План-конспект занятия для детей с ОВЗ 5–6 лет «Путешествие в деревню»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕРЕВНЮ»
(для детей с ОВЗ 5-6 лет)
МБДОУ «Детский сад №62 «Огонек», учитель – логопед Жерноклюева Т. А.
Программное содержание: Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных и птицах: особенностях внешнего вида, поведения, образа жизни, об их назначении и пользе для человека; признаки домашних животных, показать, что они отличаются от диких. Закреплять обобщающее понятие «домашние животные»; умение образовывать имена существительные, обозначающие детенышей. Развивать психические процессы. Воспитывать любознательность, гуманное отношение к домашним животным.
Демонстрационный материал: декорации деревни, иллюстрации домашних животных, загадки, магнитофон, игрушка попугая; ширма, магнитофонная запись голосов животных, птиц, картинки животных и их детенышей.
Раздаточный материал: разрезные картинки животных и птиц.
Ход занятия
Орг. момент.
Вводная часть
Вот и прошла пора золотой осени. Теперь настала осень поздняя, скоро наступят морозы. Ребята, а что вы можете сказать об осени. (Ответы детей)
Осень красивое время года. А какое время года нравится вам и почему? (Ответы детей). А я очень люблю лето, можно отдохнуть в деревне или на даче. Мне бы очень хотелось вспомнить какое оно деревенское лето. Давайте совершим путешествие в деревню. Отправимся в путешествие на паровозе. Занимайте места в вагонах!
Дети выполняют двигательные упражнения под музыку.
Вот, ребята, паровоз Топающий шаг
Он вагончики повез
Он детей привез в деревню. Ходьба с наклоном
Выходите поскорее
По лугу гуляйте,
Цветы собирайте.
Что увидим – все покажем, Пружинка с поворотом
И споем, ребята, даже.
Прокати лошадка нас Прямой галоп с остановкой в
Не один, а много раз. конце произнести: «И-го-го»
По деревне сделай круг
И ступай пастись на луг.
Поросята голосят: Переступать с ноги на ногу,
-Накормите поросят качать головой вправо-влево,
Разве плохо из корыта произносить: «Хрю!»
Отрубей поесть досыта?
Подстригается барашек, Повороты корпуса вправо-
Не жалеет он кудряшек влево с произнесением: «Бе!»
Знает: надо подождать,
Кудри вырастут опять.
Ходит Зорька по лугам, Ходьба с опорой на колени
Молоко приносит нам и локти с произнесением:
Жить бы Зорьке в терему, «Му!»
А она – в хлеву… Му-му!
3. Основная часть
Как хорошо в деревне! В деревне и воздух не такой, как в городе. (Дыхательные упражнения) А какая тишина! Давайте послушаем тишину.
(Раздается громкая музыка)
Но что это? Я слышу громкую музыку. (Появляется игрушка -попугай из-за ширмы)
Попугай Кеша: Привет! А вот и я! Пролетом – мимолетом. Решил заглянуть к вам, в деревню.
Педагог: Выключите, пожалуйста, вашу музыку. Она мешает нам слушать тишину.
Кеша: Пожалуйста! (выключает магнитофон)
Педагог: Простите, а вы кто? По-моему мы незнакомы.
Кеша: Ну вот, не узнать меня! Вы, наверное, и телевизор не смотрите, и мультики не любите. Но ничего! Я вам подскажу: загадаю про себя загадку. Слушайте:
Разноцветная, бойкая птица,
Ей спокойно никак не сидится
Ты при ней никого не ругай-
Повторит за тобой… (попугай)
Да-да-да! Это я – попугай. А зовут меня Иннокентий. А для вас – просто Кеша.
Педагог: Очень приятно.
Кеша: А вас как зовут? (Дети отвечают). Ничего не понял. Давайте я скажу: Раз, два, три – имя назови! И каждый из вас назовет свое имя. (Дети называют имена). Ну вот и познакомились! А я ведь не просто так заглянул в деревню. Хочу сделать радиопередачу о тружениках деревни. Поможете мне собрать материал? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, давайте расскажем, какие животные и птицы есть в деревне. (Ответы детей)
Кеша: Надо же, как их много! А где же они все живут?
Педагог: Некоторые - в хлеву, кое – кто – в птичнике.
Кеша: Что – то я совсем запутался, кто, где живет?
Педагог: Мы, Кеша, тебе все растолкуем.
Дидактическая игра «Где чей дом?»
Дети раскладывают картинки домашних животных, живущих в хлеву, в одну сторону, домашних птиц – в другую.
Кеша: А почему вы никуда не поместили кошку и собаку? (Ответы детей)
Педагог: А почему вы это красивое животное не поселили в дома? (Ответы детей. Лиса – это дикое животное). Ребята, а давайте расскажем Кеше, почему этих животных называют домашними. (Ответы детей). А что будет, если их выпустить на волю. (Ответы детей). А для чего нужны нам домашние животные? (Ответы детей).
Кеша: Спасибо, ребята! Я все понял. А вы знаете, я для своей газеты сфотографировал животных и птиц, но ветер подхватил мои фотографии, и они разлетелись на мелкие кусочки. Вы не поможете их собрать?
(Дети собирают разрезные картинки животных и птиц)
Педагог: Чья фотография у тебя, Таня, получилась? И т. д. (Ответы детей)
Кеша: Спасибо! А знаете, ребята, что я не простой попугай. Я – журналист. И сейчас я возьму у вас интервью о животных и птицах, которые живут в деревне. Я хочу загадать вам загадки и услышать ваши ответы.
(Попугай загадывает загадки о свинье, петухе, овце, коне, кошке)
Молодцы, ребята! А еще, ребята, я записал разговоры животных и птиц на магнитофон. Но никак не могу узнать их по голосам. Помогите мне!
Дидактическая игра «Узнай по голосам»
Кеша: А последнюю запись я сам узнал. Это были козы.
Дефектолог:
Козоньки рогатые,
Козоньки бодатые,
Убежали за плетень,
Проиграли целый день.
Ребята, давайте и мы поиграем, как козочки.
Русская народная игра «Перевертышки»
Педагог: А вы знаете, ребята, что у некоторых животных зимой появляются детеныши.
Дидактическая игра «Чьи детки?»
(Дети называют детенышей животных и птиц)
Педагог: Ребята, пришла пора покормить животных и птиц.
(Дидактическое упражнение «Накорми животного и птицу»)
Кого ты накормила Таня? Чем? А ты кого накормил Руслан? и т.д. (Ответы детей)
Дидактическое упражнение «Как живете?»
Кони, кони, как живете? Козы, козы, как живете?
Кони, кони, что жуете? Козы, козы, что клюете?
- Хорошо пока живем, - Хорошо пока живем,
На лугу траву жуем. Но простите, не клюем,
А дерем мы поутру
С молодых осин кору!
Куры, куры, как живете
Куры, куры, что жуете?
- Хорошо пока живем,
Но, простите, не жуем!
Мы клюем проворно
На дорогах зерна.
Как вы, кролики, живете?
Что вы, кролики, дерете?
- Хорошо пока живем,
Но простите, не дерем.
А грызем мы ловко
Свежую морковку.
Вы, котята, как живете?
Вы, котята, что грызете?
-Хорошо пока живем.
Но простите, не грызем.
Пьем мы понемножку
Молоко из плошки.
Кеша: Знаете, ребята, по-моему, у меня получится замечательный репортаж о жизни в деревне. А вам-то, ребята, здесь понравилось? (Ответы детей) Да, много чего вы увидели в деревне. А мне пора лететь. Слушайте, ребята, радио. Может, услышите мой репортаж. (Улетает)
Подведение итогов. Оценка деятельности детей.
Педагог: И нам пора возвращаться домой. Садимся в наш паровоз. До свидания, деревня! (Дети уходят) Вот мы и приехали домой. Понравилось вам в деревне? А что вы там видели?
Дидактическая игра на внимание «Видели, видели…»
На лугу паслись овечки, Мышка с кошкой две соседки,
Грелся Васька – кот на печке. На одной уселись ветке.
Видели, видели, Крикнул гусь: «Га-га-га!»
Мы в деревне видели. Дам ребятам молока.
Наш Барбос – веселый пес, Бабушка с барашка
Во дворе яичко снес. Остригла кудряшки.
Учит курица наседка На реке купались утки,
В речке плавать своих деток. Утки - серенькие грудки
Во дворе - ха-ха-ха!
Подрались два петуха.
Педагог: Молодцы! А вы знаете, ребята, животные рады, что вы побывали у них в гостях, много знаете о них, и они вам сделали подарки. Это очень вкусный «клад», отыскать который нам поможет музыка. (Дети ищут «клад», прислушиваясь к звучанию музыки)