План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Местоимение»
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: Местоимение.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема | Местоимение. | ||
Цель урока: | Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. | ||
Задачи урока: | Познакомиться с местоимением. Научиться отличать местоимение от других частей речи. Узнать какую роль играет местоимение в речи. | ||
Ресурсы: | карточки для самостоятельной работы; карточки для работ исследовательская карта; | ||
Образовательные технологии: | Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения – объяснительно - иллюстративный), информационные, здоровьесберегающие, технологии: развивающего обучения (проблемного обучения) и развития критического мышления. | ||
Средства обучения: | компьютер, доска магнитная, проектор, на рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки, карандаши, индивидуальные карточки, раздаточный материал с тестовыми заданиями. | ||
Литература: | Учебник. Русский язык - 3 класс (в 2 ч.). В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. М. Просвещение, 2022. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. ФГОС: М., ВАКО – 2015. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.: Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. ФГОС. М., Просвещение, 2022 | ||
Методы и приемы обучения: | словесный (беседа), наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый. | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
знают: самостоятельные части речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и служебные части речи (предлог, союз); умеют: задавать вопросы, различать и обозначать изученные части речи; Должны узнать: о местоимении, как о части речи, дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов. Должны научиться: узнавать местоимения и различать среди других частей речи. | регулятивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении местоимения; познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке; коммуникативные - доносить информацию до участников образовательного процесса- оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей. | Формировать положительное отношение к процессу получения знаний. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Ход урока
Организационный момент.
Настрой детей на работу.(2 мин)
-Руки? - На месте! - Ноги? - На месте!
-Локти? - У края! - Спина? - Прямая!
Наш девиз: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а учиться.
Только тот кто много знает
В жизни что-то достигает.
Я желаю вам успеха на уроке.
Разминка для рук.
- А теперь приступим к работе.
Минутка чистописания.
МккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕуу
- Сегодня мы познакомимся с вами с профессией - корректора
.-Кому знакомо значение этого слова? (слайд 2)
Корректор – человек, который занимается редактированием текстов. Т.е. ищет в них ошибки, выделяет и исправляет их .
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек данной профессии? (внимательность, аккуратность, быть грамотным)
- Я желаю вам быть на внимательными, аккуратными, грамотными
Актуализация знаний.
-Не смотря на то, что корректор очень грамотный человек ,ему часто приходится работать со словарями . Поэтому начнем трудовой день со словарной работы
Сл. кор…ектор , ош…бка, стат…я, неточ…ность, текст
Приём «Корзина»
-Что объединяет эти слова? (имена существительные)
- Имя существительное, глагол, имя прилагательное – это…(части речи)
- На какой вопрос отвечает? (Кто? Что?)
-Что обозначает? (предмет)
- Вот сейчас посмотрите на начало минутки чистописания и прочтите только прописные буквы.
МЕСТОИМЕНИЕ
- Какова же тема нашего урока? (слайд 3)
- Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов 31 тыс.и имен существительных около 100 тыс. Почему это действительно загадка.
- Вы готовы разгадать эту загадку?
Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.
- Результатом нашего исследования будет карточка, которая станет вам закладкой-помощницей по теме местоимение. (слайд 4)
Задание1.Молодой журналист издательства написал статью. Редактор дал задание исправить текст. Прочитайте и скажите, почему редактор остался недоволен статьей?
Сова
Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах.
- Как исправить текст , чтобы избежать повторов?
- Заменим повторяющиеся слова другими словами.
- Поработайте корректорами, исправьте недочёты в тексте.(слайд 5) (слайд 6)
- Запишем откорректированный текст.
ФИЗМИНУТКА
(слайд 7)
Приём «Верные – неверные утверждения»
- В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени"). В результате изменений "в" отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.
(слайд 10)
- Работа на карточках :
1.Местоимение – это ……..
2.Употребляется вместо……….
Приём «Корзина»( местоимение)
(слайд 11)
- Прочитайте текст. Догадайтесь о ком или о чём идёт речь?
Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.
- Что или кого представляли?
- Почему вы по-разному отвечаете?
(слайд 12) (слайд 13)
- Спишите текст, подчеркните местоимения.
1.Местоимение – это часть речи.
2.Употребляется вместо существительного
3. …. называет предмет, а …………
4.Местоимения отвечают на вопросы …..
(слайд 14)
-Мы завершили наше исследование. 5 фактов
- Почему местоимения, которых 69 по частоте употребления стоят на третьем месте? Какую часть речи они заменяют?
– В чем загадка местоимения как части речи?
Рефлексия
В нашем классе все друзья,
Ты и мы, и вы и я.
Улыбнусь тому кто слева,
улыбнусь тому, кто справа
– мы одна семья.
- Кто писал без ошибок? Кто был внимательным на уроке?
- Кто работали на уроке дружно?
- Кто исследовали тему Местоимение?
- Кто были настоящими корректорами?
- Самое главное Мы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово местоимение МЫ.
Одному или одной
трудно справиться с бедой,
Слово мы сильней, чем я.
Мы – семья и мы –друзья.
Домашнее задание: продолжить работу корректора, выполняя упражнение и выучить правила по памятке