12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ачаповская Екатерина Аркадьевна267
Беларусь, Витебская область, г.Витебск

План-конспект занятия – практикума «Зачем одуванчику парашютики?»

Цель: познакомить учащихся с понятием «гипотеза» и способами конструирования гипотезы.

    Задачи:

   - знакомить со строением растения, размножением одуванчиков;

   - развивать творческое мышление;

   - формировать навыки проведения эксперимента;

   - воспитывать бережное отношение к природе.

   Оборудование: презентация с фотографиями и информацией об одуванчиках, дневник наблюдений, веер, семена одуванчика, подсолнуха, календулы, цветные карандаши.

   Предварительная работа: долгосрочное наблюдение с фотофиксацией за одуванчиками на школьном участке (апрель – май), ведение дневника наблюдений.

   1. Организационный этап.

   2. Актуализация полученных знаний.

   – Ребята, мы с вами уже два месяца наблюдаем за одуванчиками на участке около школы. Мы узнали, что одуванчик – уникальный цветок: это и сорняк, и лекарственное растение. Пришло время подвести итоги нашего наблюдения. Давайте рассмотрим наши фотографии и вспомним, какие изменения происходили с ними.

   Сначала появились стебель и листья одуванчика. Они были зеленые и сливались с другой травой. Опишите стебель одуванчика. Какой он? (Стебель длинный, тонкий, гладкий, похож на трубочку, хрупкий.) Какие листья у одуванчика? (Листья продолговатые, зубчатые по краю.) На открытом солнечном участке с сухой почвой листья одуванчика достигают длины около 20 см, а в тени и на влажной почве – в 3 раза длиннее.

  Затем появились желтые цветы. Цветок одуванчика похож на корзиночку собранных вместе маленьких цветков. Их может быть около двухсот. Каждый из них представляет собой трубочку с 5 сросшимися лепестками и 5 тычинками.

   Как реагировали одуванчики на смену погоды? (Вечером, а так же в сырую и пасмурную погоду цветы закрывались.) Можно ли назвать одуванчики барометром погоды? (Да, они реагируют на изменения погоды.)

   И, наконец, вместо желтых головок одуванчиков появились серебристые, пушистые шары. Они настолько хрупкие, что от любого дуновения ветра белые парашютики поднимаются в воздух.

   3. Постановка учебной задачи.

 – Подумайте и выскажите предположения: зачем одуванчику парашютики? Дети высказывают свои предположения. Учитель записывает их на доске:

Возможно, они путешествуют.

Допустим, они так радуются лету.

Предположим, что ветер переносит их на далекие расстояния, они падают на землю и там прорастают.

   Ученые - исследователи называют такие предположения «гипотезами». Гипотеза всегда начинается со слов: возможно, допустим, предположим, что если. Можно ли сказать, что мы выдвинули гипотезы? (Да, так как наши предположения начинаются со слов: возможно, допустим, предположим.)

 – Как можно проверить ваши предположения? (С помощью эксперимента). Можем ли мы проверить первых два предположения? (Не можем, потому что не можем провести эксперимент.) С чего нужно начать? Необходимо составить план нашего исследования. Ребята рисуют на бумаге интеллект – карту:

 - Что мы можем проверить с помощью эксперимента;

 - Какое оборудование необходимо:

 - Как будем действовать;

 - Как запишем результаты экспериментов?

Проговариваются все этапы исследования.

    

Физкультминутка

  Цель: применение здоровьесберегающей технологии для избежания переутомления и перегрузок учащихся.

   Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются.)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Поднимаются, руки разводят в стороны.)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш».)

И.Токмакова

   4.Проведение экспериментов.

   1.) Строение цветка одуванчика.

   Для проведения эксперимента возьмем 2 опытных образца: незрелую цветочную головку жёлтого цвета и нераскрывшуюся головку с вызревшими семенами. На обоих образцах сделаем срез, чтобы увидеть строение цветка. На срезах хорошо видны три яруса разного цвета.

Предметы

Результат

Незрелая цветочная головка жёлтого цвета

Нижний ярус – мелкие семена зеленоватого цвета

Средний ярус – белая ножка

Верхний ярус –желтый лепесток с «язычком» сверху

Нераскрывшаяся головка с вызревшими семенами

Нижний ярус – семена крупнее, их цвет светло-коричневый

Средний ярус – белая ножка

Верхний ярус – белая пуховка

  Вывод: цветок одуванчика - это соцветие (корзинка), которое состоит из отдельных крошечных цветков.

  2.) Сравним вес семян одуванчика с весом семян других растений. Сравним дальность полета и падения разных семян. Эксперимент проводится с помощью веера. Результаты эксперимента записываются в таблицу.

 

Семена

Вес

Полет и падение семян

Одуванчик

Очень легкие

Ветер помогает «парашютикам» улететь далеко

Календула

Тяжелее, чем семена одуванчиков

Семена сразу падают вниз.

Подсолнух

Тяжелее, чем семена одуванчиков

Семена сразу падают вниз.

 

   «Парашютики» – это семена одуванчика. Во время полета семена не раскачиваются и не переворачиваются. Иногда они могут часами парить в воздухе и приземлятся на большом расстоянии от материнского растения. Семена одуванчика произрастают сразу же после попадания на поверхность почвы.

   Вывод: семена одуванчика очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко. Пока семена не созреют, «парашютик» не раскрывается. Так размножается этот цветок.

    3.) Посчитаем количество семян (парашютиков) в одуванчике. Результаты эксперимента записываются в таблицу.

Одуванчик

Количество парашютиков (шт.)

Образец №1

193

Образец №2

167

Образец №3

180

Образец №4

197

Образец №5

189

Образец №6

170

Образец №7

179

Образец №8

178

Образец №9

192

Образец №10

199

 

     Вывод: одна корзинка цветков дает до двухсот семечек, а все растение – до трех тысяч.

   Таким образом, смогли ли мы узнать, зачем одуванчику парашютики? С их помощью одуванчики размножается.

     4.) Другие способы размножения одуванчика.

– Как вы думаете, ребята, а может ли одуванчик размножаться каким-то иным способом? Подумайте, о какой части этого растения мы сегодня еще не вспоминали? (Корень.) У меня на столе 2 образца одуванчика вместе с корнем. Обратите внимание на их внешний вид. Скажите, есть ли между ними отличия? (Они различаются по размеру.) Давайте измерим длину и ширину каждого из них. Результаты запишем в таблицу.

 

Одуванчик

Длина корня (см)

Ширина корня (см)

Образец №1

23

1,5

Образец №2

15

0,3

 

   Почему образец №1 больше по размеру, чем образец №2? Если растение растет на плодородной, увлажненной почве, то оно не нуждается в глубоких корнях. Если корень одуванчика разрезать на кусочки, каждый из них даст росток.

  Вывод: длина корня одуванчика зависит от условий, в которых он произрастает. С помощью корня одуванчик так же может размножаться.

   5.Подведение итогов.

  – Что нового вы узнали сегодня на занятии? Каким способом мы получили ответы на наши  вопросы? ( С помощью экспериментов.) Что такое гипотеза? Как построить гипотезу? 

   6. Рефлексия.

Список использованных источников

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Одувнчик

2.http://xn--80ahlydgb.xn--p1ai/grasses/oduvanchik.php

3.http://www.cnshb.ru/AKDiL/0047/base/k0340016.shtm

Опубликовано


Комментарии (2)

Горячева Наталья Валерьевна, 22.06.19 в 20:05 0Ответить Пожаловаться
Отлично!
Это даже не совсем занятие, а почти готовый проект!!! Вы-молодец!
Ачаповская Екатерина Аркадьевна, 22.06.19 в 21:41 0Ответить Пожаловаться
Наталья Валерьевна, большое спасибо за отзыв! Да, стараюсь, Чтобы занятия были как мини-проекты. на их основе можно делать исследовательскую работу. Иногда, наоборот, работу переделываю в занятие.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.