12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суходоева Софья Александровна44
преподаватель русского языка, литературы и культуры речи ГБПОУ РО "Ростовский-на-Дону автотранспортный колледж"
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

Конспект урока утверждаю

____________________

____________________

 

Тема урока: «В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»».

Цели урока:

Дать представление о творчестве В. Маяковского, его новаторском характере; вызвать у уч-ся интерес к поэзии В. Маяковского;

Познакомить учащихся со стилистикой произведений В. Маяковского;

Развивать умение анализировать лирическое стихотворение;

Погружение в поэтический мир поэта, способствующее воспитанию нравственных основ личности и развитию образного мышления, восприятия искусства слова.

План урока.

Организационный момент.

Вступительная часть.

Ввод в историю стихотворения.

Беседа с учащимися.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. На доске эпиграф:

«И оборачиваться на Маяковского нам, а может

быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед.»

Марина Цветаева

Вступительная часть.

Когда речь заходит о Пушкине, всегда говорят о том, что его произведения нам знакомы с детства. То же самое можно сказать и о стихотворениях поэта, о котором речь пойдет сегодня на уроке. (Зачитываю):

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?..

или

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое

хорошо

и что такое

плохо?..

- Вы уже знаете, что это строки из стихотворений Владимира Маяковского.

 

Сегодня мы прикоснемся к творчеству «большого» и неоднозначного поэта, поразмышляем над его стихотворением «Хорошее отношение к лошадям», попытаемся понять, что хотел сказать автор своим произведением.

Дома вы самостоятельно прочитали стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Все ли было понятно при чтении стихотворения?

- Какие вопросы возникли при чтении?

Ввод в историю стихотворения.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…»

Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве. Однажды Маяковский сам стал свидетелем того, как обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.

В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (исп. А.Колган).

Беседа с учащимися.

- Какую картину вы представили себе?

- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?

- Где произошло событие? (Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский).

- С каких строк начинается развитие сюжета? ( Развитие сюжета начинается с первых строк)

- Как вы понимаете строки «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»? Как эти строки характеризуют то время?

-Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую)

-Какой прием использует автор? (Звукопись – прием звукоподражания) Н

Найдите в стихотворении еще примеры звукописи (зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот;

рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание)

- Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы? (Начало следующей строфы—пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы)

- Как вы понимаете эти строки?

Словарь: « Ветром опита» - улица как бы напоена сырым, холодным воздухом;

«Льдом обута» - панцирь льда как бы обул улицу, поэтому она скользила;

Здесь метонимия: не улица скользила, а люди, с трудом шагающие по неубранным тротуарам.

- Какие строки, слова адресует автор зевакам, для которых муки живого существа—зрелище?

Словарь: Клёшить - неологизм от слова «клёш». «Клёшит» сытый человек, ищущий развлечений.

Сгрудились - собрались в кучу, как стадо.

Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты: «зазвенел и зазвякал».

Выкрики зевак подобны вою.

- Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения.

(Поэт удручён. Он противопоставляет себя толпе)

- Как Маяковский описывает страдания лошади?

- Как обращается поэт к лошади? (Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, подбадривает лошадь)

- Как вы понимаете слова «Все мы немножко лошади…»? (Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает родственность душ. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь, оскорбления недругов)

- Как изменяется настроение лошади? Чтение заключительных строк стихотворения.

- Заключительные строчки стихотворения можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Его поэзия всегда отличалась оптимизмом, верой в будущее. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека.

В первые революционные годы Маяковский сознавал себя именно так - работающим как лошадь (работа Маяковского в «Окнах РОСТА»).

- Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему?

- Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение? (Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.)

Подведение итогов.

- Как вы считаете, актуально ли это стихотворение в наши дни? (Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой - бесчеловечно. Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни.)

- Понравилось вам стихотворение? Как вы ответите на вопрос: «Маяковский- ваш поэт?»

- В заключении урока я хочу предложить вам послушать песню на стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», музыку написал Вл. Дашкевич, а исполняет оригинальная певица Елена Камбурова.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.