использование простейших геометрических фигур — квадратов и прямоугольников, кругов и прямых линий.
Футуризм — крупное авангардное движение, владевшее умами в 1910-х — начале 1920-х годов. Его основатель и автор названия — итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти (Filippo Tommaso Marinetti). Его лозунги активно подхватили в России, где совершался революционный перелом.
Конструктивизм — ещё один влиятельный тренд, который относят к русскому авангарду. Он зародился в середине 1910-х годов на фоне знакомства с творчеством кубистов, но во всю мощь развернулся в советскую эпоху, после Октябрьской революции. Поскольку идейный акцент ставился на практичности, в основном художники-конструктивисты рисовали плакаты. Конструктивисты провозгласили курс на практичность, отрицая «искусство ради искусства». Тенденции течения проявились: в геометризме; в упрощении и строгости композиции; в чёткости линий; в доминанте простых цветов — чёрного, красного, синего, жёлтого, белого, серого.
VI. Практическая часть
- Мы начинаем подготовку к выполнению основного задания. Сейчас подготовим рисунок натюрморта с натуры.
- Я поставила вам один натюрморт, состоящий из 4 предметов, с перьями в вазе. Ваша задача зарисовать его на формате А4, простым карандашом, выбрать выгодную компоновку, соблюсти все пропорции (Приложение 1).
(После краткого инструктажа обучающиеся приступают к самостоятельной работе. Педагог наблюдает за работой детей, при необходимости оказывает помощь.)
- Натюрморты готовы. Далее, я продемонстрирую вам несколько репродукций работ русских художников авангардистов. Я выбрала наиболее ярких представителей, которые сильно выделяются среди других художников, благодаря своему неповторимому стилю. Это Каземир Малевич, Наталья Гончарова, Марк Шагал, Павел Филонов, Василий Кандинский (Приложение 2).
- Ваша задача выбрать понравившуюся вам работу и стилизовать свой натюрморт используя приёмы данного художника. Что значит использовать приёмы - использовать колорит, манеру, технические приемы. Предметы натюрморта вы можете видоизменять по вашему желанию, если этого требует стилистика выбранного художника. То есть, у вас должна получиться работа, напоминающая произведение одного из художников русского авангарда.
(После краткого инструктажа обучающиеся приступают к самостоятельной работе. Педагог наблюдает за работой детей, при необходимости оказывает помощь.)
Продолжение практической части: создание эскиза, стилизация; выполнение работы в цвете; завершающий этап.
IV. Подведение итогов занятия.
По завершению времени, каждый отправляет фото выполненной работы.
- Ребята, как вы считаете, вы справились с заданием?
- Мы выполнили поставленные цели и задачи?
- О каких художниках вы узнали впервые?
- Творчество, какого художника особенно понравилось?
(Ответы детей)
- Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков. Она получилась очень яркой, необычной. Приятно видеть, что все поняли задание, смогли передать стиль и настроение, используя колорит и технику, предложенных вам художников.
- Спасибо, за занятие! Творческих успехов и новых идей.
Приложение 1:
Приложение 2:
«Спортсмены» Каземир Малевич 1930-1931 «Цветы» Наталья Гончарова 1912
П. Кандинский «Композиция VIII» «М.Ларионов» Наталья Гончарова
К. Малевич «Плотник» В. Кандинский «Мурнау. Летний пейзаж»
В. Кандинский « Зима» М. Шагал «Зелёный скрипач»
Н. Гончарова «Велосипедист» М. Шагал «Над городом»