«Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия, и «убивает» интерес к творчеству. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
Формирование ключевых компетенций, креативности и способов самостоятельной творческой деятельности дошкольников с помощью применения нетрадиционных художественных техник изобразительного искусства, является основной целью нашей деятельности. Как с помощью нетрадиционной техники изодеятельности (лепки) развить творческие способности дошкольника, его креативности? Во время занятий пластилинографией у детей развиваются воображение, память, мышление, восприятие, мелкая моторика, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, а также формируются способности приобретать и творчески использовать новые знания, совершенствуются умения планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, то есть рефлексировать свою деятельность.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети с удовольствием придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи вызывают у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, с удовольствием принимать участие в конкурсах и побеждать, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. Деятельность с детьми целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей помогает активизировать их деятельность, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется известными приемами, но при этом дополняется новыми, более сложными, еще не знакомыми ребенку элементами. Дети получают знания повышенного уровня, опережающие их развитие, им предоставлена возможность самостоятельного создания работы и выбора материала. Применяется индивидуализированный подход к каждому ребенку. Между собой связаны такие виды творческой деятельности, как рисование, конструирование, аппликация, ручной труд. Детям предоставлена возможность и созданы условия для реализации своего творческого начала.
Первые успехи в работе вызвало у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что способствовало развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия привели не только к овладению детьми практическими навыками, но и научили их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогли проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
Литература
Выготский, Л. С. «Психология искусства» - М. : Педагогика, 1987 - 345 с.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография: анималистическая живопись» - Скрипторий 2003, 2008
Селивон В.А. «Пластилиновая страна Лепилка» - Минск: «Поппури», 2010.